Меню

Какие свойства почв вам известны 8 класс

Какие свойства почв вам известны 8 класс

Подробное решение параграф § 22 по географии для учащихся 8 класса, авторов Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. 2017

1. Какие почвы преобладают на севере Евразии?

На севере Евразии преобладают глеево-подзолистые почвы.

Вопросы и задания

1. Назовите известные вам условия почвообразования. Попытайтесь выделить главные из них для почв вашего края.

Условия почвообразования – взаимодействие живых организмов, климат и его взаимодействие с материнской породой.

2. Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах почв из ботаники.

Из ботаники мы знаем, что важнейшее свойство почвы – плодородие. Плодородие почвы во многом зависит от других свойств. Важное значение имеют механический состав почвы: песчаная она или глинистая, её структура, почвенная фауна. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом.

3. Зная, от чего зависит плодородие почв, составьте характеристику климата, рельефа, растительности территории, где могли бы образоваться плодородные почвы.

Плодородные почвы могли бы образоваться в условиях теплого и мягкого климата с достаточным увлажнением. Рельеф должен быть равнинным, поскольку наклонные поверхности способствуют развитию эрозии. Для формирования плодородных почв лучше всего подходит густая травянистая растительность.

4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

Разнообразие почв нашей страны определяет разнообразием природных условий.

Источник

Какие свойства почв вам известны 8 класс

Подробное решение параграф § 26 по географии для учащихся 8 класса, авторов В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 2014

Почему почвы в разных частях Евразии различны? От каких компонентов природы зависит образование почвы?

Почвы зависят в своем распространении зависят от совокупности природных условий. Различия в природных условиях, особенно климате и растительности, обуславливают и различия в почвах.

Образование почв зависит от материнской породы, климата, рельефа, растительного и животного мира.

вопросы и задания

1. Назовите известные вам условия почвообразования. Попытайтесь выделить главные из них для почв вашего края.

Условия почвообразования – взаимодействие живых организмов, климат и его взаимодействие с материнской породой.

2. Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах почв из ботаники.

Из ботаники мы знаем, что важнейшее свойство почвы – плодородие. Плодородие почвы во многом зависит от других свойств. Важное значение имеют механический состав почвы: песчаная она или глинистая, её структура, почвенная фауна. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом.

3. Зная, от чего зависит плодородие почв, составьте характеристику климата, рельефа, растительности территории, где могли бы образоваться плодородные почвы.

Плодородные почвы могли бы образоваться в условиях теплого и мягкого климата с достаточным увлажнением. Рельеф должен быть равнинным, поскольку наклонные поверхности способствуют развитию эрозии. Для формирования плодородных почв лучше всего подходит густая травянистая растительность.

4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

Разнообразие почв нашей страны определяет разнообразием природных условий.

Источник

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § 20 Почвы – «особое природное тело»

Вопросы и задания

1. Почему почвы относят и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам?

Почвы относятся и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам, так как на почвообразование влияют различные факторы: горные породы, вода, рельеф, растения, микроорганизмы, животные и климат. Почва содержит в себе и живое, и неживое вещество, без которых она теряет свое главное свойство – плодородие.

2. Что такое гумус? Какие свойства почв зависят от его количества?

Гумус – разложенные микроорганизмами и почвенными животными органические остатки. От количества гумуса зависит плодородие почвы.

3. Как образуется гумус?

Гумус образуется в ходе разложения мертвых органических остатков растений и животных микроорганизмами и почвенными животными в неорганические.

4. Назовите основные факторы почвообразования.

Основные факторы почвообразования: горные породы, вода, рельеф, растения, микроорганизмы, животные и климат.

5. Почвы – летопись и память природы. Подумайте и приведите пример, свидетельствующий о том, что почвы «помнят» о прошлом.

Почвы «помнят» о прошлом, так как формируются долгое время и накапливают последовательно органические и неорганические вещества по мере их поступления, таким образом, что в глубине почвенного профиля находятся частицы, попавшие на земную поверхность много лет назад.

6. Как вы думаете, чем можно объяснить, что на двух соседних участках строение и свойства почвенного покрова не обязательно совпадают?

На двух соседних участках строение почвенного профиля может быть различным, так как на участках может быть разное влияние почвообразующих факторов. Например, на участках могут разные материнские породы или водный режим (на одном участке высоко грунтовые воды, а на другом низко). Кроме того, на участках может быть разных состав растительности, что также определяет строение почвенного профиля за счет химических свойств опада растений и поглощаемых ими элементов.

Источник

География 8 класс какие свойства почв вам известны

Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах почв из ботаники?

Просмотров: 1265 | Добавил: Ninaarc (13.04.2017) (Изменено: 13.04.2017)
Читайте также:  Как приготовить почву для огорода

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 3

Порядок вывода комментариев:

Forget
13.04.2017 оставил(а) комментарий:

Свойства почв – плодородие, механический состав, структура.

Почва состоит из твёрдой, жидкой, газообразной и живой частей.

Твёрдая часть (это от 80 до 98% почвенной массы) состоит из песка, глины, илистых частиц, оставшихся от исходной горной породы. Соотношение этих частиц характеризует механический состав почвы. Жидкая часть почвы (40—60%), которая так и называется — почвенный раствор, состоит из воды с растворёнными в ней органически­ми и минеральными соединениями. Газообразная часть — это воздух, который заполняет поры между комочками почвы. По сравнению с атмосферным воздухом в почвенном содержится больше углекислого газа, а также присутствует метан и другие летучие органические соединения. Процесс образования почв происходит так. На голых скалах поселяются микроорганиз­мы, использующие для жизнедеятельности углекислый газ, воду и атмосферный азот, а также минеральные соединения горной породы. Образующиеся в ре­зультате их жизнедеятельности органические кислоты и другие веще­ства разрушают горные породы и изменяют их химический состав. Да­лее там поселяются низшие растения — лишайники, неприхотливые к воде и пище, затем мхи и, наконец, высшие растения, которые вместе с животными окончательно завершают процесс почвообразования.

Biz-ledy
13.04.2017 оставил(а) комментарий:

Плодородие — это главное, основное свойство почвы. Оно в свою очередь зависит от ряда других свойств, которые мы опишем ниже.

Поглотительная способность почвы. Пищу растение берёт своими корнями из почвенных растворов. Но чтобы оно могло забирать необходимые ему вещества, растворы должны быть слабы, то есть на большое количество воды должно быть растворено весьма малое количество солей (не больше 2—3 граммов питательных солей на 1 литр воды). Правда, солей может оказаться слишком мало, и тогда растение голодает, но оно гибнет и в том случае, когда водный раствор излишне крепок. Из такого концентрированного водного раствора корни растений не в состоянии впитывать солей, и растение гибнет, как оно погибло бы от голода.

Реакция почвы. Если в почве много кислот (например, кислого гумуса) или щелочей (например соды), то культурное растение гибнет. Большинство культурных растений любит, чтобы почвенный раствор не был ни кислым, ни щелочным; он должен быть средним, нейтральным.

Скважность, или порозность, почвы. Если в почве будет достаточное количество питательных веществ, но в ней не хватает воды или воздуха, растение гибнет. Поэтому приходится заботиться о том, чтобы наряду с пищей в почве всегда были вода и воздух, которые размещаются в почвенных пустотах, или скважинах. Скважины почвы занимают весьма большой объём, примерно половину всего объёма почвы. Так, если вырезать 1 литр почвы без уплотнения её, то пустоты составят в ней около 500 кубических сантиметров, а остальной объём будет занят твёрдой частью почвы. В рыхлых суглинках и глинистых почвах количество скважин на 1 литр почвы может достигать 600 и даже 700 кубических сантиметров, в торфяных почвах — 800 кубических сантиметров, а в песчаных почвах скважность меньше — примерно 400—450 кубических сантиметров на 1 литр почвы.

Водопроницаемость почвы. Выпадая на поверхность почвы в виде осадков, вода под влиянием силы тяжести просачивается в почву по крупным скважинами рассасывается по тонким скважинам, или капиллярам, окружая сплошным слоем почвенные частички.

В песках поры крупные, и вода проникает по ним легко и быстро. Наоборот, в глинистые почвы с чрезвычайно малыми отверстиями она впитывается с трудом — в десятки и сотни раз медленнее, нежели в пески.

Водопроницаемость структурной почвы. Однако сказанное о глинистых почвах справедливо лишь в отношении почв бесструктурных. Если же глинистая почва богата известью и перегноем, то отдельные мелкие частички в ней свёртываются, склеиваются в пористые зёрнышки и комочки. Эти зёрнышки и комочки, при наличии извести и гумуса, прочны и с трудом размываются в воде. В почве между ними образуются поры средней величины, как в песке, и несколько крупнее. Такая (структурная) глинистая почва обладает хорошей водопроницаемостью, несмотря на то, что она состоит из мельчайших частиц.

Biz-ledy
13.04.2017 оставил(а) комментарий:

Водоудерживающая способность и влагоёмкость почвы. Попадая в почву, вода смачивает частички её, окружая их многими слоями. Вода прилипает к почве, и почва прочно удерживает её своей поверхностью. Чем ближе слой воды к почвенной частичке, тем сильнее удерживается он почвой, тем прочнее он ею связан.

Усвояемая и неусвояемая вода в почве. Вода, содержащаяся в почве, неодинакова по своему качеству. Можно выделить пять основных категорий резко отличной воды в почве: 1) воду связанную, несвободную, которая сильно притягивается почвенными частичками и в большей своей части недоступна растениям; 2) воду капиллярную, занимающую средние по величине поры в почве; 3) воду свободную, гравитационную, могущую стекать из почвы; 4) воду парообразную; 5) воду твердую (лёд), которая образуется в почве при её замерзании. Растения могут усваивать своими корнями вторую и третью категорию воды, причём особенно важна в данном случае вода капиллярная, так как она удерживается в корнеобитаемом слое почвы, не стекая из него. Эта же вода обладает способностью передвигаться в почве по капиллярам во всех направлениях: снизу вверх, сверху вниз и в стороны. Это очень важно: когда корень растения выпивает воду вокруг себя, она может подсасываться к нему из соседних, более сырых мест.

Воздухоёмкость почвы. В сухой почве все скважины заняты воздухом. Часть воздуха при этом с силой притягивается поверхностью почвенных частиц. Эта часть воздуха обладает слабой подвижностью и называется поглощённым воздухом. Остальной воздух, размещаемый в крупных порах, будет воздухом свободным. Он обладает значительной подвижностью, может выдуваться из почвы и легко заменяться новыми порциями атмосферного воздуха.

Почвенное тепло. Для развития почвы и для жизни растений необходимо тепло. Тепло почва получает от солнца, нагреваясь его лучами. Небольшая доля тепла приходит к поверхности почвы от внутренних, нагретых слоёв земли, а также выделяется при дыхании живых существ и при разложении растительных и животных остатков. Иногда почву согревают теплые источники, вытекающие на поверхность земли из глубоких разогретых её слоёв.

Урок географии 8 класс

«Формирование и свойства почвы»

Провела: Седова М.В.

учитель географии высшей квалификационной категории

Формирование и свойства почвы

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, мультимедиа проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово – коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок!

«… Из одного состоянья земля переходит в другое. Прежних нет свойств у неё, но есть то, чего не было прежде.»

Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы будем говорить о почвах.

Тема урока: «Формирование и свойства почвы».

  1. Работа над новым материалом.

Вводное слово учителя

Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин».

Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв, различного цвета и происхождения.

В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ, размывающая толщи Лессового плато. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая ( светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору”

Что должен означать этот памятник?

Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве.

А о чем может сказать нам современным людям?

  1. Символ плодородия.
  2. Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности.
  3. Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанные с разнообразием природных условий районов их распространения.
  4. Кроме того, он просто красив.

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Но наименее известна – городскому жителю. Мать – земля!

1) Что такое почва? (Ответ детей). Запись в тетрадь.

2) Какое главное свойство почвы?

(Ответ учащихся, если нет – называет учитель) – Плодородие!

По своему свойству, почвы делят на:

чернозем (7-10 % гумуса)- мощн.50-80 см

подзолистые ( 2,5 – 4%)

лесостепные – серая лесная

сероземы ( пустынь) менее 1% гумуса

каштановые – сухих степей(мощн.40-50 см)

Плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.

Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса.

В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющий дело с наиболее жизненно-важным свойством почвы – плодородием.

Сегодня мы начали урок с высказывания о почвах. А знаете ли вы, кто из учёных в России был основоположником изучения почв, почвоведом?

Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев.

В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов.

Руководителем этих исследований был назначен В.В. Докучаев.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев, пройдя 10 тыс. км, собрав более тысячи проб, установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик – режима увлажнения и температурного режима.

А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на её образование?

Перед нами возникла проблема: Выяснить какие существуют почвообразующие факторы. Это поможет сделать анализ стихотворения:

Взаимодействуют все страны и народы,

Трудом преображая шар земной!

Вот так же в глубине земли породы

Куют веками благодатный слой!

Животный мир, растений мир богатый.

В формированье почвы вносят вклад!

Рельеф и климат: словно две награды

Процессы плодородия вершат!

У почв, как у людей, – свои задачи:

Рождать, растить, беречь и умножать,

Нести следы культур, цивилизаций,

Трудом, как люди, – землю украшать.

Первыми на поверхности породы поселяются водоросли. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой в 1 мм. Это уже юная почва.

Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.

Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуются в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью, годовое количество осадков, режим и виды осадков увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывают в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот, кислородный.

Роль микроорганизмов огромна. Именно они перерабатывают поступающие в почву органические остатки растений и животных. Благодаря длительной переработке микроорганизмами органических остатков постепенно образуется слой гумуса – перегноя черного цвета. Гумус – основа почвенного плодородия. В нём содержатся всё для роста растений.

Механический состав почвы.

В зависимости от условий почвообразования почвы могут быть:

Если в почве больше частиц глины – почвы суглинистые и глинистые – это тяжёлые почвы. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.

Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные – легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде.

Из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва лёгкая, песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если в кольце неглубокие трещины по внешнему краю почва суглинистая. А если трещин нет – то почва глинистая.

ОПЫТ С ПОЧВОЙ (ученики из подготовленной почвы узнают механический состав образца почвы).

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная почва (рыхлая) может быть плодородной.

Какова роль гумуса в образовании структуры почвы?

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придаёт прочность комочкам. Чем больше гумуса тем, лучше структура почвы. Лучшая структура – зернистая с комочками размером от 1мм до 10мм в диаметре. Такую структуру имеет чернозёмы – почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородны.

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными – землероями
  • имеют комковатую структуру
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
  • Недостаточно разрыхлены
  • состоят из мелких пылевых частиц
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
  • поэтому они не плодородны
Читайте также:  Выращивание салата закрытая система

Основные свойства почвы:

  • плодородие – способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • структура.

Почвоведы изучают почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты почвы образуют почвенный профиль – его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.

Откройте учебник на с.176: прочитайте пункт «Почвенный профиль» и ответьте на вопрос: «Какие горизонты выделяются в строении почвы?»

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2- горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В- горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С- горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования, в этом горизонте нет гумуса.

  1. Закрепление.
  1. Фронтальный опрос по вопросам стр. 178.
  2. Выполнение теста
  1. Домашнее задание. Составить схему причин отличий почв

Дополнительное (по желанию) составить рекламный плакат в защиту почвы.

Каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его.

Источник

Adblock
detector