Меню

Как образуются почвы 3 класс ответ

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

Читайте также:  Строение почвы для дошкольников

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Источник

3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

3 класс. Окружающий мир. Как образуется почва

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Приветствие

Наш урок будет по­свя­щен почве и её об­ра­зо­ва­нию. И вы­со­кое де­ре­во, и ма­лень­кая тра­вин­ка укре­пи­лись сво­и­ми кор­ня­ми в земле, вер­нее в её верх­нем слое, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся поч­вой.

2. Образование почвы

А как же об­ра­зо­ва­лась почва? Ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния почвы – гор­ные по­ро­ды Земли. Дно во­до­ё­мов, рав­ни­ны, горы сло­же­ны из гор­ных пород, ко­то­рые в те­че­ние мил­ли­о­нов лет раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха и живых ор­га­низ­мов. Мель­чай­шие ча­сти­цы гор­ных пород скап­ли­ва­ют­ся в тре­щи­нах скал, ска­ты­ва­ют­ся вме­сте с по­то­ка­ми воды в низ­кие места. В тре­щи­ны легко про­ни­ка­ют вода, воз­дух, бак­те­рии, мел­кие жи­вот­ные и се­ме­на рас­те­ний. В ре­зуль­та­те на кам­нях про­рас­та­ют пучки трав, мел­кие ку­стар­ни­ки и даже де­ре­вья. Корни рас­те­ний про­дол­жа­ют рас­ши­рять тре­щи­ны, раз­ру­шая по­ро­ды.

Рис. 2. Про­рос­шие рас­те­ния на камне (Ис­точ­ник)

Про­хо­дят годы, об­ра­зо­ва­ние почвы – про­цесс очень дли­тель­ный. Через ты­ся­чу лет у под­но­жия скал из остат­ков рас­те­ний об­ра­зу­ет­ся почва. Это верх­ний пло­до­род­ный слой земли тол­щи­ной до 2 см. На мяг­ком вул­ка­ни­че­ском пепле этот про­цесс про­ис­хо­дит быст­ро, всего за 50-60 лет. Жи­вот­ные при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии почвы. Они рых­лят по­ро­ду, сме­ши­ва­ют её с по­лу­сгнив­ши­ми кор­ня­ми рас­те­ний, а когда гиб­нут, сами ста­но­вят­ся её ча­сти­ца­ми. Итак, об­ра­зо­ва­ние почвы про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород под воз­дей­стви­ем всех ком­по­нен­тов при­ро­ды: сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов. Толь­ко все части при­ро­ды, дей­ствуя друг на друга, об­ра­зу­ют почву. Нет гор­ных пород и живых ор­га­низ­мов – не будет и почвы. Нет воды и воз­ду­ха – почва не об­ра­зу­ет­ся.

Да­вай­те вспом­ним про­гул­ку в осен­ний лес. Смо­же­те до­ка­зать на ос­но­ве своих на­блю­де­ний, что почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду?

Читайте также:  Листы прямого шифера для грядок

Сухие ли­стья, хво­ин­ки, травы, ве­точ­ки де­ре­вьев па­да­ют на землю и скап­ли­ва­ют­ся в самом верх­нем её слое. Под опав­ши­ми ли­стья­ми и вет­ка­ми на­хо­дят­ся песок и глина, мел­кие ка­меш­ки, остан­ки жи­вот­ных и рас­те­ний, пе­ре­гной, а это от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де. Всё это скоп­ле­но кор­ня­ми рас­те­ний, ведь каж­дое рас­те­ние берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства. В почве все­гда при­сут­ству­ют бак­те­рии, грибы, мел­кие жи­вот­ные, а это от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Кто берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства, мы знаем. А кто же их вновь по­пол­ня­ет? Ведь если за­па­сы не по­пол­нять, то почва быст­ро оску­де­ет. Жи­вот­ные почвы про­кла­ды­ва­ют в ней ходы, куда по­па­да­ет вода и воз­дух, они пе­ре­ме­ши­ва­ют почву, из­мель­ча­ют остат­ки рас­те­ний, а бак­те­рии, ко­то­рые все­гда живут в почве, пре­вра­ща­ют эти остат­ки в пе­ре­гной.

Ли­стья и травы раз­ла­га­ют­ся в почве срав­ни­тель­но быст­ро. Всего через пол­го­да они пре­вра­ща­ют­ся в пре­крас­ные удоб­ре­ния. Таким об­ра­зом, пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­сто­ян­но воз­вра­ща­ют­ся в почву и вновь рас­хо­ду­ют­ся рас­те­ни­я­ми. Про­ис­хо­дит поч­вен­ный кру­го­во­рот. Почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду.

3. Животные, обитающие в почве

А каких жи­вот­ных можно уви­деть в почве? В лес­ной под­стил­ке за­мер­ла божья ко­ров­ка, что-то пе­ре­тас­ки­ва­ют в свои под­зем­ные жи­ли­ща му­равьи, а вот кроты и дож­де­вые черви про­во­дят в почве всю свою жизнь.

А зем­ля­ной шмель толь­ко зи­му­ет. Ля­гуш­ки и улит­ки пря­чут­ся в почве от днев­ной жары, а май­ские жуки от­кла­ды­ва­ют яйца, из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся их потом­ства.

Рис. 6. Зем­ля­ной шмель (Ис­точ­ник)

Жуки про­ни­ка­ют в почву на глу­би­ну до 2 мет­ров, му­равьи – до 3 мет­ров. Кроты – до 5 мет­ров, а дож­де­вые черви – до 8 мет­ров.

4. Крот и почва

Кроты при­но­сят очень боль­шую поль­зу почве, про­кла­ды­вая глу­бо­кие ходы, кроты вы­бра­сы­ва­ют землю на по­верх­ность, а эта земля в пол­то­ра раз бо­га­че каль­ци­ем, маг­ни­ем, же­ле­зом и дру­ги­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Учё­ные под­счи­та­ли, что в бе­ре­зо­вом лесу кроты под­ни­ма­ют из глу­би­ны на по­верх­ность такой обо­га­щён­ной земли до 10 тонн на гек­тар. По­лу­ча­ет­ся, что боль­шую часть бе­рё­зо­во­го леса удоб­ря­ют кроты. А ещё в неболь­ших куч­ках в земле, кро­то­ви­нах, скап­ли­ва­ет­ся вода, ко­то­рая увлаж­ня­ет почву.

5. Пищевая зависимость обитателей почвы

Чем же пи­та­ют­ся жи­вот­ные почвы? Они пи­та­ют­ся остат­ка­ми живых ор­га­низ­мов, кор­ня­ми рас­те­ний и дру­ги­ми мел­ки­ми жи­вот­ны­ми. Корни оду­ван­чи­ков гры­зут ли­чин­ки май­ских жуков, а ли­чин­ка­ми любят ла­ко­мить­ся кроты. Крот, на­ев­шись, от­прав­ля­ет­ся спать, и спит часа 4, проснув­шись, он немед­лен­но от­прав­ля­ет­ся ис­кать себе пищу. Делая глу­бо­кие ходы, крот по­сто­ян­но на­ты­ка­ет­ся на вред­ных на­се­ко­мых и их ли­чи­нок. За сутки крот съе­да­ет столь­ко, сколь­ко весит сам и даже боль­ше. Го­ло­дать крот не может, 17-18 часов без еды для него гу­би­тель­ны. Вот по­это­му зимой кроты не могут за­лечь в спяч­ку.

Между рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми почвы су­ще­ству­ет пи­ще­вая за­ви­си­мость: ко­рень оду­ван­чи­ка – ли­чин­ка – крот. Не будет оду­ван­чи­ка – по­гиб­нут ли­чин­ки, не будут ли­чи­нок – будут го­ло­дать кроты. По­это­му уче­ные счи­та­ют, что все живые ор­га­низ­мы свя­за­ны между собой це­пя­ми пи­та­ния. Пи­ще­вая цепь по­ка­зы­ва­ет, кто кого ест. Между оби­та­те­ля­ми почвы су­ще­ствую очень много цепей пи­та­ния, но в каж­дой такой цепи, пер­вое звено – это рас­те­ние. Ведь толь­ко оно спо­соб­но на свету об­ра­зо­вы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с рас­тво­рён­ны­ми в ней ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Вто­рое звено – рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные, тре­тье звено – хищ­ные и все­яд­ные жи­вот­ные. Когда хищ­ные или все­яд­ные жи­вот­ные по­ги­ба­ют, то их остан­ки ста­но­вят­ся пищей для бак­те­рий и дру­гих мел­ких жи­вот­ных.

Читайте также:  Огородные инструменты для обработки почвы от сорняков

6. Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что почва – это един­ство живой и нежи­вой при­ро­ды, как об­ра­зу­ет­ся почва, и какие су­ще­ству­ют цепи пи­та­ния.

Источник

Как образуется почва?

Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Образование почвы

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Рис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, подземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Образование гумуса

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус, самую важную часть любой почвы. Только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

которые читают вместе с этой

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас в самых современных лабораториях ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Свойства почвы

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Что мы узнали?

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Источник

Adblock
detector