НОД в подготовительной группе ПРИРОДА «Как сохранить почву»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
«Как сохранить почву»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
«Как сохранить почву»
Задачи. Формировать представления о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни человека, животных и растений, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного поведения, знакомить с элементарными правилами поведения в природе.
Предварительная работа. Воспитатель организует наблюдения на участке детского сада и опыты в уголке природы.
Материалы, инструменты, оборудование. Комочки почвы; небольшие баночки с водой на каждого ребенка; большие прозрачные емкости с водой — для проведения опытов воспитателем; зеркальце или стекло; две стеклянные банки с землей; две прозрачные емкости (например, пластиковые бутылки с водой); прозрачная емкость с почвой с участка, который редко посещается людьми (рыхлая почва); прозрачная емкость с почвой с дорожки, по которой люди ходят постоянно (там земля плотно утрамбована); емкости с чистой и «грязной» водой.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, какие товары привозили на ярмарку. Были ли среди них те, которые имеют отношение к растениям? (Да, например, лен). А что нужно, чтобы вырастить хороший урожай? Что, например, делают дети на огороде, на клумбе или в уголке природы для того, чтобы вырастить растения? (Сажают растения в землю, поливают, при необходимости подкармливают.) На любой ли земле хорошо растут растения? Воспитатель просит детей вспомнить, где они видели землю на участке детского сада во время прогулки. Что на ней росло? Воспитатель напоминает детям, что земля, которая нужна растениям, называется почвой. Это особая земля, в которой находятся корешки растений. Дети рассматривают почву и корни растений, которые они выращивали в прозрачной емкости. Воспитатель предлагает им стать учеными и провести в лаборатории ряд опытов, чтобы выяснить, что же такое почва.
Опыт 1. Дети рассматривают емкости с водой, в которую клали комочки почвы. Что произошло с почвой? Песок, глина, камешки опустились на дно. На поверхности воды плавают остатки растений. Все это находилось в почве. Дети сравнивают по составу почву из уголка природы с почвой с территории детского сада. Чем они отличаются и чем похожи? Воспитатель просит детей перечислить, из чего состоит почва. (Из остатков растений — например, их корешков, листьев, — а также из песка, глины, мелких камешков.)
Опыт 2. Воспитатель раздает детям комочки почвы с участка, предлагает рассмотреть их через лупу и рассказать о том, что они видят. Какого цвета почва? Как она пахнет? Есть ли в ней песок, камни, глина, корешки? Воспитатель просит детей самостоятельно сделать вывод о том, из чего состоит почва.
Опыт 3. Этот опыт выполняет взрослый, а дети наблюдают. Они уже знают о том, какую роль играет вода в жизни человека, растений, животных (если соответствующие занятия проводились в старшей группе). Воспитатель интересуется, как они думают: есть ли вода под землей? (Дети высказывают свои мнения.) Воспитатель предлагает им проверить, какое предположение верно. Педагог берет зеркальце и дает потрогать его поверхность каждому ребенку. Дети убеждаются, что зеркальце сухое, и отвечают на вопросы: какое зеркальце — холодное или теплое? Сухое или мокрое? Затем воспитатель нагревает емкость с почвой, держа над ней зеркальце. После проведения опыта дети снова осторожно проводят пальчиком по поверхности зеркала. Каким оно стало? (Влажным, на нем появились капельки воды.) Откуда взялась вода? Воспитатель подводит итог: этот опыт доказывает, что в почве есть вода. Эту воду пьют растения.
Опыт 4. Воспитатель напоминает детям, что под землей обитает множество разных животных. Кого из них дошкольники знают? (Например, под землей обитают крот, дождевой червь, личинки жуков; в земле роют норы мыши и другие звери.) Кого из них они видели на территории детского сада? (Если в детском саду занимались по данной методике в старшей группе, воспитатель напоминает детям об исследованиях клумбы, огорода.) Чем же дышат эти животные? (Дети высказывают предположения.) Воспитатель объясняет, что, как и все животные, подземные обитатели дышат воздухом, в котором есть кислород. Есть ли воздух в почве? Можно ли его увидеть? Воспитатель предлагает детям опустить в емкость с водой образец рыхлой почвы. Почему в воде появились прозрачные пузырьки? Что это такое? Воспитатель делает вывод: опыт доказывает, что в почве есть воздух.
Опыт 5 . Воспитатель показывает детям комочки почвы с участка, который редко посещается людьми, и с тропинки и напоминает, откуда именно они взяты. Дети высказывают предположения о том, в какой почве должно быть больше воздуха. Воспитатель выслушивает все мнения, обобщает их, но не оценивает. В верности (или неверности) своих предположений дошкольники убедятся во время проведения опыта.
Комочки почвы одновременно опускают в банки с водой (каждый в отдельную емкость) и наблюдают, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. В комочках с тропинки пузырьков бывает меньше. Воспитатель спрашивает дошкольников, где, по их мнению, подземным животным легче дышать: на дорожке или на участке, который редко посещают люди? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать.) Воспитатель делает вывод: опыт доказывает, что в результате вытаптывания (например, на тропинках, дорогах) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а, значит, со временем их становится все меньше. Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички. Они как бы сжимаются. Воздуха между ними остается все меньше и меньше. Для иллюстрации этого утверждения проводится еще один опыт.
Опыт 6. Дети получают комочки влажной, рыхлой земли. Воспитатель обращает их внимание на то, что в почве есть «пустые места». Именно в них и «прячется» воздух. Дети сжимают комочек в руке. Что произошло? Он увеличился или уменьшился? Комочек стал меньше, и «пустых мест» между частичками земли стало меньше. Частички земли как бы прижались друг к другу, а воздух «ушел», для него не осталось места. Точно так же под тяжестью наших ног, нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит». В таких местах растения растут хуже. Люди рыхлят землю под растениями, чтобы в почве было больше воздуха.
После проведения этого опыта воспитатель задает детям вопросы, направленные на формирование экологически грамотного поведения:
— В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше животных: в земле под тропинками или на участках,
которые люди не посещают? Почему?
— Что произойдет с подземными жителями, если люди будут
постоянно ходить в лесу, в парке не по дорожкам, а повсюду, где
Воспитатель выслушивает все мнения (высказывания детей при этом должны основываться на результатах проведенных опытов) и делает выводы: чем больше мест в лесу, парке вытаптывается, тем меньше подземных жителей там остается. На некоторых участках они могут вообще исчезнуть, особенно в тех местах, где часто отдыхают люди: в пригородных лесах, городских лесопарках, парках. В процессе обсуждения опыта педагог подводит детей к выводу о соблюдении правил экологически грамотного поведения: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг. Тем самым дети сохранят «дома» и жизнь многих подземных обитателей.
Опыт 7. Опыт проводит воспитатель, который предлагает детям рассмотреть и сравнить воду в двух емкостях. В одной из них находится обычная дождевая, чистая вода. Такая вода поит растения. В другую емкость налита «грязная» вода. Грязную воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а во время отдыха за городом, например, на даче, часто просто выплескиваем на землю. Воспитатель поливает землю в одной банке чистой водой, в другой — «грязной». Дети отмечают, что при этом происходит. В первой емкости почва стала влажной, но осталась чистой. Такая почва может напоить дерево, травинку. А что произошло с землей, которая находится во второй банке? Она стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. В какой земле лучше живется подземным обитателям? В чистой или загрязненной? Почему? Можно сказать, что в жизни, как и в сказках, есть «живая вода»: она попадает в землю вместе с чистым дождем, талым снегом, поит растения, животных. Но есть и «мертвая» вода — грязная. Когда она проникает в почву, подземные жители могут заболеть и даже погибнуть. Откуда берется «мертвая» вода? Выливается из сточных труб заводов, растекается по земле после мойки автомобилей. Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, а животные не могут жить в такой почве. Воспитатель объясняет, что нужно бережно относиться к почве, стараться сделать так, чтобы она как можно меньше загрязнялась. И во многих городах, поселках уже делают это. Грязную почву очищают, выращивают на ней разные растения. Сохранить почву чистой помогают и те, кто не моет автомобили, мотоциклы прямо на земле, а делает это на специальной мойке. Бережно относится к почве и тот, кто не выливает грязную воду на землю.
В заключение воспитатель обсуждает с дошкольниками, как сохраняется почва на территории детского сада, в ближайшем парке. Дети еще раз формулируют правила поведения, которые нужно соблюдать, чтобы почва оставалась чистой и кормила бы растения.
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет», с 200
Источник
«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Елена Табакова
«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва»
Воспитатель: Табакова Е. Н. МБДОУ№ 12 «Солнышко» п. г. т. Чегдомын
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.
2. Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы.
3.Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы:
4. Воспитывать культуру поведения в природе;
5. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы,экологически грамотное поведение в природе :
Оборудование: ПК и презентация «Состав почвы»;для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва. пословицы,для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей, обруч-4 шт. фартуки (по количеству детей).
Ход НОД
Посмотрите на меня!
Ваш воспитатель сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
— Наше путешествие начнем с разгадывания ребуса, :
— Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва).
— Правильно, тема нашего разговора – почва. Сегодня мы поговорим с вами о почве.
— Как вы думаете, что же такое почва? Как она образовалась? (ответы детей)
Рассказ в сопровождении с показом:
Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились шире, и камни раскалывались. Потоки дождевой воды увлекали за собой куски камней. Они перетирались друг о друга, измельчались и, в конце концов, через тысячу лет превращались в песок и глину. Ветер приноси с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселялись на песке и глине, а корни, сгнивая, образовывали тонкий слой плодородный слой. В этот слой попадали семена других растений. Они разрастались и, отмирая, увеличивали перегнойный слой земли. Он очень полезен для растений, именно он делает землю пригодной для их роста.
Мы поговорим о самом верхнем слое, почве.
– Чтобы узнать более подробно о почве мы проведем опыты.
— Одолела вас дремота?
–Всем командую: “Подъём!”
– В лабораторию пойдем.
Результаты будете отмечать в индивидуальных карточках.
ОПЫТ №1: Состав почвы.
Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность)
ОПЫТ №2. Состав почвы.
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, остатки насекомых, корешки растений – это и есть перегной.
— Из чего состоит почва?
Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
— Что еще есть в почве?
Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх. На комочках появились пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете что это? Это воздух, вода проникла в почву и вытеснила его.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)
Положить комочек земли на тарелочку и поставить на спиртовку, как только почва будет нагреваться, на стеклышке появятся маленькие капельки, что это? (вода)
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.
Нагреваем дальше, появляется серый дым, в почве перегорают остатки растений, и называются они перегной, где тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев.
Видефрагмент Очень важная работа у червяка. Он делает почву! Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы. Поедая погибшие растения, червяки, перерабатывают их в плодородный для земли продукт. так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ветер подул» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Почва разного цвета и состава. В одной почве больше перегноя она черного цвета и она самая плодородная, где больше глины, песка, менее плодородна — светлая, растений, в другой меньше, это зависит от того в какой местности она образовалась.
В районе у нас разные почвы.
Подзолистые: крутые горные склоны. Почвы промываются водой, уносящей с собой перегной.
Болотистые — развиваются в условиях избыточного увлажнения. Содержат много не перегнивших растительных и животных остатков, малоплодородны.
Дерновые почвы: Образуются в смешанных лесах с травяным покровом, темный верхний слой, густо пронизанный корнями растений, в них больше перегноя. Именно на этих землях мы разрабатываем огороды и выращиваем овощи.
Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» — ведь они нужны почве). Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Источник