Качественные задачи по физике. Излучение (подборка качественных задач с комментариями)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Физика — это объемный и сложный предмет.
Его изучают в школе на протяжении ряда лет. На уроках учитель помогает ученику понять природу различных явлений, знакомит с многочисленными научными открытиями и рассказывает о жизни выдающихся ученых.
Одна из задач учителя- научить применять формулы и успешно решать сложные задачи, так как физика является основой для многочисленных наук и отраслей производства. Физика — это возможность развить логику мышления.
Но не нужно забывать, что физика — наука о природе. Да, да, о той самой прекраснейшей, многогранной природе- источнике творческого вдохновения, источнике подъема всех духовных сил человека.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. А что если сформулировать цель физики как школьного предмета так: «Заразить» учащихся восхищением величия природы!
Художник – это человек, щедро одаренный природой, постоянно и неутомимо всматривающийся в окружающий мир. Его зрительная память удерживает увиденное во всех подробностях, а воображение довершает работу. Живопись на уроке физики может играть роль ассистентки: физические явления иллюстрируются художественными произведениями, но при этом учитель не должен сбиваться на художественно-искусствоведческий анализ.
Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.
Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающими и воспитывающим потенциалом. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Опыт восприятия ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. У ребенка в силу природных особенностей доминирует тот или иной тип восприятия, и, чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо одновременное воздействие на все три сенсорные системы чувств, что способствует облегчению процесса обучения, а также позволяет представить предлагаемый образ в полной мере.
Средства искусства способны передавать через художественные образы явления внешнего мира и состояния человеческой души. Музыкальные, живописные и поэтические образы обеспечивают осмысление учащимися многообразных связей явлений и процессов окружающего мира. Общим в воздействии всех видов искусств является то, что у человека пробуждаются воспоминания о виденном, пережитом когда-то или волнующем сегодня. Педагоги и психологи считают такую активизацию субъектного опыта учащихся равносильной приобретению новых знаний.
Привлечение художественных произведений вызывает интерес: перед глазами учеников не привычные на уроке физики графики, таблицы, формулы, а красочные картины окружающего мира. Вопрос учителя уже не звучит абстрактно, а подкреплен картинкой реального мира.
Очень важен психологический климат на уроке. Произведения живописи придают эмоциональную окраску уроку, способствуют раскрепощению детей. Таким образом, кроме иллюстративной функции, живопись выполняет и здоровьесберегающую функцию.
Обращаясь к произведениям русских художников, в основном художников- передвижников, решается вопрос патриотического воспитания . Перед глазами детей предстают изображения полотен, составляющих великое русское наследие.
Источник
Создание проблемной ситуации. Излучение.
Вопрос. Вряд ли кто-то возразит, что летом в одежде светлых тонов менее жарко, чем в темной одежде. Как объяснить этот факт?
Летом в белой одежде менее жарко, чем в темной. Белая одежда отражает солнечные лучи и мало их поглощает. Темная одежда поглощает солнечные лучи, которые нагревают тело человека. Солнечные лучи передают телу большое количество теплоты.
Это- теплопередача излучением.
Константин Егорович Маковский «В саду».
Создание проблемной ситуации.
Почему весной необходимо проводить побелку деревьев?
И первый будет ответ: «Сад белят с целью истребления вредителей»
Подвести детей к «нужному» ответу.
Да, действительно: перед окрашиванием деревья очищают от старой коры, тем самым разрушая гнезда насекомых, успешно перезимовавших в порах. Известью выжигаются яйца и куколки насекомых.
Такой вопрос и такой ответ больше подходят к уроку биологии, а мы объясняем с точки зрения физики.
Но давайте вернемся к картине «В саду»: в белом платье не жарко летом. Известь тоже белого цвета.
Напрашивается ответ: «Чтобы деревьям не было жарко!»
Исаак Ильич Левитан «Цветущие яблони»
Для любознательных. Проводится побелка деревьев весной, когда еще не наступили теплые дни. Чем раньше, тем лучше. Дело в том, что в марте погода может быть переменчивой: днем ртутный столбик на термометре может сильно превышать нулевую отметку, а уже ночью опуститься ниже нее. Днем не побеленные деревья сильно нагреются на солнце (темный цвет коры быстро поглощает солнечные лучи), а ночью стволы начнут быстро остывать. Такой температурный перепад может привести к растрескиванию коры и другим травмам. Если вовремя побелить стволы, подобных травм можно избежать. Белый цвет будет служить «зеркалом», отражая солнечные лучи.
Побелка фруктовых деревьев весной оберегает растения от травмирования и в летнюю пору. Даже в особо жаркие дни белящий состав будет служить профилактикой против ожогов.
Теперь можно предложить аналогичные вопросы ученикам для самостоятельного решения.
Вопрос. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?
(Черноземные почвы лучше нагреваются солнечными лучами, чем подзолистые, так как сильнее поглощают солнечные лучи).
Вопрос. Какие почвы быстрее отдают излучением энергию: черноземные или подзолистые?
(Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и больше охлаждаются ночью вследствие излучения).
Вопрос. Для каких растений наиболее опасны весенние заморозки: для высаженных на темных почвах или на светлых?
(Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и больше охлаждаются ночью вследствие излучения).
Для любознательных. Почва, покрытая растительностью, меньше нагревается и излучает тепла.
Искусственные покрытия из бетона, камня, асфальта усиливают излучение тепла, значительно повышая температуру приземного слоя воздуха. Так, на площадке с обычным грунтом температура почвы составляет в среднем
36,5 °С, воздуха — 22,5°С, тогда как на асфальтированной площадке в тех же условиях эти показатели составляют соответственно 42,0 и 26,3 °С.
Таким образом, асфальтовое и бетонное покрытия спортивных площадок мало пригодны с точки зрения теплового режима. Это также необходимо учитывать при планировании и строительстве различных спортивных сооружений, особенно открытых.
Источник
какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами
Какие почвы лучше прогреваются лучами солнца: черноземные или подзолистые?
Исходя из того, что поверх любой почвы, расположен плодородный слой, питающий всю флору, которая произрастает на ней- в ней,- гумус, рассматриваем определение указанных почв.
Подзолистые почвы ( они, еще, к малоплодородным относятся) и гумуса в них
Чернозем, 1*1*1 метр которого- нашего, на выставке давно лежит и гумуса в нем 4- 15 процентов.
А гумус, он, априори, всякие микроорганизмы, железобакторы и тому подобные. Нетрудно предположить, что «живая» (шевелящаяся, при сильном
увеличении) почва, будет интенсивнее поглощать солнечную энергию.
У всего живого такая особенность. )
Есть пословица-поговорка: «Если и есть, где в России Рай, то это Краснодарский край!» Великолепный климат, тучные чернозёмы, в некоторых местах толщиной до 1,5 и больше метров! Вторая русская пословица говорит: «Посади на Кубани оглоблю, большая телега вырастет». Поэтому грех Кубани не быть житницей и СССР, а теперь и всей России. В СССР там выращивали такие урожаи зерновых, масличных и других сельскохозяйственных культур, что всем остальным регионам и не снились. Помню, как в одном кубанском колхозе собрали с одного гектара сто центнеров отменного зерна! Сейчас-начало 21-го века на Кубань хлынули толпы переселенцев со всей страны, а не повредить ли это экологии края и самой кубанской земле? Не будет ли плохо для неё чрезмерная перенаселенность, Краснодарский край уже обогнал Санкт-Петербургский регион и немного отстает по числу жителей от Московской области.
Тепловые свойства и режим почвы, состояние в зависимости от температуры
Характеристики почвы придают ей определенные свойства, которые влияют на процесс выращивания культурных растений. Рассмотрим разновидности тепловых свойств почвы: теплопоглотительную способность, теплоемкость, теплопроводность. Какими могут быть источники тепла для нее, а также тепловой режим и его типы: промерзающие и непромерзающие.
Возможные источники тепла в почве
Основной источник поступления тепла в грунт – солнечное излучение, которое состоит из прямого и рассеянного. Интенсивность излучения зависит от широты и высоты местности, содержания углекислоты в атмосфере и ее прозрачности.
Поглощаемая энергия затем передается либо в атмосферу, либо в нижние слои. Куда будет направляться тепло, зависит от температуры почвы и воздуха. Если почва теплее, а воздух холоднее, тепло будет уходить в атмосферу. При большом поглощении тепла грунт нагревается, и тепловая энергия начинает поступать вниз. Скорость поступления тепла тем больше, чем больше разница температуры в верхних и нижних слоях.
Количество солнечной энергии, которая поступает в почву, зависит от климатической зоны, погоды, особенностей рельефа, окраски, ее тепловых и физических свойств, густоты растительности.
Еще есть источники тепла – энергия, выделяемая при разложении растительных остатков, находящихся на поверхности или в верхнем слое, и энергия, которая передается из воздуха.
Совсем незначительное количество тепла поступает в почву изнутри Земли и от радиоактивного распада элементов, но оно практически не имеет значения.
Как определить
Сколько тепла находится в почве, зависит от многих факторов. Вода – теплоемкий компонент грунта, поэтому влажный прогревается дольше, чем сухой. Но и охлаждается она дольше. Дольше всего весной прогреваются глинистые влажные грунты, песчаные – быстрее, но осенью происходит наоборот: глинистые оказываются теплее из-за медленного охлаждения.
Теплопроводность зависит от содержания в порах воздуха. Чем рыхлее грунт, тем быстрее он прогревается, и наоборот, плотная почва нагревается медленнее. Количество гумуса также влияет на тепловые свойства, плодородные почвы длительнее удерживают тепло, бедные теряют его быстрее. Растительность летом, снег зимой удерживают тепло и помогают сохранить его в грунте.
Для большинства культурных растений выгодная температура для роста составляет 20-25 °С. Если она больше 30 °С – происходит торможение развития. Увеличение приемлемых температур приводит к сильному подъему интенсивности дыхания и трате органического вещества, что ведет к сокращению объема зеленой массы. Температуры грунта больше 50-52 °С ведет к гибели растений.
Для нормально роста растений необходим определенный объем тепла, в земледелии используют значение, называемое суммой активных температур. Это все дни вегетационного периода, когда температура в течение суток была выше 10 °С.
Почвенное тепло нужно не только растениям, но и микроорганизмам. На них отрицательно воздействуют холод и чрезмерное тепло; и то, и другое приводит к приостановке жизнедеятельности бактерий и биоты. Оптимальная температура – 15-20 °С, допустимы незначительные отклонения.
Тепловые свойства
В эту категорию характеристик входят: теплопоглотительная способность почвы, теплоемкость и теплопроводность.
Теплопоглотительная способность
Это способность грунта поглощать солнечную энергию. Поглощается излучение не полностью, некоторая часть отражается обратно. Теплопоглотительная способность определяется величиной альбедо (А). Она выражается в количестве солнечной радиации, которая была отражена почвенной поверхностью, и представлена в процентах от объема солнечного излучения, попавшего на почву.
Чем ниже альбедо, тем больше грунт может поглощать тепла. Теплопоглотительная способность зависит от окраски грунта, его влажности, структуры, рельефа поверхности и плотности растительности. Темные почвы нагреваются быстрее, чем светлоокрашенные.
Теплоемкость
Эту характеристику определяют как весовую и объемную. Весовая теплоемкость – количество тепла, измеряемое в калориях, которое необходимо затратить на нагревание 1 г сухого грунта на 1 °С. Теплоемкость объемная – тепло, которым можно нагреть 1 куб. см. на 1 °С.
Величина теплоемкости меняется в зависимости от содержания в почве влаги и воздуха. Во влажном состоянии ее теплоемкость будет выше, чем в сухом. Глинистая земля будет иметь большую, чем песчаная, теплоемкость, так как в ней содержится меньше воздуха.
Теплопроводность
Это способность грунта проводить тепло от верхних слоев, где температура выше, к нижним, более холодным. Передача тепла происходит через твердую и жидкую почвенные фазы, измеряется в объеме тепла, выражаемого в калориях. Почвенная теплопроводность измеряется в количестве тепла, которое проходит через куб. см почвы за 1 с.
Как прогреть почву весной на грядке – тестируем 3 способа и смотрим результаты
Утепление почвы для весенней посадки помогает ускорить таяние снега. Но все ли способы одинаково хороши? Давайте узнаем об этом подробнее
Овощеводство в регионах с коротким вегетационным периодом может быть превратиться в настоящую борьбу за каждый теплый денечек, когда надо как можно быстрее растопить снег и разморозить почву на участке для ранней посадки. Растениевод Робин Свистер поделилась результатами своих садовых экспериментов.
Тесты на ускорение таяния снега
— Сначала я разложила в огороде квадраты из черного пластика, прозрачного пластика, древесной золы и кофейной гущи и проверила, как быстро они растопили снег. – Рассказывает Робин.
— Прозрачный и черный пластик.
В те несколько солнечных и не по сезону теплых дней, которые у нас были в начале весны, мать-природа справилась с таянием снега лучше, чем любое из пластиковых покрытий, которые, казалось, напротив, защищали снежный покров. И я получила два снежных квадрата, образовавшихся под пластиковыми покрытиями.
Древесный пепел.
Как ни странно, древесная зола растопила снег максимально быстро.
Кофейная гуща. Кофейная гуща, как и пластик, изолировала снег от солнечных лучей. Если он и таял, то очень неспешно.
Тесты на согревание почвы
После того, как снег сошел сам по себе, я переместил два квадрата из пластика на одну из приподнятых грядок с замерзшей почвой, чтобы оценить их согревающий эффект.
На этот раз прозрачный пластик сработал лучше всего, разморозив землю на глубину до 15 см и нагрев почву от 2 градусов тепла до 13 за 4 дня!
Черный пластик нагрел землю только до 10 градусов Цельсия на ту же глубину.
За это время древесный пепел прогрел почву вглубь на 5 см и на 9 градусов по Цельсию.
Кофейная гуща прогрела почву на 3 см и на 5 градусов по Цельсию.
Мой «контрольный пластырь», представляющий собой участок без всякого покрытия, оттаял на солнце вглубь на 3 см и нагрелся до 7 градусов.
Оптимальный рецепт
Итак, судя по результатам опытов, для подготовки почвы к ранним посадка, сначала используйте древесную золу, чтобы растопить снег, а затем положите прозрачный пластик, чтобы нагреть почву.
Прозрачный пластик пропускает солнечный свет и ультрафиолетовые лучи и удерживает тепло, позволяя грунту быстро прогреваться.
Помните, что древесная зола добавит в грунт калий и повысит pH почвы.
В своем огороде мы всегда планируем посадки заранее осенью и тогда же устанавливаем преграду для снега на пути к будущим грядкам с ранними культурами.
Например, сетка с крупными ячейками для гороха действуют как заграждение против снега, поэтому здесь земля оттаивает и нагревается в первую очередь.
Несмотря на то, что на многих пакетиках с семенами пишут, что горох может быть посажен сразу после обработки почвы, температура грунта действительно имеет значение. При 10 градусах для появления всходов гороха требуется 2 недели, при 15 градусах всего 9 дней и при 20-25 градусах всего 5-6 дней. Отмечу, что речь идет именно о раннеспелом горохе. У ряда среднеспелых сортов при выращивании в слишком теплой почве задерживается переход к генеративному развитию, а некоторые позднеспелые сорта не способны к закладыванию репродуктивных органов до конца вегетации.
(Источник: www.almanac.com. Автор текста и фото: Робин Свистер).
А мы напоминаем, что для ранних посадок вам надо запастись жидким листовым удобрением Фолирус, чтобы растения вовремя получили весь комплекс необходимых питательных элементов! Ведь им предстоит, возможно, пережить возвратные заморозки и непредвиденные затяжные осадки. Крепкое и сильное растение перенесет подобные неприятности без особого ущерба и порадует вас самым первым витаминным блюдом!
945. В стакан налит горячий чай. Как осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?
Посредством теплопроводности.
946. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы?
Если в горячую воду наливать холодную, процесс конвекции пойдет быстрее.
947. Почему в прудах, лунках, озерах лед появляется вначале на поверхности?
Поверхность воды обменивается (отдает тепло) теплом с холодным воздухом.
948. Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?
Теплопроводность воды выше, чем у воздуха.
949. Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе теплообмена.
Термометр изменяет свою внутреннюю энергию при взаимодействии с окружающей средой.
950. Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
В процессе конвекции раскаленный газ (пламя) поднимается вертикально вверх, вытесняемый более тяжелым холодным воздухом.
951. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?
Для уменьшения потери тепла в результате теплообмена труб с окружающей средой. Теплопроводность фунта достаточно низка.
953. Медный и стеклянный сосуды одинаковой массы и вместимости одновременно заполнили горячей водой. В каком сосуде быстрее закончится процесс теплообмена?
В медном, поскольку его теплопроводность выше.
954. Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете чай из фарфоровой кружки? (Температура чая одинаковая.)
Теплопроводность металла выше, чем у фарфора.
955. В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.)
В новом. Его теплопроводность выше и поэтому теплообмен осуществляется быстрее.
956. Если температура в комнате 16 °С, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20 °С, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?
Теплообмен человека с водой интенсивнее теплообмена человека с воздухом.
957. Если деревянный цилиндр, инкрустированный металлом, обернуть листом бумаги и подержать над пламенем спиртовки (рис. 259), то бумага обугливается сначала в местах, не соприкасающихся с металлом. Почему?
Дерево отводит теплоту от бумаги медленнее, чем металл, поскольку его теплопроводность ниже.
958. При одинаковой температуре (ниже температуры тела человека) кирпич на ощупь кажется теплее гранита. Какой из этих строительных материалов обладает лучшей теплопроводностью?
Гранит.
959. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в сорокаградусную жару? Почему?
Металл будет казаться теплее дерева, поскольку он обладает большей теплопроводностью.
960. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?
В тесной, поскольку в ней нет воздушной прослойки, обладающей низкой теплопроводностью.
961. Почему шерстяная одежда сохраняет теплоту лучше, чем хлопчатобумажная?
Шерстяной ворс задерживает воздух, обладающий малой теплопроводностью, и уменьшает процесс конвекции.
962. Зачем на зиму приствольные круги земли у плодовых деревьев покрывают слоями торфа, навоза или древесных опилок?
Для задержки теплого воздуха путем уменьшения конвекции и теплопередачи.
963. По озеру на большой скорости идет катер. Как вы считаете, изменяется ли при этом внутренняя энергия той части воды в озере, которая отбрасывается винтом катера?
Да, за счет силы трения между винтом и водой.
964. Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делают.
Ложка обладает хорошей теплопроводностью и быстро отводит тепло. При резком изменении температуры стакан может лопнуть.
965. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?
Благодаря одежде появляется воздушная прослойка, которая в значительной степени уменьшает теплообмен между телом человека и окружающей средой.
966. Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
Рыхлый снег обладает плохой теплопроводностью и замедляет процесс теплообмена.
967. Изменится ли давление воды на дно сосуда (см. рис. 158), если перенести сосуд из теплой комнаты в холодную? Почему в теплой комнате в нижней части сосуда вода будет перемещаться слева направо?
Да. Воздух в левой части сосуда за счет внутренней энергии будет расширяться, увеличивая давление на воду. Она будет перемещаться слева направо.
968. Мальчик сделал термос (рис. 260). Объясните назначение мятой бумаги в крышке ящика, подушек, мятой бумаги, пересыпанной древесными опилками, в нижней части ящика.
Эти материалы уменьшает теплообмен колбы термоса с внешней средой.
969. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?
В их порах содержится воздух, обладающий низкой теплопроводностью.
970. Мальчик зарисовал воробья (рис. 261) один раз летом, а другой раз зимой. Какой из рисунков сделан зимой?
Правый воробей нарисован зимой.
971. В каком направлении, вверх или вниз, движется вода в радиаторе при работе двигателя трактора (рис. 262)?
Опускается вниз, поскольку в радиаторе она охлаждается.
972. Объясните, почему батареи центрального отопления ставят обычно под окнами.
Холодный воздух, поступающий через окно, тяжелее теплого, и поэтому он опускается вниз, где нагревается от батареи центрального отопления.
973. Как образуются бризы? (Бризы — местные ветры, дующие днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.)
Днем поверхность суши нагрета сильнее поверхности моря. Теплый воздух с суши поднимается и на его место устремляется более тяжелый и холодный воздух с моря. Ночью все происходит наоборот.
974. Зачем в верхних и нижних частях корпусов проекционных аппаратов, больших электрических фонарей, киноаппаратов делают отверстия?
Для их охлаждения. Если в нижней и верхней частях корпуса есть отверстия, то в нем возникает циркуляция воздуха. Нагретый воздух выходит через верхнее отверстие, а его место занимает холодный воздух, поступающий из нижнего отверстия.
975. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течет охлажденная жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
Охлаждающие устройства надо располагать вверху для осуществления естественной конвекции.
976. Сильная струя воздуха, которая идет на вас от настольного вентилятора, создает прохладу. Можно ли этой струей сохранить мороженое в твердом виде?
Нельзя, т.к. вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого все равно больше температуры таяния мороженого.
977. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?
Чем выше труба, тем больше разность давлений на ее концах. Тяга больше.
978. Почему в металлических печных трубах тяга меньше, чем в кирпичных трубах?
Высокая теплопроводность металла способствует большему охлаждению газов и уменьшению разности давлений на концах трубы. Тяга меньше.
979. Возможны ли конвекционные потоки в жидкостях или газах в искусственном спутнике Земли в состоянии невесомости? (Объясните почему.)
Нет, потому что конвекция осуществляется за счет силы Архимеда, которой не возникает в состоянии невесомости.
980. На рисунке 262 изображена упрощенная схема водяного охлаждения двигателя трактора, которая состоит из рубашки двигателя 1, радиатора 2, трубопровода и вентилятора 3. Объясните, как осуществляется охлаждение цилиндров двигателя. Что произойдет, если уровень воды в системе охлаждения опустится ниже патрубка верхнего бачка радиатора (уровень ав)?
Вода циркулирует по двигателю против часовой стрелки. Она нагревается в рубашке и охлаждается в радиаторе, благодаря чему возникает конвекция. Если вода опустится до уровня ab, ее циркуляция прекратится, двигатель перегреется.
981. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Грязный снег поглощает больше энергии излучения Солнца.
982. Зачем оболочку стратостата красят серебряной краской?
Для отражения солнечного излучения во избежание перегревания оболочки.
983. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?
Черноземные.
984. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?
Для уменьшения теплопередачи и передачи энергии посредством излучения.
985. В каком платье летним днем менее жарко: в белом или в темном? Объясните почему.
В белом, потому что оно поглощает меньше солнечной энергии, передаваемой посредством излучения.
986. Объясните назначение стеклянных рам в парниках.
Стеклянные рамы в парниках хорошо пропускают солнечное излучение, но препятствуют конвекции воздуха. Поэтому температура воздуха в парниках выше температуры внешней среды.
987. Почему вода в открытых водоемах нагревается солнечными лучами медленнее, чем суша?
Вода лучше, чем суша, отражает солнечные лучи.
988. Почему горячая вода, оставленная в термосе, со временем охлаждается?
За счет медленных процессов теплопередачи.
989. Можно ли термос временно использовать для хранения мороженого?
Можно.
Проверочная работа по физике на тему «Излучение и спектры» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа по физике на тему «Излучение и спектры».
Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению знаний учащихся, средством проверки знаний. Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, техники и быта. Такие задачи решаются путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики.
1.В опыте по разложению света в качестве источника света берется узкая светящаяся щель. Почему?
А. Чтобы получившиеся цветные полосы не накладывались друг на друга.
Б. Чтобы получившиеся цветные полосы накладывались друг на друга.
В. Чтобы получить четкую интерференционную картину.
2. Почему при уменьшении напряжения «световая отдача» ламп накаливания уменьшается и свечение приобретает красноватый оттенок?
А. Уменьшается общая лучистая энергия, максимум излучения смещается в сторону коротких волн.
Б. Уменьшается общая лучистая энергия, максимум излучения смещается в сторону длинных волн.
В. Увеличивается общая лучистая энергия, максимум излучения смещается в сторону длинных волн.
3. В парниках ставят обыкновенное стекло, а колбы ртутных медицинских ламп делают из кварцевого стекла. Почему?
А. Колбы медицинских ламп должны пропускать рентгеновские лучи.
Б. Колбы медицинских ламп должны пропускать инфракрасные лучи.
В. Колбы медицинских ламп должны пропускать ультрафиолетовые лучи.
4. Почему высоко в горах загорают особенно быстро?
А. Больше поглощение ультрафиолетовой части спектра атмосферой.
Б. Меньше поглощение ультрафиолетовой части спектра атмосферой.
В. Меньше поглощение инфракрасной части спектра атмосферой.
5. Можно ли в полдень 22 июня увидеть радугу в Москве?
А. Радуга видна всегда после грозы.
Б. Радуга видна, когда высота Солнца над горизонтом превышает 42°, а высота полуденного Солнца 22 июня на широте Москвы равна 57,5°.
В. Радуга видна лишь тогда, когда высота Солнца над горизонтом не превышает 42°. Высота же полуденного Солнца 22 июня на широте Москвы равна 57,5°.
6. В какой части неба может появиться радуга ранним утром?
7. Пламя электрической дуги безвредно для зрения, если дугу зажечь в воде. Почему?
А. Вода поглощает инфракрасные лучи.
Б. Вода поглощает ультрафиолетовые лучи.
В. Вода отражает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.
8. Электрическую лампу накаливают постепенно. Какие изменения в спектре лампы при этом наблюдаются?
А. Сначала появится фиолетовая часть спектра, а за ней по мере нагревания нити все остальные.
Б. Сначала появится красная часть спектра, а за ней по мере нагревания нити все остальные.
В. Глаз обладает избирательной чувствительностью к свету: максимум его чувствительности лежит в желто-зеленой области спектра. Поэтому сначала появится желто-зеленая часть спектра, а за ней по мере нагревания нити все остальные.
9. Красный платок осветили синим светом. Какой будет цвет платка теперь?
А. Цвет платка будет казаться синим.
Б. Цвет платка не изменится.
В. Платок будет казаться почти черным.
10. Для защиты от солнечных лучей наиболее практичны белые и красные зонты. Почему?
А. Эти зонты хорошо отражают инфракрасные лучи.
Б. Эти зонты хорошо отражают оранжевые и красные лучи.
В. Эти зонты хорошо отражают оранжевые, красные и инфракрасные лучи.
11. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее отдают лучеиспусканием энергию: черноземные или подзолистые?
А. Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и медленнее охлаждаются ночью вследствие излучения.
Б. Подзолистые почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее охлаждаются ночью вследствие излучения.
В. Темные почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее охлаждаются ночью вследствие излучения.
12. При рентгенодиагностике желудочно-кишечного тракта больному дают «бариеву кашу». Для чего это делается?
А. Сернокислая соль бария отражает рентгеновское излучение и делает видимыми мягкие ткани тела человека
Б. Соль бария поглощает инфракрасное излучение и делает видимыми мягкие ткани тела человека.
В. Сернокислая соль бария поглощает рентгеновское излучение и делает видимыми мягкие ткани тела человека (желудок, кишечник).
13. Почему виднеющийся на горизонте лес кажется не зеленым, а подернутым голубоватой дымкой?
А. Сильнее других воздухом рассеиваются фиолетовые и красные лучи. Поэтому слой воздуха между наблюдателем и далеким лесом кажется голубоватым.
Б. Сильнее других воздухом рассеиваются синие и голубые лучи. Поэтому слой воздуха между наблюдателем и далеким лесом кажется, как небо, голубоватым.
В. Сильнее других воздухом рассеиваются желто-зеленые лучи. Поэтому слой воздуха между наблюдателем и далеким лесом кажется голубоватым.
14. Английский физик Рэлей обнаружил, что короткие волны рассеиваются на мелких неоднородностях среды значительно сильнее, чем длинные. Объясните, исходя из этого, голубой цвет неба.
А. Голубой цвет неба обусловлен рассеянием солнечного света: коротковолновая часть видимого солнечного света рассеивается в атмосфере сильнее других частей спектра и Солнце кажется желтоватым.
Б. Голубой цвет неба обусловлен рассеянием солнечного света: коротковолновая часть видимого солнечного света рассеивается в атмосфере слабее других частей спектра и Солнце кажется желтоватым.
В. Голубой цвет неба обусловлен рассеянием солнечного света: длинноволновая часть видимого солнечного света рассеивается в атмосфере сильнее других частей спектра и Солнце кажется желтоватым.
15. Почему некоторые тела кажутся белыми, серыми и черными?
А. Если тело освещено солнечным излучением, то оно кажется: белыми – при полном отражении этого излучения; черными – при поглощении этого излучения; серыми – при частичном отражении и поглощении цветных лучей сложного белого излучения.
1.Узкая фиолетовая полоска продолжена красной. Что видит наблюдатель, смотрящий на полоски через стеклянную призму, если преломляющее ребро призмы параллельно полоскам?
А. Цветные полоски накладываются друг на друга.
Б. Обе полоски окажутся смещенными, причем красная смещена больше фиолетовой.
В. Обе полоски окажутся смещенными, причем фиолетовая смещена больше красной.
2. Луч света, преломляясь, переходит из стекла в воздух. Как расположатся преломленные лучи различных цветов относительно перпендикуляра к границе сред в точке преломления луча?
3. Можно ли увидеть радугу, находясь у одного ее конца?
А. Можно. Радуга видна всегда над горизонтом, когда высота Солнце над горизонтом не превышает 42°.
Б. Нельзя. Глаз наблюдателя всегда находится в плоскости, проходящей через центр радуги и центр солнечного диска.
В. Можно. Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях.
4. Какого цвета бумага (синяя, красная, черная) скорее зажигается солнечными лучами, собранными при помощи вогнутого зеркала или линзы?
А. Красная, так как она поглощает все падающие на нее лучи.
Б. Черная, так как она поглощает все падающие на нее лучи.
В. Синяя, так как она поглощает все падающие на нее лучи.
5. Мы можем смотреть на Солнце, когда оно близ горизонта, и не можем, когда оно высоко. Почему?
А. Интенсивность солнечных лучей при закате или восходе Солнца много меньше, чем днем, так как лучи проходят в это время более толстый слой воздуха и больше поглощаются.
Б. Интенсивность солнечных лучей при закате Солнца много больше, чем днем, так как лучи проходят в это время более толстый слой воздуха и больше поглощаются.
В. Интенсивность солнечных лучей при восходе Солнца много больше, чем днем, так как лучи проходят в это время более толстый слой воздуха и больше поглощаются.
6. Одна половина круга окрашена в красный, другая половина окрашена в зелено-голубой цвет. Какой получится цвет, если быстро вращать круг?
А. Круг будет представляться красным.
Б. Круг будет представляться черным.
В. Круг будет представляться серым.
7. Объясните происхождение цвета синего стекла, синей бумаги, синего моря.
А. Синее стекло пропускает синие лучи, задерживая все остальные.
Б. Синее стекло поглощает фиолетовые, синие, голубые лучи, отражая все остальные.
В. Синее стекло пропускает фиолетовые, синие, голубые лучи, задерживая все остальные.
8. Во время полных лунных затмений Луна немного освещена красным светом. Почему?
А. Луна окрашивается в красноватый цвет лучами Солнца, отраженными в земной атмосфере.
Б. Луна окрашивается в красноватый цвет лучами Солнца, преломленными в земной атмосфере.
В. Луна окрашивается в красноватый цвет лучами Солнца, поглощенными в земной атмосфере.
9. Грозовые облака чаще всего имеют синий цвет, а кучевые – светло-серый. Почему?
А. Грозовые облака состоят из мельчайших капелек, рассеивающих синие лучи, а кучевые – из крупных капель, рассеивающих лучи всех длин волн.
Б. Грозовые облака состоят из крупных капелек, рассеивающих синие лучи, а кучевые – из мелких капель, рассеивающих лучи всех длин волн.
В. Грозовые облака состоят из мельчайших капелек, поглощающих синие лучи, а кучевые – из крупных капель, поглощающих лучи всех длин волн.
10. На фотографиях, полученных в инфракрасных лучах, четко видны все предметы до самого горизонта. Почему?
А. Инфракрасные лучи не поглощаются и отражаются в воздухе.
Б. Инфракрасные лучи быстро рассеиваются в воздухе.
В. Инфракрасные лучи не рассеиваются в воздухе.
11. Почему темное стекло предохраняет глаза сварщика от вредного действия пламени?
А. Темное стекло пропускает ультрафиолетовое излучение и поглощает часть излучения, делая его для глаза менее ярким.
Б. Темное стекло не пропускает ультрафиолетовое излучение и поглощает часть излучения, делая его для глаза менее ярким.
В. Темное стекло не пропускает инфракрасное излучение и отражает часть излучения, делая его для глаза менее ярким.
12. Для чего врачи-рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца?
А. Для защиты от инфракрасного излучения.
Б. Для защиты от ультрафиолетового излучения.
В. Для защиты от рентгеновского излучения.
13. В каком отношении находится величина рентгеновского изображения к величине предмета?
А. Изображение всегда равно величине предмета, так как пучок рентгеновских лучей расходящийся.
Б. Изображение всегда меньше предмета, так как пучок рентгеновских лучей собирающийся.
В. Изображение всегда больше предмета, так как пучок рентгеновских лучей расходящийся.
14. Почему Солнце и Луна приобретают красный оттенок, когда находятся низко над горизонтом?
А. Так как рассеиваются желтые и зеленые составляющие солнечного света и остаются только красные.
Б. Так как рассеиваются синие, голубые, желтые и зеленые составляющие солнечного света и остаются только красные.
В. Так как рассеиваются синие и голубые составляющие солнечного света и остаются только красные.
15. Как будет выглядеть белая надпись на красном фоне, если осветить ее зеленым светом?
А. Будет темным, почти черным.
В. Будет почти красным.
Задача №14: Голубой цвет неба обусловлен рассеянием солнечного света: коротковолновая часть видимого солнечного света (фиолетовый, синий, голубой участки спектра) рассеивается в атмосфере сильнее других частей спектра. Вследствие этого коротковолновый участок спектра прямого солнечного света ослаблен, и Солнце нам кажется желтоват, а не белым. Рассеивающие свет мелкие неоднородности в воздухе представляют собой возникающие в результате хаотического движения молекул микроскопические сгущения и разрежения. В облаках рассеяние света происходит на капельках воды или кристалликах льда, размеры которых велики по сравнению с длиной волны света. В этом случае свет различных частот рассеивается примерно одинаково, чем и объясняется белый или серый цвет облаков.
Задача №15: Монохроматических электромагнитных излучений белого, черного и серого цветов в природе нет. Такие цвета объясняются различным свойством тел отражать и поглощать излучения, падающие на них. Если тело освещено солнечным излучением, то оно кажется: 1) белыми – при полном отражении этого излучения; 2) черными – при поглощении этого излучения; 3) серыми – при частичном отражении и поглощении цветных лучей сложного белого излучения.
Задача №14: Когда светило находится низко над горизонтом, свет от него проходит в атмосфере наибольшее расстояние. На более длинном пути заметно рассеиваются не только синие и голубые составляющие солнечного света, но также желтые и зеленые. Остаются лишь самые длинные световые волны – красные.
Задача №15: Белая поверхность хорошо отражает лучи всех цветов видимого спектра, поэтому она отразит зеленый свет и будет казаться зеленой. Красная поверхность отражает только красный свет, а остальные части спектра поглощает. Поэтому фон будет темным, почти черным.
1. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.: Решение ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы. –М.: ИЛЕКСА, 2008. – 288 с.
2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.:1001 задача по физике с ответами. Издание 3-е, переработанное, указаниями, решениями. Москва-Харьков: «ИЛЕКСА», «ГИМНАЗИЯ». 1997. – 351 с.
5. Усольцев А.П.: Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 239 с.5.
Источник