Загрязнение почвы: с чем связано и чем опасно?
Урбанизация и застройка окружающих земельных просторов практически лишает большинство людей возможности узнать об особенностях и составе грунта детально, рассмотреть его состав и знать его особенности. Грунт может быть нескольких типов: чернозем, земля, грязь, минерально-насыщенная почва и т.д.
Здоровье и насыщенность грунта полезными веществами прямым образом влияет на благополучие и здоровье человечества, поскольку из грунта произрастают растения, которые создают кислород и поддерживают баланс в атмосфере. Без грунта и растений на нем не существовало бы возможности жить на планете.
Загрязнение почвы происходит в настоящее время ежедневно из-за использования большого количества искусственных материалов и веществ.
Главная причина, по которой сегодня происходит химическое загрязнение почвы, – это отходы. Отходы могут быть разного характера. К примеру, отходы жизнедеятельности животных, прогнившие растения, отходы сельского хозяйства и продовольственные отходы в виде овощей, жмыха и фруктов являются полезными для почвы и насыщают ее полезными минералами. Однако отходы химического производства вызывают загрязнение почвы тяжелыми металлами и еще множеством различных опасных веществ и элементов, которые неестественны для природной почвы и не удобряют ее, но опасны и вредоносны. Жизнедеятельность современного человека приводит к ухудшению качества грунта.
Какие причины загрязнения грунта?
На насущный вопрос, с чем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами, экологи отвечают: существует несколько основных причин. Наиболее сильно на загрязнение и деградацию почвы, ухудшение ее качества влияет:
1. Развитие промышленной деятельности человечества. Несмотря на то, что прогрессирование промышленной сферы позволило сделать человечеству большой прорыв в развитии, это сфера была и остается опасной для экологии и здоровья планеты. Связано это с тем, что массовая добыча полезных ископаемых, горных пород, создание шахт и рудников способствуют тому, что на поверхности почвы остается большое количество промышленных отходов, которые не распадаются и не перерабатываются на протяжении многих лет. Происходит загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами. Грунт становится непригодным для дальнейшего использования.
2. Развитие сельскохозяйственной сферы. В процессе развития сферы сельского хозяйства все большее количество удобрений и способов обработки взращиваемых культур перестали иметь натуральную основу и стали химическими. Использование химически активных веществ упрощает и улучшает процесс производства продуктов сельского хозяйства, увеличивает урожай. Однако, эти же химикаты становятся опасными и вредоносными для грунта и человечества. Как влияет загрязнение почвы на здоровье человека? Чужеродные вещества не разлагаются и не расщепляются в грунте, просачиваются в воду, отравляя и постепенно снижая плодородность и здоровье почвы. Химические вещества в сельском хозяйстве также отравляют растения, вызывают загрязнение и истощение почвы, становятся серьезной угрозой для атмосферы планеты.
3. Отходы и их утилизация. Несмотря на то, что промышленная сфера деятельности человека наносит ежегодно огромный удар по экологии и чистоте грунта своими отходами, сам человек загрязняет планету не меньше. В настоящее время главными показателями загрязнения почв химическими веществами являются естественные человеческие отходы жизнедеятельности, которые скапливаются в виде огромных куч биологического мусора. В отходах человека содержится большое количество токсичных веществ, которые негативным образом влияют на здоровье и функционирование грунта.
4. Нефтяные аварии. В процессе производства и транспортировки нефтяных продуктов немалое их количество может быть пролито или рассыпано на почву. Примеров этого явления за время производства нефти более чем достаточно. Нефть просачивается в грунт и попадает в грунтовые воды, которые пропитывают почву и провоцируют загрязнение почвы нефтепродуктами, делают ее непригодной для использования в дальнейшем, а воду — опасной для здоровья человека.
5. Кислотные дожди и их последствия. Кислотные дожди являются результатом промышленной деятельности человека. Испарение большого количества химических веществ в атмосферу приводит к их скапливанию и проникновению обратно в грунт в качестве дождя. Химические дожди могут значительным образом нанести урон растениям и грунту, поменять их биологическую структуру и сделать непригодными для дальнейшего использования или употребления в пищу.
К чему приведет загрязнение почвы?
Загрязнение почвы радиоактивными веществами и другими опасными элементами прямым образом связано со здоровьем и благополучием человечества, поскольку все важное для функционирования и жизни вещества мы получаем из грунта и того, что на нем произрастает. Поэтому последствия загрязнения почвы коснуться многих сфер человеческой жизни.
От загрязнения почвы ядохимикатами ухудшается здоровье и самочувствие человека. Пища, состоящая из отравленных растений или нездорового мяса животных, рано или поздно приводит к образованию новых болезней, мутациям, ухудшению функций организма в целом. Особенно опасно загрязнение почвы пестицидами для подрастающего поколения, поскольку чем меньше здоровой пищи и воздуха получает ребенок, тем слабее будет новое поколение.
Загрязнение почвы опасно развитием хронических и генетических заболеваний. Влияние загрязнения почвы на здоровье человека заключается в том, что химические вещества в составе растений или продуктов животноводства могут стать причиной развития в организме человека новых хронических недугов или врожденных заболеваний, которые нельзя будет вылечить известными методами и лекарствами. Ко всему прочему, отравленные химикатами растения и мясо животных могут привести к голоду и пищевым отравлениям, которые нельзя будет остановить на протяжении длительного времени.
Загрязненная почва влечет за собой мутации и истребление растений. Химические вещества в почве приводят к тому, что растения перестают произрастать и плодоносить на ней, поскольку не имеют способности приспосабливаться к изменениям химического состава грунта. В результате радиоактивного загрязнения почвы может исчезнуть значительное количество культур, а скапливание и мутации некоторых растений могут привести к эрозии грунта, изменению состава почвы и глобальному отравлению.
Отравленная почва — причина появления токсичных веществ в воздухе. Множество видов загрязнения почвы и продуктов жизнедеятельности, которые скапливаются на поверхности грунта, приводят к образованию токсичных испарений и газов. Как влияет загрязнение почвы на человека? Токсичные вещества в воздухе попадают в легкие человека и могут провоцировать развитие аллергических реакций, многих хронических заболеваний, болезней слизистой оболочки, онкологических проблем.
Загрязнение почвы нарушает биологический баланс и структуру грунта. К чему приводит загрязнение почвы? Загрязнение почвы приводит к постепенному истреблению дождевых червей и многих видов насекомых, которые поддерживают баланс флоры и способствуют обновлению грунта. Без этих видов живых существ грунт может изменить свою структуру и стать непригодным для дальнейшего его использования.
Оставьте свой телефон и наши специалисты проконсультируют вас
по проведению анализа почвы
Как решить проблему загрязнения почвы?
Если с проблемой утилизации мусора и отходов производства можно справиться путем постройки заводов по переработке, то другие причины загрязнения достаточно сложно устранить быстро и легко.
Прежде чем приступать к решению проблемы загрязнения почвы, стоит детально изучить масштабы и серьезность загрязнения, показатели загрязнения почвы, а также разобраться с причинами этого явления в конкретно выделенном участке или области.
Химическое загрязнение почвы может происходить под влиянием нескольких факторов, которые следует учитывать:
- Количество и интенсивность поступающих в грунт загрязняющих веществ и отходов.
- Общие характеристики почвы, которая претерпевает загрязнение (параметры всасывания почвы, структура грунта, уровень влажности и растворимости грунта, рассыпчатость и др.).
- Особенности климата и погодных условий в выбранной зоне или области загрязнения.
- Структура и состояние факторов, которые могут распространять загрязнение (наличие и количество подземных вод, количество зеленых насаждений, виды животных, проживающих в выбранной области).
- Особенности биологических факторов, которые влияют на распад химических веществ, их всасывание или обеззараживание в почве, гидролизные процессы.
Лаборатория «ЭкоТекстЭспресс» предоставляет современные услуги сканирования и биологического анализа почвы, проверку химического состава грунта и его морфологических характеристик. Высококвалифицированный персонал предоставит по результатам проведения анализа полный пакет документов с данными о состоянии проверяемого грунта, его насыщенности минералами и пригодности к дальнейшему использованию.
Заполните форму ниже, чтобы получить бесплатную консультацию.
Источник
Конспект НОД «Источники загрязнения природы» подготовительная группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Источники загрязнения природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Источники загрязнения природы»
- Закрепить понятия о компонентах природы : воздух, вода, почва;
- Учить рассуждать, аргументировать суждения;
- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения природы (воды, почвы, воздуха,
- О некоторых правилах экологической безопасности;
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать;
- Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать партнёрские отношения;
- Формировать желание активно действовать в защиту окружающей среды;
- Воспитывать бережное отношение к природе .
Рисунок с изображением обычного дома и «дома природы » ; иллюстрации, демонстрирующие различные экологические катастрофы; модель водоёма, модель строения почвы; банка, растительное масло, шприцы, пипетка, чернила, бинт, вата, ложечки, лейка, свеча, фарфоровое блюдце, спички.
-Ребята, я вечером смотрела телевизионную передачу и очень расстроилась. Знаете, почему? В Японском море потерпел кружение танкер, который перевозил нефть, и много нефти вылилось в воду. Диктор неоднократно говорил : «Окружающей среде нанесён большой вред. Окружающая среда в опасности» . Ребята, а как вы думаете, что такое окружающая среда? (ответы детей)
Значит, окружающая среда – это всё, что находится вокруг нас : и дорога, и деревья, и водоёмы, и дома, в которых мы живём. Посмотрите на эти два рисунка (демонстрирует рисунки, на которых изображены дом и природа )
Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом, в общем для всех доме – на природе . В этом доме тоже есть крыша, стены, пол. В каждом нашем доме чистота и уют, потому что у нас есть много помощников. А как вы думаете, ребята, легко ли природе поддерживать чистоту и порядок?
Сегодня мы рассмотрим три природные стихии : воду, воздух, землю. У нас будут работать три лаборатории. В первой вы будете очищать воду, во второй – очищать почву, а в третьей мы вместе посмотрим, как огонь загрязняет воздух.
Помочь детям увидеть насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Нальём в контейнер воды – это и будет наша речка. Затем добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера» . Предложить детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. (Дать возможность придумать собственные способы очистки воды) . Нужно показать детям, как можно это сделать : снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
Можно ли «слить» речку? Сколько понадобится времени и сил, чтобы очисть реку, ведь она во много раз больше нашего контейнера.
Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы .
Показать, как загрязняющие вещества проникают в почву, и как долго она остаётся загрязнённой.
Насыпать на дно контейнера слой песка, на него положить губки – это почва (губки её верхний слой, песок – внутренний) . Один край контейнера поставить на подставку, чтобы он был наклонен. Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки. Представить, что на почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком или предприятием. Показать детям капли чернил, хорошо видные на губках. Кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Но вот пошёл дождь (полить на губку воду из лейки) . Очистилась ли «почва» губки? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? (Предложить детям шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера). Какого цвета вода? Почему? Представьте, что в этом месте, где вы брали воду шприцем, находится колодец. Какая в нём будет вода? Можно ли её пить? А если на этом месте растёт яблоня? Можно ли есть яблоки? (ответы детей) .
Снова пошёл дождь. (Один ребёнок поливает почву из лейки, другие дети откачивают воду шприцем). Когда вода станет чистой – это значит, что очистилась и почва. (Дети каждый раз оценивают чистоту воды и подсчитывают количество «дождей» , понадобившихся для полной очистки почвы)
Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека . Опасные, вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают.
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
С силой их к плечам прижать – это пять
Всем ребятам тихо сеть – это шесть.
Продемонстрировать возможность загрязнения воздуха.
Воспитатель заживает свечу. Что вы видите, ребята? Может ли пламя загрязнить воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. (ответы детей) .
Воспитатель держит над пламенем свечи фарфоровую чашку. Через некоторое время дети увидят, что этот предмет потемнел – покрылся слоем копоти.
Для того, чтобы очистить воду от масла, пришлось долго её собирать разными способами. Воду слили, но речку или море так слить нельзя. Они очень большие и понадобится много времени, а рыбы и другие живые организмы долго без воды находиться не могут. Поэтому разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы .
А заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека . Опасные и вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают, для того чтобы мы спокойно могли собирать ягоды и пить чистую воду.
Во время пожаров не только сгорает всё живое, но и загрязняется воздух, которым мы дышим. Поэтому человек должен выполнять правила пожарной безопасности.
Ребята, к нам пришло письмо из Академии Занимательных Наук. В нём иллюстрации, демонстрирующие различные природные катастрофы . Вы их посмотрите, подумайте, почему так получается. (Ответы детей)
Мы продолжим беседу об окружающей среде и завтра. Для этого нарисуйте рисунки на тему : «Моё место в природе » .
А в заключение я хочу вам почитать стихотворение Л. Фадеевой «Окружающая среда» .
Источник