Земля-кормилица стр. 160 – 163
1. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.
На рисунке мы видим несколько основных видов почв нашей страны. В одних почвах больше перегноя, отмерших и перегнивших частей растений, в других перегноя меньше. Чем больше в почве перегноя, тем более плодородной она является.
По рисунку видно, что самой плодородной оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые почвы и серые лесные почвы.
2. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.
Для Московской области характерны серые лесные почвы, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.
Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка почвы.
3. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.
Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.
Будем лепить модель почвы в виде параллелепипеда, квадратного столбика.
Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть почвы, растительность.
Ниже вылепим чёрный кусок почвы — перегной, плодородная часть почвы. Он должен занимать половину нашего столбика.
Ниже будет слой переходный, серого цвета.
А на самом низу столбика покажем жёлтый слой почвы, богатый песком.
4. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.
Пример выступления “Значение почвы для жизни на Земле” для 4 класса
Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по почве каждый день и даже не вспоминаем о том, что без этой почвы не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.
Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней почва.
Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери почву и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.
Проверь себя
1. Приведи примеры различных типов почв.
Есть тундровая почва, подзолистая почва, серая лесная почва, болотистая почва, луговая почва, чернозём.
2. Какая почва самая плодородная?
Самой плодородной почвой является чернозём.
3. Какие почвы в вашем крае?
В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые почвы.
4. Почему нужно бережно относиться к почвам?
Почва даёт жизнь растениям, ведь её основное свойство — плодородность. Если почву не беречь, то её могут смыть вода, раздуть ветер, её могут отравить ядохимикаты, и тогда почва потеряет свою плодородность. А значит на ней ничего не вырастет, а людям и животным нечего будет есть.
5. Как нужно охранять почвы?
Для охраны почву нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать распашки почвы по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью почвы.
Задание для домашней работы
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?
Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю мусор и отходы, выливать на почву помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.
На следующем уроке
Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?
В России есть природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, субтропических лесов.
В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.
Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели. В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.
Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на само верху обитают различные птицы.
Источник
Виды почв
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 26.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 26.
В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.
Что такое почва
Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.
Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).
Почвенный профиль
Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.
Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.
И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.
Рис. 1. Почвенный профиль.
В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.
Типы почв
Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,
- Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
- Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
- Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
- Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
- Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.
Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.
Виды почв
Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.
Что мы узнали?
От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.
Источник
Виды почв – какие бывают, основные характеристики, типы и определения кратко (4 класс, окружающий мир)
В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.
Что такое почва
Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.
Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).
Почвенный профиль
Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.
Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.
И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.
Рис. 1. Почвенный профиль.
В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.
Типы почв
Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,
- Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
- Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
- Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
- Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
- Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.
Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.
- Каштановые и бурые почвы распространены в сухих степях и полупустынях, серо-бурые — в пустынях. Содержание гумуса — 1–2 % и менее.
Рис. 3. Полупустыня.
Виды почв
Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.
Что мы узнали?
От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.
Источник
Конкурсный урок окружающего мира в 4 классе Тема: «Разнообразие почв».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Солонинкина Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Труновского муниципального района
Тема: «Разнообразие почв».
Цели:
1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв;
2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;
3. Воспитывать бережное отношение к почве.
Применяемые методы: исследовательский, проблемный, частично – поисковый, практический, словесный, наглядный.
Планируемые результаты: Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
воспитание чувства любви к родной земле.
Умение: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Умение: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической), в разных источниках (учебник, атлас – определитель, презентация);
отбирать и перерабатывать полученную информацию;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные: Умение: оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
строить добрые, уважительные отношения между партнерами; давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, папка «Знаменитые ученые» с набором презентаций, SMART-доска, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», энциклопедия «Я познаю мир. География», на каждую парту – образцы 2-х типов почв.
Ход урока
I . Оргмомент. Эмоциональный настрой. 2 слайд
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Меня зовут Светлана Николаевна.
Почему у нас сегодня так светло?
Солнце символ жизни на Земле. Оно рассылает лучики и греет нашу планету
Солнышко разослало нам свои лучики, а вместе с лучиками – послания.
Прочтите, что прислало нам солнышко? (удача, уважение, успех, взаимопонимание, уверенность, здоровье, любовь, улыбка, счастье, и.т.д.)
— Я желаю Вам, чтобы это всё сопутствовало нам на уроке, вашей семье, родным и близким вам людям.
III . Введение в тему «Чудесная кладовая»
— Всё это нам поможет сегодня на уроке, потому что
Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование.
Но, сначала выясним кто такие исследователи? И чем они занимаются?
И мы с вами сегодня будем учеными – исследователями. Если вы позволите – я буду научным руководителем.
— . Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина «Чудесная кладовая» и в результате прослушивания определим тему исследования. (Читает учитель под музыку)
— Как же называется эта чудесная кладовая?
— Наши мнения разделились. Сейчас мы проведём маленькое исследование «Чем отличается понятие «земля» от понятия «почва»? Как вы думаете?
Учащиеся зачитывают понятия Земля из словаря Ожегова
— Но у нас было ещё одно предположение , что это почва
Приём «Корзина идей» 5 слайд
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
… место обитания, дом животных
Постановка целей урока.
— Однозначного ответа на вопрос нет. Предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва и существует ли разнообразие почв?
Итак мы сегодня будем исследовать почву, а именно какие бывают виды почв и чем они отличаются друг от друга
— А что же такое почва? 6 слайд
– Всякая ли Земля может быть почвой
Что такое почва? (Из словаря Ожегова) (верхний плодородный слой земли)
— Как называется верхний плодородный слой земли? (перегной)
Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).
Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (соли).
Эти вещества входят в состав почвы, они необходимы для жизни растений. Почвой покрыты все материки Земли, кроме Антарктиды, высоких гор и некоторых пустынь. Там, где отсутствует почва, отсутствуют и какие-либо растения.
—Какое главное свойство почвы, отличающее ее от горных пород? (плодородие) 7 слайд
Да, плодородие – главное свойство почв.
– В почве живут разные живые организмы – бактерии, грибы, животные. Они рыхлят почву, помогают делать ее плодородней.
В Древней Греции Деметра – считалась богиней плодородия и земледелия
– Итак, мы сейчас проведём исследованиеКак вы думаете, все ли почвы одинаковы?
-Какую построим гипотезу? Что почвы разные! В ходе нашего исследования, мы должны это доказать
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования.
—Перед вами образцы с почвами. В чашке № 1 почва взята из лесной полосы, в чашке № 2 – с поля.
Работать мы будем в парах, изучая свойства почвы, записывая результаты в таблицу.
Работа в паре Исследование «Все ли почвы одинаковы?»
Вопросы по исследованию: 8 слайд
Что можете сказать о цвете почвы?
От чего зависит цвет почвы?
Какой запах у почвы?
Одинакова ли структура почв?
Какой образец плодороднее? Почему?
Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?
Какой вывод вы сделали? Подтвердилась ли наша гипотеза?
— Как вы думаете, какая из данных почв более плодородная и почему?
Я вас превращаю в маленькие семена. Посадим семена в почву, а пова у нас плодородная. Выглянуло солнышко, пошёл дождик и семена начали расти. Они потянули свои стебельки к солнышку и улыбнулись ему и всем окружающим
Работа в группах
1 группа.
— Какие бывают виды почв (с.50-51 учебника) виды почв -9 слайд
(в степях – чернозёмы -10 слайд, в смеш. лесах-подзолистые- 11 слайд,12,13,14)
2 группа Проблемный вопрос
Как же в научной литературе называется почва № 1? (суглинистая) Почему эту почву так назвали? Сообщение знатока 1.
3 группа 15 слайд
Подготовь сообщение о первом русском ученом-почвоведе, используя энциклопедию
16 слайд Карта почв
Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России. Техника развивается и сейчас эти карты представлены в электронном виде.
Каждый цвет на карте соответствует какому-то типу почв. Давайте познакомимся с теми почвами, которые широко распространены на территории России (работа с картой на интерактивной доске).
-Используя материалы энциклопедии, ответить на вопрос «что может произойти на земле, если погибнет почва?»
— Объясни, почему образование почвы началось только с появлением живых существ на земле
5 группа 17 слайд
Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?
-Соединить виды почв с теми местами , где они образуются? Задание на логическое мышление
Собрать пословицы о земле
—Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в степной зоне, значит у нас преобладают черноземные почвы)
Отрывок из фильма «Почвы нашего края»
Рассказ учителя В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
— А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
— Да, плодородие необходимо сохранять, а как — мы сейчас узнаем из учебника.
Математическое исследование 19 слайд Проблемный вопрос
Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)
Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:
в лесу – за 500 000 лет;
на лугу – за 3 225 лет;
где нет растений – за 15 лет.
—Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.
Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.
Приём «Инсерт» с.51-52 учебника
Вывод: Что мы должны делать для охраны почв? 20 слайд
Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?
Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас подвести итог и ответить на вопросы
Почва – это _______________________________________________________
Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________
О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________
Кто из ученых стал основателем науки «почвоведение»? _______________
Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________
Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______
2. Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) 21 слайд
3.Рефлексия Продолжите предложения: 22 слайд
Мне хотелось бы….. Заключение (под музыку)
Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи Чтобы наша земля была живой, цветущей и здоровой, надо заботливо относиться к природе родного края, к родной земле.
— Если вам понравился наш урок, если вам понравилось быть исследователями, я предлагаю превратить нашу планету – Земля в цветущий сад
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. заботливо относиться к природе родного края, к родной земле.
Источник