Основы агрономии
Лабораторно-практические занятия по агрономии
Исследование образцов почвы
Почвенные исследования, проводимые со студентами в окрестностях учебного заведения, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Представления о строении местных почв, их разновидностях и распространении в своей местности являются необходимой основой для углубленного изучения остальных компонентов ландшафта — рельефа, растительности и животного мира.
Правильно организованные почвенные исследования помогут разобраться в происхождении и истории развития экосистем той или иной территории, и даже оценить перспективы развития ее растительности, водного режима, фауны.
В полевых условиях почвы описывают и определяют, т.е. дают им названия по внешним, так называемым морфологическим признакам. Считается, что по морфологическим (внешним) признакам можно определить почву подобно тому, как мы определяем минерал, растение или животное. Поэтому, в полевых условиях особенно важно уметь правильно описать почву, отметив все ее морфологические признаки.
По морфологическим признакам можно приблизительно судить о направлении и степени выраженности почвообразовательного процесса, а также, что очень важно, — классифицировать почвы. Однако, из-за большой сложности классификации почв и, главное, существенных различий в системах классификации почв в разных странах, в этой статье не рассматривается тема идентификации (определения) почв.
Целью данного методического пособия является первичное ознакомление студентов с почвами своей местности путем проведения ее описания по морфологическим признакам. Важной содержательной (интеллектуальной) частью данного задания должно быть не просто описание различных почвенных горизонтов своей почвы, а попытка выявить в описываемой почве функциональные части (зоны) .
В данном методическом пособии приведена общая схема разделения почвы на функциональные зоны и соответствующую этим зонам типологию почвенных горизонтов, принятую в России.
В случаях совпадения российской и международной систем типологии почвенных горизонтов напротив русского названия горизонта указано его название по международной типологии.
На основании описаний, произведенных по единой, предлагаемой в данном пособии методике, можно определить, классифицировать и сравнить почвы, описанные в любой точке Земного шара.
Методика заложения почвенного разреза
Для описания почв, изучения их морфологических признаков, установления границ между различными почвами и отбора образцов для анализов в почвоведении принято копать специальные ямы, которые называются почвенными разрезами.
Однако, любое почвенное исследование, до начала копки разреза начинается с выбора места для его заложения.
Выбор места для почвенного разреза
Для правильного выбора места прежде всего необходимо самым тщательным образом осмотреть местность, определить характер рельефа и растительности.
При плоском рельефе яму копают в его центральной, наиболее типичной части.
На склоне — в его верхней, средней и нижней частях.
При изучении речной долины — в пойме, на террасе (террасах) и на водоразделах.
При проведении комплексного экологического обследования местности почвенные разрезы желательно закладывать по одному в каждом основном типе растительных сообществ.
Для целей данного учебного задания почвенный разрез следует заложить в одном, наиболее типичном растительном сообществе своей местности.
Разрез необходимо закладывать в наиболее характерном месте обследуемой территории.
Разрезы не должны закладываться вблизи дорог, рядом с канавами, на нетипичных для данной территории элементах микрорельефа (понижения, кочки и т.п.) .
Копание почвенного разреза
На выбранном участке местности копают почвенный разрез — яму, у которой три стенки отвесные, а четвертая спускается ступеньками.
Размер ямы зависит от ее предполагаемой глубины (которая в свою очередь зависит от мощности почвы, см. ниже) и в среднем составляет 1×2 метра.
Узкая сторона разреза будет так называемой передней (лицевой) стенкой разреза, которая предназначается для описания и последующего взятия образцов (при необходимости) . По окончании земляных работ эта стенка должна быть обращена к солнцу, поэтому располагать разрез следует сразу же с учетом сторон света.
В начале работы дёрн аккуратно срезают лопатой и складывают на расстоянии 2. 3 м от будущей ямы у одной из ее боковых сторон. Сюда же выбрасывают и верхнюю часть почвенной массы. Глубинные горизонты выбрасывают в противоположную сторону.
Ни в коем случае нельзя наваливать землю на переднюю стенку разреза — это может привести к ее загрязнению, разрушению верхних горизонтов и изменению показателей их мощности. По этой же причине нельзя ни в коем случае ходить и даже наступать на поверхность почвы около передней стенки разреза.
По окончании копки стенка передней (наиболее глубокой) части ямы должна быть чиста от выброшенной земли. Для этого по окончании работы всю переднюю стенку ямы зачищают лезвием лопаты.
Ширина передней стенки (и всего разреза целом) должна быть достаточна для работы в ней одного человека и составляет обычно от 70 до 100 см.
В почвоведении в зависимости от целей исследования почвенные разрезы копают трех типов: основные (полные) , полуямы и прикопки .
Полные разрезы копают на всю глубину почвы, включая верхние горизонты материнской породы (до глубины 1. 5 м, в зависимости от мощности почвы) ; полуямы – до начала материнской породы (75. 125 см) , прикопки — до 75 см.
Основные разрезы служат для полного морфологического описания почв, полуямы — для описания основных морфологических признаков почв и для уточнения распространения типов почв, вскрытых основными разрезами. Прикопки необходимы для определения границ почвенных группировок в местах предположительной смены одной почвы другой.
Для целей данного учебного задания рекомендуется выкапывание разреза до начала материнской породы с углублением в нее на 20. 30 см. В лесной зоне глубина такого разреза предположительно может составить — 1,2. 1,7 метра.
Копая яму, желательно обращать внимание на то, как копается почва: на какой глубине труднее, на какой легче, где она влажная и липнет к лопате, а где рассыпчатая — сваливается с лопаты. Все это дает представление о физических свойствах почвы и потом поможет при описании каждого из горизонтов.
Источник
Как сделать разрез почвы
Главная
English
Биологический кружок ВООП
Гостю кружка
Планы кружка
Экспедиции и выезды
Исследовательская работа
Программа «Parus»
История кружка
Контакты кружка
Полевой центр
Фотогалерея
Летопись биостанции
Статьи о биостанции
Исследовательские работы
Учебные программы
Полевые практикумы
Методические семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Проектная деятельность
Экспедиции и лагеря
Экологические тропы
Экологические игры
Публикации (статьи)
Методические материалы
Наглядные определители
Карманные определители
Определительные таблицы
Энциклопедии природы России
Компьютерные определители
Мобильные определители
Учебные фильмы
Методические пособия
Полевой практикум
Природа России
Минералы и горные породы
Почвы
Грибы
Лишайники
Водоросли
Мохообразные
Травянистые растения
Деревья и кустарники
Ягоды и сочные плоды
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии
Рептилии
Птицы, гнезда и голоса
Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
Систематический каталог
Алфавитный каталог
Географический каталог
Поиск по названию
Галерея
Природные ландшафты мира
Физическая география России
Физическая география мира
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Новая Зеландия
Антарктика
Рефераты о природе
География
Геология и почвоведение
Микология
Ботаника
Культурные растения
Зоология беспозвоночных
Зоология позвоночных
Водная экология
Цитология, анатомия, медицина
Общая экология
Охрана природы
Заповедники России
Экологическое образование
Экологический словарь
Географический словарь
Художественная литература
Международные программы
Общая информация
Полевые центры (Великобритания)
Международные экспедиции (США)
Курс полевого образования (США)
Международные контакты
Интернет-магазин
Карманные определители
Цветные таблицы
Компьютерные определители
Энциклопедии природы
Методические пособия
Учебные фильмы
Комплекты материалов
Контакты
Гостевая книга
Ссылки
Партнеры
Наши баннеры
Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети: | |||||||
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru | |||||
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях: |
|
Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников в природе выпущены также в виде приложений
Методики изучения природы: исследования с детьми
для смартфонов и планшетов Android и
iPhone и iPad от Apple
К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Источник
➤ Adblockdetector