Меню

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами черноземные или подзолистые почему

Какие почвы лучше прогреваются лучами солнца: черноземные или подзолистые?

Исходя из того, что поверх любой почвы, расположен плодородный слой, питающий всю флору, которая произрастает на ней- в ней,- гумус, рассматриваем определение указанных почв.

Подзолистые почвы ( они, еще, к малоплодородным относятся) и гумуса в них

Чернозем, 1*1*1 метр которого- нашего, на выставке давно лежит и гумуса в нем 4- 15 процентов.

А гумус, он, априори, всякие микроорганизмы, железобакторы и тому подобные. Нетрудно предположить, что «живая» (шевелящаяся, при сильном

увеличении) почва, будет интенсивнее поглощать солнечную энергию.

У всего живого такая особенность. )

Есть пословица-поговорка: «Если и есть, где в России Рай, то это Краснодарский край!» Великолепный климат, тучные чернозёмы, в некоторых местах толщиной до 1,5 и больше метров! Вторая русская пословица говорит: «Посади на Кубани оглоблю, большая телега вырастет». Поэтому грех Кубани не быть житницей и СССР, а теперь и всей России. В СССР там выращивали такие урожаи зерновых, масличных и других сельскохозяйственных культур, что всем остальным регионам и не снились. Помню, как в одном кубанском колхозе собрали с одного гектара сто центнеров отменного зерна! Сейчас-начало 21-го века на Кубань хлынули толпы переселенцев со всей страны, а не повредить ли это экологии края и самой кубанской земле? Не будет ли плохо для неё чрезмерная перенаселенность, Краснодарский край уже обогнал Санкт-Петербургский регион и немного отстает по числу жителей от Московской области.

Источник

Создание проблемной ситуации. Излучение.

Вопрос. Вряд ли кто-то возразит, что летом в одежде светлых тонов менее жарко, чем в темной одежде. Как объяснить этот факт?

Летом в белой одежде менее жарко, чем в темной. Белая одежда отражает солнечные лучи и мало их поглощает. Темная одежда поглощает солнечные лучи, которые нагревают тело человека. Солнечные лучи передают телу большое количество теплоты.

Это- теплопередача излучением.

Константин Егорович Маковский «В саду».

Создание проблемной ситуации.

Почему весной необходимо проводить побелку деревьев?

И первый будет ответ: «Сад белят с целью истребления вредителей»

Подвести детей к «нужному» ответу.

Да, действительно: перед окрашиванием деревья очищают от старой коры, тем самым разрушая гнезда насекомых, успешно перезимовавших в порах. Известью выжигаются яйца и куколки насекомых.

Такой вопрос и такой ответ больше подходят к уроку биологии, а мы объясняем с точки зрения физики.

Но давайте вернемся к картине «В саду»: в белом платье не жарко летом. Известь тоже белого цвета.

Напрашивается ответ: «Чтобы деревьям не было жарко!»

Исаак Ильич Левитан «Цветущие яблони»

Для любознательных. Проводится побелка деревьев весной, когда еще не наступили теплые дни. Чем раньше, тем лучше. Дело в том, что в марте погода может быть переменчивой: днем ртутный столбик на термометре может сильно превышать нулевую отметку, а уже ночью опуститься ниже нее. Днем не побеленные деревья сильно нагреются на солнце (темный цвет коры быстро поглощает солнечные лучи), а ночью стволы начнут быстро остывать. Такой температурный перепад может привести к растрескиванию коры и другим травмам. Если вовремя побелить стволы, подобных травм можно избежать. Белый цвет будет служить «зеркалом», отражая солнечные лучи.

Побелка фруктовых деревьев весной оберегает растения от травмирования и в летнюю пору. Даже в особо жаркие дни белящий состав будет служить профилактикой против ожогов.

Теперь можно предложить аналогичные вопросы ученикам для самостоятельного решения.

Вопрос. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?

(Черноземные почвы лучше нагреваются солнечными лучами, чем подзолистые, так как сильнее поглощают солнечные лучи).

Вопрос. Какие почвы быстрее отдают излучением энергию: черноземные или подзолистые?

(Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и больше охлаждаются ночью вследствие излучения).

Вопрос. Для каких растений наиболее опасны весенние заморозки: для высаженных на темных почвах или на светлых?

(Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и больше охлаждаются ночью вследствие излучения).

Для любознательных. Почва, покрытая растительностью, меньше нагревается и излучает тепла.

Искусственные покрытия из бетона, камня, асфальта усиливают излучение тепла, значительно повышая температуру приземного слоя воздуха. Так, на площадке с обычным грунтом температура почвы составляет в среднем

36,5 °С, воздуха — 22,5°С, тогда как на асфальтированной площадке в тех же условиях эти показатели составляют соответственно 42,0 и 26,3 °С.

Таким образом, асфальтовое и бетонное покрытия спортивных площадок мало пригодны с точки зрения теплового режима. Это также необходимо учитывать при планировании и строительстве различных спортивных сооружений, особенно открытых.

Источник

Качественные задачи по физике. Излучение (подборка качественных задач с комментариями)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физика — это объемный и сложный предмет.

Его изучают в школе на протяжении ряда лет. На уроках учитель помогает ученику понять природу различных явлений, знакомит с многочисленными научными открытиями и рассказывает о жизни выдающихся ученых.

Одна из задач учителя- научить применять формулы и успешно решать сложные задачи, так как физика является основой для многочисленных наук и отраслей производства. Физика — это возможность развить логику мышления.

Но не нужно забывать, что физика — наука о природе. Да, да, о той самой прекраснейшей, многогранной природе- источнике творческого вдохновения, источнике подъема всех духовных сил человека.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. А что если сформулировать цель физики как школьного предмета так: «Заразить» учащихся восхищением величия природы!

Художник – это человек, щедро одаренный природой, постоянно и неутомимо всматривающийся в окружающий мир. Его зрительная память удерживает увиденное во всех подробностях, а воображение довершает работу. Живопись на уроке физики может играть роль ассистентки: физические явления иллюстрируются художественными произведениями, но при этом учитель не должен сбиваться на художественно-искусствоведческий анализ.

Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающими и воспитывающим потенциалом. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Опыт восприятия ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. У ребенка в силу природных особенностей доминирует тот или иной тип восприятия, и, чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо одновременное воздействие на все три сенсорные системы чувств, что способствует облегчению процесса обучения, а также позволяет представить предлагаемый образ в полной мере.

Читайте также:  Учебник география почв с основами почвоведения добровольский

Средства искусства способны передавать через художественные образы явления внешнего мира и состояния человеческой души. Музыкальные, живописные и поэтические образы обеспечивают осмысление учащимися многообразных связей явлений и процессов окружающего мира. Общим в воздействии всех видов искусств является то, что у человека пробуждаются воспоминания о виденном, пережитом когда-то или волнующем сегодня. Педагоги и психологи считают такую активизацию субъектного опыта учащихся равносильной приобретению новых знаний.

Привлечение художественных произведений вызывает интерес: перед глазами учеников не привычные на уроке физики графики, таблицы, формулы, а красочные картины окружающего мира. Вопрос учителя уже не звучит абстрактно, а подкреплен картинкой реального мира.

Очень важен психологический климат на уроке. Произведения живописи придают эмоциональную окраску уроку, способствуют раскрепощению детей. Таким образом, кроме иллюстративной функции, живопись выполняет и здоровьесберегающую функцию.

Обращаясь к произведениям русских художников, в основном художников- передвижников, решается вопрос патриотического воспитания . Перед глазами детей предстают изображения полотен, составляющих великое русское наследие.

Источник

ABLOY-FIRE.RU — Надежная автоматика для противопожарных дверей

Главная
Продукция
Решения для одностворчатых дверей
Решения для двустворчатых дверей
Где купить

Новости

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами черноземные

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее отдают лучеиспусканием энергию: черноземные или подзолистые?

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами черноземные — MOREREMONTA

Черный цвет поглощает более интенсивно солнечное тепло, чем белый цвет (светлый), черное тело полностью поглащает все падающее на него излучение. Ответ — чернозем.

945. В стакан налит горячий чай. Как осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?
Посредством теплопроводности.

946. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы?
Если в горячую воду наливать холодную, процесс конвекции пойдет быстрее.

947. Почему в прудах, лунках, озерах лед появляется вначале на поверхности?
Поверхность воды обменивается (отдает тепло) теплом с холодным воздухом.

948. Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?
Теплопроводность воды выше, чем у воздуха.

949. Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе теплообмена.
Термометр изменяет свою внутреннюю энергию при взаимодействии с окружающей средой.

950. Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
В процессе конвекции раскаленный газ (пламя) поднимается вертикально вверх, вытесняемый более тяжелым холодным воздухом.

951. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?
Для уменьшения потери тепла в результате теплообмена труб с окружающей средой. Теплопроводность фунта достаточно низка.

952. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной накладкой?
Теплопроводность дерева низкая и его используют при необходимости предохранения тела от перегрева.

953. Медный и стеклянный сосуды одинаковой массы и вместимости одновременно заполнили горячей водой. В каком сосуде быстрее закончится процесс теплообмена?
В медном, поскольку его теплопроводность выше.

954. Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете чай из фарфоровой кружки? (Температура чая одинаковая.)
Теплопроводность металла выше, чем у фарфора.

955. В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.)
В новом. Его теплопроводность выше и поэтому теплообмен осуществляется быстрее.

956. Если температура в комнате 16 °С, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20 °С, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?
Теплообмен человека с водой интенсивнее теплообмена человека с воздухом.

957. Если деревянный цилиндр, инкрустированный металлом, обернуть листом бумаги и подержать над пламенем спиртовки (рис. 259), то бумага обугливается сначала в местах, не соприкасающихся с металлом. Почему?
Дерево отводит теплоту от бумаги медленнее, чем металл, поскольку его теплопроводность ниже.

958. При одинаковой температуре (ниже температуры тела человека) кирпич на ощупь кажется теплее гранита. Какой из этих строительных материалов обладает лучшей теплопроводностью?
Гранит.

959. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в сорокаградусную жару? Почему?
Металл будет казаться теплее дерева, поскольку он обладает большей теплопроводностью.

960. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?
В тесной, поскольку в ней нет воздушной прослойки, обладающей низкой теплопроводностью.

961. Почему шерстяная одежда сохраняет теплоту лучше, чем хлопчатобумажная?
Шерстяной ворс задерживает воздух, обладающий малой теплопроводностью, и уменьшает процесс конвекции.

962. Зачем на зиму приствольные круги земли у плодовых деревьев покрывают слоями торфа, навоза или древесных опилок?
Для задержки теплого воздуха путем уменьшения конвекции и теплопередачи.

963. По озеру на большой скорости идет катер. Как вы считаете, изменяется ли при этом внутренняя энергия той части воды в озере, которая отбрасывается винтом катера?
Да, за счет силы трения между винтом и водой.

964. Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делают.
Ложка обладает хорошей теплопроводностью и быстро отводит тепло. При резком изменении температуры стакан может лопнуть.

965. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?
Благодаря одежде появляется воздушная прослойка, которая в значительной степени уменьшает теплообмен между телом человека и окружающей средой.

966. Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
Рыхлый снег обладает плохой теплопроводностью и замедляет процесс теплообмена.

967. Изменится ли давление воды на дно сосуда (см. рис. 158), если перенести сосуд из теплой комнаты в холодную? Почему в теплой комнате в нижней части сосуда вода будет перемещаться слева направо?
Да. Воздух в левой части сосуда за счет внутренней энергии будет расширяться, увеличивая давление на воду. Она будет перемещаться слева направо.

968. Мальчик сделал термос (рис. 260). Объясните назначение мятой бумаги в крышке ящика, подушек, мятой бумаги, пересыпанной древесными опилками, в нижней части ящика.
Эти материалы уменьшает теплообмен колбы термоса с внешней средой.

969. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?
В их порах содержится воздух, обладающий низкой теплопроводностью.

970. Мальчик зарисовал воробья (рис. 261) один раз летом, а другой раз зимой. Какой из рисунков сделан зимой?
Правый воробей нарисован зимой.

971. В каком направлении, вверх или вниз, движется вода в радиаторе при работе двигателя трактора (рис. 262)?
Опускается вниз, поскольку в радиаторе она охлаждается.

972. Объясните, почему батареи центрального отопления ставят обычно под окнами.
Холодный воздух, поступающий через окно, тяжелее теплого, и поэтому он опускается вниз, где нагревается от батареи центрального отопления.

973. Как образуются бризы? (Бризы — местные ветры, дующие днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.)
Днем поверхность суши нагрета сильнее поверхности моря. Теплый воздух с суши поднимается и на его место устремляется более тяжелый и холодный воздух с моря. Ночью все происходит наоборот.

974. Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, больших электрических фонарей, киноаппаратов делают отверстия?
Для их охлаждения. Если в нижней и верхней частях корпуса есть отверстия, то в нем возникает циркуляция воздуха. Нагретый воздух выходит через верхнее отверстие, а его место занимает холодный воздух, поступающий из нижнего отверстия.

975. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течет охлажденная жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
Охлаждающие устройства надо располагать вверху для осуществления естественной конвекции.

976. Сильная струя воздуха, которая идет на вас от настольного вентилятора, создает прохладу. Можно ли этой струей сохранить мороженое в твердом виде?
Нельзя, т.к. вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого все равно больше температуры таяния мороженого.

977. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?
Чем выше труба, тем больше разность давлений на ее концах. Тяга больше.

978. Почему в металлических печных трубах тяга меньше, чем в кирпичных трубах?
Высокая теплопроводность металла способствует большему охлаждению газов и уменьшению разности давлений на концах трубы. Тяга меньше.

979. Возможны ли конвекционные потоки в жидкостях или газах в искусственном спутнике Земли в состоянии невесомости? (Объясните почему.)
Нет, потому что конвекция осуществляется за счет силы Архимеда, которой не возникает в состоянии невесомости.

980. На рисунке 262 изображена упрощенная схема водяного охлаждения двигателя трактора, которая состоит из рубашки двигателя 1, радиатора 2, трубопровода и вентилятора 3. Объясните, как осуществляется охлаждение цилиндров двигателя. Что произойдет, если уровень воды в системе охлаждения опустится ниже патрубка верхнего бачка радиатора (уровень ав)?
Вода циркулирует по двигателю против часовой стрелки. Она нагревается в рубашке и охлаждается в радиаторе, благодаря чему возникает конвекция. Если вода опустится до уровня ab, ее циркуляция прекратится, двигатель перегреется.

981. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Грязный снег поглощает больше энергии излучения Солнца.

982. Зачем оболочку стратостата красят серебряной краской?
Для отражения солнечного излучения во избежание перегревания оболочки.

983. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?
Черноземные.

984. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?
Для уменьшения теплопередачи и передачи энергии посредством излучения.

985. В каком платье летним днем менее жарко: в белом или в темном? Объясните почему.
В белом, потому что оно поглощает меньше солнечной энергии, передаваемой посредством излучения.

986. Объясните назначение стеклянных рам в парниках.
Стеклянные рамы в парниках хорошо пропускают солнечное излучение, но препятствуют конвекции воздуха. Поэтому температура воздуха в парниках выше температуры внешней среды.

987. Почему вода в открытых водоемах нагревается солнечными лучами медленнее, чем суша?
Вода лучше, чем суша, отражает солнечные лучи.

988. Почему горячая вода, оставленная в термосе, со временем охлаждается?
За счет медленных процессов теплопередачи.

989. Можно ли термос временно использовать для хранения мороженого?
Можно.

Ответы на вопрос

изохорный процесс поскольку объемкамеры не меяется.

уравнение состояния для изохорного процесса

температуру беру в кельвинах

p2=160 000па*(37+273)/(273-13)=185 000 па=185кпа

молекулы жидкости расположены близко друг к другу. этим и объясняется способность жидкостей сохранять свой объем

Черноземная почва | Статья о черноземных почвах по The Free Dictionary

— типу почв, образующихся под степной и лесостепной растительностью суббореального пояса. Черноземы образуются в основном из карбонатсодержащих материнских пород — лессов, лессовидных глин и суглинков, а иногда и из более древних известняков, песчаников и мергелевых глин в недренированных или периодически осушаемых условиях. Черноземы характеризуются накоплением органического вещества в гумусо-аккумулятивном горизонте, высоким содержанием гумуса, хорошо выраженной комковато-зернистой текстурой и высоким потенциальным плодородием.

Первые научные наблюдения о происхождении черноземов сделал М. В. Ломоносов (середина 18 в.). Ломоносов считал, что черноземы образовались в результате разложения растительного и животного мира. На рубеже XIX в. П. Паллас и др. Выдвинули гипотезу морского происхождения черноземов, считая их морскими илами, оставшимися после отступления Каспийского и Черного морей; эта гипотеза имеет только историческое значение, поскольку отражает господствовавшее в то время представление о почве как геологическом образовании.Гипотеза о болотном происхождении черноземов также оказалась необоснованной. Сторонники этой теории, такие как Е.И. Эйхвальд и другие в середине XIX века, считали, что зона черноземов в прошлом была сильно заболоченной тундрой и что разложение болотной растительности, вызванное наступлением теплого климата привело к образованию черноземов. Теория наземно-растительного происхождения черноземов (Ф. И. Рупрехт, В. В. Докучаев и др.) Связывает их формирование с становлением и развитием лугово-степной и степно-травяной растительности.Эта теория подробно изложена В. В. Докучаевым в работе Русский Чернозем (1883 г.), в которой Докучаев доказал, что черноземы образовались в результате тесного взаимодействия травянистой растительности, климата, рельефа, почвообразующих пород и других почвообразующих факторов. . Накопление гумуса — следствие этого процесса.

Каждый год травянистая растительность оставляет в почве обширный мертвый материал. Это остатки растений, 70–80 процентов которых составляют корни. Гидротермальные условия степной и лесостепной зон способствуют гумификации, в результате чего образуются сложные гумусовые соединения (в первую очередь гуминовые кислоты), придающие почвенному профилю темную окраску.Наилучшие условия для гумификации возникают весной и в начале лета, когда в почву поступает достаточное количество влаги в результате осенне-зимних осадков и таяния снегов, а также при благоприятных температурных условиях. В период летнего подсыхания микробиологические процессы заметно ослабевают, что не позволяет гуминовым веществам быстро минерализоваться. При разложении растительных остатков, богатых зольными элементами и азотом, образуются основания (особенно много кальция), которые насыщают гуминовые вещества.Это помогает закрепить разложившиеся остатки в почве в виде гуматов и сохранить нейтральную или близкую к нейтральной реакцию в верхних горизонтах черноземов. Помимо гумуса, в почве фиксируются такие элементы питания растений, как азот, фосфор, сера и железо, в виде сложных органоминеральных соединений, образующихся в результате взаимодействия гуминовых кислот с элементами золы. растительных остатков и минеральной части почвы.

Черноземное почвообразование наиболее интенсивно в зоне лесостепи, где улучшение влажностных условий способствует более интенсивному развитию травянистой растительности и активной гумификации ее остатков.В степной зоне недостаточное увлажнение вызывает более мелкое проникновение корней, уменьшение количества попадающего в почву мертвого вещества и более полное разложение вещества.

Естественный процесс почвообразования существенно изменяется при вводе черноземов в сельскохозяйственное использование. Возделывание сельскохозяйственных культур существенно меняет характер биологического круговорота веществ и условия формирования водного и теплового режимов. Большая часть образующейся биомассы и, следовательно, значительное количество питательных веществ удаляется каждый год, и период активного взаимодействия между корневой системой растений и почвой сокращается.Кроме того, почва долгое время остается без растительного покрова, что снижает поглощение ею зимних осадков. При первой вспашке целинных черноземов структура почвы частично нарушается и содержание гумуса и азота в вспаханном горизонте снижается, особенно в первые годы возделывания. В последующие годы этот процесс замедляется. В то же время активизация микробиологических процессов при возделывании черноземов способствует мобилизации азота и фосфора.Следовательно, культурные черноземы отличаются высоким содержанием доступных для растений элементов питания. Для сохранения высокого плодородия черноземов, введенных в интенсивную культивацию, необходимо ввести севооборот, внести органические и минеральные удобрения, использовать правильную систему обработки почвы.

В профиле чернозема выделяются следующие генетические горизонты: А (гумусово-аккумулятивный) — наиболее интенсивно окрашенная, верхняя часть гумусового слоя; В 1 (гумусово-переходный) — нижняя, менее окрашенная часть гумусового слоя; B 2 (горизонт гумусовых прожилок) — не для всех типов черноземов; В в (иллювиально-карбонатный горизонт) — часто совмещается с горизонтом В 2 ; С — материнская порода.Горизонты A и B 1 имеют мощность 40–120 см и содержание гумуса 4–12%.

Черноземы подразделяются на следующие подтипы: оподзоленные, выщелоченные, типичные, обыкновенные и южные. Каждый подтип имеет свои характерные черты; каждый различается мощностью гумусовых горизонтов, содержанием гумуса, глубиной залегания карбонатов и другими особенностями, определяемыми условиями развития (см. табл. 1).

Таблица 1.Характеристика подтипов черноземов
Подтип Мощность горизонтов А и В 1 ( см ) Глубина залегания карбонатов (см) Содержание гумуса (%) Запасы гумуса в 1-м слое (т / га)
Оподзоленные . 50–80 140–150 5–8 450–500
Выщелоченный. 50–80 100–140 6–10 500–600
Типичный . . 85–120 85–120 8–12 500–800
Обычные . 65–80 50–60 6–10 350–600
Южный . 40–50 0–30 4–6 250–400

В географическом распределении подтипов черноземов прослеживается четкая закономерность.Зона черноземов подразделяется с севера на юг на подзоны оподзоленных, выщелоченных, типичных, обычных и южных черноземов. Наиболее ярко эти подзоны выражены в Европейской части СССР.

Также выделяются мицеллярно-карбонатные черноземы (Азовский и Предкавказский), образующиеся в регионах с теплой зимой, где почвы не промерзают, и черноземы, развивающиеся в условиях зимнего промерзания. По степени засоления черноземы делятся на обыкновенные, карбонатные, солонцы, солонцы-солончаки и т. Д.По толщине гумусового слоя (A и B,) они делятся на тонкие (менее 40 см), средние (40–80 см), мощные (80–120 см) и сверхмощные (более 120 см). По содержанию гумуса они подразделяются на низкогумусовые (менее 6%), среднегумусовые (6–9%), высокогумусовые или плодородные (более 9%). Преобладают глинистые и суглинистые разновидности черноземов. Они обладают благоприятными физическими и физико-химическими свойствами, такими как хорошая влагоемкость и высокая способность абсорбировать катионы (30–70 мг на 100 г почвы).

В мире около 240 миллионов гектаров черноземов, ограниченных Евразией, Северной и Южной Америкой. В Евразии самая большая в мире черноземная зона охватывает Западную и Юго-Восточную Европу (Венгрию, Болгарию, Австрию, Чехословакию, Югославию и Румынию), простирается широкой полосой через СССР и продолжается в Монголию и Китай. В Северной Америке черноземы покрывают несколько западных штатов США и южные провинции Канады. В Южной Америке они расположены на юге Аргентины и в южных предгорных районах Чили.

В СССР черноземы встречаются в Молдавии, Украине, центральной части РСФСР, Северном Кавказе, Поволжье и Западной Сибири. Они очень плодовиты и почти все выращиваются на фермах. Черноземная зона — важнейший сельскохозяйственный регион страны, в котором сосредоточено более 50 процентов (130 миллионов гектаров) пашни страны. На черноземах выращивают озимую и яровую пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник, коноплю, лен, гречку, фасоль; В черноземной зоне развито животноводство, плодоовощеводство, виноградарство.

Накопление влаги и ее рациональное использование имеют первостепенное значение для повышения плодородия черноземов, особенно в степных районах зоны, где наблюдается больший дефицит атмосферной влаги. Для улучшения водного режима черноземов практикуется орошение и высаживаются лесные ветрозащитные полосы. Особую роль играют меры по предотвращению эрозии почвы, загрязнения пестицидами и засоления, которое может произойти во время орошения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Источник

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector