Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник
Разработка урока по познанию мира на тему «Почва» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Познание мира 3 класс по теме «Почва»
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Работа в группах;
рабочий лист (4 шт.);
чашка фарфоровая (1 шт.);
образцы почв (раздаточный материал 4 шт.);
стеклянные палочки (4 шт.);
(стеклянные стаканы (8 шт.);
стеклянная воронка (4 шт.);
бумажный фильтр (4 шт.);
сухое горючее или спиртовка;
1 слайд
I. Орг. момент.
Итак, друзья, начнём урок!
Затей у нас большой мешок.
Скажем друг другу:
— Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
— Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».
1. Что называется полезными ископаемыми? (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд.)
2. Какие виды полезных ископаемых бывают? (горючие, рудные, нерудные )
Полезные ископаемые – это:
а) металлы, получаемые из железных руд
б) горные породы, которые добываются из земной коры
в) твёрдая оболочка Земли
Казахское название кумтас означает:
а) песчанный камень
б) точильный камень
в) твёрдый камень
К рыхлым породам относятся:
а) глина и цемент
в) песок и глина
Три основные группы полезных ископаемых:
а) горючие, рудные, нерудные
б) полезные, бесполезные, неполезные
в) металлы, горные породы, руды.
а) места добычи полезных ископаемых
б) места залегания полезных ископаемых
в) соединение горных пород
(взаимопроверка , оцените работу.) (слайд 2)
Поднимите руки у кого «5», «4», «3». Сдайте, я перепроверю.
II. Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
Что же это за чудо такое, которое бьют, режут, хотят растоптать, а оно к нам с подарками?
Послушайте рассказ о “Чудесной кладовой” (М.Ильин, Е Сегал)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Как вы думаете, сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений.
3 слайд
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? А кто знает, каково ее научное название?
– Почва.
4 слайд
– Тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
— Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, земля, почва.)
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)
хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
IV. Изучение новой темы. (слайд 5)
Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
– Что такое почва?( Стр. 102) рассмотрите рисунок. (небольшой слой земли, на котором растёт растительность. Научное определение понятию «почва».
(Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в тетрадь)
А сейчас мы с вами проведём опыты и ответим на вопрос: что входит в состав почвы?
У вас на столах лежат рабочие листы. После каждого опыта вы должны будете делать запись из чего состоит почва.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
7 слайд
Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах. (Дети записывают в таблицу «перегной»)
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
3-й опыт. Нагревание почвы. (провожу сама)
Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
На стекле появляются капли воды и белый налет. –
– Что же это такое?
– Вода и минеральные соли.
– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
Кто мне скажет: из чего состоит почва? (опрос по группам) (слайд 9)
Физминутка. (называю слова, если они входят в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло, 10. Полиэтиленовый пакет, 11. Бумага.
Это интересно! (сообщение)
— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.
VI. Продолжение новой темы.
– Переходим к выполнению следующего пункта плана.
9 слайд
4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность
– Вспомните начало урока, сказку «Репка» и ответьте на вопрос:
чем же дед кормил репку, что она выросла такая большая? (перегноем, питательными веществами.)
А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием.
10 слайд
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
– Какие свойства есть у почвы?
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?
– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы?(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, тополь, акация, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.
– Какими свойствами обладает почва? (слайд 13)
– Какое свойство главное?
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной) (слайд 14 )
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения.
Самая богатая перегноем почва – чернозём.
Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»
Видно много трав лежалых растопил теплом
Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.
Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.
Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!
Обрастай зеленой плотью, золотым добром,
Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!
– Давайте подведем итог.
что такое почва?
какая почва называется плодородной?
чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
VIII. Обучающий тест.
– Перед вами 7 вопросов.
– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Выбери из предложенных ответов один правильный.
б) пучки трав, небольшие кусты;
л) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;
г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
ц) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;
г) из песка, глины, солей;
Главное свойство почвы – это …
е) содержание влаги в почве;
и) способность удерживать влагу.
На плодородие почвы влияет…
б) наличие в почве воды;
м) наличие в почве перегноя
в) наличие в почве песка и глины;
г) наличие остатков растений и мелких животных.
Что растения не могут получить из почвы?
е) солнечный свет;
Растения из почвы получают…
а) перегной, песок, глину;
д) воздух, воду, питательные вещества;
в) остатки растений и животных;
г) питательные вещества.
Самая богатая перегноем почва.
Выпишите буквы, которые у вас получились и соберите из них слово. Что получилось? (молодец)
Вы сегодня все молодцы. Хорошо поработали на уроке и я вам ставлю всем «5»
IX. Домашнее задание.
Учебник с. 99-104 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве.
Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, реферат на тему « Охрана почв».
15 слайд
Источник