Макет «Почва – живая Земля».
Участник выставки — конкурса:
Смольникова Марина Федоровна,
МАДОУ д/с №172 города Тюмени.
Авторское пособие
макет «Почва – живая земля» (состав почвы)
(для детей 4-7лет)
Предлагаем вашему вниманию обучающее и развивающее пособие макет «Почва – живая Земля».
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для обитателей растительного и животного мира.
Задачи:
-знакомство с разными видами почв;
-повышение заинтересованности в овладении навыками экспериментальной и продуктивной деятельности;
— формирование предпосылок экологической культуры дошкольников.
Пособие выполнено в виде настольного макета почвенного разреза. За основу взят прозрачный пластиковый контейнер, в котором расположены почвенные горизонты:
1 слой – твердые породы;
2 слой – песок;
3 слой – плодородная почва (расположены дождевые черви, выполненные детьми из пластилина)
4 слой – древесный и травяной опад (кора сосны, веточки сосны, сухие листья дуба).
В почву макета посажено живое комнатное растение Сансевиерия.
На поверхности древесно-тровяного опада размещены мелкие игрушки насекомых (пчела, муравей) и земноводных (ящерицы и змеи) имитируя их реальную жизнь.
Познавательное развитие:
— развивать экологическое мышление в процессе исследовательской и опытнической деятельности детей;
— расширять и уточнять знания детей об окружающем мире.
- Виды почв.
- Из чего образована почва?
- Свойства почвы.
- Сухая и влажная почва.
- Воздух в почве.
- Состав почвы.
- «Образование почвы»
- «Как сохранить почву?»
- «Влажная почва. Ее свойства»
- «Что содержится в почве?»
- «Песок и глина».
НОД «Знакомство со свойствами и составом почвы»
НОД «Свойства песка и глины».
Проект «Огород на подоконнике».
Социально-коммуникативное развитие.
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Речевое развитие:
— учить общаться в процессе экологической игры, формировать умение выражать свои мысли;
— расширять словарь: почва (плодородная, каменистая, мягкая, твердая, влажная и др.); подземные и наземные животные (дождевые черви, личинки, кузнечики, пауки, ящерицы и др.).
Художественно-эстетическое развитие
— побуждать развитие фантазии, творческого воображения.
Рисование на тему: «Подземные жители», «Растения и почва», «Насекомые Земли»
Применение данного пособия в дидактических и речевых играх:
Цель: Формировать знания о растениях, которые растут в разных почвах.
«Что у нас под ногами?»
Цель: Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
«Составь рассказ по мнемокарте»
Цель: формировать у детей интерес к составлению связного рассказа; расширять словарный запас, развивать связную речь дошкольников.
Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн — голосование за «Приз зрительских симпатий». (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>
1,2,3 МЕСТО в выставке — конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)
16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.
Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.
Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.
Источник
Проект «Что такое почва». Окружающий мир 3 класс 1 часть.
Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.
План проекта:
- Вступление.
- Почва.
- Состав, виды и свойства почвы.
- Почвы России.
- Загрязнение.
- Охрана.
- Вывод.
- Пример готового фоторассказа-презентации.
Доклад к проекту
Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.
Что такое почва
Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.
Свойства, вид и состав
Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.
В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.
В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.
В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.
Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.
Почвы России
Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.
На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.
Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.
Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.
Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.
А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.
Причины загрязнения
Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.
Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.
Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.
Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.
Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.
Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.
Необходимость охраны
Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.
Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.
Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.
Вывод:
Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!
Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
Источник
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 6.2. Эксперимент как средство моделирования на уроках окружающего мира
Выполнила: Шевцова В.С.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок-эксперимент.
Создать условия для формирования представлений о почве, ее составе и свойствах.
— познакомить с почвой – верхним плодородным слоем земли и на практике узнать состав почвы.
— научиться с помощью опытов исследовать основные свойства почвы,
-выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес
прививать интерес к учебному предмету;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
— карточки с заданиями; спиртовка, стакан с водой, железная ложка, образец почвы
Технологическая карта урока
I. Организационный момент
Дети заходят в класс и садятся в группы (5 групп)
-Прозвенел уже звонок…
Проверьте свою готовность к уроку: на парте у вас лежит учебник, тетрадь, пенал.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира
Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок?
А какие качества вам понадобятся, чтобы у нас получился такой урок?
Для чего работаем на уроке русского языка?
Как сегодня будем работать?
— интересно, познавательно, увлекательно.
-аккуратность, трудолюбие, внимательность
— Для того, чтобы знать окружающий мир — активно, весело
Умение регулировать своё поведение с учётом установленных норм и правил (Р) — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — внутренняя позиция школьника (Л); — учебнопознавательная мотивация (Л);
— планирование учебного сотрудничества (К) Самоопределение к деятельности на уроке
II .Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Работа по группам.
Учитель раздает карточки с заданиями по группам.
Объясни смысл пословиц о воде.
· Вода и мельницу ломает.
· Вода путь найдет.
· Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
· Вода с водой – не гора с горой: сольются.
· Всей воды не выпьешь.
· Ручей поит реку, река поит море.
· Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
2. Фронтальный опрос
— От чего загрязняется вода в реках?
-Чем опасно загрязнение воды?
-Как люди охраняют воду от загрязнений?
-Назовите правила бережного расходования воды?
Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Для этого проведем тестирование. Приготовьте карточки.
1.В природе вода может одновременно находится
а) в двух состояниях;
б) в трех состояниях;
в) в четырех состояниях.
2.Испарение -это превращение воды .
а) из жидкого состояния в твердое;
б) из твердого состояния в жидкое;
в) из жидкого состояния в газообразное.
3.Замерзание — это превращение воды …
а) из газообразного состояния в жидкое;
б) из жидкого состояния в твердое;
в) из твердого состояния в жидкое.
4. При какой температуре замерзает вода?
5. Что является опасным для здоровья человека:
6.Каким свойством не обладает вода?
а) чистая вода не имеет вкуса и запаха;
б) вода сжимается, не обладает упругостью;
в) вода текуча, принимает форму сосуда.
Ответы детей на вопросы по предыдущей теме.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
III. Самоопределение к деятельности
— Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблочное семечко – горой румяных яблок…
— Как называется эта волшебная кладовая?
Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай – впору на грузовике везти.
Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить не перестанет, откажет в овощах фруктах, ягодах.
И правильно. Как это так: всё у неё брать. А взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка.
Так и с волшебной кладовкой – землёй.
У слова «земля» есть несколько значений. Одно из них – почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
Догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
— Мы будем говорить о земле, что она из себя представляет.
поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
IV .Работа по теме урока
Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, как вы думаете, всякое ли место суши пригодо для обитания растений, животных и людей?
(Нет, только, где есть почва).
-Почему люди не строят жилища высоко в горах, на северном полюсе, в пустынях?
-В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах гор, на голых каменистых склонах нет почвы.
-Давайте на минуту закроем глазки. (Дети закрывают).
— Отправимся в прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Представили себе такую картину? А теперь откройте глаза и предположите, как же образовался слой почвы на безжизненной горной породе?
Что такое почва
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.64. Что такое почва?
— Какое значение она имеет для растений и животных?
-Какие животные живут в почве?
-Почему почва плодородна?? Докажите.
-Ваши ответы-предложения называются гипотезами. (Записать на доске)
— Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.
— Вспомните, какие условия нужны для развития растений?
Давайте проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.
Постановка проблемной ситуации.
-Как вы думаете, в чем же отличие горных пород и почвы?
-Плодородие — это способностьпочвы рождать плоды, производить растительность, давать богатый урожай. Плодородие — это главное свойство почвы.
-Предположите, из чего состоит почва?
-Чтобы в этом убедиться или это предположение опровергнуть, сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
— Это верхний плодородный слой земли
Дети приводят свои доказательства.
-Воздух, вода, питательные вещества – соли.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
V. Практическая работа
Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать? (Состав почвы).
– Представьте, что вы работаете в 6 учебных лабораториях. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
-Итак, название нашего предмета — исследования-это почва.
-Положите перед собой салфетку с почвой. Рассмотрите, какого она цвета? (Коричневого).
-Подумайте, из какого слоя земли взята эта почва? (Обоснуйте ответ совместно в группах).
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой делаем вывод?
Размешаем почву ложкой и оставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
-Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой держим холодное стекло. Понаблюдаем. Стекло становится влажным. Вывод?
-Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
-Рассмотрите почву. Что вы в ней видите?
-Какой мы делаем вывод?
Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли.
-Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
На доске (дети диктуют, учитель записывает)
Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
— Ф И получил задание подготовить сообщение о том, как происходит круговорот веществ в природе. Это позволит нам завершить исследование состава почвы.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что еще входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы и соли).
На слайде: микробы.
-Запишите в таблицу: соли.
-Отложите тетради на край стола.
-Завершаем наше исследование. Итак, что же входит в состав почвы?
— Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований. Что в почве содержится воздух, вода, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений.
Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
В почве есть воздух.
— В почве есть вода.
-Видим дымок и неприятный запах.
— В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной, или гумус.
— В почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
— Вывод: В почве есть песок и глина.
— Вывод: в почве есть соли.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
VII. Работа по учебнику
-Прочитайте в учебнике текст на с.66
-Что растения получают из почвы?
-Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?
-Как животные повышают плодородие почвы?
-Ребята, а кто из вас знает, как называют ученых, занимающихся изучением почв?
— ФИ расскажет о русском ученом почвоведе Василии Васильевиче Докучаевом.
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
-Как вы понимаете смысл этих слов? (Почва дороже золота).
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Игра «Верю-не верю».
1.Почва-это нижний плодородный слой земли.
(Верхний плодородный слой земли).
2.Самая богатая перегноем почва -это краснозем. (Чернозем).
3.В состав почвы не входит сода.
4.В образовании почвы не участвует солнце.
5.Науку о почвах почвоведении создал русский ученый Докучаев.
-Растения из почвы получают воздух, воду и минеральные соли.
-Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Перегной под действием бактерий постепенно превращается в соли.
-Животные в почве делают ходы, куда попадают воздух и вода, они постоянно перемешивают почву, измельчают остатки растений – таким образом повышается плодородие почвы.
Источник