Разъяснения Минприроды России
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Источник
Как оформить навоз как органическое удобрение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 10 октября 2017 г. N 19/4339 О государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов
Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России рассмотрел Ваше обращение, и, в рамках установленной сферы деятельности, сообщает следующее.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее — Закон).
Вопросы государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов регулируются приказами Минсельхоза России от 09.07.2015 N 294 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов» (далее — приказ N 294) и от 10.07.2007 N 357 «Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов» (далее — приказ N 357).
В соответствии со статьей 1 Закона агрохимикаты — удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа.
Согласно статье 3 Закона не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее — Каталог).
Для внесения агрохимиката в Каталог необходимо пройти процедуру государственной регистрации в установленном порядке.
Удобрения органические являются продуктом переработки навоза, помета и других отходов. Сырье для производства органических удобрений классифицируется в соответствии с Федеральным классификатором отходов (ФККО, утверждаемым Минприроды России). Вовлечение их в хозяйственный оборот и установление ограничений регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Удобрения на основе отходов животноводства и птицеводства безусловно важны для возделывания продукции растениеводства и повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Удобрения требуют тщательной технологической подготовки и регламентации мер безопасного обращения — с момента постановки их на производство до реализации и применения конечным потребителем.
По сложившейся практике, при использовании органических удобрений на основе отходов животноводства (навоз, помет и т.п.) только на собственных сельскохозяйственных угодьях, государственная регистрация нецелесообразна.
Сообщаем, что Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (далее — законопроект), которым предлагается установить, что сырье для производства агрохимиката не подлежит государственной регистрации в качестве агрохимиката. Отходы животноводства (птицеводства) являются сырьем.
Закон, приказы NN 294, 357 размещены на официальном сайте Минсельхоза России/Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений/Отраслевая информация//Государственная услуга по государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов.
Директор | П.А. Чекмарев |
Обзор документа
Разъяснено, что правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в т. ч. с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены специальным законом.
Изданы приказы Минсельхоза России, посвященные госрегистрации пестицидов и агрохимикатов.
Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению в России.
Удобрения органические являются продуктом переработки навоза, помета и других отходов. Сырье для производства органических удобрений классифицируется в соответствии с Федеральным классификатором отходов.
Удобрения на основе отходов животноводства и птицеводства безусловно важны для возделывания продукции растениеводства и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Отмечено, что подготовлен законопроект, согласно которому сырье для производства агрохимиката не подлежит госрегистрации в качестве агрохимиката. Отходы животноводства (птицеводства) являются сырьем.
Источник
Разработка ТР и ТУ на органические удобрения
Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?
Принятый в мае 2011 года Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вызвал неоднозначную реакцию со стороны сельхозпроизводителей. И неудивительно, потому как документ содержал прямое указание на обязательное лицензирование фактически любых действий с навозом: от сбора до размещения.
Буква закона
Итак, Федеральный закон указывает на необходимость обязательного лицензирования «деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (глава 2, статья 12). Напомним, что в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходом), свежий коровий навоз относится к четвертому классу опасности, а свиной – к третьему (схема 1). А значит, без лицензии животноводческое предприятие не вправе ни помещать навоз в навозохранилища (размещение и обезвреживание), ни разделять его на твердую и жидкую фракции (обработка), ни уж тем более вносить после выдерживания в поля (транспортирование и утилизация).
Долгое время закон о лицензировании (по крайней мере, для АПК) существовал лишь на бумаге – прецеденты его применения в отношении утилизации навоза были единичными случаями. Однако, начиная с 2016 года, ситуация изменилась – число судебных дел и штрафов серьезно возросло, причем, сразу в ряде регионов.
Очевидно, что работа без лицензии становится всё более рискованной, а последствия санкций – помимо штрафа до 250 000 рублей, предусмотрена и приостановка деятельности предприятия сроком на 90 дней (или 120 – при повторном нарушении) – могут оказаться весьма болезненными.
Лишь малая часть
Стоит ли бояться лицензии? Или процесс ее получения прост и не предполагает каких-либо серьезных трат? Тем более, что размер государственной пошлины составляет всего 7 500 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 45 рабочих дней, а ограничений по времени действия итоговый документ не имеет.
К сожалению, по факту лицензирование потребует куда больше вложений (в некоторых случаях траты могут достигать 900 000 рублей и даже превышать эту сумму) и времени – до 6 — 8 месяцев. Почему? Дело в том, что помимо «формальных документов» для получения лицензии в списке, числятся и сведения о профессиональной подготовке специалистов (а это оплата обучения и аттестации для каждого сотрудника, так или иначе связанного с процессами утилизации навоза), заключение государственной экологической экспертизы (навскидку: объекты средней сложности – от 90 000 рублей, повышенной сложности – от 130 000 рублей), санэпидемзаключение, проект по отходам и другие. Кроме того, местные управления Роспотребнадзора вправе устанавливать дополнительные требования – запрашивать не указанные в Федеральном законе заключения, подтверждения, справки и т.д. (схема 2). Не стоит забывать и о возможных отказах по каждому из пунктов, с последующими исправлениями, повторной экспертизой и подачей на рассмотрение.
Следует учесть и еще один немаловажный момент: лицензия, по сути, станет подтверждением того, что продукты, образующиеся в результате деятельности предприятия, являются опасными, а значит, и само хозяйство представляет потенциальную угрозу для экологии региона и здоровья населения. А это – серьезный минус при общении с местными активистами в рамках различных общественных слушаний.
Органическое удобрение: навоз во благо
Многочисленные спорные ситуации, возникшие при активном применении Закона о лицензировании в отношении сельхозпредприятий, подтолкнули Минприроды к написанию развернутых разъяснений (Письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376). В документе в частности, указывалось, что «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения». Выделим главное из министерского письма: «вправе использовать», «для собственных нужд», «в качестве удобрения». При этом, как следует далее, необходимы:
- Документация, позволяющая относить органические вещества, образующиеся на предприятии, к продукции.
- Разработанные и утвержденные технические условия на удобрения и технологический регламент на их производство.
Таким образом, доказательством того, что предприятие действительно работает с органическими удобрениями, а не занимается утилизацией опасных отходов, станут два документа: технические условия (ТУ) и технологический регламент (ТР). Их наличие, как следует из Письма Минприроды, освобождает хозяйство от необходимости получения лицензии (Схема 3).
ТУ описывает конечный продукт (его характеристики), а ТР описывает саму технологию – с конкретными процессами на каждом этапе, измеримым результатом по каждому действию и т.д. (схема 4).
Как это работает
В качестве наиболее известного, но далеко не единичного случая, когда хозяйству удалось избежать санкций, сославшись на работу в соответствии с разработанными техническими условиями и технологическим регламентом, можно назвать решение Арбитражного суда республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № а07-21119/2018.
Суд исключил возможность квалификации действий «Башкирской мясной компании» в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании того, что «общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».
Конечно, не стоит полагать, что любые документы, озаглавленные, как ТУ и ТР, защитят хозяйство от претензий со стороны надзорных органов (схема 5). Документы должны не просто быть в наличие, но и соответствовать государственными и отраслевыми стандартами, природоохранными требованиями и нормами законодательства. А, кроме того, отражать реалии конкретного хозяйства, описывать конкретные технологические процессы и оборудование, и методы контроля. В ином случае, даже минимальная экспертиза хозяйства, которую могут провести, в том числе, и по судебному предписанию, лишь подтвердит фиктивность документов.
Следует добавить, что грамотные ТР и ТУ на органические удобрения будут не только и не столько защитой от штрафов, но и позволят хозяйству выстроить работу по переработке навоза с максимальными выгодами. Например, значительно увеличить урожайность и снизить затраты на минеральные удобрения или полностью отказаться от них.
Документы на производство органических удобрений станут хорошим аргументом и на общественных слушаниях – даже для непосвященного слушателя понятие «органических удобрений» (в отличие от «опасных отходов») несет позитивный смысл и означает экологически чистую продукцию и отсутствие урона для окружающей среды.
Разработка технологического регламента и технических условий является серьезной задачей и требует достаточного опыта и квалификации, а потому доверить ее лучше экспертам отрасли – специалистам и компаниям, на практике доказавшим свою компетентность в области переработки и утилизации навоза.
(с) Антон Ерхов, специалист компании «БИОКОМПЛЕКС»
Источник