Меню

Как образуется почва 3 класс конспект

Конспект урока «Как образуется почва?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

«Перспективная начальная школа»

Скачать:

Вложение Размер
kak_obrazuetsya_pochva.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как образуется почва?

• познакомить с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания»

• учить дружной групповой работе

Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;

Метапредметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания», научатся аргументировать, делать выводы.

у учителя: презентация, учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть;

у учащихся: учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть, рабочая тетрадь.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анна Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работа.

К: Взаимное приветствие.

Проверка домашнего задания

-Что вы изучали на прошлом уроке? (полезные ископаемые)

-Что мы называем полезными ископаемыми? ()Откройте учебник на странице 30. Давайте постараемся ответить на вопросы в учебнике.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

-А что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?( слайд 1 )

-А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? ( слайд 2 )

Настраиваться на урок, слушать учителя.

К: умение слушать учителя.

Р: самостоятельная формулировка темы и цели урока после предварительного обсуждения.

Формирование новых знаний

— Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество.

Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.

Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти — своими телами.

Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли. (слайд 3) Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. (слайд 4-5) Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (слайд 6)

Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая.

-Откройте учебник на странице 31 и прочтите первые 3 абзаца. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? Обратите внимание на выделенные слова.

-Что такое почва? (слайд 7) Что участвует в образовании почвы?

-Что такое семена растений?

-Ребята, а как вы думаете, можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?

-Давайте начнем читать по цепочке и более точно ответим на вопрос.

-Так почва — это живая или неживая природа?

-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Все встали и повторяем движения за мной.

(Меня укусил гиппопотам…)

-Рассмотрите рисунок на странице 33 и назовите животных, которых можно увидеть в почве? Каких животных вы видели в природе?

-Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные почвы?

-Прочтите 1 абзац пункта «Чем питаются животные почвы?» на странице 34.

-Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?

-Есть ли связь между растениями и животными?

-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот) (слайд 8)

-Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?

-Кто может сказать, что такое цепь питания? (слайд 9)

-Давайте прочтем вывод на странице 34 в синей рамочке.

Источник

Урок окружающий мир, 3 класс «Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

На уроке окружающий мир у обучаемых формируются новые знания об образовании почвы. Ученики знакомятся со способами образования почв, жителями почвы.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 66 КБ
Самоанализ урока 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий мир» в 3 классе.

Тема: «Как образуется почва».

Цель урока : сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.

  • Повторение материала о горных породах;
  • Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания ;
  • Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
  • Познакомить детей с жителями почвы;
  • Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
  • Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя ;
  • Развитие связной речи при работе с текстом;
  • Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
  • Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
  • Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
  • Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
  • Обогащать словарный запас, кругозор.
  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать классом;
  • Воспитывать самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Учебник;
  • Тетрадь для самостоятельных работ;

Структура и ход урока.

У. Ну, ребята, чур, молчок

У. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, а вы поднимите и покажите мне их. Всем понятно, что нужно сделать?

У. Тогда приступим: учебник, тетрадь для самостоятельных работ №2, ручка, цветные карандаши.

У. А вы помните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Д. Да. Мы говорили о полезных ископаемых и о том, почему их необходимо беречь.

У. Сейчас будет небольшая проверочная работа: я раздам вам листочки, на которых вам нужно будет написать развернутый ответ на вопрос: «Почему надо беречь полезные ископаемые?». На эту работу будет отведено 5 минут. По окончанию работы отложите листочки на край стола и сядьте ровно, чтобы я знала, что вы готовы. Всем понятно задание?

У. Тогда приступаем, время пошло.

У. Сейчас вы, отгадав загадку, постараетесь определить тему нашего сегодняшнего урока.

Загадка: «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.

У. Правильно, почва. (Если дети будут говорить о земле, то привести пример многозначности этого слова и пояснить о какой «земле» мы будем говорить: земля-планета; земля-почва; земля-материк, когда моряки видят сушу, они говорят земля). А как точно называется наша тема сегодняшнего урока, вы узнаете, когда заглянете в оглавление на странице 3.

Открыв оглавление, мы с вами видим, что уже прошли большую главу «Тайны недр земли», а какую главу будем изучать теперь?

У. И как же называется тема нашего сегодняшнего урока?

Д. Как образуется почва.

У. Правильно ( Слайд 1 ).

Кто-нибудь может из вас уже сейчас ответить на этот вопрос?

Д. Дети высказывают своё предположение о том, как образуется почва.

У. А теперь чтобы проверить правильно ли мы ответили на вопрос или нет, нам нужно открыть нужную страницу в учебнике. Какая это страница?

У. Правильно. Открываем нужную страничку.

Чтобы узнать о том, как образовалась почва нам нужно прочитать первые четыре абзаца. Напомните мне, что такое абзац?

Д. Абзац – текст, который находится между двумя красными строками.

У. Значит, до какого предложения мы будем читать?

Д. До предложения «Они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели и сами становятся её частицами».

У. Правильно, приступаем к чтению (дети читают вслух по очереди).

Правильными ли были наши предположения.

Д. Не все. Дети говорят, какие высказывания были верными, какие нет.

У. Итак, что мы узнали с вами нового? (Во время обсуждения на экране показывается презентация, для закрепления всего сказанного: Слайд 4 ).

Д. Процесс образования почвы очень долгий и проходит в несколько этапов.

Сначала дно водоёмов, равнины и горы, которые сложены из горных пород под воздействием ветра, воды и температуры разрушаются. Образуются трещины, в которых со временем скапливаются мелкие частицы горных пород. В трещины также попадают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений.

В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни этих растений ещё больше разрушают породу.

Через тысячи лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.

В образовании почвы участвуют, они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели сами становятся её частицами.

У. Молодцы, а теперь расскажите мне, что такое живая и неживая природа?

Д. Живая природа – это то, что имеет следующие признаки: рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть. Все остальное относится к неживой природе. Например: растения, животные, грибы, бактерии – живая природа; неживая природа – Солнце, горы, Луна, вода, радуга и т.д.

У. Хорошо, а сейчас вспомните прогулку в осенний лес и докажите, что почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу ( Слайд 3 ).

Д. Ребята начинают вспоминать, что под ногами в лесу можно увидеть листья, песок, глину, мелкие камушки, остатки растений, животных, что всё это переплетено корнями растений.

У. Правильно, а теперь давайте сделаем вывод – связывает ли почва живую и неживую природу. Для доказательства этого показывается Слайд 4 .

Итак, вы сказали, что в почве живут животные. Давайте рассмотрим рисунок на странице 33 и поработаем в парах. Расскажите друг другу о тех животных, которых вы видите на рисунке и о тех животных, которых вы видели в природе.

После следует обобщение вслух, каждый из учеников называет жителей почвы.

Д. Крот, земляной червь, различные личинки, бактерии и др.

У. А сейчас мы узнаем о жизни одного из жителей почвы. Внимательно смотрим на экран, после просмотра я буду вам задавать вопросы.

Просмотр мультфильма «Путешествие дождевого червяка».

Понравился вам фильм?

У. Что вы можете рассказать о жизни дождевого червяка?

Д. Дождевой червь живет в верхней части почвы; если он не может пролезть через почву, он пропускает её через себя; ест бактериями, которые появляются на листьях, которые долго находятся в почве; имеет способность к регенерации; разрыхляет почву; удобряет почву копролитами; является пищей для кротов, птиц и т.д.

У. Мы видим, что листьями, которые поселяются на листьях в почве, питаются микробы, микробами питаются черви, а червями питается крот или птицы. (Слайд 5). А теперь скажите мне, как можно назвать такое питание? Как связаны между собой эти живые существа? Как называется эта связь?

У. А что произойдёт, если одно из звеньев этого питания исчезнет?

Д. Не будет питания другим живым существам, всё погибнет.

У. А теперь для подтверждения наших высказываний прочитаем текст в учебнике на странице 34. (Дети читают текст каждый про себя)

Всё ли мы правильно сказали?

У. С чего всегда начинается цепь питания?

Д. Первое звено – растения, второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные животные. А когда хищные животные погибают, ими питаются бактерии и мелкие животные.

(Если остаётся время, используются слайды 6 – 10, загадки по теме почва)

У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д. Мы узнали, как образуется почва, что в её образовании участвуют природные условия – ветер, дождь, температура; растения (корни) и живые существа.

Также мы узнали, что почва тесно связывает живую и неживую природу.

В почве есть живые организмы, между которыми существует пищевая зависимость, цепи питания.

Учебник: страницы 31 – 34 повторить, ответить на вопросы.

Тетрадь для самостоятельных работ страницы 10 – 11, упражнения 11, 12, 13.

По желанию выбирается один ученик, чтобы на следующий урок подготовить сообщение, текст берётся из хрестоматии, страница 89-90 «Какую пользу приносит почве крот?».

Источник

Читайте также:  Как мел раскисляет почву
Adblock
detector