Меню

Какие удобрения весной 6 класс

§ 25. Удобрения

1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?

Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества.

В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнпыми минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полевод, овощевод, садовод и др.) должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Для этого в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Производят различные минеральные удобрения (см. схему). Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.

За лето растения используют много минеральных веществ. Например, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. А крупным растениям, например картофелю, требуется ещё больше минеральных веществ.

Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт). В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно его вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.

Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют разнообразные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, но окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.

Необходимое растению количество питательных веществ ещё определяют путём сравнения урожая на удобренных и неудобренных делянках.

Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы.

Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.

Удобрения: минеральные, органические

Ответьте на вопросы

1. Какие виды удобрений вы знаете?

2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?

3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?

4. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить I загрязнения ими близлежащих водоёмов?

Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

Источник

Чем лучше удобрять почву весной

После зимы почва истощается, а многолетние кустарники и деревья в саду становятся слабыми, лишенными сил. Усугубляет ситуацию весеннее таяние снега, когда талой водой питательные элементы из земли вымываются. Именно поэтому так важно подобрать подходящее удобрение весной для сада и огорода.

Расскажем, какие бывают удобрения, чем они отличаются друг от друга. Дадим сведения по видам удобрений, в которых нуждаются садовые и огородные культуры в начале сезона.

Основные группы удобрений

Все удобрения можно сгруппировать в две категории: органические и минеральные. Каждые имеют свои особенности, а потому расскажем о них чуть подробнее.

К органическим удобрениям относят составы на основе растительного сырья. Это могут быть:

  • навоз — коровий, козий, конский, кроличий;
  • птичий помет, чаще всего используют куриный;
  • перегной — продукт перегнивания навоза с добавлением зеленой массы;
  • компост — продукт перегнивания или ферментирования растительных остатков и отходов со стола;
  • вермикомпост или биогумус — продукты переработки органики бактериями и червями.
Читайте также:  Какие организмы населяют почву

Также к органическим удобрениям можно отнести торф, травяные настои, древесную и растительную золу. Часть этих средств (навоз, птичий помет) содержит много азота, поэтому используются весной для стимулирования роста зеленой массы.

К минеральным удобрениям относят вещества, полученные синтетическим путем. Они могут быть простыми, состоящими из одного активного элемента (азота, фосфора, калия, бора, магния и т.д) или сложными, в составе которых присутствует несколько компонентов, К первой группе удобрений можно отнести мочевину, ко второй — нитроаммофоску.

Удобрения выбирают исходя из целей и вида растения. Например, в конце весны для клубники важен фосфор и калий, а азот может снизить урожайность.

Роль весенней подкормки

В садоводстве, цветоводстве и овощеводстве удобрения используют весной для разных целей, в зависимости от объекта:

  • для саженцев и рассады — стимуляция развития корневой системы;
  • для цветущих растений и кустарников — для обеспечения лучшей декоративности цветов;
  • для плодовых деревьев — чтобы получить больше плодовых почек, повысить урожайность и товарные свойства плодов;
  • на клубнике и кустарниковых ягодников — для повышения урожайности и улучшения вкуса ягод;
  • для огородных культур — повышение урожайности плодов, улучшение их лежкости.

Для всех растений весеннее внесение удобрений помогает повысить сопротивляемость к болезнетворным бактериям и неблагоприятным условиям внешней среды.

Удобрениями можно и загубить все насаждения, если не уметь с ними обращаться.

Какие вещества нужны растениям весной

Известно три вещества, наиболее важных для нормального развития растений — азот (N), калий (K) и фосфор (P). Их дают растениям в установленном соотношении, которое зависит от вида культуры, этапа развития растения и времени года. Для большинства растений, деревьев и кустарников весной делают упор на азот. Фосфор и калий также необходимы в это время года, но в меньших количествах.

Удачнее всего соотношения подобраны в готовых сложных минеральных удобрениях. Именно их рекомендуется покупать огородникам и садоводам, имеющим незначительный опыт и не придерживающихся принципов органического земледелия.

Безопасное применение в саду и огороде однокомпонентных минеральных удобрений возможно только при точном соблюдении дозировки и выполнении инструкции.

Принципы внесения азота весной

Как только деревья или растения пробуждаются от зимней спячки, у них возрастает потребность в азоте. Это вещество стимулирует рост и развитие зеленой массы. Под влиянием азота листьев становится больше, они приобретают насыщенный зеленый цвет, лучше участвуют в фотосинтезе. Азот участвует в формировании молекул белка, поэтому его избыток в почве также вреден, как и недостаток.

Для обеспечения насаждений азотом можно использовать:

Из органики хороший эффект дает внесение навоза в виде водных болтушек.

Недостаток азота можно заподозрить по одному специфическому признаку: листва начинает бледнеть, часто приобретает светло-желтый оттенок. На кустарниках и деревьях меньше формируется новых побегов, заметно отставание в росте всего растения.

Избыток азота в почве определяется также по состоянию листвы. Начиная с нижних ярусов она начинает буреть, затем сворачивается в трубочки, опадает. На плодовых деревьях плоды преждевременно опадают.

Внесение азотистых минеральных удобрений должны быть в строгом соответствии с нормами.

Принципы внесения фосфора весной

Фосфор сильнее всего влияет на рост и функции корневой системы. Под действием этого вещества в растениях происходит синтез углерода поэтому, вслед за развитием корневой системы, положительное действие проявляется в улучшении вкуса плодов. Высокие урожаи также невозможны без фосфора, при его дефиците сортовые особенности не проявляются в полной мере.

Из минеральных фосфорных удобрений фосфор содержится в суперфосфате. С органикой дело обстоит сложнее: в компосте фосфора мало. Улучшить его можно добавлением костной или фосфоритной муки. Много фосфора в шелухе тыквенных семечек и кукурузной ботве.

Дефицит фосфора можно заподозрить по состоянию листьев — они приобретают слегка голубоватый цвет. Постепенно листья, начиная с нижних, опадают, растения отстают в росте, выглядят болезненными.

При повышенном содержании фосфора в почве листва растений становится узкой, ее концы становятся коричневого цвета. Вкус и количество плодов ухудшаются. В дальнейшем листва становится бурого цвета, скручивается и опадает.

Читайте также:  Концентрированное удобрение forte для всех комнатных растений

Весной фосфорные концентраты разводятся в большом количестве воды, вносятся под растения с соблюдением нормы расходов.

Принципы внесения калия весной

Калий отвечает за углеводный и белковый обмен в растении, способствует укреплению его иммунитета, а также повышает содержание витамина C в плодах. В первую очередь внесение калия отражается на цветах, поэтому его часто применяют в подкормках для цветущих растений. После внесения калийных удобрений цветы становятся ярче, их цвет более насыщенный.

Минеральные удобрения с калием:

  • калийная селитра;
  • хлористый калий;
  • калимаг.

Хлористый калий подходит далеко не для всех растений. Нежелательно его использовать для подкормки картофеля, клубники, винограда, огурцов, томатов, тыквы и всех ягодных кустарников.

Из органики источником калия может быть зола. Она успешно восполняет потребности растений в калии и фосфоре.

Дефицит калия в почве увеличивает уровень содержания в ней аммиака. Это приводит к низкой сопротивляемости растений грибковым болезням и ослабляет их. На почвах с недостаточным содержанием калия огородные и садовые культуры имеют мало листьев, при этом их цвет более темный. По краям листовая пластинка приобретает рыжий оттенок. Некоторые растения отзываются на дефицит калия бурным формированием пасынков.

Если калия много — развивается межжилковый хлороз. Это заболевание, при котором желтеет только сама листовая пластинка, жилки же остаются зеленого цвета. Подобные изменения характерны для новых листиков, старые же сморщиваются и опадают. Кончики корней постепенно отмирают, это отражается на внешнем состоянии растений: они становятся чахлыми, могут погибнуть.

Калийные удобрения можно вносить и весной, но чаще их используют для осенней подкормки.

Правила использования удобрений

Есть общие правила для использования удобрений, которые нужно соблюдать:

  1. Подбирайте препарат с учетом особенностей растения (многие из них не выносят хлора или не отличаются пониженной потребностью в азоте).
  2. Соблюдайте дозировку при приготовлении растворов и нормы расхода удобрений.
  3. Работайте в перчатках, во время подкормки не курите, не принимайте пищу и воду
  4. Минеральные удобрения лучше вносить после обильного полива. Это обезопасит корни растения от химического ожога.
  5. Следите, чтобы питательные растворы не попадали в открытые водоемы.

Не перекармливайте растения: для них это еще хуже, чем дефицит питательных веществ. В лучшем случае растение ответит снижением иммунитета, в худшем — погибнет.

Всегда внимательно читайте инструкции к минеральным удобрениям.

Какое удобрение лучше вносить весной

Обычно весной используют либо органику, либо комплексное минеральное удобрение. Также комбинируют составы между собой, например, перегной с суперфосфатом. Такое сочетание, как и применение сложносоставных препаратов, дает отличный результат: растение получает необходимый набор питательных веществ, в результате чего лучше развивается.

Что касается выбора конкретного удобрения, тут многое зависит от самого растения, фазы его развития, а также свойств почвы. Если подходить к делу серьезно, то лучше сначала сдать грунт огорода или сада на анализы, чтобы знать, какие проблемы имеются. Косвенно дефицит или избыток веществ можно выявить по состоянию растений на участке, мы специально для этого дали наиболее яркие признаки проблем.

Заключение

Теперь вы знаете все об удобрениях для сада и огорода весной. Сведения по дозировке и кратности внесения вы можете узнать в инструкциях производителей. Соблюдайте их, чтобы получить крепкие растения и обильный урожай вкусных плодов.

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
  2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
  3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
  4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
  5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).

Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Читайте также:  Сухие дрожжи для подкормки цветов домашних

Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно — зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Adblock
detector