Меню

Как делать водную вытяжку почвы

Приготовление водной вытяжки из почвы для определения ph

Уважаемые фермеры. Не подскажите соотношение почвы и воды для приготовления водной вытяжки для определения кислотности почвы.
В одном месте нашел что 30 грамм почвы залить 150 граммами дистилированной воды (не много ли воды)?
Хотелось бы узнать так ли это.

Практикум по агрохимии (Минеев):
Определение актуальной кислотности.
Эта форма кислотности обусловлена содержанием свободных ионов водорода в почвенном растворе и измеряется по величине pH водной вытяжки из почвы. Этот вид кислотности непосредственно действует на корневую систему растений и на почвенные микроорганизмы.
Определение актуальной кислотности почвы необходимо для выяснения возможности воздействия на почву разных форм, доз и сочетаний удобрений, а также подбора культур в севооборотах. Однако pH водной вытяжки — величина неустойчивая, часто изменяющаяся под действием разных факторов в течение даже одного вегетационного периода.
Ход анализа.
На технических весах взять навеску почвы массой 20 г и поместить в колбу на 200 — 250 см3. Прилить цилиндром 50 см3 (50 г) дистиллированной воды.
Взбалтывать на ротаторе в течение 1 ч. В суспензии или фильтрате определить значение pH электрометрическим методом.

проба почвы массои 30г помещают в ёмкость. к пробе приливают дозатором 150 куб. см дистиллированной воды.
допускатся пропорциональное изменение массы пробы почвы и объема воды при сохранении отношения междду ними 1:5 при погрешности дозирования не более 2%

— А где вы успели нажить себе так много врагов?
— Для этого не надо быть гением. Делай своё дело, говори правду, не подхалимствуй — и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора.

Источник

Использование метода водной вытяжки в почвенных исследованиях

Метод водных вытяжек применяют при исследовании динамики почвенных процессов, изучении режима различных элементов, в том числе и питательных веществ, вредных корневых выделений (колинов) и прочих токсикантов, которые накапливаются в почве, а также при решении некоторых других задач. Но наиболее часто этот метод используют пр анализе засоленных почв. Исследование водной вытяжки является обязательным для всех щелочных почв. При анализе засоленных почв водная вытяжка имеет исключительное значение, так как позволяет оценить наиболее важную их генетико-агрономическую особенность – специфику ионно-солевого комплекса.

Ионно-солевой комплекс засоленных почв – это вся совокупность солей и ионов находяшихся в разных формах: жидкой (почвенный раствор), твердой (кристаллические водорастворимые соли), сорбированной (обменные основания) и связанных между собой динамическим равновесием (слайд 33).

Сущность метода водной вытяжки заключается в кратковременном (3 мин.) взаимодействии дистиллированной воды с почвой, в соотношении 1:5 (слайд 34). Это приводит к растворению легкорастворимых (карбонат и гидрокарбонат натрия, гидрокарбонаты кальция и магния, хлориды натрия, магния и кальция сульфаты магния и натрия) и труднорастворимых солей (гипс, карбонаты кальция и магния), содержащихся в почве.

Выделяют полную и сокращенную водную вытяжку. При полной водной вытяжке определяют сухой (плотный) остаток, прокаленный остаток, главные анионы – карбонат, гидрокарбонат, сульфат, хлорид и катионы кальция, магния, натрия, калия. В щелочных почвах в водную вытяжку могут переходить заметные количества кремнекислоты, алюминатов, органических веществ. В водную вытяжку переходят водорастворимые фосфаты, соединения азота и микроэлементы, что отражается на величине сухого остатка.

При сокращенной водной вытяжке ограничиваются определением сухого остатка и некоторых, наиболее интересующих в конкретном случае, катионов и анионов.

Читайте также:  Выращивание ножа что такое

Главным преимуществом этого метода является вид используемого экстрагента. Применение дистиллированной воды, по сути, имитирует действие на почву атмосферных осадков, таким образом, в какой-то мере воссоздается природная ситуация. Это исключает трансформацию органической и минеральной части почвы. Этот метод применим на любых почвах, и не требует специальной подготовки почвы и оборудования. Водную вытяжку можно получить даже из почв, имеющих полевую влажность.

Главный недостаток водной вытяжки – принятое в методе широкое соотношение почва: раствор, которого не бывает в природной обстановке (слайд 35). Поэтому химический состав водной вытяжки не аналогичен почвенным растворам, циркулирующим в почвенном профиле засоленных почв. Строго говоря, при попадании в почву дистиллированной воды на почву действует уже не дистиллированная вода, а раствор солей, что приводит к изменению растворимости некоторых компонентов почвы. Кроме того, если такие почвы, как солончаки, очень хорошо фильтруются, то при приготовлении водной вытяжки из солонцов, напротив, происходит очень медленная фильтрация, а фильтрат практически всегда оказывается загрязнен коллоидными частицами. Приходится применять центрифугирование почвенной вытяжки для отделения коллоидов.

При определении степени и химизма засоления почв с помощью водной вытяжки целесообразнее проводить классификацию почв по содержанию токсичных солей (т. е. легкорастворимых) (слайд 36).

Результаты анализа водных вытяжек из засоленных почв представляют в виде таблиц (слайд 37) и солевых профилей (слайд 38).

Однако при всех своих недостатках этот метод широко и часто применяется в почвенных исследования. Водная вытяжка остается базовым методом для изучения засоленных почв. Полученные с ее помощью данные используют для генетической диагностики почв, в агрономической и мелиоративной практике.

Источник

Урок №47 Приготовление почвенной вытяжки

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа — Общество».

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Читайте также:  От чего нужно охранять почву 8 класс

Тип урока –— демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Приготовление почвенной вытяжки

Цели работы: ознакомление с операциями приготовления почвенных вытяжек, приготовление почвенных вытяжек для их использования в дальнейших работах.

Информация. Химическое исследование почвы обычно проводится путем подготовки к анализу заблаговременно отобранного образца почвы и определения состава почвенных вытяжек — водной и солевой. От правильности приготовления почвенных вытяжек во многом зависят и результаты исследования почвенного образца. В водной вытяжке определяются концентрации водорастворимых солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов и гидрокарбонатов, а также солей жесткости), а в солевой — кислотность, или значение рН вытяжки.

Оборудование из комплекта: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл.

Оборудование из кабинета: весы учебные, стакан на 200 мл, штатив ШХЛ с кольцом, разновесы, кювета, сушильный шкаф.

Реактивы и материалы: раствор хлорида калия (1,0 н.), чистая вода, образец почвы.

1.Высушите отобранный образец почвы в сушильном шкафу или на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см.

2.Взвесьте пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы (т) в граммах

3.Добавьте к почве раствор хлорида ка­лия в количестве 2,5 хш в мл (5 мл раствора на 2 г почвы), приготовив тем самым соле­вую вытяжку. Объем раствора хлорида ка­лия отмерьте с помощью цилиндра.

4.Перемешивайте содержимое стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки.

5.Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл, как по­казано на рисунке. Обратите внимание на ее внешний вид (цвет, мутность). Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

Аналогично приготовьте водную вытяжку, используя вме-
сто раствора хлорида калия чистую воду, в соотношении 5хт (5 мл воды на 1 г почвы).

7.Солевую вытяжку используйте далее для определения кислотности почвы

Зафиксируйте результаты экс­периментов в тетради.

Результат работы Почвенного Раствора

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. — СПб.: Крисмас+, 2003. — 176 с.: ил.

Источник

Как делать водную вытяжку почвы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Метод приготовления водной вытяжки

Greenhouse grounds.
Method for preparation of water extract

Срок действия с 01.01.90
до 01.01.95*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). — Примечание изготовителя базы данных..

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Госагропромом СССР

С.Г.Самохвалов, канд. с.-х. наук (руководитель разработки); Н.В.Соколова; Н.Б.Василевская, канд. с.-х. наук; А.П.Плешкова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 23.06.88 N 2183

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Настоящий стандарт распространяется на тепличные грунты и устанавливает метод приготовления водной вытяжки для определения ее рН, общей засоленности, содержания водорастворимых форм соединений фосфора и калия, нитратного и аммонийного азота, кальция, магния, натрия и хлорида при проведении агрохимического обследования с целью оценки обеспеченности растений элементами минерального питания и контроля за солевым режимом грунтов.

Читайте также:  Как заняться производством удобрений

Сущность метода состоит в извлечении водорастворимых веществ дистиллированной водой при отношении массы пробы грунта и воды 1:5 — для грунтов с массовой долей органического вещества до 30% и 1:10 — для грунтов с массовой долей органического вещества свыше 30%.

Общие требования к выполнению анализов — по ГОСТ 27753.0.

1. МЕТОД ОТБОРА ПРОБ

Метод отбора проб — по ГОСТ 27753.1.

2. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ

Камера сушильная с терморегулятором или аналогичное устройство, обеспечивающие устойчивую температуру нагрева 40 °С с погрешностью не более 5 °С.

Мешалка лабораторная электромеханическая с частотой вращения лопастей не менее 700 мин или встряхиватель с возвратно-поступательным движением и частотой колебаний не менее 75 мин .

Кассеты десятипозиционные с технологическими емкостями или колбы конические вместимостью не менее 200 см по ГОСТ 25336.

Установки фильтровальные десятипозиционные или воронки стеклянные по ГОСТ 25336.

Дозаторы или цилиндры для отмеривания 150 см воды.

Ступки и пестики фарфоровые по ГОСТ 9147.

Сито почвенное с сеткой диаметром 1 или 2 мм по ГОСТ 3584.

Шпатели металлические или пластмассовые.

Мельница почвенная ПМЛ-1 или пробоизмельчитель почвенный ПТ-1.

Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026.

Коробки картонные или полиэтиленовые.

Пакеты полиэтиленовые или мешочки матерчатые.

3. ПОДГОТОВКА К АНАЛИЗУ

3.1. Пробы грунтов, поступившие на анализ, помещают на полиэтиленовую пленку, удаляют камни, стекло, щепу и другие посторонние включения. После этого пробы доводят до воздушно-сухого состояния путем подсушивания в сушильной камере при температуре 40 °С. Окончание сушки контролируют органолептически. Проба считается доведенной до воздушно-сухого состояния, если составляющие ее отдельности не слипаются, не прилипают к твердым предметам, при раздавливании крошатся, пылят.

3.2. Высушенные пробы измельчают с помощью механических измельчителей или в фарфоровой ступке и просеивают через сито с круглыми отверстиями диаметром 1 или 2 мм. Корни, камни и посторонние включения, остающиеся на сите, отбрасывают. Измельченные пробы хранят в коробках или пакетах.

3.3. Пробы, хранящиеся в коробках, перемешивают на всю глубину коробки. Пробы, хранящиеся в пакетах, высыпают на ровную поверхность, перемешивают и распределяют слоем не более 1 см.

Пробу для анализа отбирают не менее чем из пяти точек. Масса пробы для анализа грунтов с массовой долей органического вещества до 30% — 30 г, для анализа грунтов с массовой долей органического вещества свыше 30% — 15 г.

4. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА

Пробы грунтов массой (30±0,1) г или (15±0,1) г помещают в технологические емкости или конические колбы, приливают по 150 см воды и перемешивают в течение 15 мин с помощью электромеханической мешалки или встряхивателя. После перемешивания отделяют по 15-20 см суспензии для измерения рН и приступают к фильтрованию.

Суспензии фильтруют через бумажные фильтры. Первую порцию фильтрата объемом до 10 см отбрасывают. Мутные фильтраты возвращают на фильтры до тех пор, пока они не станут прозрачными. По окончании фильтрования фильтраты перемешивают и используют для анализа.

Допускается определение в суспензии до фильтрования удельной электрической проводимости. В зависимости от количества определяемых показателей допускается пропорциональное изменение массы пробы грунта и объема дистиллированной воды при погрешности дозирования не более 2%.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Грунты тепличные. Методы определения

основных агрохимических показателей: Сб. ГОСТов. —

Источник

Adblock
detector