Армянский праздник урожая
Каждый год во второе воскресенье октября в армянских селах Лорийской, Араратской, Армавирской и Вайоц Дзорской областей, проходит праздник урожая. В этом году «День урожая» прошел 11 октября. В Лорийскую область съехались несколько тысяч жителей со всей Армении.
На празднике местные жители и гости мероприятия получили возможность испробовать дары армянской природы.
«Этот день особенный для жителей Гюлагарака . Мы армяне, как большая семья дружно собираемся и накрываем почти сотню столов, демонстрируя туристам наш урожай за год , а также подаем всевозможные мясные блюда, рыбные деликатесы, напитки, молочную и хлебобулочную продукцию, сладости и многое другое», — рассказывает житель села Азат Хандамирян.
Говорят, в этот день соседи обычно прохаживаются вокруг столов своих друзей, отмечая, у кого стол накрыт лучше. А по словам супруги Азата, Анаит, столы должны быть не просто красиво накрыты, но и сервированы так, как полагается уже по устоявшейся многолетней традиции (более 10 лет):
«На празднике урожая, сервировке стола нужно уделить особое внимание, изготавливая забавные фигурки из овощей, фруктов и других изысков, забавляя гостей и детей нашего селения. Для наших жителей это не просто праздник радости и веселья, но и благодарность всем труженикам и земледельцам Лори и всей Армении , за их нелегкий и кропотливый труд, который мы видим сегодня на наших столах».
Полакомиться вкусными блюдами и урожаем этого года, приехали гости более чем из 80 сел и общин. По их мнению, урожай Оганавана стал одним из лидеров этого года.
«В отличии от других сел, урожай Оганавана всегда отличался своим обилием . А все потому, что село находится в удобном географическом местоположении, где всегда солнечно и влажно», — рассказывает жительница села, Ануш Оганян, — «Сам праздник проходит не у нас , но наши жители стараются приехать и радовать гостей осенними дарами Армении каждый год».
Без сомнений так оно и есть, правда за последнее время попробовать вкус фруктов приходят не только люди, но и медведи, которые наведываются по ночам в сады и огороды местных жителей. Как же они отгоняют этих сильных животных от своего урожая?
«Чтобы отпугнуть медведей, обычно мы включаем радио или музыку. Таким образом даем им понять, что они находятся на нашей территории и кроме них есть еще и мы, которые за ними следят и могут отпугнуть их оружием в любой момент», — делится Ануш, — «Но до этого дело не дойдет. Местные медведи очень умные и услышав радио, они сразу понимают, что пора уйти по доброму и здорову».
Отметим, что помимо вкусностей и интересных рассказов, праздник не обошелся и без музыки. Гостей развлекали местные музыканты и танцоры, прибавляя им позитивный заряд настроения, задора и веселья.
Источник
Праздник урожая в Армении
Щедрый праздник урожая ждут в каждой армянской семье (Фото: Catalin Petolea, Shutterstock)
Во второе воскресенье октября в армянских селах проходит праздник урожая.
Впервые этот праздник прошел в 2006 году в городе Масисе, где находился с рабочим визитом президент Роберт Кочарян.
Почти сотня накрытых столов ломилась от изобилия: корзины с овощами и фруктами, всевозможные мясные и даже рыбные деликатесы (икра армянская, ишхановая), напитки, молочная и хлебобулочная продукция, сладости — всего не перечислить.
Жители 93 сел и 4-х общин области не только «хвастались» своими достижениями, но и ревниво оглядывали соседние столики — у кого красивее и богаче.
Перещеголять друг друга пытались в сервировке, оформлении — забавными фигурками из овощей, фруктовыми «натюрмортами» и прочими «дизайнерскими изысками». Щедротами земли армянской крестьяне угощали президента, а Роберт Кочарян, в свою очередь, не обидев никого (хотя присутствующим казалось невероятным, что глава государства обойдет все 97 накрытых столов), с вниманием отнесся к каждой «мини-выставке» отечественного производства.
Плодородная Араратская долина, еще раз подтвердив свой титул «житницы Армении», за нелегкий труд отблагодарила земледельцев щедрым урожаем. Жители региона довольны результатами: перерабатывающая промышленность развивается серьезными темпами, есть кому сбывать продукцию.
В последующие годы праздник урожая проходил в разных городах. Эта традиция сохраняется и сегодня.
Другие праздники в разделе «Праздники Армении»
Источник
Праздник урожая в Армении
Где проходит
Армения, в каждом городе страны
Когда проходит
Каждое второе воскресенье октября.
В 2015 году — 11 октября, в 2016 году — 9 октября, в 2017 году — 8 октября, в 2018 году — 14 октября, в 2019 году — 13 октября, в 2020 году — 11 октября.
Праздник урожая
Ежегодно каждая армянская семья с радостью и нетерпением ждёт настояний праздник изобилия — День урожая. Праздник урожая справляют обычно во второе воскресенье октября, а значит, что в 2015 году это радостное событие произойдёт 11 числа.
Изначально в Армении не существовало праздника урожая. Впервые его отметили сразу в значимых масштабах в 2006 году, когда президент Армении Роберт Кочарян посетил один из городов страны с рабочим визитом. Визит президента как раз совпал с окончанием уборки урожая.
Тогда президента встретили сотней накрытых столов, которые буквально ломились от изобилия продуктов. На столах можно было увидеть и сочные корзины с фруктами, и рыбные, мясные деликатесы для любого гурмана, всевозможные напитки, изделия молочной и ароматной хлебобулочной продукции.
Жители не просто презентовали свои урожаи и достижения, но и с интересом негласно соревновались между собой в полноте столов и их оформлении. На столах красовались потешные резные фигурки из овощей и фруктов, продукты выкладывались согласно художественным задумкам хозяев и радовали глаз своими дизайнерскими подходами.
Роберт Кочарян тогда не обделил вниманием никого, исправно подходил к каждому столу, дегустировал провизию и от всей души благодарил земледельцев за их нелегкий труд.
На следующий год праздник урожая повторили, но уже в нескольких разных городах. На сегодня традиция справлять день урожая так и прижилась в Армении. Ежегодно в селениях и городках проводят аппетитные выставки-ярмарки, где земледельцы хвалятся своими результатами работы. Посетить такую ярмарку может каждый, никто не останется голодным, даже самый придирчивый гурман. А дети с удовольствием смогут полакомиться всевозможными десертами и вкусностями.
Как добраться до Еревана
До Армении, в частности Еревана, можно добраться ежедневными авиарейсами из Москвы. Как правило, такие рейсы вылетают из аэропортов столицы несколько раз в день. Время перелёта составит около 3 часов. Также можно проложить свой путь согласно железнодорожным расписаниям поездов. В таком случае ваше путешествие займёт около 4 суток и будет проходить через Грузию и Азербайджан. Если решитесь на такой вояж, не забудьте позаботиться о грузинской визе.
Трансфер от аэропорта до отеля можно заказать ниже:
Отели в Ереване
Забронировать номер в отеле. Цены начинаются от 482 рублей в сутки.
[urlspan] Забронировать квартиру или дом. [/urlspan] Цены начинаются от 747 рублей в сутки.
Виза в Армению
На территорию Армении жители России и Украины могут попасть без дополнительного оформления визы. Но не забудьте захватить с собой загранпаспорт, куда по приезду вам проставят штамп о пересечении границы.
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.
Источник
Как прожить, если земли немного: армянские фермеры обещают показать урожай «со вкусом»
ЕРЕВАН, 25 сен — Sputnik. Праздник урожая в Армении в очередной раз покажет, что даже имея мало земли, можно получать прибыльный урожай. Об этом заявила на пресс-конференции в «Центре зеленого обучения» в селе Дзорахбюр близ Еревана председатель НПО «Зеленая тропинка» Нуне Саруханян.
Здесь же, в Дзорахбюре, 26-27 сентября будет проходить фестиваль урожая.
Праздник урожая и сельских традиций проходит в Армении не первый год. В основном он собирает представителей мелких фермерских хозяйств — производителей сухофруктов, джемов, меда, травяных чаев и масла из плодовых косточек. Одна из важных целей выставки — показать, что фермеры в Армении могут прожить, даже если они владеют небольшими земельными участками.
«Можно посадить на десяти гектарах обычные помидоры и продать их за 50 драмов (10 центов — ред), а можно на двух-трех тысячах метров выращивать наши традиционные сорта и продавать их уже за 150 драмов», — отметила Саруханян.
После распада Советского Союза в Армении стали выращивать зарубежные сорта овощей (сорта фруктов в основном прежние). Но и в случае с овощами не стоит забывать об армянских сортах, высоко ценя при этом зарубежные, подчеркнула она.
Многие помнят знаменитый сорт помидоров «Анаит». В 90-е годы его, к сожалению, выращивали меньше, потому что срок хранения помидоров этого сорта недолог и длительной перевозки они не выдерживают.
«Просто фермеры стали понимать, что каждый сорт используется в определенных целях. Скажем, относительно твердые сорта хороши для приготовления томатной пасты, мягкие – для потребления. И цена на такие сорта уже не меньше, чем на зарубежные, гибридные», — подчеркнула Саруханян.
При этом даже на небольшом армянском рынке можно найти покупателей. Рестораны и гостиницы, да и многие потребители готовы доплатить за качество, подчеркнула она.
Источник
Национальные празники Армении
Все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, то есть большинство праздников имеют определенную дату, которая не зависит от дня недели, на который выпадает это число.
Армянская церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла армянской церкви является Пасха.
Несмотря на то, что Армения – христианская страна, в народе сохранились некоторые обычаи с языческих времен, такие как благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников.
Отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Традиционно Новый год в Армении встречают с Дедом Морозом и Снегурочкой, звучат мелодии современных и народных армянских песен. На праздничном столе новогодние блюда национальной кухни, сладости, изумрудное армянское вино и коньяк. И, конечно, нельзя представить себе армянский стол без тамады и тостов.Традиция отмечать Новый год 1 января закрепилась в армянском календаре не так давно. В западной части, на территории Киликии, в некоторых армянских колониях зарубежных стран XIX века Новый год отмечался 1 января. Однако к началу XX века в некоторых восточных районах Армении параллельно с Новым годом с большим воодушевлением и теплотой отмечали армянский Новый год – Навасард, Twitterа 1 января ограничивались лишь поздравлениями. Впоследствии среди армянского народа стал утверждаться Новый год 1 января.
До V века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку, и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также день Крещения Христа.Накануне праздника Святого Рождества, вечером, служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром, служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
День покровителя влюбленных святого Саркиса
Праздник покровителя молодых влюбленных Святого Саркиса в Армении официально отмечают 3 февраля с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая невеста или жених будет им предназначена/предназначен.
Праздник Трендез совпадает с православным праздником Стретение Господне – 14 февраля. Этот праздник напоминает праздник Влюбленных, так как главные его участники – влюбленные и молодожены. А в остальном он похож на русский Масленицу.Истоки этого праздника – в древнем ритуале язычников-огнепоклонников. Сначала оно называлось Дрендез, что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», то есть пожелание благополучия дому, плодородия земли. После принятия христианства название претерпело изменения, праздник стал называться Трендез, от слова «тре» – хозяин, творец. С тех пор его главные участники – юноши и девушки или молодые, что собираются пожениться в текущем году.Главный символ действа – костер, через который прыгают молодые пары. Главное – не расцепить рук, тогда союз будет крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Вслед за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, которые надеются обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносящего огня. Пепел от сгоревшего праздничного костра рассыпают по полям, чтобы уродился новый урожай.
День армянского языка 21 февраля
в Армении отмечают день родного языка. Армянский язык – язык, входящий в фригийско-армянскую подгруппу греко-фригийско-армянской группы палеобалканськой ветви индоевропейской семьи языков. Среди них является одним из древнеписьменних. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцом в 405 – 406 годах. Общее число говорящих по-армянски по всему миру – около 15000000 человек.
День сатиры и юмора
С 2006 года 1 апреля в Армении официально отмечают День сатиры и юмора. Причиной такой своеобразной традиции в мире стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.Армяне всегда славились своим юмором. Достаточно вспомнить знаменитое армянское радио. Имена армянских комедийных актеров и клоунов навсегда вошли в историю сатиры: Мгер Мкртчян, Леонид Енгибаров, фокусник Акопян. А ленинаканський и карабахский юмор – это тоже своеобразное историческое явление.
День материнства, красоты и любви
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Издавна отмечается этот праздник в Армении и армянской диаспоре как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым, подругам.
Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней после окончания Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали по иудейскому лунному календарю 14 нисана; в Риме Пасху праздновали в первое воскресенье после первого новолуния по весеннему равноденствию. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то есть подвижным праздником и дата ее празднования с годами может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, который постановил, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия».Армянское слово «затик» (Пасха), образовалось, по-видимому, от «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» И отвечают: «Воистину воскрес!» Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» И слышат в ответ: «Благословенно Воскресение Христово!»
День памяти жертв геноцида в Армении
Отмечается 24 апреля. В 2015 исполнился 100-летие с того дня, когда Османская Турция начала массовые уничтожения армян, которые длились несколько лет. Следуя идее регрессивного пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать армянское население, но и создать империю, в которую войдут все мусульмане.В 1894-1896 гг. в Турции было организовано уничтожение более чем 300.000 армян. В 1909. в Адане и его окрестностях были убиты 30.000 армян. 24 апреля 1915г. была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее были многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили. 24 апреля стало днем памяти невинных жертв и каждый год отмечается и в Армении, и в диаспоре. Ежегодно 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
В 2008 году этот праздник отмечается 29 июня. На ряду с армянскими традиционными праздниками, Вардавар – это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи. Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одеяния стали белее снега.Однако этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель, первый Католикос Армении назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря – первое число месяца Навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купала или Ильи Пророка.По одной версии, само название праздника Вардавар (или Вардаматн) восходит своими корнями к слову «Вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагном. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее любимый ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она ранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношениям, далеком паломничеству, веселью. Как и другие традиционные праздники, Вардавар также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным запасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.В другом из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «Вард (Вард)» – «вода» и «вар» – «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас из древней легенды, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему воды отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, невзирая при этом ни на возраст, ни на пол, ни на общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, так как считается, что в этот день вода имеет целебную силу.После принятия христианства сохранились многие обычаи празднования: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д. Но христианская церковь дала им иное толкование, связав с большим потопом, Ноевым голубем и другими эпизодами библейской истории. Впоследствии, в VI веке, по католикоса Мовсеса II (574-604), поскольку в дни августа отмечалось Успение Богоматери, праздник нового Преображения был включен в пасхальный цикл и переместился на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Так этот праздник стал переходящим и дата его празднования приходится на период от 28 июня до 1 августа.Так же, как и много веков назад, Вардавар и сегодня отмечается с большим шумом и весельем, будучи единственным в своем роде праздником, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, поскольку в этот день принято также посещать своих родителей и родственников
Отмечается 11 августа. Навасард – второй Новый год, который отмечался в древних армян. Название праздника происходит от иранских слов «неф» – новый и «сард» – год. По преданию, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущего армянского государства. Это произошло 11 августа 2492 до н.э. е. (по традиционному армянскому летоисчислению). Этот день и стал началом нового года для армян.Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзан, на склоне горы Нпат. В торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.Праздники продолжались несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, по религиозным убеждениям. На этих праздниках даже еда была умеренной.Через различные климатические условия Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок – «В новогодний день нельзя брать в долг хлеб» – является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками. Праздник отмечается и в наши дни и проходит оно в языческом храме Гарни.
Успения Пресвятой Богородицы
Праздник отмечается 28 августа. Успения Богородицы – один из главных праздников Армянской церкви. Этот день, посвящен уходу из жизни Богородицы, отмечается начиная с V века.После литургии в день Успения Богородицы в армянских церквях совершается обряд освящения винограда, который отнюдь не совмещен с праздником. Освящение связано лишь с тем, что виноград созревает в данную пору. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его освящение сочеталось с праздником Преображения Господня.По традиции первый урожай всегда приносился в храм. Она имеет давние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.
Во второе воскресенье октября в армянских селах празднуют день урожая. Накрываются столы, демонстрируя весь достаток, который может подарить земля: корзины с овощами и фруктами, всевозможные мясные и даже рыбные деликатесы, напитки, молоко и хлеб, сладости.
Всенародный праздник вина
Отмечается 7 ноября. «Изысканные армянские вина содержат в себе все то, что можно почувствовать, но нельзя выразить словами…» – сказал Шарль Азнавур.
Источник