Меню

Как образовалась почва для 3 класса

Урок окружающий мир, 3 класс «Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

На уроке окружающий мир у обучаемых формируются новые знания об образовании почвы. Ученики знакомятся со способами образования почв, жителями почвы.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 66 КБ
Самоанализ урока 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий мир» в 3 классе.

Тема: «Как образуется почва».

Цель урока : сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.

  • Повторение материала о горных породах;
  • Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания ;
  • Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
  • Познакомить детей с жителями почвы;
  • Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
  • Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя ;
  • Развитие связной речи при работе с текстом;
  • Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
  • Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
  • Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
  • Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
  • Обогащать словарный запас, кругозор.
  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать классом;
  • Воспитывать самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Учебник;
  • Тетрадь для самостоятельных работ;

Структура и ход урока.

У. Ну, ребята, чур, молчок

У. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, а вы поднимите и покажите мне их. Всем понятно, что нужно сделать?

У. Тогда приступим: учебник, тетрадь для самостоятельных работ №2, ручка, цветные карандаши.

У. А вы помните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Д. Да. Мы говорили о полезных ископаемых и о том, почему их необходимо беречь.

У. Сейчас будет небольшая проверочная работа: я раздам вам листочки, на которых вам нужно будет написать развернутый ответ на вопрос: «Почему надо беречь полезные ископаемые?». На эту работу будет отведено 5 минут. По окончанию работы отложите листочки на край стола и сядьте ровно, чтобы я знала, что вы готовы. Всем понятно задание?

У. Тогда приступаем, время пошло.

У. Сейчас вы, отгадав загадку, постараетесь определить тему нашего сегодняшнего урока.

Загадка: «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.

У. Правильно, почва. (Если дети будут говорить о земле, то привести пример многозначности этого слова и пояснить о какой «земле» мы будем говорить: земля-планета; земля-почва; земля-материк, когда моряки видят сушу, они говорят земля). А как точно называется наша тема сегодняшнего урока, вы узнаете, когда заглянете в оглавление на странице 3.

Открыв оглавление, мы с вами видим, что уже прошли большую главу «Тайны недр земли», а какую главу будем изучать теперь?

У. И как же называется тема нашего сегодняшнего урока?

Д. Как образуется почва.

У. Правильно ( Слайд 1 ).

Кто-нибудь может из вас уже сейчас ответить на этот вопрос?

Д. Дети высказывают своё предположение о том, как образуется почва.

У. А теперь чтобы проверить правильно ли мы ответили на вопрос или нет, нам нужно открыть нужную страницу в учебнике. Какая это страница?

У. Правильно. Открываем нужную страничку.

Чтобы узнать о том, как образовалась почва нам нужно прочитать первые четыре абзаца. Напомните мне, что такое абзац?

Д. Абзац – текст, который находится между двумя красными строками.

У. Значит, до какого предложения мы будем читать?

Д. До предложения «Они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели и сами становятся её частицами».

У. Правильно, приступаем к чтению (дети читают вслух по очереди).

Правильными ли были наши предположения.

Д. Не все. Дети говорят, какие высказывания были верными, какие нет.

У. Итак, что мы узнали с вами нового? (Во время обсуждения на экране показывается презентация, для закрепления всего сказанного: Слайд 4 ).

Д. Процесс образования почвы очень долгий и проходит в несколько этапов.

Сначала дно водоёмов, равнины и горы, которые сложены из горных пород под воздействием ветра, воды и температуры разрушаются. Образуются трещины, в которых со временем скапливаются мелкие частицы горных пород. В трещины также попадают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений.

В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни этих растений ещё больше разрушают породу.

Через тысячи лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.

В образовании почвы участвуют, они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели сами становятся её частицами.

У. Молодцы, а теперь расскажите мне, что такое живая и неживая природа?

Д. Живая природа – это то, что имеет следующие признаки: рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть. Все остальное относится к неживой природе. Например: растения, животные, грибы, бактерии – живая природа; неживая природа – Солнце, горы, Луна, вода, радуга и т.д.

У. Хорошо, а сейчас вспомните прогулку в осенний лес и докажите, что почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу ( Слайд 3 ).

Д. Ребята начинают вспоминать, что под ногами в лесу можно увидеть листья, песок, глину, мелкие камушки, остатки растений, животных, что всё это переплетено корнями растений.

У. Правильно, а теперь давайте сделаем вывод – связывает ли почва живую и неживую природу. Для доказательства этого показывается Слайд 4 .

Итак, вы сказали, что в почве живут животные. Давайте рассмотрим рисунок на странице 33 и поработаем в парах. Расскажите друг другу о тех животных, которых вы видите на рисунке и о тех животных, которых вы видели в природе.

После следует обобщение вслух, каждый из учеников называет жителей почвы.

Д. Крот, земляной червь, различные личинки, бактерии и др.

У. А сейчас мы узнаем о жизни одного из жителей почвы. Внимательно смотрим на экран, после просмотра я буду вам задавать вопросы.

Просмотр мультфильма «Путешествие дождевого червяка».

Понравился вам фильм?

У. Что вы можете рассказать о жизни дождевого червяка?

Д. Дождевой червь живет в верхней части почвы; если он не может пролезть через почву, он пропускает её через себя; ест бактериями, которые появляются на листьях, которые долго находятся в почве; имеет способность к регенерации; разрыхляет почву; удобряет почву копролитами; является пищей для кротов, птиц и т.д.

У. Мы видим, что листьями, которые поселяются на листьях в почве, питаются микробы, микробами питаются черви, а червями питается крот или птицы. (Слайд 5). А теперь скажите мне, как можно назвать такое питание? Как связаны между собой эти живые существа? Как называется эта связь?

У. А что произойдёт, если одно из звеньев этого питания исчезнет?

Д. Не будет питания другим живым существам, всё погибнет.

У. А теперь для подтверждения наших высказываний прочитаем текст в учебнике на странице 34. (Дети читают текст каждый про себя)

Всё ли мы правильно сказали?

У. С чего всегда начинается цепь питания?

Д. Первое звено – растения, второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные животные. А когда хищные животные погибают, ими питаются бактерии и мелкие животные.

(Если остаётся время, используются слайды 6 – 10, загадки по теме почва)

У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д. Мы узнали, как образуется почва, что в её образовании участвуют природные условия – ветер, дождь, температура; растения (корни) и живые существа.

Также мы узнали, что почва тесно связывает живую и неживую природу.

В почве есть живые организмы, между которыми существует пищевая зависимость, цепи питания.

Учебник: страницы 31 – 34 повторить, ответить на вопросы.

Тетрадь для самостоятельных работ страницы 10 – 11, упражнения 11, 12, 13.

По желанию выбирается один ученик, чтобы на следующий урок подготовить сообщение, текст берётся из хрестоматии, страница 89-90 «Какую пользу приносит почве крот?».

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Читайте также:  Как полить растения навозом
Adblock
detector