Меню

Как называются самые плодородные почвы дикого поля

Дикое поле

Ди́кое по́ле (укр. Дике Поле ) — устаревшее название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге. Ряд историков включает в состав Дикого поля также степи вплоть до верхней Оки [1] .

Содержание

История

По первым письменным историческим документам (Геродот и другие античные историки) на всей территории находящейся севернее Черного Моря (у античных авторов Понтийское море) обитали скифы, однако слабозаселенность территории и отсутствие охраняемых границ позволяли осуществлять вылазки кочевым народам (печенегам, половцам, хазарам и татарам) на эту территорию. Значительно позже других появились в Крыму крымские татары — в результате кочевниковских походов и переселений из Азии и захвата небольшой части крымской территории и затем они могли осуществлять временные вылазки на земли Дикого Поля. [источник не указан 96 дней] Бытовал слух со ссылкой на один современный источник о якобы подарке области Дикого Поля князю Ивану III [2] , однако ни в каких древних русских, украинских и иностранных летописях упоминаний о подобных «подарках» нет, поэтому данные упомянутого современного источника не могут считаться достоверными.

Степи Дикого поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что приводило к началу их освоения ещё во времена Киевского государства. Препятствовали этому набеги степных кочевников, которые волнами прокатывались по этим землям с древнейших времён (хазары, печенеги, половцы, татары), для защиты от которых из Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, а в дальнейшем из них вырастали поселения и города.

Продолжение заселения Дикого поля стало в XIV—XV веках, когда часть территории правобережной Украины вошла в состав Литовского государства, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). Земли Дикого поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами и холопами с территории правобережной Украины и крепостными из России и Речи Посполитой. Впоследствии территория Дикого Поля была под контролем украинских казаков с сечью в Запорожье. После образования Российской Империи Московское правительство на территории Дикого поля и ведения борьбы против турецко-татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу [3] . На оборонительных линиях селились служилые люди. Под влиянием растущей опасности от нападений крымских татар здесь в XV столетии сформировалось казачество [источник не указан 923 дня] .

В XVI—XVII веках правительство Польско-Литовского государства Диким полем считало украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, и раздавало их магнатам и знатнейшим в частную собственность как незаселённые [источник не указан 1238 дней] .

В конце XVII века название «Дикое поле» перестало употребляться [источник не указан 1238 дней] .

См. также

Примечания

  1. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб, 1997, с. 189
  2. Белгород (очерки по истории города), Белгород, А. Иванчихин, 1957, с. 3
  3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб, 1997, с. 209, 210

Литература

  • Каргалов В. В. На степной границе. — М., Наука, 1974.
  • Каргалов В. В. Оборона южной границы Российского государства в первой половине 16 столетия. — Л., 1977.
  • Добролюбский А. О. Кочевники на западе причерноморских степей в Х-ХVIII веках (историко-археологическое исследование). – Автореферат дисс. . доктора исторических наук. – СПб., ИИМК РАН, 1991. – 34 с.

Ссылки

  • Максимилиан Волошин — Дикое поле (1920)
  • Казачий информационный портал «Дикое поле» воинская культура, история и этнография казаков
Исторические области расселения украинцев
Бессарабия (Буджак, Надпрутье) • Буковина (Буковина Северная, Покутье<Покутско-Буковинские Карпаты>, Хотинщина, Буковина Южная) • Брацлавщина (Болоховская земля) • Верховина (Бойковщина, Гуцульщина, Лемковщина, Пряшевская Русь) • Волынь (Волынское княжество, Владимиро-Волынское княжество, Галицко-Волынская Русь) • Галиция (Галицкая Русь, Галицкое княжество, Русское воеводство, Галиция и Лодомерия) • Дикое поле (Половецкая земля, Джамбайлук, Едишкуль, Едисан) • Донбасс (в т. ч. Ростовская область & Область Войска Донского, Лебедия) • Жёлтый Клин • Задунайская Сечь (Подунавье) • Закарпатье (Карпатская Русь, Закарпатская Украина, Марамарош, Подкарпатская Русь, Угорская Русь, Северный Марамуреш) & Прикарпатье • Закерзонье (Надсанье, Подляшье, Холмская Русь (Забужье)) • Западная Украина (Западно-Украинская народная республика) • Запорожье (Великий Луг, Запорожская Сечь) & Надпорожье • Зелёный Клин • Малороссия • Малиновый Клин • Надднепрянщина (Левобережная Украина: Гетманщина, Курщина, Посулье, Слобожанщина, Подонье, Стародубщина, Северщина<Новгород-Северское княжество>, Черниговщина • Правобережная Украина: Поросье) • Приднепровье и Среднее Поднепровье (Киевская Русь, Киевщина с Переяславщиной, Полтавщина, Черкащина) • Надднестрянщина (Понизье (Подолье), Расточье–Ополье, Приднестровье) • Новороссийский край (Новороссийская губерния, Новая Сербия, Приазовье, Славяно-Сербия) • Северное Причерноморье (Крым, Таврика) • Побужье & Бужская Сечь • Полесье (Древлянщина) • Серый Клин • Украинская диаспора

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Дикое поле» в других словарях:

ДИКОЕ ПОЛЕ — историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в 16 17 вв. беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против… … Большой Энциклопедический словарь

ДИКОЕ ПОЛЕ — ДИКОЕ ПОЛЕ, историческое название южно русских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в 16 17 вв. беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы … Русская история

ДИКОЕ ПОЛЕ — ДИКОЕ ПОЛЕ, СССР, Евразия (Свердловская киностудия)/Екатеринбург, 1991, цв., 110 мин. Историко приключенческий фильм. 1540 год давние времена казачьей вольницы. Немногочисленный отряд казаков вступает в битву с турками. В ролях: Борис Рубашкин … Энциклопедия кино

Дикое Поле — историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI XVII вв. беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против… … Википедия

дикое поле — сущ., кол во синонимов: 1 • степь (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дикое поле — историческое название территории между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI XVII вв. беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против Крымского ханства… … Энциклопедический словарь

Дикое поле — историческое название территории между Доном, верхней Окой и левыми притоками Десны и Днепра, отделявшей Русское государство от Крымского ханства. Освоено в 16 17 вв. русскими крестьянами, бежавшими от феодальной эксплуатации и… … Большая советская энциклопедия

ДИКОЕ ПОЛЕ — см. в ст. Засечные черты … Советская историческая энциклопедия

Дикое поле — историческое название юж. частей Среднерусской, Приволжской возвышенностей и Окско Донской равнины между Десной, верх. Окой, верх. и сред. Доном (Россия и Украина). Иногда к нему относят также Среднее Поволжье. В конце XIV в. пос … Географическая энциклопедия

Дикое поле — Ряз., Сарат., Тамб. Степь. СРНГ 8, 62 … Большой словарь русских поговорок

Источник

ДИКОЕ ПОЛЕ

Дикое поле — территория неразграниченных и малозаселенных причерноморских и приазовских степей, расположенных между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.

Термин «Д. п.» ввел в 1648 французский инженер и картограф Г. Левассёр де Боплан как синоним безлюдных пространств Причерноморья. Степи Д. п. были пригодны для развития земледелия и скотоводства, что способствовало их освоению со времен Древнерусского государства. Этому, однако, препятствовали набеги степных кочевников. Для защиты от них направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, из которых вырастали поселения и города.

Заселение Д. п. продолжилось в XV—XVI вв. переселенцами с Сев.-Вост. Руси. Часть Д. п. находилась под контролем казаков. В XVI—XVII вв. московские правители, продвигаясь на территорию Д. п. для ведения эффективной борьбы против крымско-татарской экспансии, создавали оборонительные сооружения (крепости, засеки, земляные валы и рвы), сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди. Активная внутренняя политика российских императоров 2-й половины XVIII в. не только ликвидировала опасность вторжения через Д. п. в пределы России кочевых племен, но и сделала возможным социально-экономическое освоение этих территорий, подготовившее их окончательное включение в состав Российской империи.

Лит.: Бутенко Ю. А. Дикое Поле в период раннего средневековья (середина V — середина XI в. н. э.). Харьков, 2014; Каргалов В. В. Оборона южной границы Российского государства в первой половине XVI столетия. Л., 1977; Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в XVII веке. М.—Л., 1948; Солодкин Я. Г. О происхождении топонима «Дикое поле» // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России. Брянск, 1996.

Источник

Дикое Поле: какой была жизнь в пограничной зоне

Диким Полем называли земли, раскинувшиеся вдоль от Днестра до Дона. Эта территория, сейчас густо заселенная, когда-то была голой степью, по которой, как перекати-поле, бродили кочевые племена. Тем, кто пытался в этой местности вести оседлый образ жизни, особенно на ее границах, приходилось очень туго.

Как все начиналось

На Диком Поле хозяйничали скифы, сарматы, печенеги, тюрки и половцы. Последние создали в этих степях свое собственное государство, которое в летописях называли Половецкой степью. В 1093-1111 годах Владимир Мономах несколько раз организовывал военные походы в эти края. Войска русичей возвращались домой «полониша скоты, и кони, и вельблуды, и челядь». В 1223 году через Дикое Поле промчались войска Чингисхана. Потом спустя 20 лет на этой земле побывал его сын Батый, включивший Дикое Поле в состав Орды.

Неудивительно, что крупных поселений на границах этих земель практически не было. В местах, близких к морю, даже греческие колонисты умудрились построить полис Ольвию, которую навещал отец истории Геродот. Приграничные же районы долго оставались пустыми, поскольку для того чтобы заниматься земледелием и строить дома, необходимы спокойные соседи. А если через границы то в одном, то в другом направлении бродят войска, смысла в основании поселений нет.

И вплоть до 1550 года Половецкая степь была местом битв между Великим Литовским княжеством, Золотой Ордой и Московской Русью. Муравский шлях от Перекопа до Тулы был огромной проблемой, поскольку по нему шли завоеватели в глубь Руси. После них, как писал иеродиакон Игнатий, «Не видно ни града, ни села, ни одной души!» Ордынские войска численностью в 20-80 тысяч доходили до границы Дикого Поля одним войском, а затем рассеивались небольшими отрядами, грабя и убивая всех, кто попадался на пути. В то время бытовало выражение «выбрать село», то есть убить стариков и маленьких детей и угнать в плен всех остальных.

Укрепление границ

1550 год ознаменовался переломным моментом в создавшейся ситуации — началось строительство Большой засечной полосы. Это фортификационное сооружение представляло собой ряд рвов, валов, преград из поваленных деревьев (засек), которые затрудняли путь вражеским войскам. Кроме таких препятствий были построены сторожевые башни. Засечная черта тянулась от Харькова до Заволжья. Строились новые города и поселения.

Пограничных служивых нужно было кормить. Да и набирать новых людей на государеву службу намного проще из местных жителей. Поэтому переселение в эти места поощрялось властями. Например, тем, кто перебирался в пограничную зону на постоянное место жительства, разрешалось беспошлинно заниматься винокурением и соляным промыслом. Переселенцев освобождали от всех податей. Им разрешалось создавать органы местного самоуправления. Выделялся надел земли, причем безвозмездно.

Поскольку самыми первыми в зоне укреплений появлялись солдаты и те, кого в срочном порядке привлекали к службе, правительство требовало от них в обязательном порядке заниматься земледелием, иначе бы пришлось платить «хлебное жалование». Так появились однодворцы — служивые, а впоследствии и их дети, поместье которых состояло из одного двора. В XVIII веке граница Русского государства отодвинулась глубже в Дикое Поле, на месте таких застав стали возникать города. В это же время однодворцы уже начали платить подворовую, а затем и подушную подать.

Заселению Дикого Поля способствовали запорожские и донские казаки. Они основали Харьков, Сумы, Изюм, Чугуев, Белгород и множество других городов. Шляхтичи тоже участвовали в создании поселений, в частности, Олешни и Ахтырки. Городское управление строилось на основе военной системы и подчинялось воеводе, которого назначали из Москвы. Постепенно стали заселяться и другие территории Дикого Поля, превратившегося в Новороссию в результате русско-турецких войн XVIII века.

Источник

Краеведение. Рефераты. Туризм

Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика

Дикое поле (степь Малый Хейхат, Крымская украйна) в XIV—XVII веках: от Северской земли к Слобожанщине и Таврии

Поводом к составлению этого обзора послужил фильм российского телевидения. Несложно догадаться, что на историю Дикого поля существует по крайней мере три точки зрения: украинской истории, российской пропаганды и есть еще точка зрения ногаев, народа который пережил три волны массовой депортации со своих земель, а точнее земель, где европейские (малые) ногаи сложились как нация. Прямо сейчас важно, что не может быть «соборной Украины», ее и нет сейчас, и не будет никогда. Надо признать, что есть несколько десятков коренных народов Украины и есть смысл сделать Украину большой (а она по меркам Европы очень большая) федеральной страной с максимальным местным самоуправлением. Ну речь не о политике, наш проект туристический. Для нас важны коренные народы Украины, их история и национальная самобытность (спорт, кухня, напитки, одежда, орнаменты и прочие приятные интересные вещи). В этом обзоре речь пойдет о ногаях (а это собирательное имя для очень многих племен юга Восточно-Европейской равнины), гагаузах и урумах — тюркоязычных православных христианах, козаках и черкасах. На рубеже 18-19 веков Дикое поле заселялось сербами и греками. Сегодня они по большей части «украинцы», но по внешности и ментальности остаются средиземноморцами.

Земледельческое освоение Дикого запада Северной Америки породило целый жанр литературы и кинематографа, получивший название «вестерн».
Но явление «Фронтьер» (фронтир) как граничного края, опасной полосы продвижения земледельческой цивилизации и государственности вглубь вольных земель, теоретически оформленное в работах американского историка Ф.Тернера, развивалось задолго до появления США.

В классическом вестерне хорошие парни — это ковбои и фермеры, а также нанятые фермерами хорошие всадники, умело убивающие индейцев. Иногда такие хорошие парни просто эволюционируют из бандитов, благодаря любви к какой-нибудь славненькой белокурой фермерше.
Для развития земледелия в прерии важно также очень быстро и хорошо убивать бизонов. Прославленный Буффало Билл делал это виртуозно, о нем снято множество фильмов.
Неклассический «вестерн» производства студии DEFA ГДР все же приучил большинство советских людей быть морально на стороне индейцев. Немецкий писатель Карл Май как и многие деятели немецкой культуры идеологически боролся с американскими стандартами восприятия истории. Побывав в США лишь в 1908 году, Карл Фридрих Май в 1893—1910 году опубликовал свой самый знаменитый цикл романов о благородном индейце Виннету. С 1895 года ежегодно продавались более 60 000 экземпляров его романов.
Известно, в школьные годы Адольф Гитлер считал эти книги самыми своими любимыми.
Но надо сказать, что даже если индейцы и снимали скальпы с живых земледельцев и ковбоев, жгли фермы и форты белых поселенцев, то уж во всяком случае в рабство индейцы белых не продавали.
В этом важнейшее отличие истории нашего Дикого поля, нашей Крымской украйны (или как это обозначено на картах 17 века территории с название ОКРАИНА) от уничтожения северо-американских индейцев.
Кочевников Северного Причерноморья из века в век втягивали в поставку рабов просвещенные страны Средиземноморья: вначале античная Греция и напоследок Османская Турция.
Сами по себе природные ресурсы юга Русской равнины всегда позволяли гармоничное межнациональное разделение труда, в котором кочевники Степи нуждались в мирном соседстве с земледельцами речных долин. И периоды такого сотрудничества, вероятно, случались длительностью во много десятилетий.
Но внимание историков по-прежнему приковано лишь к войнам и героям, а не к торговым потокам и экономике.

Официальная точка зрения на историю Дикого поля

Дикое поле — историческое название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге. Ряд историков включает в состав Дикого поля также южнорусские степи вплоть до верхней Оки.

Степи Дикого поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что приводило к началу их освоения ещё во времена Киевского государства. Препятствовали этому набеги степных кочевников, которые волнами прокатывались по этим землям с древнейших времён (Киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары).

Особенно благоприятным для заселения Дикое поле стало в XIV—XV веках, когда эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского (если говорить точно — в XV веке Северская земля принадлежала потомкам эмира Мамая — князьям Глинским. Крепкая и долгая власть эмира Ногая в XIV веке также способствовала экономическому процветанию. Рекомендуем прочесть: А. А. Шенников. Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV – XV в.)).

Земли осваивались и заселялись беглыми крестьянами и холопами. (если говорить точно — то это расхожее мнение имеет, конечно, под собой некую основу: 1. некоторая часть свободных земледельцев и скотоводов Северской земли, действительно уходила в Дикое поле, чтобы избежать закабаления со стороны польской шляхты и московского дворянства; 2. польское идеологическое давление заключалось в том, что разные этнические группы Степи — свободные по своему образу жизни и православные по вере черкасы и казаки были «объединены» со славянским земледельческим населением речных долин и лесостепной зоны в общее понятие «холопы», «быдло». Рекомендуем отдельно поразмыслить над работой: Ракитин А.С. Севрюки – коренное население Северской земли. Кстати, не лишним будет напомнить, что «развитие России», для которого требовалось уничтожить поселения кочевников в Диком поле, привело к расцвету собственной работорговли — до 1861 года русских крестьян помещики проигрывали в карты, меняли на собак, дарили. Александр Сергеевич Пушкин получил знаменитую Арину Родионовну в наследство от бабушки, вместе с вещами и безделушками…)

Московское правительство для освоения Дикого поля и ведения борьбы против турецко-татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди. Под влиянием растущей опасности от нападений крымских татар здесь в XV столетии сформировалось казачество.

У XVI—XVII веках правительство Польско-Литовского государства Диким полем считало украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, и раздавало их магнатам и знатнейшим в частную собственность как незаселённые.

В конце XVII века название «Дикое поле» перестало употребляться.

В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России.

(наверное, все-таки уточним, а скорее, наоборот избавимся от иллюзии точности. Даже если говорить о том, что Дикое поле это степь как природное явление, или Степь Половецкая (Дешт-ы Кыпчак), или Малая Тартария, или Польские и Рязанские Украйны — все эти понятия в разное время охватывали разные территории. Самое главное — границы между степью и лесом как природными зонами изменялись со сменой климатических эпох (сухих или влажных). Изменялось положение речных русел, а с ним и направления торговых путей. Роль городов также изменялась.

К сожалению я не нашел пока хороших работ по исторической географии юга Русской равнины, где бы нормально освещались вопросы экономики. Сплошной героизьм и сочинительство историй…

С Диким полем также тесно связана история Молдовы (Приднестровье и Бессарабия) и стран Северного Кавказа. Так что и там наверное существуют большие различия в оценке «русского освоения.

… В конце 1679 года к хану Мурад-Гирею в Крым, для определения границ между двумя государствами, отправились московские послы Сухотин и Михайлов, но договориться с ханом не смогли. В августе 1680 годы для окончания переговоров в Крым прибыли стольник Василий Тяпкин и дьяк Никита Зотов, договорившиеся с ханом Мурад Гиреем о перемирии на двадцать лет с 13 января 1681 года. Граница была определена по Днепру. Крымские татары получили право на кочевание и охоту по берегам Днепра, а казаки — право рыбной ловли в Днепре и право добычи соли. Запорожские казаки признавались российскими подданными. Турция и Крымское ханство также признали за Россией часть Левобережной Украины с Киевом. Турецкий султан утвердил этот мирный договор.

До 1686 года Россия, не имея до этого политических интересов на Балканах, пыталась поддерживать мир с Османской империей. Это был хрупкий мир, достаточно вспомнить захват Азова донскими казаками и оставление его в 1640 году по приказу Москвы, отданному под давлением Турции, а также русско-турецкие войны 1676 — 1681 года. Россия могла выйти к Черному морю за полвека до Петра Великого. Но накануне исторического рывка к морям России, Турецкое государство превратилось в соперника, чему очень сильно способствовали политика Англии и Польши.

В начале 1680-х годов Австрия, Венеция, Польша, Ватикан и Московское государство составили антитурецкую и антикрымскую «Священную Лигу». В июле 1683 года двеститысячное турецкое войско под командованием великого везиря Кара-Мустафы переправились через реку Рааб и подошли к Вене. 12 сентября 1683 года объединенные войска австрийцев, саксонцев, баварцев и поляков под командованием польского короля Яна Собесского в кровопролитном сражении разбили турок.

21 апреля 1686 году между Россией и Польшей был заключен «вечный мир», произошел разрыв Москвы с Турцией и Крымским ханством. По этому договору Россия и Польша договорились о совместной защите своих государств от крымских татар и Турции.

В соответствии с этим договором осенью 1686 года стотысячное русское войско во главе с князем Василием Васильевичем Голицыным начали первый поход в Крым «для избавления Русской земли от нестерпимых обид и унижений от татар». У реки Самары к русским присоединились пятидесятитысячный отряд украинского гетмана Самойловича. Войска дошли до реки Конские воды и были остановлены степным пожаром, отсутствием провианта и воды. Потеряв треть армии, Голицын повернул назад. В неудаче похода обвинили Самойловича, согнанного с гетманства и отправленного в ссылку, где он и умер через два года. В феврале 1689 года начался второй поход стотысячного русского войска в Крым. К ним присоединились украинские казаки гетмана Ивана Мазепы. 20 мая русские войска подошли к Перекопской крепости, где стоял крымский хан с войсками. Но на следующий день Голицин повернул армию назад, домой. Причины этого неизвестны.

  • кажется, именно тогда царь Петр попал в плен, с большими затратами его выкупили, а до 1700 года Российская империя платила дань Крымскому ханству?

Опыт двух неудачных походов показал, что для того, чтобы завоевать Крымское ханство, нужно укрепиться в Северном Причерноморье. Начались русско-украинские походы к устью Днепра и к крепости турок Очакову. В 1690 году войска казаков ходили на Очаков и Кази-Кермен, в 1691 году — на Аккерман, в 1692 году — снова к Кази-Кермену, в 1694 году — на Очаков и Буджак.
В 1691 году старший канцелярист Генеральной войсковой канцелярии украинских казаков Петр Иваненко (Петрик), ушел к запорожским казакам, которые избрали его войсковым писарем. В 1692 году он ездил в Крым, где вел переговоры с крымским ханом Саадет Гиреем II от имени «Княжества Киевского, Черниговского, всего войска Запорожского и народа Малороссийского». Был подписан договор, по которому Украина должна была быть отделена от Московского государства с крымской помощью. Петрик с двадцатитысячным татарским отрядом во главе с калгой выступил на Украину, но был отброшен московскими войсками и казаками Ивана Мазепы. Петрик с татарами отступил к Перекопу, где татары попытались создать на землях между Бугом и Днестром так называемую «Ханскую Украину». Дело кончилось ничем, а сам Петрик был зарублен запорожцем в начале 1696 года во время очередного татарского набега.

В 1692 году большая татарская орда по приказу султана участвовала в турецко-австрийской войне, на территории Венгрии, но недолго, мурзы увели татар в Крым, за что султан сместил тогдашнего крымского хана Сафу Гирея.

Походы донских и запорожских казаков в Крым и их борьба с ханством и турками сдерживали татарско-турецкую экспансию на украинско-русские земли, но победить ни Крымское ханство, ни Турцию естественно не могли.

Очередную попытку прорваться к берегам Черного моря, необходимого для развития России, но контролируемого Турцией и Крымским ханством, совершил Петр I.

Первый удар в очередной раз был нанесен по Азову, принадлежавшему Турции и запиравшему выход к Черному морю. Кроме того, России необходим был опорный пункт вблизи Крыма для дальнейших походов. Весной 1695 года часть армии, под командованием Бориса Шереметева по Днепру пошла к Крыму, а тридцатитысячное войско с царем Петром I реками спустилась до Царицина, прошло к Дону и в июне было под Азовом. После трехмесячной неудачной осады Азова, основной причиной которой было отсутствие у русских флота, вследствие чего было невозможно осуществить блокаду крепости, русское войско в октябре 1695 года ушло от Азова. Отвлекающий поход русской армии под командой Бориса Петровича Шереметева был более удачен. В июне 1695 года русское войско осадило и 30 июля, взорвав подземную мину у стены крепости, взяло турецкую крепость на Днепре Кызыкермен, отбившись от крымско-татарской конницы Ширин-бея. После этого захватив и разрушив турецкие крепости на Днепре Мустриткермен, Исламкермен, Мубареккермен и построив на одном из днепровских островов крепость, названную Таваном, Шереметев вернулся в Белгород.

В отместку за потерю крепостей крымский хан в феврале 1696 года совершил набег на полтавские земли Украины, но войска Шереметева и казаки украинского гетмана Ивана Мазепы отразили нападение.

Построив на новых верфях на реке Воронеж к апрелю 1696 года 2 корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов для перевозки войск, Петру I с сорокатысячной армией, отрядами донских и запорожских казаков, удалось уничтожить турецкие корабли, прикрывавшие Азов, вывести русские суда в море и полностью окружить Азов. 19 июня 1696 года турецкий гарнизон в Азове капитулировал. Уходя из крепости турки оставили русским 16 знамен и 136 пушек.

Осенью 1696 года Петром I и Боярской Думой было принято решение начать освоение новых земель. Первенцем оказался город Таганрог, отстроенный в том же году, там же была оборудована гавань для российского флота в Азовском море. В 1697 году тридцатитысячное русское войско во главе с Алексеем Семеновичем Шейным вошло в Приазовье. Русские укрепили Азов, отбив нападение двадцатитысячного татарского отряда, продолжавшегося десять часов, построили против города на северной стороне Дона новую крепость, сделали гавань в Таганроге, построили для защиты города крепость Троицы и форт Павловский на Петрушинской косе. Приазовье закреплялось за Россией.

Вторая русская армия, сформированная в Белгороде князем Я. Ф. Долгоруким с целью отвлечь войска крымских татар от армии Шеина, тогда же прошла вдоль Днепра и опять взяла восстановленную турками крепость Кызыкермен и Таван, оставив там гарнизоны. Крепости были атакованы турецкой армией белгород-днестровского паши Али и крымскотатарской конницей с ханом Эльхадж-Селим Гиреем во главе. Русский гарнизон Тавана с воеводой, думным дворянином Бухвостовым, отбил все приступы. После того, как в крепость прорвались с боем пришедшие на помощь запорожские казаки кошевого Григория Яковенко, турки с татарами дважды, ожесточенно, но неудачно штурмовали Таван. При приближении большого отряда полтавского полковника Искры они ушли в Очаков.

До нашего времени сохранились письма крымских татар к осажденным и их ответ:

Татарское письмо, пушенное в Таван на стреле 23 сентября 1697 года :

«В сем городе находящимся сотникам черкасским и казакам поздравление! Мы с вами исстари друзья; для чего же сражаетесь за сей наш город и умираете за Москву, вам недоброжелательную? Оставьте лучше сопротивление и сдайте защищаемую вами крепость. Если вы согласны на сие предложение, пришлите одного из ваших товарищей к желтому знамени. Мы ханскому величеству донесем и все станется, даст Бог, по вашему желанию; в противном случае делайте, что хотите, грехи ваши на ваших шеях».

Татарское письмо, пущенное в Таван на стреле 24 сентября 1697 года»:

«От всего турецкого войска и хана крымского слово: да будет ведомо вам, таванской старшине и войску московскому и казацкому, что всеми землями обладает великий наш повелитель, султан турецкий, и что защищаемый вами город ему принадлежит. Итак, если желаете сохранить свое здоровье и свободу, возвратите нам оный без всякого повреждения; иначе, с помощью Единого Бога и Магомета пророка, возьмем мы сей город и вас всех вырубим своими кавалерами. Однажды и дважды вам говорим: сдайте город».

Ответ осажденных, пущенный на стреле в татарский стан: «Мы, старшины великих войск московских, и мы, старшины войска Запорожского и городовых и охотных полков, приняли в руки лист ваш, чрез стрелу нам поданный, в котором просите сдать вам город и устрашаете своими кавалерами и мечом. Знайте, что мы не походим на вас, бусурман, не верим никаким ложным пророкам, а всю надежду возлагаем на помощь Бога Всесильного и Его Пресвятую Матерь. Не только не возьмете вы нашего города, но знатную понесете от него пагубу, ибо сабли наши еще не заржавели, руки не ослабли; в хлебных запасах и, для привитания вас, в воинских запасах не имеем недостатка. Итак, советуем лучше вам удержаться от угроз и обманов; города не отдадим, ожидая к себе на помощь ратных людей. Впрочем, мы без них готовы ополчаться против вас, бусурман, за веру христианскую, за честь великого государя и за отчизну и имеем надежду одержать над вами, с Божией помощью, победу знатную на вечное для вас поношение».

Однако нарождающийся русский флот не имел выхода в Черное море. В 1697 году в устье реки Кубань у Азовского моря в течение двух месяцев турки построили небольшую крепость Аджи, а в 1703 году у Керченского пролива была построена «Новая крепость» — Еникале, имевшая 2000 человек гарнизона.

В 1699 году в Карловцах Россия, Австрия и Венеция заключили перемирие с Турцией на два года. В конце 1699 года в Стамбуле российским представителем Емельяном Украинцевым, прибывшим туда на российском военном сорокашес-типушечном корабле «Крепость», был подписан с турецкими властями мирный договор. По этому договору Турция обязалась срыть турецкие укрепления в Поднепровье, город Азов и земли вокруг него на десять часов езды принадлежали теперь России. Турция отказалась от притязаний на Украину и взяла на себя обязательства сдерживать крымских татар от набегов на российские земли. Отменялась ежегодная дань крымскому хану, составлявшая 90000 червонцев в год. В ноябре 1701 года в Оттоманской Порте появился постоянный российский посол — Петр Андреевич Толстой.

Александр АНДРЕЕВ. ИСТОРИЯ КРЫМА
Глава 10. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО, УКРАИНА, ЛИТВА, ПОЛЬША И КРЫМ. XVII век.

… Удивительно, но один из наиболее ярких и героических персонажей украинской истории – кошевой атаман Иван Сирко, воспетый в десятках, если не сотнях народных песен и легенд, оценивается “отцами украинской нации” очень неоднозначно. Действительно, оставаясь в рамках теории “создания нации” невозможно ни понять, ни объяснить поступки знаменитого воина.

Но многое становится на свои места, если представить Сирко этаким украинским средневековым рыцарем или скорее кондотьером. Да, очень часто он менял покровителей и служил тому, кому было выгодно. За свою бурную жизнь Сирко успел повоевать и с поляками, и с Крымом, и с Москвой, поддерживал то одного претендента на гетманскую булаву, то другого. Но он никогда не шёл на компромиссы со своей совестью и честью, и всегда оставался защитником простого украинского люда. В отличии, кстати, от “государственников”, которые закрепощали украинских крестьян, продавали своих соотечественников в рабство, разоряли города и совершали множество не менее “славных” деяний во имя “великой” цели.
Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. Но на основе анализа его останков, можно приблизительно установить, что он родился в начале XVII века, примерно между 1605 — 1610 годами. Дмитрий Яворницкий, первый исследователь биографии кошевого атамана, считал, что Сирко родом из деревни Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). Поводом так думать стал тот факт, что Сирко долгое время жил с семьей в своем доме в Мерефе, а после его смерти там продолжала жить его семья.

Советуем прочесть: Украинский кондотьер Иван Сирко http://www.frontier.net.ua/2009/12/ivan-sirko-1/

… Различия во взглядах на роль российских просторов, на их влияние на жизнь и судьбы россиян и страны в целом возникли давно, во всяком случае еще в XVIII—XIX вв., по мере укрепления России в степях, лесах, тундрах к востоку от Урала. На этих просторах зарождались и расширялись противоречия или, скажем сильнее, раскол между теми, кто считал, что судьба России — на Западе, в Европе, в соединении с ними, по крайней мере в следовании их путями, и теми, кто верил в самобытность России, а она, естественно, связывалась прежде всего с огромными северными и восточными пространствами. Произошел раскол между западниками и славянофилами (или евразийцами, как их стали именовать, когда речь шла о географической сущности этого общественного движения). Как видим, в самом названии Европейская часть России не исключалась, но немереным североазиатским просторам в формировании не только государственных, социально-экономических, политических, но и идеологических, культурных, духовных облике и судьбах России и россиян издавна отводилась первостепенная роль.

Полнее и ярче других обо всем этом сказал знаменитый русский общественный деятель Н.А. Бердяев. Он писал о «власти пространств над русской душой: «В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры».

Многие авторы шли дальше Н.А. Бердяева, они видели в России мессию, призванную объединить Запад и Восток в единую мировую культуру. Даниил Андреев, сын знаменитого писателя Леонида Андреева, сам ставший известным историком и философом, видел в территориальной экспансии России «зов крови». «Занятием Сибири и Аляски народ подсказывал империи, в каком направлении следует прилагать усилия». Историк уже из нашего времени — А.С. Паранин посвятил целые книги обоснованию социального и духовного реванша России в XXI в., и «свершится он, главным образом, благодаря безмерным ее пространствам».

Но выявилась и другая сторона медали. Из сочинений Н.А. Бердяева приведу цитату (не побоюсь ее обширности, она важна для последующих размышлений): «Власть шири над русской душой порождает ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души необъятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувство безопасности».

Если перевести это на более строгий научный язык, то можно сказать, что владычество над огромными территориями, особенно в условиях российского авторитарного государства, требовало больших финансово-экономических средств, военно-политической организации дела, принуждений и, наконец, прямых человеческих жертв. Именно это определяло точку зрения, которая переросла в неприязнь по отношению к новым землям. Ее хорошо выразил историк И.А. Ильин: «На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неиссякаемое изобилие — обилие пространств, племен и людей, и не давала времени для того, чтобы проработать это обилие, владеть им, извлечь из него скрытые силы».

Отрицательное отношение к идущим в руки колоссальным природным богатствам исторически уникально, если не сказать сильнее. Вот она, особость России! Ничего похожего не было в США и Канаде, которые по обилию земель можно сравнить с нашей страной. Продвижение на новые территории, на запад Североамериканского континента, явилось в ХIХ—ХХ вв. основой государственной политики этих стран. Получила широкую популярность концепция американского историка Ф. Тернера, придумавшего понятие «границы» («фронтьера») продвижения на новые земли. Основой мощи США становилась колонизация новых территорий. Забегая вперед, скажу, что эта концепция часто пропагандируется в США и сегодня, на нее опираются американские «ястребы» от геополитики.

Люди приграничья олицетворяли черты предприимчивости, мужества, благородства американцев. «Не замечали», правда, что этот великолепный набор достигался истреблением попадавшихся на пути миллионов индейцев, да и не только людей — десятков миллионов бизонов и другого зверя. Кстати, ничего подобного в России никогда не было.

Но справедливости ради надо сказать, что именно зарубежные ученые наиболее полно формулировали значение пространства для государства. Среди них надо выделить немецкого географа Фридриха Ратцеля, который пришел к выводу, что пространства — самый важный атрибут государственности. Именно он говорил, что государство должно иметь «пространственную концепцию», что упадок государства, как правило (и не в последнюю очередь), связан со слабеющим «пространственным чувством». Советуем прочесть целиком: НУЖНЫ ЛИ РОССИИ ЕЕ ПРОСТОРЫ? Г.А. АГРАНАТ

Некоторые аналогии в истории русского освоения Дикого поля с историей истребления индейцев в США можно найти в умелом стравливании различных группировок и родов кочевников между собой.
Более ранний период русской государственности, а точнее даже — истории славянства ярко обозначен византийскими интригами.
Экономико-географические мотивы византийской политики на юге Русской равнины вполне ясны — достаточно лишь взглянуть на карту.
1. Славянизация множества племен разного происхождения и разных антропологических типов произошла на времена вождя гуннов Аттилы (5 век новой эры). Славяне как люди по природе оседлые, с хозяйством основанным на земледелии, и физически подготовленные к обороне крепостей, стали основой инфраструктуры речных торговых путей. Славянский язык стал «базарным» языком ремесленников, купцов и земледельцев разного происхождения, которые стягивались к рекам с разных краев обширной «империи» Аттилы.
2. Гремучая смесь из аланов, балтов, германцев и славян, известная в истории как росы-дромиты смогла за долгие века силового давления на Византию пробить надежный и безопасный транзит «из варяг в греки» по Днепру и Дону через владения кочевников.
Расцвет Киевской Руси четко обозначен полноценным включением в древнерусские земли Тмутараканского (Таманского княжества) и свободной торговли на Черном и Азовском морях.
3. Подстрекательство кочевников к набегам на южнорусские земли со стороны Византии и ее преемнице Османской Турции определяется с одной стороны в постоянной нужде в сотнях тысяч рабов (в том числе для воспитания самой лучшей в мире пехоты), а с другой — вся та же «пурпурная кайма, пришитая к бескрайним просторам варварских степей», как говаривал старина Цицерон.
Русская цивилизация не нуждалась в посредниках для торговли на водных путях. А Малоазийская и в целом Средиземноморская цивилизация оставляла грязную кровавую и не особо выгодную работу кочевникам. А собственно торговля рабами и прочим награбленным товаром находилась в руках греков, затем византийцев, генуэзцев и потом — турков. Многие из торговых династий при этом последовательно изменяли религию и имена, оставаясь фактически на одном и том же месте, и занимаясь привычным делом.
4. Можно признать положительную роль концепции «Москва есть третий Рим» в том плане, что христианизация кочевников, стравливание между собой разных родов и кочевых группировок, «приручение» к государственной службе казаков на основе православной идеологии, постепенно ослабило «конвейер» работорговли и разбоя, в который Османская Турция втянула десятки народов юга России.

В качестве одного из источников для таких выводов можно привести «Книгу путешествий» турецкого придворного Эвлия Челеби, сопровождавшего крымского хана в 1666-67 годах во многих военных походах.

Очень показательно, что Эвлия Челеби, заразившись ненавистью к калмыкам от крымских татар, очень объективно показывает ведущую роль именно калмыков в ослаблении Крымского ханства:

… Тайша-шах — один из калмыцких падишахов — и его сын Урмиет-шах, а также Куя Калмах-шах и Мончак-шах бежали из-за сильных морозов из областей Чин (Китай), Фагфур и Махан, а народы ислама, обитавшие в тех же краях, бежали из-за засухи.
Они пришли в московские области… Здесь они устраивали мятежи и смуты, и двенадцать раз по сто тысяч мусульман-xeшдеков, подданных Московской страны, ночью и днём беспокоили и били калмыцких падишахов.

  • Эвлия Челеби оценивает здесь численность войска Касимовских татар, подвластных Московскому царству, в сто тысяч человек. Таким образом, в 17 веке мусульманское население Московии составляло до одного миллиона человек.

И когда у саса-калмыков совершенно не осталось скота, они в конце концов перебрались на противоположную сторону, в степь Хейхат, поблизости от города Сарая на Волге.
Но там из-за сильных морозов и несчастий, причиняемых ногаями, а также из-за бедствий, чинимых черкесами, которые жили на берегу реки Кубань, и дагестанскими войсками, они подошли к крепости Азов. Здесь они постоянно сражались с войском дома Османа.

  • Далее идет описание того, что калмыки устроили разгром азовских владений Турции и попросту вытеснили ногаев из приазовских степей.
    Далее Эвлия Челеби приводит описание жестокого сражения между ногаями, осевшими на землю в турецких владениях у Днестра и войском крымского хана.

Ну и самое главное, возвращаясь к сравнению освоения Дикого запада западно-европейской цивилизацией и освоения Дикого поля русской культурой:
— развивая прелести демократии и свободы белые переселенцы истребили в прериях практически всех индейцев, оставив лишь незначительную часть в качестве сырья для туристического бизнеса;
— в Российской империи выходцы из степной кочевой среды составили основу кавалерии, профессиональной армии в целом, служилого дворянства и государственного аппарата;
— даже сравнивая судьбы депортированных народов в России и Турции, несложно убедиться что в современной Турции не существует ногаев или крымских татар как носителей самобытной культуры и языка, не существует и не может существовать национальных школ.

Пока это лишь предварительные выводы. Но я думаю, что создание кинофильмов (например, по романам Владислава Бахревского) о борьбе за освоение Дикого поля, в том числе за главное его освоение — хозяйственное и торговое, причем людьми разных национальностей, принесет больше пользы, чем бесконечные споры историков.

Еще один занятный источник: РОЗЫСКАНИЯ О ДОНЕ, АЗОВСКОМ МОРЕ, ВОРОНЕЖЕ И АЗОВЕ, (с некоторыми сведениями о козаках) УЧИНЕННЫЯ ПО ПОВЕЛЕНИЮ ПЕТРА ВЕЛИКАГО ВИЦЕ-АДМИРАЛОМ К.КРЕЙСОМ В 1699 ГОДУ И ПОДНЕСЕННЫЯ ЦАРЕВИЧУ АЛЕКСЕЮ ПЕТРОВИЧУ http://papacoma.narod.ru/articles/kruis.htm

Черкаской город главной.
В 39 казацких городах есть главной город Черкаской, на острову среди Дона; изрядно укреплен бастионами и башнями старинною формою с 80 пушками; содержит гарнизону от 7 до 8000 храбрых человек, конных, пеших и матросов, однако все почти морския ухватки имеют; оной город как еще и другие, на две стороны разделен: в одной стороне с печьми для житья зимою, а в другой летом, и у домов стены, также посуда в чистоте содержатся. В Черкасах говорят по Российски, Турецки и Козацки; во оном городе о всех важных, а особливо о военных делах совет производят, и оной же есть пребывалище Гетмана Козацкаго.

О плодоносности земли.
Земля по обеим сторонам Дона неравнообразна, как и из карт во многих местах можно видеть; с лесами, каменистыми буграми, песчаными холмами, меловыми и другими горами, низкими местами и пр.; однако по большой части не пахатная, так что Козаки едва столько сеют, сколько они думают, что на их семейство стать может; а земля так жирна, что они работою в полы против лежащих в других краях мест без всякаго навозу более плода себе получить могут; также и леса подобны другому краю, без всякаго присмотру или поправления приносят разныя качества яблок, груш, вишен, смородины и прочие плоды; чтоже Козаки по Днепру, где оной сквозь каменныя горы непроходим бывает, в хлебопашестве мало упражняются, неудивительно потому, что не без трудности бы было всякаго зерна хлеб так далече сухим путем перевозить и тем в Азовское море или около онаго торг производить, ибо хотя Днепр около Киева и в других местах глубины довольно имеет; однако свободной проход на 50 миль ниже города пресекается совокупно связанными клипами высокими и низкими, кои Козаки называют пороги, от чего они и называются Запоросцами. Другая причина та, что Запорожские и Донские Козаки – для себя мало хлеба и другова рощения в пищу употребляют, а более склонны к рыбе, мясу, яицам, молоку и овощам, котораго всего они изобильно имеют, так, что только за тем им сходить; понеже Дон и совсеми впадающими в него реками преизобилует рыбою осетриною, белугою, стерлядью, щукою, лещами, окунями и пр. все великаго и изряднаго качества, и так дешево, что покупали сазана в 27 фунтов за копейку; рогатой скотины, овец, поросят и всякой дичины по обеим сторонам Дона великое множество; впрочем они, как и многие северные народы, к крепкому питью склонны; однако в их военных походах редко пьяных находится, а особливо на судах, ибо под тяжким штрафом запрещается им крепкие напитки с собою брать: истинно не без похвалы достойное обыкновение в таком народе, который многие прочие почитают суровым; а однако в том наших матросов далече превосходят.

Почти вся современная Юго-восточная Украина много веков была мусульманской.

Об этом напомнил известный украинский ученый, кандидат исторических наук, востоковед, переводчик, исследователь доктринальной и философской мысли исламского мира, сотрудник кафедры религиоведения Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович.

«Суть в том, что когда мы говорим об исламе, то вспоминаем Крым, тогда как почти вся современная Юго-восточная Украина много веков была мусульманской — конечно, население здесь никогда не было однородным, состав был весьма пестрый, смешанный, но его можно определить как украинско-тюркское», — сказал ученый в комментарии изданию «Ислам в Украине».

Якубович напомнил, в частности, о регионе Буджак (Аккерманщина и Подунавье), основные города которого — Аккерман (Белгород) и Килия — были захвачены турками в 1484 году, остальной Буджак был завоеван турками в 1538 году.

«Тогда крымский хан расселил здесь несколько татарских родов, кочевавших по Буджаку… В 20-х годах XVII века территория подчинялась султану, с 1637 г. — снова хану, — рассказал Якубович. — То есть часть современной Одесской области и даже часть Румынии и Молдовы в начале XIX века были или османские, или крымские!».

Напомнил Якубович и о другом мусульманском регионе Южной Украины, который на западе граничил с Буджаком и располагался между устьями Днестра и Южного Буга. «Это еще один регион, так называемая «Ханская Украина» — Едисан, существовавший в XVI — XVIII веках между устьями Днестра и Южного Буга (территория современной Одесской, Херсонской и Николаевской областей). Он входил в состав провинции Силистра Османской империи. Вспомнить только названия городов: Хаджибей, а современный Очаков — это не что иное, как Аче-Кале», — напомнил ученый.

По словам Якубовича, практически от устья Днепра до Черного моря веками существовали и культура, и мечети, и города, например, современная Каховка вообще основана в 1492 году крымским ханом Менгли I Гиреем как крепость Ислам Кермен.

Значительную часть населения этого региона составляли кочевые ногайцы, хотя Едисан с турецкого языка переводится как «Семь имен», что указывает на семь различных этнических групп в составе Едисанской орды. От Османской империи регион получил независимость в 1774 году, но не перестал от этого быть мусульманским, а стал частью Крымского ханства. Правда, вместе с ним попал в круг интересов Российской империи и в 1783 году вошел в ее состав.

Якубович также поделился своим мнением о найденных недавно археологами остатках мечети на берегу реки Конка в Запорожской области. По словам ученого, в самой находке мечети на территории современной Украины нет никаких признаков сенсационности, поскольку в юго-восточных регионах ислам существовал на протяжении веков, однако трудно переоценить выявление новых материальных исторических свидетельств.

«То, что раскопки обнаружили остатки культового сооружения, которое скорее всего было мечетью — это не сенсация, и это — не первая находка. Но очень хорошо, что ее нашли, потому что очень мало сохранилось артефактов того времени. Например, где-то два года назад вблизи Луганска археологи обнаружили ставку хана Абдаллы — это XIII век».

Ногайск на берегу Азовского моря

В 2014 году, 26 марта, Приморский район отметил свой 75-летний юбилей. Дата почетная и значимая. За эти годы на его территории произошло немало перемен — хороших и не очень. Их мы и вспомним вместе на страницах газеты «Приморская степь». Ведь любой человек должен знать историю своей страны. А история района — это в какой-то степени история каждого человека. Зная историю, легче понять людей с разной культурой. Возможно, с появлением новых знаний возникнут новые взгляды на жизнь и собственные точки зрения. В конце концов, даже самый поверхностный анализ прошлого может помочь сделать правильные суждения о настоящем и будущем.

Краткий экскурс в прошлое Приморского района: ликвидация – восстановление – и снова ликвидация
В январе 1921 года в Ногайске состоялись выборы в новый Совет рабочих и крестьянских депутатов. Городской Совет возглавил А. Д. Леванисов. В связи с этим общественная и хозяйственная жизнь заметно активизировалась. В это время меняется административный статус Ногайска и Ногайской волости. С 1848 года город был приписан к Бердянскому уезду (после 1920 г. — Бердянский округ) Екатеринославской губернии. Вместе с Ногайской в состав Бердянского уезда входили Новопавловская (Партизаны), Новоалексеевская, Бановская и Преславская волости. Село Инзовка — в состав Цареводаровского (Ботиевского) уезда. В марте 1923 года Ногайская волость обретает статус района. В это время население Ногайска из-за разрухи и голода уменьшается в сравнении с 1914 годом на 1800 человек. Поэтому в октябре 1924 года центр района Ногайск становится селом.

С июня 1925 года, после ликвидации Бердянского округа, Ногайский район переподчиняется Мелитопольскому округу. А 2 сентября1930 г. ликвидируется и Ногайский район. Его территория входит в состав возобновленного Бердянского района Днепропетровской области. И только через 10 лет, 26 марта 1939 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Ногайский район восстанавливается в границах вновь созданной Запорожской области с центром в поселке Ногайском.
Административная сеть Ногайского района на 1января 1944 г. включала 20 сельских советов. В 1954 году постановлением Ногайского райсовета № 384 Тарасовский сельский совет был переподчинен Нельговскому сельскому совету. В таком виде Ногайский район существовал до 1962 года.
30 декабря 1962 года Указом Президиума Верховного Совета УССР Ногайский район ликвидируется, а его территория входит в состав Бердянского района.
Восстановления статуса «район». Переименование Ногайска в Приморск

С 1965 года началось разукрупнение районов. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 4 января 1965 г. статус района восстанавливается. Центром его становится поселок Ногайск, переименованный в 1964 году в Приморск. Район приобретает название Приморский. В результате Приморск вновь стал территориальным центром. В его состав вошли села: Елизаветовка, Елисеевка, Гюновка, Радоловка, Подгорное, станция Елизаветовка — из состава Бердянского района и Орловка, Райновка — из состава Приазовского. В целом район объединил 31 населенный пункт. Были один поселковый и 14 сельских советов. Общая земельная площадь тогда составляла 1397 квадратных километров, часть из которых омывается водами Азовского моря. Протяженность его побережья у нас – 60 километров. Примечательно, что Приморский район — многонационален. В 1965 году его население составляло 42.3 тысячи человек, в том числе в райцентре было 10.8 тысячи, в селах – 31.5 тысячи. Из них украинцев проживало 18390, болгар — 8100, русских — 7749, белорусов — 156, других национальностей – 300.
Приморский район сегодня
По состоянию на 1 февраля 2014 года население Приморского района составляет 30,8 тысячи человек. Из них городские жители – 12,1 тысячи человек, сельские – 18,6. На должном уровне обеспечивается качественное образование учащихся. Подтверждением тому – высокие достижения детей в республиканских и областных интеллектуальных соревнованиях на протяжении последних лет.
Учитывая пожелания болгарской общественности, (а в районе 23% от всего населения – болгары) и с целью изучения болгарского языка и культуры, в 1996 году в г. Приморске открыт многопрофильный украинско-болгарский лицей. В болгарских селах района создаются образовательно-культурные центры. Продолжает быть широко представленной сеть учреждений культуры. В г. Приморске работают музыкальная и художественная школы, краеведческий музей.
Нашему району есть чем гордиться: талантами художественной самодеятельности, достижениями многих приморчан, производством, землями, особенностью расположения, курортным краем и многим другим. О чем мы непременно расскажем в следующих выпусках газеты.
P.S. редакция газеты «Приморская Степь» благодарит сотрудников Приморского районного краеведческого музея, а также работников Приморского районного отдела статистики за предоставленные материалы.
Оксана Звягина

Скорее всего, мером Полтавы станет Александр Мамай. Ну и что? -спросите вы. Дело в том, что основателем Полтавы как раз и был Александр (Алекса) Мамай, внук легендарного Мамая, участника Куликовской битвы. В последствии род Мамаев дал династию князей Глинских. Самым титулованным представителем этого рода по материнской линии был Иван Грозный, первый Царь-Самодержец Московский и всей Руси. Княжество Глинских-Мамаев занимало практически все левобережье нынешней Украины, на правом берегу территории Киевской, Винницкой , Черкасской, Николаевской обл. На севере территории Белгородской, Воронежской обл. Именно это княжество чаще всего называли Украиной, т.е. вотчиной Глинских. Здесь небыло рабства, население было свободным, были повинности, налоги, самоуправление и т.д. то что потом называли козацкими вольностями. Поэтому в те времена, слово украинец означало не столько козака ( не все население было козаками), а жителя княжества Глинских, свободного человека. Может быть поэтому, спустя почти 200 лет, во время освободительной войны Богдана Хмельницкого, население массово начало именовать себя украинцами, тем самым подчеркивая статус свободных людей. А Европа еще долго будущих украинцев именовала русскими.

Почему-то, этот очень важный период истории Украины, Польши и Росии историками умалчивается, в крайнем случае упоминается справочно. А ведь это почти 300 лет истории нашего государства.

В избрании Александра Мамая мером Полтавы, по моему, есть что-то мистическое.

Источник

Читайте также:  Можно ли использовать помет декоративного кролика как удобрение
Adblock
detector