Меню

Как образовывается почва 3 класс

Урок по теме: Как образуется почва 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проект урока «Окружающий мир» 3 класс

Программа: Перспективная начальная школа

Предмет: окружающий мир

Тема: Как образуется почва

Яна Романовна Филюк

Учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №11»

формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

развивать умения работы с научным текстом,

развивать исследовательский подход к изучению природных объектов,

делать выводы на основе проведенных опытов,

развивать познавательный интерес.

воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

1. Предметные: — сформировать понятие «почва», познакомить с ее образованием, составом, свойствами почвы, видами, её ролью в жизни экосистемы.

2. Метапредметные: — ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

-формировать умение работать с информацией;

-формирование умения формулировать тему урока;

3. Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-воспитывать чувство любви к природе,

-формирование уважительного отношения к иному мнению.

Тип урока : Освоение новых знаний

Формы организации : фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (доклады обучающихся).

Оборудование: : м/медиа, учебник, тетрадь для самостоятельной работы; блюдечки с почвой, деревянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, горшочек с почвой, конверты с заданиями и таблицами, лист для выводов с опорными словами, учебник, толковые словари, тетрадь для самостоятельной работы, бумажные цветы, ватман, таблицу с результатами опытов.

1.Организационный момент. (1 мин.)

УУД: психологическая установка на работу

-Начинаем наш урок.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

2. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)

-Сейчас послушайте мою загадку. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? ( Это почва.)

3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (4 мин.)

УУД: формулировка темы урока,

-постановка учебной задачи

— Какова тема урока? (речь пойдёт о почве)

Сможете ли вы ответить на вопрос Что такое почва? (Да, ответить на этот вопрос нам помогут учебник и толковые словари. ) Самостоятельно ищут в учебнике тему и ответ на вопрос.( Почва – верхний плодородный слой земли.)

4. Поиск решения проблемы (3 мин.)

УУД: выражение своих мыслей, предположений, понятных собеседникам, построение монологической и диалогической речи, коррекция и оценивание мнений одноклассников.

-Как вы понимаете выражение:

Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.

(Чем лучше ухаживать за почвой, удобрять ее, тем больше урожая соберёшь.)

— Вы хотите поближе познакомимся с почвой? (да)

Что нам надо для этого сделать? Через что мы это можем узнать? (провести опыты, через наблюдение и исследование почвы)

-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. Сегодня на этом уроке вы можете представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Прочитайте правила работы.

5. Открытие новых знаний (17 мин)

Читайте также:  Как обрабатывать грецкие орехи после сбора урожая

УУД: работа в группе, сотрудничество взаимопомощь, решение проблемы через опыт, построение логической цепи рассуждений.

— Внимательно ознакомьтесь с правилами.

1. Внимательно читать инструкции.

2. Чётко выполнять указания.

3. Быть наблюдательными

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием .

5. По наблюдениям сделать выводы.

Вы поделены на 4 группы. (Учитель по списку выбирает четырёх руководителей, они сами набирают свою команду по очереди)

-У каждой группы будет своё задание, которое вы найдёте в конвертах. Свои выводы и наблюдения вы запишите в лист наблюдений.

-Перед началом работы сосредоточьтесь. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, потянитесь, задержите дыхание пока я не досчитаю до трёх, медленно выдохните. Повторим ещё раз. Приступаем к работе.

1. Насыпьте в поддон немного почвы.

2. Внимательно рассмотрите почву, используя лупы, деревянные палочки.

( Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней песок, глину, останки живых организмов.)

1. Возьмите стакан с водой. 2.Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

(-Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.)

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?

(В стакан с водой мы добавили почвы и размешали палочкой. Мы заметили, что вода стала мутной. На дно выпал осадок, всплыли частички мусора Значит, в почве есть воздух.)

Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Слайд 16 (Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан налилась вода. Мы сделали вывод, что почва пропускает воду)

-Сейчас руководители каждой группы прикрепляют свои выводы на Таблицу с результатами опытов. Приложение 5

-Расскажите, что вы узнали, проделав опыты, составив эту таблицу? ( мы узнали о свойствах почвы, ее составе)

6. Рефлексия деятельности (1 мин.)

-Вы провели опыты, многое узнали. Покажите с помощью карточек с цветами вашу работу в группах. Приложение 4.

Оранжевый– побольше таких дел, поучительно,
Жёлтый – понравилось, но не всё интересно,
Зелёный – работа не понравилось, скучно.

7. Динамическая пауза (2 мин.)

УУД: физическое развитие

8. Первичное закрепление ( 6 мин.)

УУД: самостоятельная работа

— работа с вопросами на слайде

-Сейчас вы поработаете самостоятельно по тетради, с. 11, задание 13.

Воспользуйтесь учебником. Какую пользу приносят природе животные почвы?

(-Они рыхлят почву, прокладывая в ней ходы, куда проникают воздух и вода.)

-Правильно, это и делает почву плодородной.

-А как вы понимаете выражение: Цепь питания? (Это связь живых существ между собой)

-Ответьте на вопросы:

1. Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

2. Выберите вещества, входящие в состав почвы: глина, песок, воздух, вода.

3. Основное свойство почвы? (плодородие)

4. Животные или растения стали первыми обладателями суши? (растения)

5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве? (перегной)

6. Как люди называют почву? (кладовая)

— Посмотрите на нашу Таблицу результатов опытов. Что вы заметили в этой таблице? (одна колонка осталась пуста)

Потому что это еще не всё, что вы сегодня узнали о почве. Кормин Илья подготовил небольшой доклад о ВИДАХ ПОЧВЫ. (читает доклад и затем прикрепляет его в последнюю колонку в таблице)

-Теперь наша таблица полностью заполнена.

9. Закрепление (3 мин.)

Читайте также:  Основные методы улучшения качества почвы

УУД: анализ результатов своей деятельности

— А сейчас мы поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Игра “Хлопни!”

-Я перечисляю название веществ, вы внимательно слушаете и хлопаете на правильном ответе.

-Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. (Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

10. Итог урока (3 мин.)

УУД: -анализ результатов своей деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику

— Какую проблему мы решали на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? Кто считает, что мы решили поставленную задачу?

-Подытожим наш урок выводом. ( Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее .)

-Сегодня вы замечательно поработали на уроке, заслужили высокие оценки.

11. Домашнее задание

УУД: -творческое развитие учащихся (1 мин.)

Дома напишите небольшой рассказ «Приключения червячка»

12. Рефлексия (2 мин.)

“Украсим почву цветами”.Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.

Приложение 4 (Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист ватмана)

Ответ. Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней________________________________________________________________________________.

Слова-помощники : песок, глина, вода, останки живых организмов.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.

Слова-помощники : мусор, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, , песок, глина, останки живых организмов, вода.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.

Слова-помощники : останки живых организмов, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор.

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.

Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Плывем как дельфин.

Качаясь на волне, плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И опять за парту — плюх!

1.Се́рые лесны́е по́чвы формируются в лесостепной зоне. Серые лесные почвы активно используются в сельском хозяйстве для выращивания кормовых, зерновых и плодо-овощных культур.

2. Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. Название происходит от слов «под» и «зола» и появилось, видимо, от русских крестьян, обнаруживавших при вспахивании слой, напоминавший золу. Эти почвы формируются в сырых и холодных местностях.

3. Чернозём —тёмноокрашенный тип почвы, сформировавшийся на глинах. Чернозёмы обладают хорошими водно-воздушными свойствами, отличаются комковатой или зернистой структурой.

4. Сероземы — тип почв полупустынь . На сероземах возделывают хлопчатник, сахарную свеклу, виноград. Распространены в Азии, Сев. Америке, Австралии.

5. Солонцы распространены среди каштановых и бурых полупустынных почв в виде пятен. В черноземной зоне их формированию препятствует довольно значительное количество осадков.

Читайте также:  Посуда для отбора проб почвы

6. Краснозём — тип почвы; отличается повышенным содержанием окислов железа и алюминия. Из-за окислов железа почва имеет красноватую окраску. Краснозёмы — кислые или слабокислые почвы.

Этот тип почв характерен для субтропических широколиственных лесов. Редко встречаются в России.

Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.

Источник

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Образование почвы

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Рис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Образование гумуса

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.

Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Свойства почвы

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Что мы узнали?

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Источник

Adblock
detector