Меню

Какие факторы нужно учитывать при выращивании культурных растений

Сельское хозяйство | UniversityAgro.ru

Агрономия, земледелие, сельское хозяйство

Home » Земледелие » Факторы жизни растений

Популярные статьи

Факторы жизни растений

Факторы жизни растений — условия внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

К факторам жизни растений относятся свет, воздух, вода, тепло и питательные вещества. Оптимальное соотношение перечисленных факторов позволяет полностью удовлетворить потребности растений, что обеспечивает хороший рост, развитие и плодоношение. Несоответствие условий потребностям может приводить к задержке в росте и гибели растений.

Факторы жизни растений делят на:

  • земные, то есть получаемые из почвы и атмосферы — вода, воздух, питательные вещества;
  • космические, то есть получаемые за счет солнечной энергии — свет, тепло.

Навигация

Факторы жизни растений (English version)

Состав почвы и её роль в жизни растений

Почва представляет собой гомогенную систему, состоящую из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной.

Твердая фаза состоит из минеральной и органической части и представляет скелет почвы. Она включает твердые частицы, между которыми находятся свободные пустоты — поры, заполненные водой или воздухом.

Соотношение твердой, жидкой и газообразной фаз определяет режим обеспеченности растений земными факторами жизни. Для разных типов почв оно различно, а его изменение позволяет регулировать условия жизни растений. Оптимальным принято считать соотношение 2:1:1, то есть твердой фазы — 50%, жидкой и газообразной — по 25%.

Создавание и поддержание оптимального соотношения объемов фаз почвы достигается рядом приемов обработки почвы, мелиорацией, внесением удобрений, благодаря чему улучшается водный, тепловой, воздушный, питательный режимы, создавая тем самым благоприятные условия роста и развития растений.

Требования растений к свету

Световая энергия используется растениями для фотосинтеза, её количество лимитирует скорость процесса. Интенсивность и спектральный состав света влияют на рост и развитие растений. Недостаток приводит к замедлению фотосинтетических процессов, что приводит к голоданию, задержке в росте и гибели растений. Избыток световой энергии — к угнетению и ожогам.

Световую энергию растения получают от Солнца, в некоторых случаях применяют искусственное освещение, например при досвечивании рассады, в теплицах и т.п.

Солнечный свет включает ультрафиолетовый спектр, который оказывает бактерицидное действие на микроорганизмы.

Требования растений к теплу

Как отмечал К.А. Тимирязев в жизни растений ведущую роль занимает температурный фактор. Сельскохозяйственная наука к настоящему моменту накопила достаточно сведений о потребности культур в тепле.

Условной единицей измерения количества тепла является сумма активных температур, то есть более 10 °С, за период вегетации. Потребность растений в тепле колеблется в зависимости от вида и сорта, а также периода вегетации.

Определение требований к теплу дает возможность оценить условия возделывания культур в конкретной зоне. Теплообеспеченность имеет особое значение в период прорастания семян. Поэтому знание этих факторов позволяет определить точные сроки посева, выстроить систему обработки почвы и истребительные мероприятия по борьбе с сорной растительность.

Требования к теплу определяют устойчивость растений к заморозкам, условиям зимовки и жароустойчивости.

Требования растений к влаге

Вода — ключевой фактор жизни растений. Без неё не начинаются ростовые процессы в семенах, она участвует в синтезе органических веществ, является средой для превращения питательных веществ и биохимических реакций.

Оптимальная влажность почвы в корнеобитаемом слое, при которой обеспечиваются наилучшие условия роста, находится в пределах 65-90% наименьшей влагоемкости.

Транспирационный коэффициент — количество воды, расходуемое растением на создание единицы сухого вещества. Является одним из показателей влагопотребления.

Потребность во влаге может колебаться в зависимости от фаз развития растения. Критическая фаза роста — фаза развития, при которой влагопотребление максимально.

Суммарное водопотребление — количество воды, расходуемое растениями на 1 гектаре, выраженное в м 3 или мм.

Читайте также:  Коровий навоз можно удобрять осенью

Коэффициент водопотребления — расход воды растениями на создание 1 т урожая. Имеет важное значение при расчете возможной урожайности.

Требования растений к элементам питания

Растения для своего роста, развития и формирования урожая используют органические и минеральные вещества, в процессы фотосинтеза которые трансформируются в сложные органические соединения.

В элементном составе растения содержат углерод, кислород, водород, азот и многие другие элементы. На долю углерода, кислорода и водорода суммарно приходится 94% сухого вещества, по элементно: на долю углерод — 45%, кислорода — 42%, водорода — 7%. Остальные 6% сухой массы состоят из азота и минеральных элементов.

Основным питательным веществом является углекислый газ CO2. Ежегодно растения поглощают из атмосферного воздуха около 20 млрд т углерода.

На сегодняшний день накоплены большие знания о питании растений. Практически все химические элементы были найдены в различных растительных частях, доказано участие 27 элементов в биохимических процессах, 15 из них являются необходимыми для роста и развития.

Человек, в результате применения удобрений, агротехнологий, мелиорации, различных видов и сортов, оказывает значительное воздействие на состав и почвенные процессы.

В экстенсивном земледелии единственным источником минеральных веществ для растений был естественный их запас в почве. При истощении естественного плодородия люди исключали эти земли из обработки и осваивали новые. Оставленные участки восстанавливали плодородие за счет природных процессов длительное время. Наиболее яркими примерами такого подхода являются переложная и залежная системы земледелия.

Трансформационная способность почвы, то есть способность снабжать растения элементами питания и водой, внесенных извне, в интенсивных системах земледелия играет важную роль. Однако и этой способности бывает недостаточно, в условиях современного интенсивного земледелия. Кроме того, к почве предъявляются повышенные требования к фитосанитарному состоянию и агротехнологические свойства. В следствии чего, требуется улучшение всего комплекса свойств почвы, за счет использования новейших технологий для расширенного воспроизводства плодородия. Возможность решения этой задачи заложена природой самой почвы, как возобновляемого ресурса. Но неправильное применение почвы способно приводит к потере плодородия.

Регулирование факторов жизни растений

Благодаря накопленному опыту возделывания культурных растений, человек научился посредством агротехнических приемов регулировать поступление факторов жизни. Растения также обладают способностью влиять на условия произрастания, как за счет физиологических процессов, так и воздействия на внешнюю среду. Например, отмершие части растений накапливают в почве органическое вещество, что изменяет водный, питательный и другие почвенные режимы.

Основной задачей земледелия является создание оптимальных условий жизнедеятельности растений за счет регулирования количества поступающего тепла, света, питательных веществ и воды. Для решения этих задач разработаны или разрабатываются агротехнические приемы, а также ведутся исследования по изучению потребностей растений, которые во многом зависит от множества различных условий.

Создание оптимальных условий для роста и развития растений связано:

  • с изменением физических, химических и биологических свойств почвы;
  • наличием в ней достаточного количества питательных веществ в доступной для растений форме;
  • интенсивностью процессов трансформации элементов питания из труднодоступных в легкодоступные для растений формы, то есть процессов мобилизации и иммобилизации.

Регулирование космических факторов жизни растений в земледелии весьма затруднительно, однако, не является непреодолимой задаче. Земные факторы, напротив, удается регулировать, создавая оптимальные условия для развития растений.

Космические факторы, как более глобальные, определяются поступлением световой энергии Солнца, частично трансформирующейся в тепловую. Именно она, в решающей степени определяет климатические и зональные зональные особенности местности, что обусловливает возможности произрастания тех или иных видов растений. Кроме того, климат является одним из факторов почвообразования, то есть косвенно воздействующий на произрастание растений. Почвенно-климатические условия в определяют специализацию земледелия, местный характер производства, то есть состав сельскохозяйственных культур, биологические свойства которых наиболее полно отвечают условиям и обеспечивают получение высоких стабильных урожаев требуемого качества.

Читайте также:  Какие могут быть азотные удобрения

Источник

Технология 5 класс (06.04.2020)
материал по технологии (5 класс)

Урок технологии 5 класс.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_5_klass.docx 581.07 КБ
tehnologiya_5_klass.pdf 732.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология 5 класс

На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела, который называется «Технологии растениеводства». Сегодня более подробно изучим роль культурных растений в жизнедеятельности человека.

Задание: Предлагаю изучить (представленный ниже) теоретический материал по теме. А после выполнить уже знакомые задания. На отдельном листе проставляете номера заданий и записываете ответы. Отсылаете фото выполненных заданий.

Для того чтобы понять какова же роль культурных растений в жизни человека на уроке нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.

2. История окультуривания растений.

3. Классификация культурных растений.

  1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.

Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.

Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.

Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.

Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву , убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.

  1. История окультуривания растений.

Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения.

Одно из первых окультуренных растений – пшеница , ее обнаружили ученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.

Без растений невозможна жизнь на планете и жизнь людей. Благодаря растениям атмосфера планеты содержит необходимое количество кислорода, которым люди дышат.

Люди научились использовать многие растения для обеспечения своей жизнедеятельности : для приготовления пищи, в качестве сырья для различных отраслей промышленности, лекарственных средств в медицине, для озеленения помещений, Дикорастущие растения не всегда удовлетворяют запросам людей, большинство используемых растений люди окультурили – стали разводить специально для своей хозяйственной деятельности.

При выращивании культурных растений учитывается привычный им климат : температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах.

  1. Классификация культурных растений.

Культурные растения играют важную роль в углеводном и белковом питании человека.

Классификацию растений можно производить по разным основаниям, мы уже разбирали классификацию культурных растений по отраслевому принципу (в соответствии с основными отраслями сельскохозяйственного производства — овощеводством, плодоводством, полеводством и декоративным садоводством) — овощные, полевые (зерновые, бобовые), плодово-ягодные, технические и декоративные.

Овощные культуры составляют основу пищевого рациона. Вместе с овощами человек получает белки, углеводы, клетчатку, минеральные вещества и витамины. Во многих странах мира и в России выращивают разные группы овощей: капустные (белокачанная, краснокачанная, брокколи, савойская, брюссельская, листовая капуста и другие), корнеплодные (картофель, морковь, свёкла, редис), плодовые (томат, огурец, перец), луковые (лук репчатый, шалот, чеснок и др), пряно-вкусовые (анис, базилик, хрен)

Очень важны для питания людей хлебные злаки: пшеница, рис, кукуруза, сорго, ячмень, рожь и злаковые крупяные культуры: гречиха, просо, виды овса, амарант

Источником растительного белка являются бобовые растения: соя, горох, фасоль, чечевица и др.,

Для получения сахара используется сахарные тростник и свёкла.

Плодовые культуры выращивают в основном с учетом климата: яблоня, груша, слива, вишня, черешня – в умеренном климате.

Во влажных субтропиках и тропиках выращивают цитрусовые: лимон, мандарин и другие; в тропиках – манго, ананас, папайя, авокадо, маракуйя и другие.

К ягодным культурам относятся: смородина, крыжовник, малина, клубника и другие

Многие культурные растения используются в животноводстве для корма животных, основа для комбикормов.

Например, такие кормовые культуры, выращиваемые в нашей стране: просо, люцерна, клевер, люпин, вика, турнепс, кукуруза и другие.

К техническим культурам относятся те растения, которые используются в переработанном виде в пищевой и текстильной промышленностях.

Прядильные или волокнистые растения: лён, конопля, джут, хлопчатник.

Масличные: подсолнечник, арахис, горчица.

В парфюмерной промышленности нельзя обойтись без растительного воска и масел, получаемых из лепестков роз, из лаванды и герани душистой, илангиланга.

Для легкой промышленности используют дубильные вещества, красители, получаемые из сока растений.

Традиционно растения используются людьми для лечения многих заболеваний. В настоящее время лекарственные растения специально выращиваются, например, это ромашка лекарственная, валериана, ревень, солодка, алоэ, хинное дерево, женьшень, календула и другие.

Наибольшим числом видов (более 10 тыс.) представлены декоративные культурные растения.

Среди них – парковые деревья, многочисленные цветочные и декоративно-лиственные, газонные культуры. Жизнь человечества уже давно нельзя представить без кипарисов, роз, тюльпанов, лилий, ирисов и мн. др. растений, которые радуют жителей сёл и городов.

  1. Для удовлетворения каких потребностей растения нужны людям? Выберите несколько верных ответов.
  1. Заполните пропуски в тексте.

Культурные растения – это растения, специально _________ человеком для использования в ______________ деятельности: для _________ пищи, в качестве __________ для различных _______________ промышленности.

разводимые хозяйственной приготовления сырья отраслей

  1. Какие факторы нужно учитывать при выращивании культурных растений? Для каждого верного ответа поставьте 1, для неверного – 0

Количество солнечных дней в году ___

Влажность, количество осадков ___

Температура воздуха ___

Продолжительность светового дня ___

  1. Установите соответствие между отраслями производства и группой используемых растений.
  • Рожь, пшеница, рис
  • Роза, лаванда
  • Капуста, морковь, репа, редис, укроп
  1. Расставьте названия бобовых растений.

Фасоль Чечевица Горох

  1. Расставьте подписи к изображениям капустных растений.

  1. Расставьте подписи к изображениям корнеплодных растений.

Редис Свекла Морковь

  1. Какое растение не относится хлебным злакам? Выберите один верный ответ.
  1. Какое растение не относится культурным растениям? Выберите один верный ответ.
  1. Установите соответствие между отраслью производства и видом культурных растений.
  1. Зачеркните названия культурных растений, не относящихся к группе овощей.
  1. Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые культуры и ягодные культуры.
  1. Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые овощи и корнеплодные овощи.
  1. Заполните пропуски в тексте.

В южных странах, имеющих выход к морю хорошо развита _________ – выращивание морских ___________. В магазине можно купить салат из морской капусты___________ , а ________________ используется для производства _________________ и косметики.

аквакультура водорослей ламинарии спирулина лекарств

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология 6 класс (06.04.2020)

Технология 6 класс.

Технология 7 класс (06.04.2020)

Технология 7 класс.

Технология 8 класс (06.04.2020)

Технлогия 8 класс.

Технология 10 класс 10.04.2020 -Пятница

Тема: Рынок труда и профессий.

Технология 11 класс 10.04.2020 -Пятница

Тема: Рынок труда и профессий.

Технология 10 класс 17.04.2020 -Пятница

Тема: Основные виды профконсультаций.

Группа МЖКХ3 Технология 03.11.22 2020. Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.

Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.Задание1. Описать особенности видов пайки: капиллярная, диффузионная, реактивно-флюсовая, контактно-реактивная, пайка-сварка. См. файл.2.

Источник

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector