Меню

Какие почвы используются для размещения пастбищ

Глава II. Использование почв для создания пастбищ

Хорошее освоение земель заключается в том, чтобы все земли хозяйства были использованы в соответствии с классом их пригодности. В отношении пастбищных земель это означает их должное использование с учетом необходимости борьбы с эрозией, сохранения влаги, поддержания желательного рН почвы, с внесением нужных элементов питания растений, пополнением запаса органического вещества и, в некоторых случаях, с чередованием культур.

Свойства почвы

Для правильного ухода за почвой и ее использования требуются некоторые технические знания в отношении почв и их свойств. Ниже очень кратко изложены необходимые общие сведения о почвах.

Почвообразование

Физическое выветривание (измельчение) и химическое разрушение (разложение) материнской породы (горных пород, минералов и тому подобных материалов на поверхности Земли) приводят к образованию частиц (отдельностей) различных размеров, которые относят к фракциям гравия, песка, ила и пыли — исходных материалов, из которых образуется почва.

Под действием климатических (главным образом температуры и осадков), а также биотических факторов (микроорганизмов, растений и животных) на определенный исходный материал (ледникового, осадочного или смешанного происхождения) при данном рельефе (крутизна склонов и наличие стока) в течение какого-то периода времени образуется сравнительно неглубокий расчлененный профиль, способный поддерживать жизнь.

Как правило, почвенный профиль состоит из верхнего слоя (горизонта А), в котором разложившееся органическое вещество (гумус) смешано с неорганическим веществом; под этим слоем находится второй слой (горизонт В) со значительным накоплением глины, а еще ниже расположен третий слой (горизонт С), состоящий из мало видоизмененного исходного материала (рис. 5).


Рис. 5. Схематический разрез профиля почвы: I — поверхностный слой; II — подповерхностный слой; III — подпочва; IV — исходный материал

Составные части почвы

По объему верхний горизонт пылеватого суглинка (наиболее распространенный тип почв по сложению) содержит 45% неорганического вещества, 5% органического вещества (включая и живые организмы), 25% воды и 25% воздуха (последние два компонента до некоторой степени взаимозаменимы) (рис. 6).


Рис. 6. Состав (по объему) пылеватого суглинка в хорошем состоянии для роста растений

Физические свойства почвы

Окраска. Обычно верхний горизонт почвы (а в почвах прерий также и непосредственно следующий за ним) бывает темного, умеренно-темного, светлого или очень светлого цвета по мере снижения содержания в почве органического вещества (гумуса). Подпочва (горизонт В) может иметь тусклую, пеструю или яркую окраску, обусловленную вымыванием, а, следовательно, и интенсивным окислением соединений железа, присутствующих в большинстве почв.

Механический состав. Размеры и относительное количество отдельных частиц, составляющих неорганическое и органическое вещество (твердую фазу) почвы, выражаются процентным содержанием фракций песка, ила и пыли.

Тонкий механический состав имеют глина и глины с примесью песка или пыли, умеренно тонкий состав у пылеватого (тяжелого) суглинка, среднего суглинка и у среднего суглинка с примесью песка. Более грубый состав имеют легкие суглинки и супеси и, наконец, хрящеватые суглинки и песок.

К органическим почвам относят торф (почти исключительно органическое вещество) и перегной, содержащий некоторое количество неорганического вещества наряду с хорошо разложившимся органическим веществом.

В поле группу почвы по механическому составу определяют, перетирая влажный образец почвы между большим и указательным пальцами, но в лаборатории для определения механического состава проводят анализ.

Структура. Благодаря цементирующему действию гумуса, а возможно, и «связывающему» действию многовалентных элементов в составе неорганического вещества почвы происходит агрегация отдельных частиц, в результате чего образуется ореховатая, пластинчатая, глыбистая или зернистая (песок) структура почвы в верхнем слое и призматическая или слитная структура в подпочве (рис. 7).


Рис. 7. Структура почвы и скорость просачивания воды: I — быстрое просачивание; II — умеренное просачивание; III — медленное просачивание

Проницаемость. Размеры пор и объем пористого пространства (скважность почвы) определяют быстрое или замедленное движение воздуха и воды в массе почвы.

Водоудерживающая способность. Содержание гумуса, механический состав, структура и мощность почвы определяют ее водоудерживающую способность.

Толщина почвенного слоя (мощность почвы). Структура и естественное плодородие почвы в значительной мере определяют толщину почвенного слоя, благоприятного для роста корней. Мощной почва считается при толщине этого слоя, равной 90 см и более, а мелкой — при его толщине менее 25 см.

Очертания. Это пространственная протяженность (границы) той или иной массы верхнего слоя почвы определенного механического состава, включая склоны.

Рельеф. Это понятие относится к степени, в которой наблюдаемый участок поверхности является впадиной, выровнен, волнист, имеет слабый уклон, холмист, крут или очень крут.

Степень эродированности. Она может быть выражена отложениями (+), возможно отсутствие видимой эрозии (0) или эрозия может быть слабой (1), умеренной (2), сильной (3), очень сильной (4) и, наконец, кончаться образованием глубоких оврагов (5). В последнюю категорию входят участки, где глубокие овраги или выдувание почвы исключает возможность сельскохозяйственного использования.

Читайте также:  Чем подкормить зеленый горошек

Пригодность земель для различного сельскохозяйственного использования (классы пригодности земель для использования)

Выражение «пригодность земель для использования» употребляется при классификации земель и указывает на их потенциальную продуктивность. Тип почвы, крутизна склонов, мощность верхнего горизонта или степень его эродированности — все эти признаки служат для определения класса пригодности земель. При этой классификации плодородие почвы не принимается во внимание. Она служит только для указания потенциальной продуктивности земель при условии проведения системы мероприятий по улучшению почвы и поддержанию ее плодородия в процессе использования земель в соответствии с классом их пригодности.

Специалисты по охране почвы разделили все земли на восемь классов, исходя из их продуктивности и пригодности для различного использования. Земли первых четырех классов можно обрабатывать, земли остальных четырех классов должны иметь постоянный растительный покров.

Как правило, под пастбища использовались земельные угодья класса III и более высоких классов, но необходимость прекратить возделывание пропашных культур на некоторых пахотных землях потребует передачи под пастбища части земель класса II и даже класса I по мере расширения системы мероприятия по охране почвы.

Ниже описано общее состояние земель по классам и кратко указаны возможности их использования.

Класс I

Земли первого класса пригодны для выращивания культур без проведения каких-либо специальных почвоохранных мероприятий. Они должны быть годны для обработки, свободны от камней и достаточно продуктивны, чтобы при данных климатических условиях давать хотя бы умеренные урожаи обычных культур. Их рельеф должен быть почти равнинным, эрозия лишь незначительной, вероятность затопления, мешающего выращиванию культур, исключена, по сток должен быть достаточно хорошим для получения нормальной продукции. Земли этого класса могут нуждаться и, вероятно, нуждаются в минеральных удобрениях, извести и чередовании культур или севооборотах, включающих сидерационную культуру для поддержания структуры почвы и для обеспечения устойчивых средних урожаев. Такие земли, как правило, — это наиболее желательные пахотные угодья и часто, хотя и не всегда, наиболее продуктивны. Они хорошо подходят для выращивания пропашных культур.

Класс II

Земли второго класса пригодны для обработки при условии проведения простых почвоохранных мероприятий, например для борьбы с эрозией, сохранения влаги или осушения сырых почв. Контурная обработка, чередование полос культур, высев почвозащитных культур и севообороты, включающие злаковые и бобовые травы — вот методы, которые иногда необходимы для охраны почвы и воды на землях этого класса.

Класс III

Земли третьего класса пригодны для непрерывного выращивания культур лишь при интенсивных методах охраны почвы. Обычно, чтобы обеспечить непрерывное выращивание культур на этих землях, требуется сочетание наилучших почвоохранных мероприятий. В дополнение к методам, применяемым на землях класса II, здесь может потребоваться террасирование, создание залуженных^ водотоков и расширение севооборотов включением большего числа полей под травами и зерновыми с одновременным сокращением числа полей под пропашными культурами.

Класс IV

На землях четвертого класса культуры можно выращивать лишь время от времени или в ограниченных масштабах. Они могут иметь более крутые склоны, чем земли класса III, могут быть более эродированными или более подверженными эрозии, или они более трудны для осушения. Они малопригодны для выращивания культур, и их лучше всего использовать под постоянную растительность.

Класс V

Земли пятого класса непригодны для обработки и выращивания культур и должны оставаться под постоянным растительным покровом. Обычно почвы здесь или слишком каменистые, или слишком сырые для обработки. При умелом уходе и использовании эти земли годны для пастьбы или облесения.

Класс VI

Земли шестого класса пригодны для пастьбы или облесения с небольшими ограничениями использования и должны оставаться под постоянным растительным покровом. Они подвержены сильной эрозии, и распашка их под выращивание культур недопустима. Как правило, на этих землях требуется пересев и внесение извести и минеральных удобрений, до того как их можно будет использовать для пастьбы скота.

Класс VII

Земли седьмого класса непригодны для выращивания культур, а использование их в качестве пастбищ или для облесения возможно лишь с большими ограничениями. Помимо пересева, внесения извести и минеральных удобрений, необходимо тщательное регулирование пастьбы скота. В большинстве случаев скорее можно рекомендовать использование земель этого класса в качестве лесных, а не пастбищных угодий. Поскольку эти земли подвержены эрозии, необходимо осторожное лесохозяйственное использование.

Читайте также:  Материал для огораживания грядок

Земли восьмого класса непригодны для выращивания культур или используемой постоянной растительности. Это преимущественно сильно пересеченные, каменистые, лишенные растительности или заболоченные, не поддающиеся осушению земли. Земли этого класса, в особенности торфяники и болота, можно использовать для разведения дичи. Другие территории могут представлять ценность для туризма, отдыха или как живописные местности.

Оценка земель фермы и составление карты этих земель с разбивкой по классам пригодности для использования являются основой для разработки плана почвоохранных мероприятий в пределах данного хозяйства. Такой план составляется с целью наилучшего использования земель при желательном направлении хозяйства.

После классификации земель сотрудник Службы охраны почвы вместе с фермером разрабатывают детали мероприятий, определяя, какие изменения следует произвести в разбивке полей, севообороте, системе удобрений, составе поголовья животных и т. д. В некоторых случаях может потребоваться радикальное изменение в деятельности хозяйства, которое производится постепенно на протяжении ряда лет. В других случаях бывает достаточно незначительно изменить существующую практику, что может быть осуществлено легко и быстро. Во всех случаях решает фермер, который после консультации со специалистом определяет, какие изменения нужно провести, а также когда и как они должны осуществляться. В результате получается программа работ на ферме, которая отвечает желаниям фермера и обеспечивает ему получение наивысшего возможного постоянного дохода с принадлежащих ему земель.

Источник

Тест по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».

№1. Что влияет на процесс образования гумуса в почве?

1. Количество и состав органического вещества.

2. Скорость разложения органической массы.

3. Температура воздуха.

5. Почвенные микроорганизмы.

6. Всё перечисленное.

№2. В каких природных зонах чаще встречаются солончаки?

2. В полупустыне.

№3. Какие почвы называются тяжёлыми?

№4. В условиях какого климата формируются мерзлотно-таёжные почвы?

1. Субарктического климата.

2. Умеренно континентального.

4. Резко континентального.

№5. Определите, отчего возникает эрозия почв.

1. Смыв верхнего слоя почвы.

2. Выдувание верхнего слоя почвы.

3. Сплошной растительный покров.

4. Высокие температуры.

5. Размывание почвы (поверхностные углубления).

6.Уплотнение почвы (выпас скота, антропогенная нагрузка).

№6. Как воздействуют на почву землерои (черви, муравьи, кроты, личинки жуков и др.)?

2. Уплотняют почву.

3. Перерабатывают органические частицы, корни растений.

4. Увлажняют почву.

7. В каких природных зонах пахотных земель больше, чем лесов?

2. В смешанных лесах.

5. В полупустыне.

8. Определите, какая растительность соответствует почвам.

1. Тундровые глеевые_____. А) травянистая степь;

2. Подзолистые __________ . Б) таёжные леса;

3. Дерново-подзолистые ___. В) смешанные леса;

4. Чернозёмы ____________ . Г) мхи и кустарнички.

№9. Что подразумевается под земельными ресурсами страны?

1. Земли, пригодные для сельского хозяйства.

2. Все земли на территории страны.

3. Земли, занятые лесами.

№10. Какая зональность почв характерна для нашей страны?

2. Вытянутая меридионально.

№11. Какие почвы распространены на территории с избыточным увлажнением?

5. Тундровые глеевые.

№12. Каких земель больше в земельном фонде страны?

1. Сельскохозяйственных земель.

2. Земель, занятых лесами.

3. Земель, занятых пустынями.

13. Определите, при каких климатических условиях образуются тундровые глеевые почвы.

1. В условиях низких температур, переизбытка влаги, связанного с большим количеством осадков и малым испарением.

2. В условиях низких температур, переизбытка влаги. Связанного с малым испарением и оттаиванием в летний период верхнего горизонта почвы.

14. В.В. Докучаев назвал почву «зеркалом» природы. Какие компоненты природы отражает почва?

5. Горные породы.

6. Грунтовые воды.

7. Деятельность человека.

8. Всё перечисленное.

15. Какую информацию можно узнать по почвенной карте России?

1. Распространение типов почв.

2. Распространение подтипов почв.

3. Механический состав почв.

4. Степень увлажнения.

5. В полупустыне.

16. В чём заключается обмен веществ в почве?

1. Влага просачивается сверху вниз и переносит с собой органические и минеральные вещества в нижние слои.

2. Влага поднимается снизу вверх и несёт с собой минеральные вещества в верхние слои.

3. Минеральные вещества поднимаются и опускаются по корням растений.

4. Всё вышеизложенное.

17. Какие почвы используются для размещения пастбищ?

18. В каких климатических условиях образуется чернозём?

1. В районах, где увлажнение близко к достаточному (К = 0,55 – 1).

2. в районах, где увлажнение превышает испарение (К 1).

3. Там, где среднегодовые температуры отрицательны.

Читайте также:  Хорошее удобрение для газона весна

19. Какая часть России более богата почвенными ресурсами?

20. В какой природной зоне ветровая эрозия приносит большой ущерб сельскому хозяйству?

1. В лесной зоне.

4. В полупустыне.

21. В каких регионах европейской части страны проводится осушение земель?

2. В Северо-Западном.

3. В Центральном.

22. Что предусматривает мелиорация земель?

1. Орошение засушливых земель.

2. Осушение переувлажнённых земель.

3. Лесопосадки на полях.

4.Закрепление склонов оврагов.

5. Агротехнику почвы.

6. Всё перечисленное.

Ответы 1 вариант

Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».

№ 1. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной.

1. Формируется под таёжными лесами.

2. В условиях достаточного увлажнения.

3. Мощность гумусового горизонта меньше.

4. Перегнойный процесс проходит быстрее.

5. Есть горизонт вымывания.

№2. Как меняется содержание гумуса в почве в области избыточного увлажнения?

1. Возрастает к югу.

2. Уменьшается к югу.

3.Что называют почвой?

Самостоятельный компонент природы.

Особое уникальное природное тело.

Верхний плодородный слой Земли.

Продукт взаимодействия органической и неорганической природы.

Результат взаимодействия всех компонентов природы.

4. Какие почвы используют в основном для земледелия?

5. В чём заключается газообмен в почве?

1. Кислород поступает в почву по капиллярам из атмосферы.

2. От разложения органического вещества в почве выделяется углекислый газ в атмосферу.

3. Корни растений способствуют газообмену в почве.

4. Всё вышеизложенное.

6. Определите, какая растительность соответствует почвам.

1. Тундровые глеевые _____. А) травянистая степь;

2. Серые лесные __________. Б) мхи и кустарнички;

3. Чернозёмы ____________. В) полынно-злаковый травостой;

4. Каштановые ___________. Г) лиственный лес.

7. Структура какой почвы лучше для развития растений?

8. Почему в нашей стране доля сельхозугодий составляет всего 13% (пашни, сенокосы, пастбища)?

Почти вся восточная часть страны имеет неплодородные таёжно-мерзлотные и подзолистые почвы.

Климатические условия Севера европейской части и почти всей восточной части страны суровы для земледелия.

Южная часть всей территории страны занята пустынями и полупустынями.

Преобладает горный рельеф.

9 . Почему В.В. Докучаев назвал чернозём «царём» почв?

Чернозём – уникальная почва, имеющая гумусовый слой до 1 м и более.

Чернозём – самая плодородная почва.

Чернозём не требует внесения такого количества минеральных удобрений, как другие почвы.

Урожайность культур, выращенных на чернозёмах, очень высока.

Чернозём обладает прочной зернистой структурой.

10. Каким образом деятельность человека способствует возникновению эрозионных процессов в почве?

1. Вытаптывание почвы (выпас скота).

2. Распашка земель.

3. Внесение удобрений.

5. Уплотнение почвы (транспорт, тропинки и т. п.).

6. Искусственные углубления.

11 . Почему в нашей стране наблюдается широтная зональность почв?

На территории страны преобладает горный рельеф.

Территория имеет большую протяжённость по меридиану.

На территории страны преобладает равнинный рельеф.

Ответы 2 вариант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1281943

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector