Урок по теме: Как образуется почва 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проект урока «Окружающий мир» 3 класс
Программа: Перспективная начальная школа
Предмет: окружающий мир
Тема: Как образуется почва
Яна Романовна Филюк
Учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №11»
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
развивать умения работы с научным текстом,
развивать исследовательский подход к изучению природных объектов,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
1. Предметные: — сформировать понятие «почва», познакомить с ее образованием, составом, свойствами почвы, видами, её ролью в жизни экосистемы.
2. Метапредметные: — ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формирование умения формулировать тему урока;
3. Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать чувство любви к природе,
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Тип урока : Освоение новых знаний
Формы организации : фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (доклады обучающихся).
Оборудование: : м/медиа, учебник, тетрадь для самостоятельной работы; блюдечки с почвой, деревянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, горшочек с почвой, конверты с заданиями и таблицами, лист для выводов с опорными словами, учебник, толковые словари, тетрадь для самостоятельной работы, бумажные цветы, ватман, таблицу с результатами опытов.
1.Организационный момент. (1 мин.)
УУД: психологическая установка на работу
-Начинаем наш урок.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
2. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)
-Сейчас послушайте мою загадку. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? ( Это почва.)
3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (4 мин.)
УУД: формулировка темы урока,
-постановка учебной задачи
— Какова тема урока? (речь пойдёт о почве)
— Сможете ли вы ответить на вопрос Что такое почва? (Да, ответить на этот вопрос нам помогут учебник и толковые словари. ) Самостоятельно ищут в учебнике тему и ответ на вопрос.( Почва – верхний плодородный слой земли.)
4. Поиск решения проблемы (3 мин.)
УУД: выражение своих мыслей, предположений, понятных собеседникам, построение монологической и диалогической речи, коррекция и оценивание мнений одноклассников.
-Как вы понимаете выражение:
Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.
(Чем лучше ухаживать за почвой, удобрять ее, тем больше урожая соберёшь.)
— Вы хотите поближе познакомимся с почвой? (да)
— Что нам надо для этого сделать? Через что мы это можем узнать? (провести опыты, через наблюдение и исследование почвы)
-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. Сегодня на этом уроке вы можете представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.
Прочитайте правила работы.
5. Открытие новых знаний (17 мин)
УУД: работа в группе, сотрудничество взаимопомощь, решение проблемы через опыт, построение логической цепи рассуждений.
— Внимательно ознакомьтесь с правилами.
1. Внимательно читать инструкции.
2. Чётко выполнять указания.
3. Быть наблюдательными
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
5. По наблюдениям сделать выводы.
Вы поделены на 4 группы. (Учитель по списку выбирает четырёх руководителей, они сами набирают свою команду по очереди)
-У каждой группы будет своё задание, которое вы найдёте в конвертах. Свои выводы и наблюдения вы запишите в лист наблюдений.
-Перед началом работы сосредоточьтесь. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, потянитесь, задержите дыхание пока я не досчитаю до трёх, медленно выдохните. Повторим ещё раз. Приступаем к работе.
1. Насыпьте в поддон немного почвы.
2. Внимательно рассмотрите почву, используя лупы, деревянные палочки.
( Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней песок, глину, останки живых организмов.)
1. Возьмите стакан с водой. 2.Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
(-Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.)
1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?
(В стакан с водой мы добавили почвы и размешали палочкой. Мы заметили, что вода стала мутной. На дно выпал осадок, всплыли частички мусора Значит, в почве есть воздух.)
Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Слайд 16 (Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан налилась вода. Мы сделали вывод, что почва пропускает воду)
-Сейчас руководители каждой группы прикрепляют свои выводы на Таблицу с результатами опытов. Приложение 5
-Расскажите, что вы узнали, проделав опыты, составив эту таблицу? ( мы узнали о свойствах почвы, ее составе)
6. Рефлексия деятельности (1 мин.)
-Вы провели опыты, многое узнали. Покажите с помощью карточек с цветами вашу работу в группах. Приложение 4.
Оранжевый– побольше таких дел, поучительно,
Жёлтый – понравилось, но не всё интересно,
Зелёный – работа не понравилось, скучно.
7. Динамическая пауза (2 мин.)
УУД: физическое развитие
8. Первичное закрепление ( 6 мин.)
УУД: самостоятельная работа
— работа с вопросами на слайде
-Сейчас вы поработаете самостоятельно по тетради, с. 11, задание 13.
Воспользуйтесь учебником. Какую пользу приносят природе животные почвы?
(-Они рыхлят почву, прокладывая в ней ходы, куда проникают воздух и вода.)
-Правильно, это и делает почву плодородной.
-А как вы понимаете выражение: Цепь питания? (Это связь живых существ между собой)
-Ответьте на вопросы:
1. Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
2. Выберите вещества, входящие в состав почвы: глина, песок, воздух, вода.
3. Основное свойство почвы? (плодородие)
4. Животные или растения стали первыми обладателями суши? (растения)
5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве? (перегной)
6. Как люди называют почву? (кладовая)
— Посмотрите на нашу Таблицу результатов опытов. Что вы заметили в этой таблице? (одна колонка осталась пуста)
Потому что это еще не всё, что вы сегодня узнали о почве. Кормин Илья подготовил небольшой доклад о ВИДАХ ПОЧВЫ. (читает доклад и затем прикрепляет его в последнюю колонку в таблице)
-Теперь наша таблица полностью заполнена.
9. Закрепление (3 мин.)
УУД: анализ результатов своей деятельности
— А сейчас мы поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Игра “Хлопни!”
-Я перечисляю название веществ, вы внимательно слушаете и хлопаете на правильном ответе.
-Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. (Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
10. Итог урока (3 мин.)
УУД: -анализ результатов своей деятельности,
-построение высказываний, понятных собеседнику
— Какую проблему мы решали на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? Кто считает, что мы решили поставленную задачу?
-Подытожим наш урок выводом. ( Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее .)
-Сегодня вы замечательно поработали на уроке, заслужили высокие оценки.
11. Домашнее задание
УУД: -творческое развитие учащихся (1 мин.)
Дома напишите небольшой рассказ «Приключения червячка»
12. Рефлексия (2 мин.)
“Украсим почву цветами”.Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Приложение 4 (Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист ватмана)
Ответ. Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней________________________________________________________________________________.
Слова-помощники : песок, глина, вода, останки живых организмов.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.
Слова-помощники : мусор, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, , песок, глина, останки живых организмов, вода.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.
Слова-помощники : останки живых организмов, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор.
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.
Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!
1.Се́рые лесны́е по́чвы формируются в лесостепной зоне. Серые лесные почвы активно используются в сельском хозяйстве для выращивания кормовых, зерновых и плодо-овощных культур.
2. Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. Название происходит от слов «под» и «зола» и появилось, видимо, от русских крестьян, обнаруживавших при вспахивании слой, напоминавший золу. Эти почвы формируются в сырых и холодных местностях.
3. Чернозём —тёмноокрашенный тип почвы, сформировавшийся на глинах. Чернозёмы обладают хорошими водно-воздушными свойствами, отличаются комковатой или зернистой структурой.
4. Сероземы — тип почв полупустынь . На сероземах возделывают хлопчатник, сахарную свеклу, виноград. Распространены в Азии, Сев. Америке, Австралии.
5. Солонцы распространены среди каштановых и бурых полупустынных почв в виде пятен. В черноземной зоне их формированию препятствует довольно значительное количество осадков.
6. Краснозём — тип почвы; отличается повышенным содержанием окислов железа и алюминия. Из-за окислов железа почва имеет красноватую окраску. Краснозёмы — кислые или слабокислые почвы.
Этот тип почв характерен для субтропических широколиственных лесов. Редко встречаются в России.
Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый — “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный — “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Источник
Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру
Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.
Образование почвы
Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.
Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:
- вода;
- воздух;
- солнечное тепло;
- живые организмы.
Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.
Рис. 1. Растения на скалах
Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.
Образование гумуса
Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.
Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.
Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.
Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.
Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.
Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные
Свойства почвы
Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.
К физическим свойствам почвы относят:
- кислотность;
- микробный состав;
- влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
- механический состав – размер и плотность частичек почвы.
Что мы узнали?
Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.
Источник