Меню

Как возникает почва 3 класс

Открытый урок «Что такое почва?» 3 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Учитель начальных классов: Зарубина Анастасия Михайловна

Направление: начальная школа

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Что такое почва Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них 13 мальчиков, 8 девочек.

Общий темп деятельности класса – средний, есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 48.32 КБ
Маршрутный лист урока 59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : Зарубина Анастасия Михайловна

Направление: начальная школа

Предмет : окружающий мир

Тема урока : Что такое почва Тип урока : изучение нового материала

Форма организации учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Программа «Школа России», всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: « Просвещение», 2013г

Раздел: «Эта удивительная природа»

Характеристика класса: всего в классе 21 учащихся, из них 13 мальчиков, 8 девочек.

Общий темп деятельности класса – средний, есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Активность достаточно высокая на уроках чтения, окружающего мира, математике, намного ниже на уроке русского языка.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения соблюдают

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний обучающихся

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Интересные факты о почве

Планируемые результаты : учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Оборудование: компьютер, оценочные листы, карточки-задания для групп.

Аннотация: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Цели и задачи урока достигнуты.

Источник

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Образование почвы

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Рис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Образование гумуса

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.

Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Свойства почвы

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Что мы узнали?

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Читайте также:  Как посадить голубику почва
Adblock
detector