Меню

Какие виды почв бывают окружающий мир 4 класс

Виды почв – какие бывают, основные характеристики, типы и определения кратко (4 класс, окружающий мир)

В России первая карта почв была составлена в 70-е годы XIX века с участием В. В. Докучаева, который в 1883 году заложил основы российского почвоведения. Почвы обеспечивают развитие растений во всех природных зонах планеты. Их состав зависит от климатических условий и состава растительности. В статье приведём сведения о составе почвы, её разновидностях.

Что такое почва

Почва — природное вещество, образованное на поверхности суши под влиянием климатических условий и организмов. Главная характеристика почвы — её плодородие. Почва представляет собой переслаивание почвенных горизонтов разного состава.

Почвенным горизонтом называют слой почвы с одинаковыми цветом, составом, свойствами. Закономерное чередование почвенных горизонтов определяет почвенный профиль. Для определения почвенного профиля откапывается траншея необходимой глубины — от поверхности до горной породы, на которой сформировалась почва (материнская порода).

Почвенный профиль

Почвенный профиль начинается с дневной поверхности, где накапливаются засохшие растения, опавшие листья и хвоя, ветки, погибшие животные. Органические остатки постепенно превращаются в перегной. Корни растений сплетаются и образуют плотный дёрн.

Ниже следует гумусовый горизонт, откуда минеральные вещества вымываются осадками и откладываются в следующем слое. Содержание гумуса определяет плодородие почвы.

И, наконец, материнская порода. Её поверхность частично разрушена до крупных и мелких обломков, которые прикрывают плотную ненарушенную горную породу.

Рис. 1. Почвенный профиль.

В районах, освоенных человеком, почвенный профиль неполный. Его верхние части могут быть смыты или вынесены ветром, уничтожены техникой.

Типы почв

Перечислим основные типы почв, двигаясь с севера к экватору. Это почвы тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.,

  • Тундровые почвы влажные, имеют малую мощность, содержание гумуса — до 2 %.
  • Подзолистые почвы наблюдаются в таёжных регионах, где достаточно осадков и происходит вымывание гумуса в нижний почвенный слой. Формируется светлый, почти белый, горизонт — подзол, откуда гумус вынесен полностью, мощность гумусового слоя не превышает 1–3 см.
  • Дерново-подзолистые почвы характерны для южной тайги и смешанных лесов, где много опавшей листвы.
  • Серые лесные почвы образуются в областях широколиственных лесов. Лиственный опад обеспечивает увеличение слоя гумуса и его содержания.
  • Чернозёмы формируются в степных регионах, где травы в большом количестве отмирают и перерабатываются в перегной.

Содержание гумуса достигает 10–12 %, мощность горизонта колеблется от 0,5–0,8 м до 1,2–1,3 м. Это самые плодородные почвы мира.

  • Каштановые и бурые почвы распространены в сухих степях и полупустынях, серо-бурые — в пустынях. Содержание гумуса — 1–2 % и менее.

Рис. 3. Полупустыня.

Виды почв

Понятие вида почвы используется в земледелии. Вид определяется по содержанию песка, глины, торфа. Виды почв: песчаная, глинистая, торфяная и смешанные виды. Самый удачный вид почвы — суглинок, где соотношение песка, глины и питательных веществ благоприятно для большинства растений.

Что мы узнали?

От климата и состава растительности зависит, какие бывают почвы. В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно перечислить типы почв: тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, чернозёмы, каштановые, бурые, серо-бурые.

Источник

Земля-кормилица стр. 160 – 163

1. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке мы видим несколько основных видов почв нашей страны. В одних почвах больше перегноя, отмерших и перегнивших частей растений, в других перегноя меньше. Чем больше в почве перегноя, тем более плодородной она является.

По рисунку видно, что самой плодородной оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые почвы и серые лесные почвы.

2. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

Для Московской области характерны серые лесные почвы, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.

Читайте также:  Какое удобрение вносить для чеснока весной

Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка почвы.

3. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.

Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.

Будем лепить модель почвы в виде параллелепипеда, квадратного столбика.

Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть почвы, растительность.

Ниже вылепим чёрный кусок почвы — перегной, плодородная часть почвы. Он должен занимать половину нашего столбика.

Ниже будет слой переходный, серого цвета.

А на самом низу столбика покажем жёлтый слой почвы, богатый песком.

4. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.

Пример выступления “Значение почвы для жизни на Земле” для 4 класса

Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по почве каждый день и даже не вспоминаем о том, что без этой почвы не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.

Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней почва.

Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери почву и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.

Проверь себя

1. Приведи примеры различных типов почв.

Есть тундровая почва, подзолистая почва, серая лесная почва, болотистая почва, луговая почва, чернозём.

2. Какая почва самая плодородная?

Самой плодородной почвой является чернозём.

3. Какие почвы в вашем крае?

В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые почвы.

4. Почему нужно бережно относиться к почвам?

Почва даёт жизнь растениям, ведь её основное свойство — плодородность. Если почву не беречь, то её могут смыть вода, раздуть ветер, её могут отравить ядохимикаты, и тогда почва потеряет свою плодородность. А значит на ней ничего не вырастет, а людям и животным нечего будет есть.

5. Как нужно охранять почвы?

Для охраны почву нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать распашки почвы по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью почвы.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю мусор и отходы, выливать на почву помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.

На следующем уроке

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

В России есть природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, субтропических лесов.

В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.

Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели. В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.

Читайте также:  Обитателей почв называют гидробионтами

Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на само верху обитают различные птицы.

Источник

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир. 4 класс.

Урок 13. Земля-кормилица.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме:

Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.

Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.

Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,

используемая для удобрения почвы.

Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков

растений в болотистых местах.

Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который

используется для удобрения почвы.

Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.

Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для

борьбы с вредителями и болезнями растений.

Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;

серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для

общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.

«Великан на поляне, или первые уроки экологической этики », с. 147-148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наш урок называется «Земля-кормилица». Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.

  1. Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, её состав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территории нашей страны немалое число типов почв. В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зоне тундра – тундровые почвы. В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные. На болотах – болотные. На лугах – луговые почвы. Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.
  2. Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет. Представляете, как это долго! Почва начала образовываться с той поры, как жизнь появилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдые природные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, который состоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательных веществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которым подходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатков получается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже больше и они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становится больше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинают селиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву. Перегноя на этой почве становится ещё больше. И опять вырастают растения, и опять их поедают животные, умирают и превращаются в перегной. Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы в растения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных, а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы от ветра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смыть её. А ветер просто развеять. Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитные полосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этого устраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные вещества в почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрения бывают органические и минеральные. Органические удобрения – это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают из минеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве. Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных, которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишком много, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относиться к добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых, бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвы образуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.
Читайте также:  Шкаф для выращивания огурцов своими руками

Мы ответили на наши вопросы и выяснили, почему землю называют «кормилицей». Земля кормит человека. На ней растут овощи, фрукты, ягоды, которыми человек питается. Земля кормит животных – и зверей, и насекомых, и птиц. Земля кормит растения – корни растений уходят в землю и оттуда получают пищу. А вы знаете, какая почва в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.

А в книге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах 147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте, что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Выберите верное высказывание.

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.

В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно

Правильный вариант ответа

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Впишите в предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – _________ почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ____________ почвы.

В лиственных лесах — ______ _______ почвы.

В зоне степей – почвы ________.

На болотах – ________.

На лугах – __________ почвы.

Правильный вариант ответа

В природной зоне тундра – тундровые почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы.

В лиственных лесах – серые лесные почвы.

Источник

Adblock
detector