Суккот — Праздник кущей
Праздничный шалаш (Фото: bilha golan, Shutterstock)
Еврейский праздник кущей, Суккот, приходится на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. Но празднования начинаются еще накануне — вечером 14 тишрея. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей.
Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.
В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники — Песах и Шавуот) официально празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
Другие праздники в разделе «Еврейские праздники»
Источник
Традиции и обряды праздника «Вторые Осенины» 21 сентября 2019 года
Традиции и обряды народного праздника «Вторые Осенины», который отмечают 21 сентября 2019 года. Торжество символизирует завершение сбора урожая аграрных культур и прощание с теплом. Это своего рода день отдыха от работ на земле и подведение итогов убранного в закрома.
Традиции праздника Вторые Осенины 21 сентября 2019 года
Не только народный, но и церковный праздник, а именно Рождество Пресвятой Богородицы, отмечают 21 сентября 2019 года. Именно по этой причине под запретом любой физический труд. Мыть, стирать и убирать, а так же заниматься рукоделием не стоит: лучше все дела отложить на один день.
До наших дней дошла одна традиция Вторых Осенин, под названием «Обновление огня». Для этой цели накануне вечером следует погасить все электрическое освещение и зажечь одну лампадку. Только ею нужно освещать жилище всю ночь до утра, пока сама не погаснет. Такой обряд должен привлечь в дом благополучие и удачу, счастье и взаимопонимание между домочадцами.
Обряды праздника Вторые Осенины 21 сентября 2019 года
Незамужние девушки в такой день обращались с просьбой о том, чтобы встретить любовь в молитвах к Богородице. Для этого юные барышни собирались на берегу любого открытого водоема, чтобы вместе отметить праздник. С собой они приносили свежий каравай. Пели песни и веселились.
Там же молились Божье Матери, мечтая о счастливом замужестве. В завершение мероприятия каждая девушка отламывала кусок корявая и забирала с собой, а дома отдавала его скоту. Тем семьям, которые хотят детей, так же стоит помолиться. Еще один обряд, который поможет стать родителями, накрыть праздничный стол, позвать за него бедных и нуждающихся и накормить.
Между делом, их стоит попросить о том, чтобы молились за хозяйку и ее детей. Как можно дольше оставаться молодой и красивой помогал нехитрый обычай, умываться водой из-под крана рано утром, до восхода солнца. Непременными атрибутами застолья в этот день была каша, молочные продукты, мед и хлеб.
Приметы праздника Вторые Осенины 21 сентября 2019 года
Если на Вторые Осенины заниматься благотворительностью, подать милостыню или накормить голодных, то семья никогда не будет нуждаться и у нее всегда будет еда на столе. Парень и девушка, которые планируют скоро пожениться, на 21 сентября 2019 года встречаются семьями. Жених вместе с родителями идет в гости к невесте, а та готовит разные блюда и угощает их.
Если будущей свекрови хоть что-то не нравится, то принято озвучивать критику в слух. Молодая хозяйка должна безропотно выслушать. Это залог того, что в ее будущей семье будет мир и любовь. Праздник был символическими проводами лета и встречей осени. После Вторых Осенин заметно холодает и могут быть даже заморозки и снег.
Источник
В День Малой Пречистой, 21 сентября, принято устраивать праздник урожая
21 сентября традиционно в России отмечается праздник Малой Пречистой, который богат на традиции и поверья. В народе данное торжество известно еще под названием «Оспожники». Оно появилось во времена Киевской Руси, когда предки устраивали праздник урожая. Но, самым главным событием, которое отмечается 21 сентября, является Рождество Пресвятой Богородицы, что входит в число великих церковных торжеств.
История праздника Малой Пречистой
Малая Пречистая — это второе название великого церковного праздника «Рождество Пресвятой Богородицы».
Традиционно 21 сентября в церкви проводят особое богослужение, которое прославляет и чтит память Божьей Матери. Дева Мария родилась в Назарете, в семье православных Анны и Иоакима. Супруги долго не имели детей и уже отчаялись, но продолжали молиться и просить Господа послать им ребенка. Но, однажды, Бог услышал их просьбы и послал к ним архангела Гавриила. Он же сообщил паре, что вскоре у них родится дочка, которую они назовут Марией, и суждено будет ей родить Спасителя всего человечества. Когда Анна и Иоаким услышали об этом, то обещали, что свою дочь они отдадут для служения Всевышнему. Так и случилось. Когда Мария была совсем маленькой девочкой ее отдали в монастырь, в котором она жила до 13 лет.
Традиции и поверья в День Малой Пречистой 21 сентября
На Руси в День Малой Пречистой существовало множество традиций, главной из которых было организовать празднование в честь собранного урожая. Именно исходя из этого, появилось еще одно название торжества «Оспожники». Интересно, что отмечали крестьяне этот праздник целую неделю, ведь чем был богаче урожай, тем дольше гуляли. На протяжении 7 дней прадеды ходили друг к другу в гости и устраивали пышные застолья.
21 сентября нельзя работать, иначе Всевышний может наказать, поэтому в праздник старались не рубать, не косить, не убираться в доме, поэтому очень часто родители шли в гости к своим детям, которые сами недавно создали семью. Часто данный обычай называли поднесеньем. Предки шли в дом молодоженов и несли им подарки, а также научали семейному делу.
Утро же 21 сентября было принято встречать на речке. Женщины просыпались рано утром и шли к водоему и зазывали осень. Старейшая женщина держала в руках хлеб, а молодые девушки пели и танцевали. Затем хлеб ломали на кусочки и раздавали всем, кто в этот момент был на реке. Хлеб, который оставался, несли домой и отдавали домашним животным.
Приметы в День Малой Пречистой 21 сентября
21 сентября в День Малой Пречистой прадеды особое внимание уделяли природным приметам, которые помогали определить будущую погоду:
- какая погода 21 сентября, такой и вся осень будет;
- на луке много шелухи — к холодной зиме;
- 21 сентября закат алый — к дождю на следующий день;
- утром на траве иней виден — к похолоданию;
- на деревьях уже практически нет листьев — зима будет ранней;
- много паутины висит — еще долго будет тепло;
- 21 сентября птицы низко летают — стоит ждать похолодания.
Источник
Как праздновали осень наши предки.
Осенины — это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины — это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл — в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.
В сентябре Осенины празднуются три раза: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября — день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября — праздновали Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября — Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом «двигаться».
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».
В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые
Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.
Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.
В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.
Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.
Источник
Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник