Животные в почве. Обитатели почвы и их приспособленность к среде
Наша планета образована четырьмя основными оболочками: атмосферой, гидросферой, биосферой и литосферой. Все они находятся в тесном взаимодействии между собой, поскольку представители биосферной оболочки Земли — животные, растения, микроорганизмы — не могут существовать без таких формирующих веществ, как вода и кислород.
Так же, как и литосфера, почвенный покров и другие, глубоко лежащие слои, не могут существовать изолированно. Несмотря на то что мы не можем увидеть это невооруженным глазом, почва заселена очень густо. Каких только живых существ в ней не живет! Как и любым живым организмам, им тоже необходимы вода и воздух.
Какие животные живут в почве? Как они влияют на ее формирование и как приспосабливаются к такой среде обитания? На эти и другие вопросы мы попробуем дать ответ в этой статье.
Какие бывают почвы?
Почва — это только самый верхний, совсем неглубокий слой, составляющий литосферу. Глубина его уходит примерно на 1-1,5 м. Дальше начинается уже совсем другой слой, в котором протекают грунтовые воды.
То есть верхний плодородный слой почвы — это и есть то самое место обитания различных по форме, размерам и способам питания живых организмов и растений. Почва, как среда обитания животных, очень богата и разнообразна.
Данная структурная часть литосферы неодинакова. Формирование почвенного слоя зависит от многих факторов, в основном от условий окружающей среды. Поэтому и типы почв (плодородного слоя) также различаются:
- Подзолистые и дерново-подзолистые.
- Черноземные.
- Дерновые.
- Болотные.
- Подзолисто-болотные.
- Солоди.
- Пойменные.
- Солончаки.
- Серые лесостепные.
- Солонцы.
Данная классификация приведена только для площади России. На территории других стран, континентов, частей света существуют и иные типы почв (песчаные, глинистые, аркто-тундровые, гумусовые и так далее).
Также все почвы неодинаковы по химическому составу, влагообеспеченности и насыщенности воздухом. Эти показатели варьируются и зависят от ряда условий (например, на это влияют животные в почве, которые будут рассмотрены ниже).
Как формируются почвы и кто им в этом помогает?
Свое начало почвы ведут со времени появления жизни на нашей планете. Именно с образованием живых систем и началось медленное, непрерывное и самообновляемое формирование почвенных субстратов.
Исходя из этого понятно, живые организмы играют определенную роль в почвообразовании. Какую же? В основном эта роль сводится к переработке органических веществ, содержащихся в почве, и ее обогащении минеральными элементами. Также это рыхление и улучшение аэрации. Очень хорошо об этом в 1763 году написал М. В. Ломоносов. Именно он первым высказал утверждение, что почва формируется благодаря отмиранию живых существ.
Помимо деятельности, которую осуществляют животные в почве и растения на ее поверхности, очень важным фактором формирования плодородного слоя являются горные породы. Именно от их разновидности будет в целом зависеть тип почвы.
В итоге горные породы перерабатываются под влиянием абиотических факторов, а живущие в почве микроорганизмы разлагают животные и растительные останки, превращая органические вещества в минеральные. В результате этого образуется плодородный слой почвы определенного типа. При этом животные, обитающие под землей (например, черви, нематоды, кроты) обеспечивают ее аэрацию, то есть насыщение кислородом. Это достигается путем рыхления и постоянной переработки почвенных частиц.
Животные и растения совместно дают почве органическое вещество. Микроорганизмы, простейшие, одноклеточные грибы и водоросли это вещество перерабатывают и переводят в нужную форму минеральных элементов. Черви, нематоды и другие животные снова пропускают через себя почвенные частицы, формируя тем самым органическое удобрение — биогумус.
Отсюда вывод: почвы формируются из горных пород в результате долгого исторического промежутка времени под влиянием абиотических факторов и при помощи, которую оказывают животные и растения, в них живущие.
Невидимый почвенный мир
Огромную роль не только в формировании почвы, но и в жизни всех остальных живых существ играют мельчайшие существа, образующие целый невидимый почвенный мир. Кто же к ним относится?
Во-первых, одноклеточные водоросли и грибы. Из грибов можно выделить отделы хитридиомицетов, дейтеромицетов и некоторых представителей зигомицетов. Из водорослей следует отметить фитоэдафонов, представляющих собой зеленые и сине-зеленые водоросли. Общая масса этих существ на 1 га почвенного покрова составляет примерно 3100 кг.
Во-вторых, это многочисленные микроорганизмы, бактерии и такие животные в почве, как простейшие. Суммарная масса этих живых систем на 1 га почвы составляет примерно 3100 кг. Основная роль одноклеточных организмов сводится к переработке и разложению органических остатков растительного и животного происхождения.
К самым распространенным из этих организмов относятся:
- коловратки;
- клещи;
- амебы;
- многоножки симфилы;
- протуры;
- коллемболы;
- двухвостки;
- сине-зеленые водоросли;
- зеленые одноклеточные водоросли.
Какие животные живут в почве?
К почвенным обитателям относятся следующие беспозвоночные животные:
- Мелкие рачки (ракообразные) — около 40 кг/га
- Насекомые и их личинки — 1000 кг/га
- Нематоды и круглые черви — 550 кг/га
- Улитки и слизни — 40 кг/га
Такие животные, обитающие в почве, очень важны. Их значение определяется способностью пропускать через себя почвенные комочки и насыщать их органическими веществами, формируя биогумус. Также их роль состоит в разрыхлении почвы, улучшении кислородного насыщения и создании пустот, которые заполняются воздухом и водой, в результате чего повышается плодородие и качество верхнего слоя земли.
Рассмотрим, какие животные обитают в почве. Их можно разделить на два типа:
- постоянные жители;
- временно обитающие.
К постоянным позвоночным млекопитающим жителям, представляющим животный мир почвы, относятся слепыши, слепушонки, цокоры и сумчатые кроты. Их значение сводится к поддержанию цепей питания, так как насыщаются они почвенными насекомыми, улитками, моллюсками, слизнями и так далее. И второе значение — это рытье длинных и извилистых ходов, позволяющих почве увлажняться и обогащаться кислородом.
Временные обитатели, представляющие животный мир почвы, используют ее лишь для недолгого убежища, как правило, в качестве места для откладывания и хранения личинок. К таким животным относятся:
- тушканчики;
- суслики;
- барсуки;
- жуки;
- тараканы;
- другие виды грызунов.
Приспособления почвенных обитателей
Для того чтобы жить в такой непростой среде, как почва, животные должны иметь ряд особенных приспособлений. Ведь по физическим характеристикам эта среда плотная, жесткая и малокислородная. Кроме этого в ней абсолютно нет света, хотя и наблюдается умеренное количество воды. Естественно, что к таким условиям нужно уметь приспособиться.
Поэтому животные, которые живут в почве, с течением времени (в ходе эволюционных процессов) приобрели следующие особенности:
- чрезвычайно мелкие размеры, чтобы заполнять крошечные пространства между частицами почвы и комфортно себя там чувствовать (бактерии, простейшие, микроорганизмы, коловратки, рачки);
- гибкое тело и очень крепкая мускулатура — преимущества для передвижения в почве (кольчатые и круглые черви);
- способность усваивать кислород, растворенный в воде или дышать всей поверхностью тела (бактерии, нематоды);
- жизненный цикл, состоящий из личиночной стадии, во время которой не требуется ни свет, ни влага, ни питание (личинки насекомых, различных жуков);
- более крупные животные имеют приспособления в виде мощных роющих конечностей с крепкими когтями, позволяющими легко прорывать длинные и извилистые ходы под землей (кроты, землеройки, барсуки и так далее);
- у млекопитающих хорошо развито обоняние, но практически отсутствует зрение (кроты, цокоры, слепыши, спепушонки);
- тело обтекаемой формы, плотное, сжатое, с коротким жестким плотно прилегающим мехом.
Все эти приспособления создают настолько комфортные условия, что животные в почве ощущают себя нисколько не хуже тех, что живут в наземно-воздушной среде, а, возможно, даже лучше.
Роль экологических групп почвенных обитателей в природе
Основными экологическими группами почвенных обитателей принято считать:
- Геобионты. Представители данной группы — это животные, для которых почва постоянное место обитания. В ней проходит весь их жизненный цикл в сочетании с основными процессами жизнедеятельности. Примеры: дождевые черви, многохвостки, бесхвостки, двухвостки, бессяжковые.
- Геофилы. К этой группе относятся животные, для которых почва обязательный субстрат во время одной из фаз своего жизненного цикла. Например: куколки насекомых, саранча, многие жуки, комары-долгоносики.
- Геоксены. Экологическая группа животных, для которых почва — временное укрытие, убежище, место откладывания и выведения потомства. Примеры: многие жуки, насекомые, все норные животные.
Совокупность всех животных каждой группы является важным звеном общей цепи питания. Кроме того, их жизнедеятельность обуславливает качество почв, их самообновляемость и плодородие. Поэтому их роль чрезвычайно важна, особенно в современном мире, в котором сельское хозяйство вынуждает почвы беднеть, выщелачиваться и высаливаться под действием химических удобрений, пестицидов и гербицидов. Животные почвы способствуют более быстрому и естественному восстановлению плодородного слоя после тяжелых механических и химических атак со стороны человека.
Связь растений, животных и почв
Не только животные почвы взаимосвязаны между собой, образуя общий биоценоз со своими цепями питания и экологическими нишами. На самом деле все существующие растения, животные и микроорганизмы задействованы в едином круге жизни. Равно, как и все они связаны со всеми средами обитания. Приведем простой пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь.
Травы лугов и полей являются питанием для наземных животных. Те, в свою очередь, служат источником пищи для хищников. Остатки травы и органического вещества, которые выводятся с продуктами жизнедеятельности всех животных, попадают в почву. Здесь за дело принимаются микроорганизмы и насекомые, которые являются детритофагами. Они все остатки разлагают и переводят в минеральные вещества, удобные для всасывания растениями. Таким образом, растения получают необходимые им компоненты для роста и развития.
В самой почве при этом микроорганизмы и насекомые, коловратки, жуки, личинки, черви и так далее становятся пищей друг для друга, а значит, и общей частью всей сети питания.
Таким образом, получается, что животные, обитающие в почве, и растения, живущие на ее поверхности, имеют общие точки пересечения и взаимодействуют друг с другом, формируя единую общую гармонию и силу природы.
Бедные почвы и их обитатели
Бедными называются почвы, которые многократно подвергались воздействию со стороны человека. Строительство, выращивание сельскохозяйственных растений, осушение, мелиорация — все это со временем приводит к обеднению почв. Какие обитатели умеют выживать в таких условиях? К сожалению, не многие. Наиболее выносливыми подземными жителями являются бактерии, некоторые простейшие, насекомые, а также их личинки. Млекопитающие, черви, нематоды, саранча, пауки, ракообразные в таких почвах выживать не могут, поэтому погибают или покидают их.
Также к бедным относятся почвы, в которых низкое содержание органических и минеральных веществ. Например, сыпучие пески. Это особая среда, в которой живут определенные организмы со своими приспособлениями. Или, например, засоленные и сильнокислые почвы тоже содержат в себе только специфических обитателей.
Изучение животных почвы в школе
Школьный курс зоологии не предусматривает изучение животных почвы на отдельном уроке. Чаще всего, это просто краткий обзор в контексте какой-либо темы.
Однако в начальной школе есть такой предмет, как «Окружающий мир». Животные в почве изучаются в рамках программы данного предмета очень подробно. Информация преподносится соответственно возрасту детей. Малышам рассказывают о многообразии, роли в природе и хозяйственной деятельности человека, которую играют животные в почве. 3 класс обучения — самый подходящий для этого возраст. Дети уже достаточно образованы, чтобы усвоить какую-то терминологию, и при этом имеют большую тягу к знаниям, к познанию всего окружающего, изучению природы и ее обитателей.
Главное, делать уроки интересными, нестандартными, а также информативными, и тогда дети будут впитывать знания, словно губки, в том числе и про обитателей почвенной среды.
Примеры животных, обитающих в почвенной среде
Можно привести краткий список, отражающий основных почвенных обитателей. Естественно, сделать его полным не получится, ведь их так много! Однако основных представителей попробуем назвать.
Животные почвы — список:
- коловратки, клещи, бактерии, простейшие, ракообразные;
- пауки, саранча, насекомые, жуки, многоножки, мокрицы, слизни, улитки;
- дождевые черви, нематоды и другие круглые черви;
- кроты, слепыши, слепушонки, цокоры;
- тушканчики, суслики, барсуки, мыши, бурундуки.
Источник
Урок по ФГОС в 5 классе «Кто в почве живет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Тягина ИА. Пояснительная записка.doc
Тягина Ирина Алексеевна, учитель биологии М Б ОУ «Лицей № 1» п. Тюльган Оренбургской области
Кто в почве живёт
УМК, авторы образовательной программы
линия «Ракурс» курса «Биология. Введение в биологию» изд-ва «Русское слово»
Место и роль урока в изучаемой теме
изучается после темы «Строение растительной клетки»
Урок открытия новых знаний.
Урок — виртуальная экскурсия.
Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение.
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение почвы для животных;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания.
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; составлять кластер;
3) коммуникативных умений: устной моологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Необходимое оборудование и материалы
компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспекты, Красная книга Оренбургской области, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Планируемые образовательные результаты
Ученик должен знать
Условия обитания в почве.
Обитателей почвенной среды.
Ученик должен уметь
Выявлять приспособлений организмов к почвенной среде обитания.
Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве
Проводить простейшие наблюдения; Систематизировать и обобщать различные виды информации;
Использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи;
Участвовать в совместной деятельности;
находить и использовать причинно — следственные связи.
Формирование познавательных интересов;
Формирование личностного отношения к изучению материала;
Осознание ценности живых объектов.
ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно .
осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
использовать в работе справочную литературу, ИКТ
давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
определение основной и второстепенной информации;
умение сжато, выборочно передавать содержание текста;
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
Действия постановки и решения проблем:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация);
формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;
формирования желания выполнять учебные действия;
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Авторская разработка урока с применением УМК издательства «Русское слово»
Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Кто в почве живет» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» и подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Урок открытия новых знаний рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником и текстом, используя стратегию смыслового чтения через групповую работу. Форма урока – урок виртуальной экскурсии, использование ИКТ — составляющей, делает урок наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала о почвенной среде обитания.
В ходе урока организована разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование проблемы и цели урока; работа с текстом учебника, мини – конспекта и Красной книги Оренбургской области; работа с виртуальным словарем; ответы на поставленные вопросы; составление кластера, афиширование результата работы группы; выполнение теста; самооценивание работы группы на разных этапах.
Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию PowerPoint, приложения (мини-конспекты для трех групп, тексты сказки и рассказа для домашнего задания)
Методические рекомендации по использованию презентации
При команде «Показ слайдов» нужно начинать со слайда 2. Использован прием «Интерактивная лента», просмотр осуществлять через
Переход на слайд 3 «пролог» по щелчку, использовано стихотворение А. Тетивкина
Слайд 4. Маршрут экскурсии. Переход на информационную структуру объекта осуществляется в результате наведения на картинки маршрута.
Возврат на слайд-маршрут осуществлять через кнопку-возврат.
Выход на маршрут 1 «Что такое почва» осуществляется через картинку-учебник. Прием «Листание» настроен через щелчок.
Выход на маршрут 2 «Условия жизни» осуществляется через картинку – капельку.
При переходе к маршруту 3 « Приспособления животных к условиям обитания в почве» около картинок крота и дождевого червя необходимо активировать белые кружочки, которые откроют анимированные маршрутные стрелочки. В ходе афиширования результата групповой работы выполнить выход на переходные слайды при нажатие на картинку с кротом и с дождевым червем.
Переход на маршрут 4 и 5 также производится на нажатие белые кружочки, только затем переходить на соответствующие файлы через картинки.
При переходе по маршруту 4 «Работа со словарем» прием «Листание» настроен автоматически. Выход на слайд-маршрут через кнопку-возврат.
При переходе на маршрут 5 «Красная книга Оренбургской области» прием «Листание» настроен автоматически. Переход на следующий слайд осуществляется по щелчку. Выход на слайд-маршрут через кнопку-возврат.
3. Тексты составлены на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные. Мир животных: беспозвоночные.
4. Красная книга Оренбургской области. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.
Модели книг для приема «Листание»
Выбранный для просмотра документ Тягина_ИА_Конспект_урока.doc
Тягина Ирина Алексеевна,
учитель биологии МБОУ «Лицей № 1»
п. Тюльган Оренбургской области
Тема. Кто в почве живёт.
УМК: линия «Ракурс» курса «Биология. Введение в биологию» изд-ва «Русское слово»
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение.
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение почвы для животных;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания.
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; составлять кластер;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок — виртуальная экскурсия.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспекты, Красная книга Оренбургской области, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Этап урока /в соответствии с новыми требованиями/, время
Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент)
Приветствует учащихся, настраивает на работу,
Проводит релаксацию: (на фоне музыки ) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,
Выполнение психологического настроя.
ЛУУД: Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.
Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Между небом и землей»). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.
Задание 1 (работа пары из каждой группы у доски). Из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.
1 группа – лиса, воробей, божья коровка, страус, крот, скворец, лось, тигр.
2 группа – сова, шмель, дождевой червь, рысь, заяц, собака, человек, ёж, ястреб.
3 группа – тушканчик, пищуха степная, песец, лемминг, кузнечик, соболь (возможно, назовут кузнечика – насекомое, остальные – звери)
Задание 2 (работа с классом). Попробуйте определить по описанию внешнего вида живой организм:
1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой – на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. Имеет сумку. (Кенгуру).
2., Кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья. (Птица).
3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно покрытое слизью; есть специальные выросты – плавники – для передвижения. (Рыба).
4. Передние конечности очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).
Вопрос: К какой среде жизни их следует отнести?
Первый и второй – представители наземно-воздушной среды, третий – водной.
Где может жить четвертый организм? (В почве).
Какие среды обитания мы с вами изучили? (наземно-воздушную среду и водную)
Какую среду нужно изучить? (почвенную)
Тема урока: Кто в почве живет.
Обсуждение результата выполнения задания 1.
— Какое животное оказалось лишним? Выбор обосновать. (Пары каждой группы обоснуют свой выбор).1 группа – крот, 2 группа — дождевой червь, 3 группа — возможно, назовут кузнечика – насекомое, остальные – звери.
Проблема: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь, являются обитателями почвы.
Работают три пары учащихся с картинками у доски.
Учащиеся прослушивают учителя, вступают в диалог с учителем, дают ответы по заданию.
Называют среду обитания указанных животных.
Формулируют проблему, используя вопросительные слова – как, зачем, почему): Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.
КУУД: Умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем;
Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Формирование умения работать в парах.
Постановка проблемы и цели урока
Выдвигает проблему: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь являются обитателями почвы.
Предлагает ребятам сформулировать проблему.
— Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос?
— Какая цель наша сегодня урока?
Организует работу по самооценке группы на первом уровне в «Вершине успеха группы» за выполнение заданий и постановке проблемы и цели урока.
Проблема – (как, зачем, почему) Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.
Нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы.
Целеполагание: определить особенности организмов, обитающих в почве.
Самооценка работы группы.
Умение определять цель работы.
Изучение нового материала
1 маршрут: Что такое почва.
Цель: дать характеристику почве.
2 маршрут: Условия жизни в почве.
Цель: определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?
3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.
Цель: используя текст, выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.
Вступление в тему: есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями.
Я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию в подземный мир организмов.
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
Животные сказали:
Земля — чтобы жить.
Слушают, смотрят слайды презентации.
Ребята, скажите, что такое почва?
Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)
Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)
Как называется звено круговорота веществ, куда они входят? (производители, потребители, разрушители)
Какова роль перегноя? (необходим растущим растениям, появлению проростков из семян)
Как писал о почве известный писатель Пришвин: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».
Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами)
Работают с текстом учебника стр. 88 .
Зачитывают ответы на вопросы учителя.
Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
ЛУУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.
1.Почва достаточно плотная. (Ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).
2.В почву не проникает свет. (Жизнь многих организмов проходит в полной темноте).
3.В почве не всегда достаточно кислорода. (Особенности дыхания).
4. Почва водой чаще обеспечена.
5.В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.
6.Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.
Учащиеся слушают, анализируют и выражают своё согласие/несогласие сигнальными карточками (зеленые-красные)
КУУД: Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
1 группа. Прочитать текст « Нравы норокопателей ». Выполнить задания. ( Приложение 1 )
2 группа. Прочитать текст «Жизнь дождевого червя в почве». Выполнить задания. ( Приложение 2 )
3 группа. Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, обитающие в почве.
Задание: установите, какие млекопитающие Красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.
Учащиеся реализуют стратегию смыслового чтения через приемы «Инсерт» и «Кластер».
Учащиеся работают по заданиям с текстом в мини-конспекте,
решают поставленную задачу, готовят обоснование выбора.
Учащиеся работают с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, заполняют кластер.
Умение определять цель работы.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Использовать в работе справочную литературу.
КУУД: формирование умения работать в малых группах.
ПУУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей;
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Первичная проверка понимания
Цель: афишировать результаты групповой работы
— с каким видом вы работали?
— какая была ваша цель работы?
— сложно вам было работать?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация
Вопрос (к заданию 1): какую новую информацию вы получили при изучении текста (+)?
Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ крота, и совершим движения в почве.
— с каким видом вы работали?
— какая была ваша цель работы?
— вызвала ли работа у вас затруднения?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация
Вопрос (к заданию 1): была ли отмечена вами информация, о которой вы хотели бы узнать побольше (?)?
Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ дождевого червя, и совершим движения в почве.
Организует работу по самооценке группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы» .
Отвечают на вопросы учителя
Озвучивают результаты работы по составлению схемы.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.
Отвечают на вопросы учителя
Озвучивают результаты работы по составлению схемы.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.
Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.
Представлять результаты работы классу.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.
4 маршрут: Экологические группы почвенных организмов.
Цель: определить экологическую группу изучаемых организмов.
5 маршрут. Млекопитающие Красной книги оренбургской области.
Цель: познакомиться со зверями–норочниками Красной книги Оренбургской области.
— в схеме, все ли ячейки были вами заполнены?
— какая информация сообщается в 4 абзаце учебника стр. 88?
Категория “жителей” в почве: постоянные и временные “квартиранты”.
Вопросы по работе со словарем:
— Как называется группа организмов, обитающие в грунте (почве) ?
— Кто такие геобионты?
— Кто такие геофилы?
— Кто такие геоксены?
Вопросы: работали мы сегодня с экологической группой – геоксены?
— Какая цель была поставлена перед вашей группой?
— Какие организмы были изучены?
— П очему сурка можно отнести к группе геоксены?
— Что является лимитирующим фактором пищухи?
— Какое животное стало редкое из-за преследования человека и конкуренции со стороны другого вида?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация.
Организует работу по самооценке 3 группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы».
Организует работу по самооценке группы на 4 уровне в «Вершине успеха группы».
Учащиеся указывают на ячейку «экологическая группа».
Учащиеся указывают на наличие постоянных и временных организмов.
Отвечают на вопросы учителя
Геобионты — постоянные обитатели почвы.
Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве.
Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища.
3 группа учащихся сообщает, что они работали с организмами, живущие в норах.
Называют цель работы.
Называют европейского степного сурка, степную пищуху, среднерусскую норку, южнорусскую перевязку.
Учащиеся рассказывают о двух типах нор .
Учащиеся называют — распашку каменистых степей, вырубку степных кустарников, перевыпас, факторы беспокойства.
Учащиеся называют среднерусскую норку , ее вытесняет американская норка.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.
Оценивают ответы на вопросы в течение урока.
Представлять результаты работы классу.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.
Вопрос ы:
— какая была поставлена нами цель урока?
— д остигнута ли цель урока?
Возвраща емся к заданию № 1 группы 3 работу у доски: из предложенного подбора картинок, выбрать лишнее животное, решение обосновать.
Организует проверочную работу — тест «Кто в почве живет» и взаимопроверку групп- 1- в 2- в 3 –б 4 – а, б, е 5- 1б2а3б4б5а
Организует работу по самооценке группы на 5 уровне в «Вершине успеха группы».
Учащиеся называют — о пределить особенности организмов, обитающих в почве .
– Лишних нету, в се относятся к группе – временно живущие в почве – геоксены и геофилы.
Выполняют тест в мини-конспекте.
Осуществляют взаимопроверку групп
Учащиеся проводят самооценку тестирование.
КУУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
РУУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы.
Организует работу по самооценки группы и подведению итога.
Перевод баллов в оценку:
«5» – 8 – 10 баллов
Вопрос: кто оценил работу группы на «3»? на «4»? на «5»?
Определяем уровни деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности сегодня на уроке:
— на оси «Мы», какой уровень отмечен?
— на оси «Дело», кто расположил себя на 1 уровне? 2-ом? 3-ьем? 4-ом?
— на оси «Я» в вашей группе, на каком уровне больше всего расположилось отметок?
Учащиеся подводят самооценку за урок. Переводят баллы в оценку.
Учащиеся поднимают руки.
ПУУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Дает рекомендации для выполнения: § 23
1.Задание на «4». На сайте учителя:
1.Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.
2.Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.
2.Задание на «5». Творческие задания:
1.Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.
2.Составить кроссворд «Животный мир почвы».
ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Модель самооценки групп
Задание 1 (для первой подгруппы) . Прочитайте текст « Нравы норокопателей » , ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Крот, который с рождения и до смерти живет под землей и света белого почти не видит, как землекоп не знает себе равных. Все в нем для рытья наилучшим образом приспособлено: и тело вальковатое ( от слова валик, означает «обкатанный, гладкий, округлый») , чтобы удобнее под землей передвигаться. Ушной раковины нет (тоже чтобы не мешала под землей ползать), а лишь складочка кожи — она ухо закрывает, потому земля и песок кроту в уши не сыплются. Глазки крохотные («с зернышко маковое»!), недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. Веки их плотно закрывают, когда надо.
Мех короткий, гладкий, чтобы за землю не цеплять (но он быстро вытирается, а потому крот линяет три раза в год!). Шерсть обладает свойством укладываться в обе стороны. Это связано с необходимостью постоянного перемещения в узких подземных туннелях. Где кроту иногда приходится давать задний ход. Волосяной покров тут же подстраивается и меняет направление, не позволяя частицам почвы загрязнять себя.
Передние лапы у крота — короткие, широкие, настоящие лопаты, обращены назад, чтобы удобнее было рыть землю перед собой. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы.
Кроты постоянно живут в почве. Они могут уходить из слоев, в которых создаются неблагоприятные условия жизни, в другие слои почвы. В засуху и к зиме они перебираются в более глубокие слои.
Кроты к соседям нелюбезны и в своих норах никаких жильцов и других кротов не терпят. А если их посадить вместе в тесный ящик, сильный слабого убьет и съест. Потому и говорят: если б ростом крот был со льва, не нашлось бы зверя равной ему свирепости!
Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться им теперь приходится глубже. Нередко выбрасывают землю на поверхность, прямо на снег, и под ним по обледенелой земле путешествуют. Пропитания зимой меньше, чем летом, и, чтобы не голодать, кроты запасают на зиму «консервы» из червей: откусят им головы и замуровывают в стенах своих нор, иногда сотнями штук сразу. Без голов черви далеко уползти не могут, но и не умирают, а потому не портятся.
Текст взят из книги Игоря Акимушкина «Мир животных: беспозвоночные».
Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»
Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Жизнь дождевого червя в почве», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Жизнь дождевого червя в почве
Первым ученым, который обратил внимание на огромную роль дождевых червей в процессе почвообразования, был Чарлз Дарвин. В своей книге Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли гораздо более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда. Почти во всех влажных местообитаниях они необыкновенно многочисленны и сравнительно с их величиной обладают весьма значительной мускулатурной силой. Во многих местностях Англии на площадь в акр (0,405 га) ежегодно выбрасывается более 10 тонн сухой земли, прошедшей через их тело, так что весь поверхностный слой растительной земли в течение нескольких лет проходит через их тело…»
Дарвин описал способы строительства земляными червями норок. Он первый заметил, что делают они это двумя способами: либо раздвигая землю в сторону, либо заглатывая ее. В первом случае червь просовывает узкий передний конец тела в щели между частицами земли (это происходит за счет сокращения кольцевых мышц, тело становится коротким и толстым) и затем утолщает (это происходит за счет сокращения продольных мышц, тело становится коротким и толстым) его, раздвигая частички грунта.
Если же почва очень плотная, то червь «вгрызается» в нее – заглатывает грунт и пропускает его через свою пищеварительную систему. Он отрывает губами кусочки земли и глотает её. Наглотается до предела и ползёт к поверхности земли, на которую выбрасывает прошедшую через кишечник почву. Но вот попался на пути в подземелье особенно плотный и сухой грунт — червь увлажняет его каплями слюны. Намокнет кусочек почвы, червь его глотает.
В передвижении им помогают вытянутое «червеобразное» кольчатое тело, т.е. разделенное на сегменты – кольца. На брюшной стороне червя имеются тонкие, упругие и короткие щетинки, которые помогают им зацепиться за неровности.
Днём он прячется в норке головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором, а в сумерки оживает. Выползает на поверхность почти всем телом, лишь задний конец держится за край норки, а передняя часть тела совершает круговые движения, приподнимаясь над землёй, и ощупывает всё вокруг. Нащупает губами опавший лист дерева, хватает его и тащит в норку….
Если взять червя в руки, то очень легко можно почувствовать его влажное, сколькое тело. Слизь помогает червю скользить, скреплять частички земли, таким способом укрепляются стенки ходов, и ходы не засыпаются. Без такой влажной кожи червь не смог бы дышать, кислород, которого много в проделанных ходах, через влажную кожу может проникнуть вовнутрь, поэтому черви дышать всей поверхностью тела.
Текст составлен на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные.
Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»
Источник