Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру
Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.
Образование почвы
Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.
Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:
- вода;
- воздух;
- солнечное тепло;
- живые организмы.
Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.
Рис. 1. Растения на скалах
Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.
Образование гумуса
Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.
Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.
Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.
Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.
Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.
Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные
Свойства почвы
Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.
К физическим свойствам почвы относят:
- кислотность;
- микробный состав;
- влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
- механический состав – размер и плотность частичек почвы.
Что мы узнали?
Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.
Источник
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Почва. Её состав и свойства»
Наталья Близнецова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Почва. Её состав и свойства»
Урок
Близнецовой Натальи Владимировны
Окружающий мир, 3 «В» класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва. Её состав и свойства»
Тип урока: исследование, работа в парах.
Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.
Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.
Общеучебные универсальные действия
1.Обучение работе с разными видами информации :
а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
2. Оценка достоверности получаемой информации.
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1) Подведение под понятие.
2)Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.
Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование и наглядные пособия:
• Учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2).
• Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.
• Тетрадь для самостоятельной работы №2.
Экран, проектор, ноотбук.
Ход урока.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Раз, два, три — слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас…
Определение темы и целей урока
Есть на Земле чудесная кладовАя. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? /ответы детей/
Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/
— Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД
— Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
— Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/
1. Узнать, что такое почва
2. Узнать из чего состоит почва
3. Узнать какие есть свойства почвы
4. Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.
5. Развивать умения работать в группе
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
Изучение нового материала
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва?
3. Свойства почвы?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
Слайд «Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
3. Образование почвы.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1).
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть.
Опыт № 2 (группа 2).
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке ___
Опыт № 3 (группа 3).
1. Возьмите горшок с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду.
Опыт № 4 (группа 4).
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели.
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/
— Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -слайд
1. В почве есть воздух.
2. В почве есть вода.
3. Почва не удерживает воду.
4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы.
— А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
IV. Обобщение урока.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. (Слайд 13).
1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике
на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.
/вернёмся к карточкам/
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы.Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса «Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Дата 03.02.2010 Предмет: литературное чтение Урок № 4 Тема урока: Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» Цели урока: — образовательные:.
Конспект урока «Движение вод в океане» Защита профессии «Рыбак» Вед 1. В мире много есть профессий Всех их нам не перечесть, Но одна из них тревожит Не дает ни пить, не есть.
Конспект урока лепки на тему «Дерево» Тема: «Дерево» Задачи: 1. Продолжать учить детей лепить, используя новый прием «вдавливания». Закрепить ранее изученные приемы: раскатывание.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника» Тема: Ю. И. Коваль «Дик и черника». Цели: Образовательные: — обогатить словарный запас учащихся; — ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля.
Конспект урока по математике (второй класс) Предмет: математика Тема урока: «Решение простых арифметических задач» Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать простые.
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) Конспект открытого урока по окружающему миру, приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика,.
Конспект урока при лордозе для детей 6–7 лет Конспект урока при лордозе для детей 6-7 лет. Задачи: — Формировать правильную осанку — Развивать двигательные способности детей и физические.
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.
Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.
Конспект урока психолога (1 класс) Психология 1 «Б» класс Тема: Развивающее занятие Цели: — развитие внимания, памяти, интеллекта, воображения у учащихся. Оборудование: презентация.
Источник