Виды почв – какие бывают, основные характеристики, типы и определения кратко (4 класс, окружающий мир)
В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.
Что такое почва
Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.
Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).
Почвенный профиль
Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.
Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.
И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.
Рис. 1. Почвенный профиль.
В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.
Типы почв
Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,
- Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
- Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
- Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
- Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
- Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.
Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.
- Каштановые и бурые почвы распространены в сухих степях и полупустынях, серо-бурые — в пустынях. Содержание гумуса — 1–2 % и менее.
Рис. 3. Полупустыня.
Виды почв
Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.
Что мы узнали?
От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».
Учитель: Якунина Кристина Игоревна
Тип урока : урок изучения и первичного применения новых знаний
Форма урока: лаборатория
Образовательная система: «Начальная школа 21 века»
Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, проектировочных, рефлексивных), через включение обучающихся в исследовательскую работу по теме «Почва».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
Ø развивать навыки сотрудничества;
Ø формировать коммуникативные умения;
Ø формировать уважительное отношение к иному мнению;
Ø развивать способность к самооценке;
Ø воспитывать бережное отношение и любовь к земле;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения :
Ø формировать умения принимать и сохранять учебные задачи деятельности;
Ø развивать умения использовать различные способы поиска информации : текст учебника, проведение опытов;
Ø формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Ø формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Ø формировать умения работать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :
Ø познакомить учащихся с понятием «почва»;
Ø создать условия для ознакомления учащихся с составом и типами почвы;
Ø формировать первоначальные исследовательские умения в изучении природных объектов (почвы);
Ø формировать умения находить нужную информацию из научно-познавательного текста.
Оборудование: песок, глина., почва, микроскоп, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, опорные слова, карточки с заданиями, учебник.
1. Организационный момент. Учитель: Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Учитель: У вас на партах лежат смайлики. Покажите с помощью смайлика, какое у вас настроение на начало урока?
Учитель: Я рада, что вы сегодня пришли ко мне на урок с хорошим настроением.
2. Создание учебной ситуации. Определение темы.
(Картинки растительность тундры, пустыни, смешанные леса)
Учитель: Растительность, каких природных зон изображена?
Учитель: Почему такая разная растительность?
Учитель: Посмотрите на картинку пустыни. Почему там мало растительности?
Д: Там песок, нет воды, высокая температура, нет земли.
У: Правильно. Там нет земли.
У: А сегодня мы с вами поговорим о верхнем слое земли.
У: Может из вас кто то, знает, как она называется?
У: Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
На слайде два определения почвы: 1. Почва — верхний слой земли.
2. Почва — верхний плодородные слой земли.
Учитель: Посмотрите на доску. Здесь даны два определения. Какое из этих определений верное?
У: Целью сегодняшнего урока выяснить, что же такое почва. Какие задачи нам сегодня пригодятся. Выберите из предложенных задач те, которые нам сегодня нужно выполнить:
1. Изучить состав почвы
2. Определить от чего зависит плодородие почвы.
4. Уметь добывать нужную информацию из разных источников.
5. Наблюдать и проводить опыты.
6. Учится оценивать себя и других
7. Выразительно читать стихотворения.
8. Изготавливать изделия по чертежу.
4.Открытие новых знаний.
Учитель: Я приглашаю вас поработать в исследовательской лаборатории.
Учитель: Что такое лаборатория?
Учитель: А кто работает в лаборатории?
Учитель: А чем занимаются научные сотрудники?
Учитель: Сегодня как вы уже сказали, мы будем исследовать почву.
Учитель: А кто может сказать, как называется профессия человека, который исследует почву.
Учитель: Вот и мы сегодня с вами поработаем учеными почвоведами.
(Слайд с определениями почвы)
Учитель: Перед вами 2 цветочных горшка. В один я насыпала верхний слой с спортивной площадки, а в другой с цветочной клумбы. Посадила одинаковые растения и ухаживала одинаково. Вот что получилось. Почему?
Дети: Разная земля.
Учитель: Давайте рассмотрим содержимое первого горшка под микроскопом.
Учитель: А теперь рассмотрите содержимое из второго горшка.
Учитель: Одинаковы ли картинки вы увидели?
Д: Нет. (Картинки) На первой картинки кристаллики.
Учитель: Это песок.
Дети: На второй и кристаллики и палочки.
Учитель: Давайте из этого горшка содержимое подожжём. (запаха нет)
Учитель: Теперь давайте подожжем содержимое из второго горшка. Что вы заметили?
Дети: Пошел запах.
Учитель: Значит, в содержимом второго горшка есть остатки живых организмов. Это называется перегной или гумус. (Слово гумус на слайде).
Учитель: Следующие опыты вы проведете сами. У вас на партах лежат рабочие листы исследователя. В них дана инструкция по проведению опытов и в этот рабочий лист вы будете записывать все свои выводы. (Проводят опыт №1 и №2)
Академическая дискуссия по результатам опытов. (Схема на слайде, вопрос после)
5.Работа с учебником. Поиск информации из статьи.
Учитель: От чего зависит плодородие почвы? На этот вопрос вы найдет ответ открыв ваши учебники на стр. 38. Прочитайте текст.
Учитель: Возьмите ваши схемы и текст выделитель. В ваших схемах выделите самые главные компоненты.
Учитель: Почему же в этом горшке вырос такой благоухающий цветок.
Дети: В этой почве много гумуса, эта почва плодородная.
Учитель: Так давайте вернемся к определениям. Так какое же определение правильное? (На слайде)
У: Кем мы сегодня были?
У: О самом известном почвоведе России расскажет нам Карина. (Самая плодородная почва в степях).
(Карта с полоской степей. Учитель обращает внимание, что маленькая часть земли плодородная).
У: Что нужно делать для того чтобы эта маленькая плоска не исчезла?
Д: Нужно охранять и защищать.
Учитель: Ребята, на дом вам будет задание разно уровневое.
Первый уровень-пересказ стр.37-39
Второй уровень- составить памятку как можно охранять почву.
Третий уровень- узнать что означают слова «эрозия» и « мелиорация и их виды», «Агроном»
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат колоски. Обратите внимание что они разного цвета. Сейчас Артем пройдет по классу с корзинкой. Если кому было интересно и все понятно на уроке – кладем желтый колосок. Кому было скучно и не понятно – зеленый колосок.
У: Сдайте свои рабочие листы. Я оценю вашу работу и на следующим уроке объявлю вам результаты.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Виды почв
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 26.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 26.
В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.
Что такое почва
Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.
Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).
Почвенный профиль
Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.
Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.
И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.
Рис. 1. Почвенный профиль.
В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.
Типы почв
Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,
- Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
- Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
- Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
- Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
- Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.
Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.
Виды почв
Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.
Что мы узнали?
От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.
Источник