Меню

Как очистить почву 3 класс

Почва — кормилица.
презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку в 3 классе, по предмету «Окружающий мир», УМК Гармония 881.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Окружающий мир 3 класс

Что можно узнать о составе почвы из этого опыта? Проверка домашнего задания .

Назовите слои земли Проверка домашнего задания .

Проверка домашнего задания . Расскажите что вы знаете об обитателях почвы?

Проверка домашнего задания . Кто умело очищает землю в природе? Почему под хвойными деревьями всегда лежит толстый слой хвои

Орудия труда, которыми наши предки обрабатывали почву мотыга борона-суковатка

Орудия труда, которыми наши предки обрабатывали почву соха грабли

Что может разрушать почву Ливневые дожди губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы. Сильные ветры выдувают мельчайшие частички почвы. Суховеи иссушают . Различные природные явления

Что может разрушать почву Деятельность человека Засорение промышленными и бытовыми отходами

Что может разрушать почву Деятельность человека Неправильная обработка почвы, неграмотный уход за растениями, использование большого количества минеральных веществ (удобрений), ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками

Опыт наших предков Бросить мусор, плюнуть на землю — ПОЗОР Посевы делали на ровной поверхности Склоны холмов – для многолетних трав Бытовые отходы, растительные остатки складывали в компостные кучи Привлекали птиц. Использовали свойства некоторых растений для борьбы с вредителями

Опыт наших предков Старались приметить «гнилые углы» Для защиты от сильных ветров сажали деревья Зимой для задержания снежного покрова ставили щиты. Вывозили на поля золу и навоз

Итог — Назовите орудия труда которыми наши предки обрабатывали почву. Что разрушает почвенный покров? Как относились к земле наши предки?

Домашнее задание с.93-96 , пересказ с.96, вопросы, задания сообщение об орудиях труда наших предков, или об охране почвы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва-кормилица

Материал можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Почва -кормилица». Учитель рассказывает «Сказку о волшебной кладовой».Дети делают вывод, что это волшебная кладова.

Презентация окружающий мир 3 класс «Почва — кормилица»

Презентация «Почва — кормилица» к уроку окружающего мира, 3 класс, по программе «Гармония», учебник автор: Поглазова О.Т.

методическая разработка урока окружающего мира «Почва-кормилица» 3 класс, УМК «Гармония»

Разработка урока по теме «Почва — кормилица» с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование — презентация, учебник — тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир».

Конспект урока Почва — кормилица

конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.

презентация почва — кормилица

конспект по окружающему миру в 3 классе по программе УМК Гармония ФГОС.

Урок окружающего мира «Почва-кормилица»

Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6» г.Смоленска Зенина Гульнара Розыкулыевна Предмет – Окружающий мирКласс – 3УМК ГармонияТема: «Почва — кормилица»Цели: сфо.

Источник

Очистка почвы от загрязнений

Может случиться, что земля на загородном участке будет сильно загрязнена прорвавшимися из септика сточными водами, удобрениями, смытыми весной с полей, дизтопливом и т.д. Неочищенная почва на долгое время станет источником постоянного токсического заражения всего, что с ней соприкасается. Первое, что страдает от загрязнений в грунте — садовые и декоративные растения, а также неглубокие источники воды, которыми Вы пользуетесь. Иногда такое заражение ничем себя внешне не проявляет и действует незаметно. Некоторые вредные вещества способны накапливаться в организме и лишь по прошествии времени оказывают негативное воздействие на здоровье.

Если существуют сомнения в химической и бактериологической чистоте загородного участка, надо сделать лабораторный анализ почвы, овощей и фруктов, собираемых с дачных плантаций, и воды. Воду необходимо проверить, если она попадает в дом из мелких и средних по глубине источников — колодцев, песчаных скважин. Чрезмерное количество некоторых химических соединений или уровень кислотности почвы может отрицательно влиять на сохранность бетонных, металлических и прочих подземных конструкций.

Конечно, почва как часть биосферы стремиться естественным образом нейтрализовать чужеродные для нее вещества и соединения. Но этот процесс занимает очень много времени. При слишком высокой концентрации загрязнений механизм естественного природного очищения и восстановления может не работать.

экспресс-анализ почвы на загрязнения

Существуют эффективные технологии по очистке хозяйственно-бытовых стоков. Но как вернуть верхнему слою почвы его плодородные свойства и экологическую чистоту? Рассмотрим современные методы восстановления естественных природных качеств грунта.

Способы очистки почвы от загрязнений

По принципу действия методы очистки почвы делятся на три типа:

  • химические
  • физические
  • биологические

Не все из перечисленных способов из-за своей радикальности подходят для восстановления экологии загородного участка и применяются для решения масштабных промышленных задач. Но возможны ситуации, когда лишь таким способом можно очистить землю от посторонних веществ — например, случайно пролили бочку солярки для котла отопления — и затем вернуть ее к жизни с помощью рекультивации. Часть методов производят сложное воздействие на почву и могут быть отнесены сразу к двум типам. Химический метод очистки почвыхимическая очистка почвы При химической очистке почвы от загрязнений используется метод промывки. Делаются специальные растворы из поверхностно-активных веществ или растворы, содержащие сильные окислители — активный кислород, хлорсодержащие соединения, а также щелочные растворы. Выщелачивание осуществляется с помощью 2%-ого раствора соляной кислоты. При выщелачивании содержание тяжелых металлов (цинк, свинец, кадмий, никель, медь, мышьяк) снижается на 85-95%. Так как при промывке растворы попадает в почву, непосредственно проникая во все поры между частицами, эффективность данного метода очень высокая. После очистки промывкой следует сделать рекультивацию почвы. Недостатки метода: нужна очистка почвы от соединений хлора. Метод не подходит для очистки большого объема грунта. Физико-химические методы очистки почвы Самый простой физический метод восстановления почвы — снять верхний слой и заменить его чистым, незараженным. Но не всегда есть возможность найти достаточное количество свободной и плодородной почвы. Электрофизический метод очистки — используется для удаления из почвы нефтепродуктов, фенолов и хлорсодержащих углеводородов. В основе метода лежит эффект электролиза воды при прохождении электрического тока через почву. Сложные загрязняющие соединения при таком воздействии активно окисляются и распадаются на менее вредные простые составляющие. Метод электрофизической очистки позволяет очищать почву от опасных соединений на основе свинца, ртути, кадмия, мышьяка и т.д. схема электрохимической очистки почвы (метод электролиза) В зависимости от условий в грунте и использованного дополнительного оборудования кроме электролиза могут быть использованы другие варианты метода: электрокоагуляция, электрохимическое окисление, электрофлотация, электроосмос, электрокинетический метод и некоторые другие. Практически все перечисленные способы электроочистки почвы технически сложны и дороги. Термический метод очистки почвы Термический метод очистки можно отнести к физическому. В зависимости от типа загрязнений нагрев может производиться как на воздухе, так и в вакууме — в специальных герметичных установках. Метод применяется для освобождения почвы от нефтепродуктов, масел, бензина, от некоторых цветных металлов, от галогеносодержащих и органических соединений. Углеводороды выгорают при нагреве материала до + 800 С. Восстановить свойства почвы после такого воздействия можно добавлением компоста или минеральных удобрений. Существуют не только стационарные, но и передвижные термические установки на автомобильном шасси. Во всем мире ежегодно термическим методом очищаются миллионы тонн почвы. термическая очистка почвы Очень сильный нагрев до сплавления частиц почвы проводится с помощью электродов, опускаемых в землю. Данный электро-термический метод используется для связывания в невымываемые грунтовыми водами формы таких опасных загрязнителей, как тяжелые металлы и радионуклиды. Биологические методы очистки почвы Фиторемедиация — комплекс методов использования растений для очистки сточных вод, почвы и атмосферы от различных типов загрязнений. В свою очередь фиторемедиация является составной частью еще более широкой методики биоремедиации. Рассмотрим фито-методы для очистки почвы. Метод фитоэкстракции — на загрязненном участке высаживаются специально отобранные растения. В силу своих биологических особенностей некоторые виды флоры способны поглощать и накапливать в корнях, стеблях и листьях соединения меди, цинка, кобальта, никеля, свинца, хрома, тем самым снижая содержание этих элементов в земле. Для более полного восстановления участка почвы необходимо обеспечить несколько циклов произрастания данных растительных видов. По завершении процесса фитоэкстракции все растения необходимо собрать и сжечь. При этом продукты сгорания следует захоронить на специальном полигоне для отходов, так как в пепле сохранится высокое содержание вредных элементов. Метод фитостабилизации немного отличается от фитоэкстракции. Используемые растения не поглощают, но осаждают в почве рядом с корнями опасные химические соединения, почвенные бактерии способны переработать некоторые из них в менее опасные. В результате соединения переводятся в неактивную и мало подвижную форму, чем снижается риск их дальнейшего распространения. ярутка полевая — поглощает из почвы тяжелые металлы Кроме определенных растений, естественным образом произрастающих в природе и пригодных для решения задач очистки почвы и воды, производятся опыты по созданию более эффективных генномодифицированных растений с улучшенными характеристиками. Все биологические методы очистки действенны только при невысоком и среднем уровне загрязнений почвы. Процесс биологической очистки воды и почвы достаточно медленный, но естественный и наименее затратный. Методы биостимуляции и биодеструкции — особые организмы разрушают проникшие в почву загрязнения. Методы используются в основном для нейтрализации различных нефтепродуктов, жиров и масел. Микроорганизмы-деструкторы либо просто добавляются в почву, либо в почве создаются условия — вносятся специальные добавки для ускоренного размножения эндогенных, то есть уже живущих там аэробных бактерий, способных расщеплять углеводороды. На рост бактерий влияет влажность, уровень аэрации и температура почвы, поэтому эффективность данного способа зависит от многих факторов. Лучший метод очистки почвы В сложных случаях, когда в почву попали разные по типу загрязнения, или новое загрязнение наложилось на неизвестное старое, наиболее эффективным будет последовательное использование нескольких способов очистки. Как мы уже сказали выше, вряд ли большинство из перечисленных в статье вариантов можно применить на загородном участке. Но некоторые методы вполне доступны и могут улучшить экологическую ситуацию. Это касается наиболее простых с технической точки зрения физических и биологических методов.

Источник

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Почва.Охрана почв.»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологической культуры и экологического сознания учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Урок окружающего мира на тему» Почва. Охрана почв» 49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конспект окружающего мира в 3 «а» классе

Тема урока: «Почва, её состав. Охрана почв.»

УМК: «Планета знаний»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе, познакомить с причинами разрушения почв и видами работ по её защите от разрушения.

  1. сформировать представление учащихся о почве – как важнейшая часть экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края, дать представление о новых научных терминах;
  2. развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;
  3. воспитывать умение работать в группе; формировать умения работы с научным текстом, умения выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
  4. делать выводы на основе проведенных опытов;
  5. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  6. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве как объекту природы ;
  7. воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, навыки экологической культуры и экологического сознания; коммуникативные качества, сотрудничество, организованность, аккуратность.
  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации; осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
  2. Личностные – развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач; способность к самооценке; продолжить учиться работать в группах, воспитывать уважение к одноклассникам, толерантность
  3. Регулятивные – формировать умение планировать деятельность, ставить цель урока, контролировать свои знания и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, горелка, пробирки, почва, вода, спички, лупы, презентация, толковый словарь С. И. Ожегова

  1. Учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Издательство «Астрель» Москва, 2012год.
  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру № 1, 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Издательство «Астрель» Москва, 2013год.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

-Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья

Верные ваши ответы

С удовольствием слушаю я

Мы сегодня снова будем наблюдать.

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Тут девчонки и мальчишки

Стихи, игры – всё для вас.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)

– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? Ответы учащихся.

Правильно, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Бьют меня ногами,

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.

— Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, Наташа нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы)

Итак, у слова «земля» несколько значений – Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве) А если жизнь в почве? Если почва кладовая, в ней есть жизнь, то нужно ли охранять почву?

— Так какова тема нашего урока? Ответы учащихся.

Итак, тема нашего урока: « Почва, её свойства, состав. Охрана почв».

О чем мы не сказали при формулировании темы урока? О плодородии.

Давайте поставим учебные задачи: (ответы детей)

1. Узнать что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Какая бывает почва?

4. Что такое плодородие?

5. Нуждается ли почва в охране?

Совместное открытие знаний.

Послушайте диалог Оли и Саши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме “Почва”. (Диалог инсценируют 2 ученика.)

Куда нужно сажать растения?

Почему растениям нужна именно почва?

Какова проблема нашего урока? (Проблема: Какова роль почвы в экосистеме? )

Давайте обратимся к учебнику. Откройте учебники на стр.68 и поработаем с текстом учебника. Вы будете знакомиться с информацией, и заполнять информационный лист. Составим план работы.

Самостоятельная работа (слайд с ответами для самопроверки)

Что такое почва? Верхний плодородный слой земли.

Что такое гумус? Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.

Как по – другому можно назвать гумус?

Как отличить почвенный слой земли от слоя, который лежит ниже? По темному цвету, по наличию корней разных растений.

Изучение новой темы.

Чтобы узнать подробнее о почве отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

Учитель: В почве живут дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу)

Какие факторы влияют на образование почвы? Ответы учащихся.

Давайте представим, что мы с вами сегодня научные сотрудники. Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах.

Переходим к опытам.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной»)

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

3-й опыт. Нагревание почвы.

Беседа с учащимися о правилах техники безопасности при работе со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

– Вода и минеральные соли.

– О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.

– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я . (вода)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу. (Глина.)

– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)

Продолжение новой темы.

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.

Чтобы определить следующее свойство почвы вспомните то, что вам знакомо из вашего жизненного опыта.

Скажите, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

А зимой? (Охлаждается)

Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.

Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.

Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?

Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

Ребята, мы с вами опытным путём исследовали почву, другими словами, что мы делали? (изучали) А как выдумаете, есть ли наука, которая изучает почву? Если есть, как она называется?

Ребята, наука, которая изучает почву, называется – почвоведение.

Рассказ учителя об учёном-почвоведе Докучаеве.

Кто же был основоположником науки почвоведение?

( Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.)

Какие главные богатства нашей степной зоны, где мы живём , нашего донского края? Правильно — чернозёмы.

Тацинский поэт Владимир Апанасенко написал стихотворение «Чернозем»

Видно много трав лежалых растопил теплом

Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.

Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.

Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!

Обрастай зеленой плотью, золотым добром,

Брызни буйным плодородьем, донской наш чернозем!

Так какие же слова прячутся в слове плодородие? (плоды родятся). Вернемся к учебнику на стр. 68-69. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос:

Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай?

(Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают).

Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя

Поработайте в группах. Рассмотрите у вас на столах коллекцию почв.

Блиц-опрос (с комментариями )

Отличаются ли почвы разного вида по цвету?

От чего зависит плодородие почвы?

Какого цвета самая плодородная почва?

Назовите виды почвы?

Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку — почву. Почва дороже золота. Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод ? Почву нужно охранять.

Дифференцированное задание (работа в группах по рядам, разные по степени сложности задания)

Учитель: Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:

Учитель вывешивает круговую диаграмму, на которой отражено процентное соотношение почв.

10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;

10% занимают маломощные почвы;

20% занято под пастбища;

60% – неплодородные районы земли.

За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.

2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:

Причины разрушения почвы

Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.

На доску прикрепляется карточка:

Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.

На доску прикрепляется карточка:

Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.

На доску прикрепляется карточка:

Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.

На доску прикрепляется карточка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ

Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.

На доску прикрепляется карточка:

Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.

Чтение статьи в учебнике стр. 70-71 и информации на карточках

Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь ,сохранить землю?

1.Чтобы защитить почву на полях:

* надо сажать лесные полосы,

* правильно распахивать почву на склонах,

* зимой проводить снегозадержание,

* применять удобрения и ядохимикаты в меру,

Рассказ учителя о мелиорации почв (новый научный термин ).

2. Большой вред наносит почве неразумная, бесхозяйственная деятельность человека:

* строительство различных объектов;

Беседа с учащимися об оврагах Тацинского района, о брошенных фермерских полях, которые уже 3-4 года не используются по назначению.

Устное решение экономической задачи -подсчёт суммы экономического ущерба в масштабе района, области и страны. Показ на слайдах неиспользуемых земель у терриконов закрытых шахт в Тацинском районе.

Знакомство в ходе беседы с учителем с научным термином рекультивация земель. Предложения учащихся о том, как можно использовать рекультивируемые земли. (подготовка к районному конкурсу сочинений «Если депутатом выберут меня».

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Мы не нашли с вами мер борьбы с тяжелым сельскохозяйственным транспортом. Как быть? Почему нельзя сделать легкие комбайны, тракторы?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Проблем много. На весь ваш век хватит. Может, кто-то из вас и решит ряд проблем человечества.

3. Работа в тетрадях. Тетради на печатной основе, стр. 35 № 77.

Учитель: Сформулируйте по картинкам соответствующие меры охраны почвы.

Выслушиваются ответы детей.

VII. Закрепление изученного. Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах. Задания записаны на карточках.

Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?

Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?

Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?

Вопрос 4 группе:

Воскресенье в лесу.

За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

Какие ошибки заметили?

После обсуждения от каждой группы выступает один ученик.

VIII. Слово экологу. Ученик из класса показывает предметы и говорит:

– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Вывод : Будь настоящим хозяином Земли, на которой живёшь!

Давайте подведем итог урока .

что такое почва?

какая почва называется плодородной?

чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Выполним следующий тест. Отвечая на вопрос, букву правильного ответа вы пишите на обратной стороне листа. Поднимите листочки те, у кого получилась такая последовательность. Тест с обратной связью (АБВГАБВГ)

Спасибо за урок! Учитель выставляет оценки учащимся.

Понравился ли вам урок, ребята? Ответы учащихся.

Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы-смайлики. Вам можно взять один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то смайлик с улыбкой; если недостаточно прилагали усилий, то смайлик с обычным лицом; а если чуточку поленились, тогда –смайлик с грустным лицом.

Домашнее задание : учебник с. 68–71 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве. Рабочая Тетрадь, с. 27 з. 64-67.

Дополнительно, по желанию: подготовить на выбор: книжку – малышку, презентацию, буклет об охране почв.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа № 1 Тацинского района, Ростовской области

Якубович Ольга Анатольевна

Урок был проведён согласно рабочей программе 28.11. 2013 года

Источник

Читайте также:  Как подкормить чеснок навозом
Adblock
detector