Основы агрономии
Исследование и описание почвенных образцов
Взятие почвенных образцов и монолитов
Для создания коллекции образцов или демонстрационной схемы почвенного профиля на месте описания отбирают почвенные образцы. Образцы берутся поочередно из каждого генетического горизонта — из передней стенки разреза снизу вверх, в виде кирпичиков размером 10 см и весом по 0,5 кг.
Если мощность горизонта менее 10 см, то образец берется на всю мощность. Образцы тщательно заворачивают в сухую бумагу и перевязывают шпагатом. Под обертку в угол листа заворачивают этикетку с указанием: где, когда, кем взят образец и с какой глубины.
Для создания наглядной коллекции почв в учебном заведении на месте изучения почвенного профиля можно взять так называемый монолит почвы.
Монолит — это целая стратиграфическая колонка почвы, в которой естественное расположение почвенных горизонтов не нарушено.
Для взятия монолита приготавливают заранее ящик, с помощью которого будут брать монолит и в котором он будет храниться. Ящик делают из досок шириной 5 см. Из них сколачивают раму размером 100×20 см. Дно ящика делают из фанеры и прикрепляют шурупами.
Перед взятием монолита дно отвинчивают.
Раму ящика прикладывают к передней, незатронутой препарированием стенке разреза, так чтобы верхняя короткая сторона рамы своим внутренним краем находилась бы на уровне поверхности почвы. На почве по всему периметру ножом прочерчивают внутренний контур рамы.
Далее, ящик убирают и снаружи от прочерченной линии ножом вырезают желобок, глубиной 5. 6 см и шириной 5 см. Получается висящий на стенке ямы монолит длиной 100, шириной 20 и толщиной 5 см.
На образовавшийся почвенный монолит надевают раму – сначала снизу, затем с боков и сверху. Выступающие за раму части почвы обрезают вровень с рамой и к раме прикручивают дно.
Со всех сторон обрезают почву лопатой на 10. 20 см.
Самый ответственный момент — отваливание монолита вместе с ящиком. Делать это надо вдвоем.
Один, стоя на передней стенке разреза резким движением лопаты «надрезает» место соединения монолита с почвой, стараясь протолкнуть лопату как можно ниже.
Другой одновременно резким движением отваливает монолит на себя и переводит его в горизонтальное положение, не давая почве высыпаться из ящика «по дороге».
Качество приходит с опытом: после нескольких неудачных попыток монолиты получаются ровными, без трещин и внутренних сдвигов.
Переднюю, выступающую и обычно неровную поверхность почвы, торчащую из ящика, зачищают широким ножом вровень с краями ящика и после просушки закрывают стеклом. Такой образец можно хранить как наглядный материал для будущих учебных занятий или сделать постоянную экспозицию различных видов почв своей местности.
Закапывание почвенного разреза
Когда работа с почвенной ямой закончена, ее обязательно зарывают. При этом заполняют яму так, чтобы горизонты шли в естественном порядке: сначала вниз сбрасывают почвенную массу из более глубоких горизонтов, потом почвенную массу верхних горизонтов. С поверхности яму закладывают дерном и уплотняют.
На месте правильно засыпанного разреза должен остаться маленький холмик, который с течением времени осядет, т.к. заполнятся пустоты.
Аккуратно засыпанный почвенный разрез и бережное отношение к природе — неотъемлемое условие учебно-исследовательской работы.
Источник
Проведение агрохимического анализа почвы – особенности, методика +Видео
Проведение агрохимического анализа почвы – особенности, методика
Агрохимическим анализом почвы называют мероприятие, направленное на определение степени количества в почве основных элементов – минералов, а также для определения состава почвы (механического), показателя содержания водорода и степени насыщения органическими веществами, т.е. таких элементов, которые помогут определить ее плодородие и поможет внести большой вклад в получение количественного и качественного урожая.
Говоря об анализах почвы, прежде всего, имеется в виду контроль содержания различных компонентов на земле сельскохозяйственного назначения и землях, которые используются для выращивания культур, а именно садовые наделы, фермерские угодья, дачные участки и прочее. Исследования почвы проводят на заранее взятых образцах. Далее по действующим нормативным актам в области анализа почвы и способов взятия проб, образцы иногда отбирают по методу «конверта» или «сетки».
Общие сведения
В зависимости от того, какова площадь используемой территории и разновидность анализа, будут варьировать размеры закладываемых площадок. Для выполнения контроля земель с/х угодий и их состояния на каждые от ½ до 20 га территории закладывают не меньше одной пробной площадки, размер которой не может быть меньше 10*10 м.
Кроме того:
- Однотипный покров на местности подразумевает использование отбора проб на площадках в 1-5 га, чтобы определить содержание химических веществ, свойств земли и ее структуры.
- Неоднородный покров на местности подразумевает использование отбора проб на площадках в ½-1 га для того, чтобы определить уровень содержания химических веществ, свойств земли и ее структуры, а также отбор проб на пробной площадке в 0,1 га, чтобы иметь возможность определить патогенные организмы в почве.
Схема сбора образцов выглядит так – с учетом всех описанных выше рекомендаций на территории следует закладывать пробную площадку. После этого вдоль диагонали, которая проходит от одного угла площадки ко второму, следует брать точечные пробы пахотного слоя земли, причем вес пробы должен быть не меньше 0,2 кг. Взятые точечные пробы следует перемешать между собой, и тогда вы получите объединенную пробу. Для создания объединенной пробы следует смешать между собой не меньше 5 точечных проб, которые взяты с одной площадки. Получается, что масса одной общей пробы должна быть не менее 1 кг.
Показатели для определения состояния почвы
Для анализа агрохимических показателей почвы взяты за основу 6 главных показателей:
рН-кислотность почвы – это свойство грунта, которое обусловлено наличием в ней водородных ионов и обменных водородных ионов, а также алюминия в поглощающем комплексе.
- Органическое вещество – это комплекс всех веществ органического происхождения, которые находятся в виду гумуса и остатков растений и животных, т.е. наиболее важная часть почвы, которая являет собой сложную химическую совокупность веществ органического и биогенного происхождения, а также характеризующая потенциал плодородия грунта.
- Гранулометрический состав – структура почвы механического типа, которая определяет лишь относительное содержание всевозможных частиц в независимости от минерального и химического состава.
- Кислотность (гидролитическая) – это показатель кислотности грунта, который проявляется при воздействии гидролитической щелочной соли. Определение данного показателя достаточно важно для решения задач практического характера, которые связаны с использованием удобрений, известкованием, фосфоритованием и остальными приемами агрохимического типа.
- Сумма поглощенных оснований – это показатель степени насыщенности почв основаниями, который дает понять, какая доля от всего количества задерживающихся в почве веществ приходится на поглощенные основания.
- Нитраты – количество содержания солей азотной кислоты. Такие вещества достаточно опасны для человеческого здоровья и отлично накапливаются в сельскохозяйственных продуктах из-за того, что почва перенасыщена азотными удобрениями.
Самостоятельный анализ на плодородие
Плодородная и здоровая почва на земельном участке – это гарантия хорошего роста и богатого урожая растений. О том, что для земли требуется своевременный и регулярный уход, знают все – и начинающие садоводы, и дачники с большим опытом. Чтобы не допустить ошибок и правильно рассчитать необходимое количество удобрений, следует каждый сезон проводить исследования почвы. Как правило, анализ почвы на плодородие самостоятельно проводят ранней весной, но можно и поздней осенью, чтобы земля могла отдохнуть и набраться сил перед тем, как начнется новый сезон высадки.
В анализ почвы входит тест на плодородие, механический и минеральный состав, кислотность. Это очень важно, чтобы вы смогли правильно подобрать растения, которые предпочитают разные почвенные составы, а также чтобы определять количество и качество используемых удобрений, которые используются для улучшения почвенных характеристик. Да, как мы уже упоминали, самым точным и расширенным будет анализ проб с участка в агрохимических лаборатории. Но сейчас вы узнаете, как именно обогащать и улучшать структурный состав почвы самостоятельно.
Так как подобные услуги далеко не бесплатные, большинство дачников выбирают самостоятельное определение плодородности почвы на собственном дачном участке. Проще всего определить механический состав почвы и его тип. Для этого следует взять пробу с верхнего слоя грунта (5 ст. ложек), а после поместить в банку из стела и залить водичкой. Далее тщательно перемешайте смесь и можете приступать к исследованию:
- Если в осадок быстро выпал песок, значит, у вас песчаная почва.
- Чуть позже выпадает в осадок глинистый грунт, причем он остается в воду в виде извести.
- Разведенная с водой гумусная земля придаст воде темновато-коричневый оттенок и будет плавать в толще воды, а также не будет оседать.
Не менее важный критерий – уровень кислотности почвы. Перед тем, как начать вносить в почву различные удобрения для получения хорошего урожая, следует определить рН-фактор, так как необдуманные действия иногда приводят к непредсказуемым результатам.
В специальных магазинах есть особые наборы, которые помогают определять кислотность почвы в домашних условиях, что конечно не заменит агрохимический анализ почвы, но обще представление у вас будет. В колбочке с химическим реагентом есть место для образца грунта, который туда следует поместить. Далее встряхните его, и по цвету раствора, который у вас получится, определите кислотно-щелочной состав (определять следует с предлагаемой таблицей, которая идет в комплекте).
Так как химический состав не является постоянным показателем для разных мест участка дач, и может меняться из сезона в сезон (многое будет зависеть от выращиваемых культур и способа удобрения), то целесообразнее будет использовать несколько образцов. О хорошем биологическом составе и плодородности грунта будет говорить наличие в нем достаточного количества червей. Чем больше в почве природных индикаторов, тем выше ее плодородность.
Наблюдательный хозяин может судить о состоянии почвы даже по самим растениям, которые растут на даче:
- К примеру, если на вашем участке появилась маргаритка, белый клевер и непахучая ромашка, то у вас скудная почва, которой срочно требуется внесение комплекса удобрений. Для улучшения показателей истощенной почвы будет полезно выращивание на них сидератных культур, а после заделывать их в почву.
- Хвощ, ползучий лютик и мать-и-мачеха предпочитают произрастать на мокром грунте, поэтому если вы обнаружите данные растения у вас, следует хорошенько взрыхлить землю, а после смешать ее с песком, торфом и внести компост.
- Если на вашей почве переизбыток азота, то обязательно обнаружите на участке заросли крапивы, а также горчицы полевой, минуарции ли корицы. Для устранения избытка азота из земли используйте подсолнечник, который обожает большое количество органики и полезных веществ.
Как недостаток, так и переизбыток удобрений в почве одинаково вредны для растений, который растут на вашем дачном участке. При проведении исследования почвы и ее химического состава хотя бы раз в год вы сможете облегчить себе задачу и дать земле лишь все необходимое.
Источник
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.
Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.
Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.
Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.
Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Источник