Меню

Какие бывают почвы 4 класс окружающий мир сообщение

Виды почв – какие бывают, основные характеристики, типы и определения кратко (4 класс, окружающий мир)

В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.

Что такое почва

Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.

Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).

Почвенный профиль

Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.

Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.

И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.

Рис. 1. Почвенный профиль.

В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.

Типы почв

Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,

  • Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
  • Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
  • Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
  • Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
  • Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.

Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.

  • Каштановые и бурые почвы распространены в сухих степях и полупустынях, серо-бурые — в пустынях. Содержание гумуса — 1–2 % и менее.

Рис. 3. Полупустыня.

Виды почв

Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.

Что мы узнали?

От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Почвы России» ( 4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЦАО г.Москвы Урок окружающего мира. 4 класс УМК «Начальная школа XXI века» Подготовила: Маркова О.С., МБОУ «ООШ с.Ивановки»

Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю, добром плачу.

ПОЧВА – это верхний плодородный слой земли Почва — это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа. Что такое почва?

Плодородие — это основное свойство почвы

ОПЫТ №1 ВЫВОД: В почве есть воздух

ОПЫТ №2 ВЫВОД: В почве есть вода с т е к л о

ОПЫТ №3 ВЫВОД: В почве есть ПЕРЕГНОЙ

ОПЫТ №4 ВЫВОД: В почве сть песок и глина ГЛИНА песок

песчаная чернозёмная глинистая Виды почвы:

ОПЫТ №5 ВЫВОД: В почве есть минеральные соли

Состав почвы Почва Твердая часть Жидкая часть Газообразная часть Почвенные организмы Минеральные вещества Гумусовые вещества Вода с растворёнными в ней веществами Почвенный воздух Микроорганизмы Иные животные Части растений

ПОЧВОВЕДЕНИЕ Докучаев Василий Васильевич ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич — (1846-1903) — российский естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде «Русский чернозём» (1883) заложил основы почвоведения.

Почвенная карта России

На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом в почве создается переувлажнение. Здесь образу­ются маломощные тундровые глеевые почвы.

Читайте также:  Емкость поглощения характерная для темно серых лесных почв

Подзолистые и дерново– подзолистые почвы – бедны гумусом и минеральными элементами, поскольку обильные осадки выносят питательные вещества из верхнего слоя, и он приобретает цвет золы (отсюда и название почв).

В условиях резко континентального климата и многолетней мерзлоты под хвойными лесами формируются мерзлотно-таёжные почвы. Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно сбрасывающих свою листву почвы серые лесные.

Чернозёмы – самые плодородные почвы. Из остатков растительности накапливается много перегноя, мощность гумусового слоя достигает 60 – 100 см. Чернозёмом занято менее 10% территории России. Распространены в зоне лесостепей и степей.

В более сухом климате образуются каштановые почвы. Содержание гумуса в них меньше, так как разреженным становится растительный покров. В пустынных областях со скудной растительностью формируются бурые почвы полупустынь — серозёмы. Эти почвы часто засолены и содержат мало гумуса.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы? Почва – сокровище, накопленное планетой, чтобы мог существовать человек

Почва – среда жизни

Задумайтесь ! ●Почва относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. ●Почвы образуются очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5-2 см.

Естественные враги почвы — это ветровая и водная эрозия

Овраг- глубокая, длинная впадина на поверхности земли, рытвина от действия талых вод, ливней.

Сильнейшим образом страдает почва и в результате неумелой хозяйственной деятельности человека.

Почва нуждается в охране

►Надо сажать лесные полосы. ►Правильно распахивать почву на склонах. ►Зимой проводить снегозадержание. ►Применять удобрения и ядохимикаты в меру. ►Умеренно орошать. ► При строительстве дорог, заводов, жилых домов надо сначала снять слой почвы. ►Использовать ее при озеленении территории. На полях: При строительстве:

Земля-кормилица и Мать, Земля — и жизнь, и благодать! Земля-кормилица. В мудрых этих словах заключена извечная любовь народа к земле. Он делит с ней радость и горе, он живет и трудится на ней, поет о ней песни, слагает стихи. Бережно держит он землю в своих руках, отдает ей силу мускулов, расчетливость разума, долю души и сердца. И за все она платит ему сторицей — дарит сочный корм его стадам, прохладную тень его дому, сладкий пирог к его столу.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 89 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1457486

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конкурсный урок окружающего мира в 4 классе Тема: «Разнообразие почв».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель: Солонинкина Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

Труновского муниципального района

Тема: «Разнообразие почв».

Цели:

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Воспитывать бережное отношение к почве.

Применяемые методы: исследовательский, проблемный, частично – поисковый, практический, словесный, наглядный.

Планируемые результаты: Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

воспитание чувства любви к родной земле.

Умение: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения;

Читайте также:  Суммарный показатель загрязненности почвы

осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Умение: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической), в разных источниках (учебник, атлас – определитель, презентация);

отбирать и перерабатывать полученную информацию;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: Умение: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

строить добрые, уважительные отношения между партнерами; давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, папка «Знаменитые ученые» с набором презентаций, SMART-доска, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», энциклопедия «Я познаю мир. География», на каждую парту – образцы 2-х типов почв.

Ход урока

I . Оргмомент. Эмоциональный настрой. 2 слайд

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Меня зовут Светлана Николаевна.

Почему у нас сегодня так светло?

Солнце символ жизни на Земле. Оно рассылает лучики и греет нашу планету

Солнышко разослало нам свои лучики, а вместе с лучиками – послания.

Прочтите, что прислало нам солнышко? (удача, уважение, успех, взаимопонимание, уверенность, здоровье, любовь, улыбка, счастье, и.т.д.)

— Я желаю Вам, чтобы это всё сопутствовало нам на уроке, вашей семье, родным и близким вам людям.

III . Введение в тему «Чудесная кладовая»

— Всё это нам поможет сегодня на уроке, потому что

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование.

Но, сначала выясним кто такие исследователи? И чем они занимаются?

И мы с вами сегодня будем учеными – исследователями. Если вы позволите – я буду научным руководителем.

— . Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина «Чудесная кладовая» и в результате прослушивания определим тему исследования. (Читает учитель под музыку)

Как же называется эта чудесная кладовая?

— Наши мнения разделились. Сейчас мы проведём маленькое исследование «Чем отличается понятие «земля» от понятия «почва»? Как вы думаете?

Учащиеся зачитывают понятия Земля из словаря Ожегова

— Но у нас было ещё одно предположение , что это почва

Приём «Корзина идей» 5 слайд

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

… место обитания, дом животных

Постановка целей урока.

Однозначного ответа на вопрос нет. Предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва и существует ли разнообразие почв?

Итак мы сегодня будем исследовать почву, а именно какие бывают виды почв и чем они отличаются друг от друга

А что же такое почва? 6 слайд

– Всякая ли Земля может быть почвой

Что такое почва? (Из словаря Ожегова) (верхний плодородный слой земли)

— Как называется верхний плодородный слой земли? (перегной)

Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).

Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).

Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).

Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).

Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (соли).

Эти вещества входят в состав почвы, они необходимы для жизни растений. Почвой покрыты все материки Земли, кроме Антарктиды, высоких гор и некоторых пустынь. Там, где отсутствует почва, отсутствуют и какие-либо растения.

Какое главное свойство почвы, отличающее ее от горных пород? (плодородие) 7 слайд

Да, плодородие – главное свойство почв.

– В почве живут разные живые организмы – бактерии, грибы, животные. Они рыхлят почву, помогают делать ее плодородней.

В Древней Греции Деметра – считалась богиней плодородия и земледелия

Итак, мы сейчас проведём исследованиеКак вы думаете, все ли почвы одинаковы?

-Какую построим гипотезу? Что почвы разные! В ходе нашего исследования, мы должны это доказать

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования.

Перед вами образцы с почвами. В чашке № 1 почва взята из лесной полосы, в чашке № 2 – с поля.

Работать мы будем в парах, изучая свойства почвы, записывая результаты в таблицу.

Работа в паре Исследование «Все ли почвы одинаковы?»

Вопросы по исследованию: 8 слайд

Что можете сказать о цвете почвы?

От чего зависит цвет почвы?

Какой запах у почвы?

Одинакова ли структура почв?

Какой образец плодороднее? Почему?

Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?

Читайте также:  Как увеличить урожай грецкого ореха

Какой вывод вы сделали? Подтвердилась ли наша гипотеза?

— Как вы думаете, какая из данных почв более плодородная и почему?

Я вас превращаю в маленькие семена. Посадим семена в почву, а пова у нас плодородная. Выглянуло солнышко, пошёл дождик и семена начали расти. Они потянули свои стебельки к солнышку и улыбнулись ему и всем окружающим

Работа в группах

1 группа.

— Какие бывают виды почв (с.50-51 учебника) виды почв -9 слайд

(в степях – чернозёмы -10 слайд, в смеш. лесах-подзолистые- 11 слайд,12,13,14)

2 группа Проблемный вопрос

Как же в научной литературе называется почва № 1? (суглинистая) Почему эту почву так назвали? Сообщение знатока 1.

3 группа 15 слайд

Подготовь сообщение о первом русском ученом-почвоведе, используя энциклопедию

16 слайд Карта почв

Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России. Техника развивается и сейчас эти карты представлены в электронном виде.

Каждый цвет на карте соответствует какому-то типу почв. Давайте познакомимся с теми почвами, которые широко распространены на территории России (работа с картой на интерактивной доске).

-Используя материалы энциклопедии, ответить на вопрос «что может произойти на земле, если погибнет почва?»

— Объясни, почему образование почвы началось только с появлением живых существ на земле

5 группа 17 слайд

Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?

-Соединить виды почв с теми местами , где они образуются? Задание на логическое мышление

Собрать пословицы о земле

Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в степной зоне, значит у нас преобладают черноземные почвы)

Отрывок из фильма «Почвы нашего края»

Рассказ учителя В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

— А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

— Да, плодородие необходимо сохранять, а как — мы сейчас узнаем из учебника.

Математическое исследование 19 слайд Проблемный вопрос

Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.

Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.

Приём «Инсерт» с.51-52 учебника

Вывод: Что мы должны делать для охраны почв? 20 слайд

Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас подвести итог и ответить на вопросы

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Кто из ученых стал основателем науки «почвоведение»? _______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______

2. Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) 21 слайд

3.Рефлексия Продолжите предложения: 22 слайд

Мне хотелось бы….. Заключение (под музыку)

Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи Чтобы наша земля была живой, цветущей и здоровой, надо заботливо относиться к природе родного края, к родной земле.

— Если вам понравился наш урок, если вам понравилось быть исследователями, я предлагаю превратить нашу планету – Земля в цветущий сад

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. заботливо относиться к природе родного края, к родной земле.

Источник

Adblock
detector