Меню

Какие бывают почвы 3 класс естествознание

Естествознание 3 класс .»Какими бывают почвы»

Краткосрочный план урока № 37.

Раздел (сквозная тема):

Раздел 6 — Вещества и их свойства. Природные ресурсы.

Какими бывают почвы.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.3.4.4 – исследовать плодородие почв в зависимости от состава;

3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;

3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по

составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы

3.4 Природные ресурсы

1.2 Методы познания природы

Все учащиеся смогут:

знать, как правильно формулировать вопросы по заданной теме и отвечать на них; объяснять, что состав почвы в природе может быть разным;

Большинство учащихся смогут:

определять и делать выводы по проведенному исследованию;

работают в группах или парах;

Некоторые учащиеся смогут:

анализировать и давать характеристику почвам разных видов

Учащиеся могут: исследовать плодородие почв в зависимости от состава

Предметная лексика и терминология: виды почв

Серия полезных фраз для диалога/письма

От чего зависит плодородие почвы?

Какими бывают почвы?

Какие почвы есть на территории Казахстана?

Материал прошедших уроков:

Какими свойствами обладает почва?

Что такое эрозия почвы?

Что входит в состав почвы?

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учащихся учителем на трех языках.

Создание комфортной психологической обстановки на уроке.

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

Карточки с надписями

«Здравствуйте» на трех

Актуализация субъективного опыта учащихся

Игра «Да – нет» (вопросы о свойствах и составе почвы).

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Постановка перед учащимися учебной проблемы

Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Проведение исследования по описанию в учебнике

Подготовка необходимых для данного исследования материалов (подготовительную работу необходимо провести

заранее). Проведение опытов по описанию (учащиеся

выполняют опыты под руководством учителя). В ходе работы

учащиеся наглядно убеждаются в том, что почва имеет разный

состав. Выводы учащихся по выполненной работе.

Запись результатов работы в тетрадь, работа с таблицей

Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике. Учитель

предлагает прочитать текст в учебнике и сделать вывод о том,

чем отличаются почвы друг от друга.

Просмотр видео к уроку.

Во время изучения нового материала учитель напоминает

о том, что можно также пользоваться глоссарием в конце

учебника при знакомстве с новыми определениями

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем

Первичная проверка новых знаний

Работа в тетради.

Повторение основных понятий (задание 2).

Разгадывание кроссворда (задание 4)

Подводится итог: Какими бывают почвы? Какие почвы есть на

Оценивание учащимися своей работы на уроке. «Пирамида

успеха». Формативное оценивание проводится учителем

в течение всего урока. Самооценивание. Взаимооценивание.

Учитель оценивает учащихся после каждого вида работы.

2. «Словесная оценка».

3. Техника «Сигналы рукой»: а) большой палец вверх – я понимаю и могу объяснить другим; б) большой палец направлен

в сторону – я все еще не понимаю; в) помахать рукой –

Источник

«Какой бывает почва.»

Разновидность почвы, ее свойства.

Просмотр содержимого документа
«»Какой бывает почва.»»

Краткосрочный план урока № 37.

Раздел (сквозная тема):

Раздел 6 — Вещества и их свойства. Природные ресурсы.

Какими бывают почвы.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.3.4.4 – исследовать плодородие почв в зависимости от состава;

3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;

3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по

составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы

3.4 Природные ресурсы

1.2 Методы познания природы

Все учащиеся смогут:

знать, как правильно формулировать вопросы по заданной теме и отвечать на них; объяснять, что состав почвы в природе может быть разным;

Большинство учащихся смогут:

определять и делать выводы по проведенному исследованию;

работают в группах или парах;

Некоторые учащиеся смогут:

анализировать и давать характеристику почвам разных видов

Учащиеся могут: исследовать плодородие почв в зависимости от состава

Предметная лексика и терминология: виды почв

Серия полезных фраз для диалога/письма

От чего зависит плодородие почвы?

Какими бывают почвы?

Какие почвы есть на территории Казахстана?

Материал прошедших уроков:

Какими свойствами обладает почва?

Что такое эрозия почвы?

Что входит в состав почвы?

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учащихся учителем на трех языках.

Читайте также:  Что дает подкормка дрожжами растениям

Создание комфортной психологической обстановки на уроке.

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

Карточки с надписями

«Здравствуйте» на трех

Актуализация субъективного опыта учащихся

Игра «Да – нет» (вопросы о свойствах и составе почвы).

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Постановка перед учащимися учебной проблемы

Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Проведение исследования по описанию в учебнике

Подготовка необходимых для данного исследования материалов (подготовительную работу необходимо провести

заранее). Проведение опытов по описанию (учащиеся

выполняют опыты под руководством учителя). В ходе работы

учащиеся наглядно убеждаются в том, что почва имеет разный

состав. Выводы учащихся по выполненной работе.

Запись результатов работы в тетрадь, работа с таблицей

Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике. Учитель

предлагает прочитать текст в учебнике и сделать вывод о том,

чем отличаются почвы друг от друга.

Просмотр видео к уроку.

Во время изучения нового материала учитель напоминает

о том, что можно также пользоваться глоссарием в конце

учебника при знакомстве с новыми определениями

Источник

Разработка урока по познанию мира на тему «Почва» 3 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Познание мира 3 класс по теме «Почва»

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Работа в группах;

рабочий лист (4 шт.);

чашка фарфоровая (1 шт.);

образцы почв (раздаточный материал 4 шт.);

стеклянные палочки (4 шт.);

(стеклянные стаканы (8 шт.);

стеклянная воронка (4 шт.);

бумажный фильтр (4 шт.);

сухое горючее или спиртовка;


1 слайд

I. Орг. момент.
Итак, друзья, начнём урок!

Затей у нас большой мешок.

Скажем друг другу:

— Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

— Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».

1. Что называется полезными ископаемыми? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд.)

2. Какие виды полезных ископаемых бывают? (горючие, рудные, нерудные )

Полезные ископаемые – это:

а) металлы, получаемые из железных руд

б) горные породы, которые добываются из земной коры

в) твёрдая оболочка Земли

Казахское название кумтас означает:

а) песчанный камень

б) точильный камень

в) твёрдый камень

К рыхлым породам относятся:

а) глина и цемент

в) песок и глина

Три основные группы полезных ископаемых:

а) горючие, рудные, нерудные

б) полезные, бесполезные, неполезные

в) металлы, горные породы, руды.

а) места добычи полезных ископаемых

б) места залегания полезных ископаемых

в) соединение горных пород

(взаимопроверка , оцените работу.) (слайд 2)

Поднимите руки у кого «5», «4», «3». Сдайте, я перепроверю.

II. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.

Что же это за чудо такое, которое бьют, режут, хотят растоптать, а оно к нам с подарками?

Послушайте рассказ о “Чудесной кладовой” (М.Ильин, Е Сегал)

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Как вы думаете, сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений.


3 слайд

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? А кто знает, каково ее научное название?
– Почва.


4 слайд

– Тема урока – “Почва. Ее состав и свойства

Читайте также:  Бактерии для коровьего навоза

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посадил дед репку.

Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?

— Что же помогло репке вырасти?

( вода, солнце, земля, почва.)

-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?

(нет, разные по размеру).

(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)

хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?

Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.

IV. Изучение новой темы. (слайд 5)

Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

– Что такое почва?( Стр. 102) рассмотрите рисунок. (небольшой слой земли, на котором растёт растительность. Научное определение понятию «почва».

(Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в тетрадь)

А сейчас мы с вами проведём опыты и ответим на вопрос: что входит в состав почвы?

У вас на столах лежат рабочие листы. После каждого опыта вы должны будете делать запись из чего состоит почва.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?


7 слайд

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах. (Дети записывают в таблицу «перегной»)

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

3-й опыт. Нагревание почвы. (провожу сама)

Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

Вода и минеральные соли.

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.

Кто мне скажет: из чего состоит почва? (опрос по группам) (слайд 9)

Физминутка. (называю слова, если они входят в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло, 10. Полиэтиленовый пакет, 11. Бумага.

Это интересно! (сообщение)

— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.

VI. Продолжение новой темы.

– Переходим к выполнению следующего пункта плана.


9 слайд

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность

Читайте также:  Какие растения очищают почву от тяжелых металлов

– Вспомните начало урока, сказку «Репка» и ответьте на вопрос:

чем же дед кормил репку, что она выросла такая большая? (перегноем, питательными веществами.)

А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием.


10 слайд

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

– Какие свойства есть у почвы?

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?

– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы?(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, тополь, акация, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.

– Какими свойствами обладает почва? (слайд 13)

– Какое свойство главное?

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной) (слайд 14 )

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения.

Самая богатая перегноем почва – чернозём.

Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»

Видно много трав лежалых растопил теплом

Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.

Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.

Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!

Обрастай зеленой плотью, золотым добром,

Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!

– Давайте подведем итог.

что такое почва?

какая почва называется плодородной?

чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

VIII. Обучающий тест.

– Перед вами 7 вопросов.

– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Выбери из предложенных ответов один правильный.

б) пучки трав, небольшие кусты;

л) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

ц) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей;

Главное свойство почвы – это …

е) содержание влаги в почве;

и) способность удерживать влагу.

На плодородие почвы влияет…

б) наличие в почве воды;

м) наличие в почве перегноя

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

Что растения не могут получить из почвы?

е) солнечный свет;

Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

Самая богатая перегноем почва.

Выпишите буквы, которые у вас получились и соберите из них слово. Что получилось? (молодец)

Вы сегодня все молодцы. Хорошо поработали на уроке и я вам ставлю всем «5»

IX. Домашнее задание.

Учебник с. 99-104 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве.

Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, реферат на тему « Охрана почв».


15 слайд

Источник

Adblock
detector