Животные в почве. Обитатели почвы и их приспособленность к среде
Наша планета образована четырьмя основными оболочками: атмосферой, гидросферой, биосферой и литосферой. Все они находятся в тесном взаимодействии между собой, поскольку представители биосферной оболочки Земли — животные, растения, микроорганизмы — не могут существовать без таких формирующих веществ, как вода и кислород.
Так же, как и литосфера, почвенный покров и другие, глубоко лежащие слои, не могут существовать изолированно. Несмотря на то что мы не можем увидеть это невооруженным глазом, почва заселена очень густо. Каких только живых существ в ней не живет! Как и любым живым организмам, им тоже необходимы вода и воздух.
Какие животные живут в почве? Как они влияют на ее формирование и как приспосабливаются к такой среде обитания? На эти и другие вопросы мы попробуем дать ответ в этой статье.
Какие бывают почвы?
Почва — это только самый верхний, совсем неглубокий слой, составляющий литосферу. Глубина его уходит примерно на 1-1,5 м. Дальше начинается уже совсем другой слой, в котором протекают грунтовые воды.
То есть верхний плодородный слой почвы — это и есть то самое место обитания различных по форме, размерам и способам питания живых организмов и растений. Почва, как среда обитания животных, очень богата и разнообразна.
Данная структурная часть литосферы неодинакова. Формирование почвенного слоя зависит от многих факторов, в основном от условий окружающей среды. Поэтому и типы почв (плодородного слоя) также различаются:
- Подзолистые и дерново-подзолистые.
- Черноземные.
- Дерновые.
- Болотные.
- Подзолисто-болотные.
- Солоди.
- Пойменные.
- Солончаки.
- Серые лесостепные.
- Солонцы.
Данная классификация приведена только для площади России. На территории других стран, континентов, частей света существуют и иные типы почв (песчаные, глинистые, аркто-тундровые, гумусовые и так далее).
Также все почвы неодинаковы по химическому составу, влагообеспеченности и насыщенности воздухом. Эти показатели варьируются и зависят от ряда условий (например, на это влияют животные в почве, которые будут рассмотрены ниже).
Как формируются почвы и кто им в этом помогает?
Свое начало почвы ведут со времени появления жизни на нашей планете. Именно с образованием живых систем и началось медленное, непрерывное и самообновляемое формирование почвенных субстратов.
Исходя из этого понятно, живые организмы играют определенную роль в почвообразовании. Какую же? В основном эта роль сводится к переработке органических веществ, содержащихся в почве, и ее обогащении минеральными элементами. Также это рыхление и улучшение аэрации. Очень хорошо об этом в 1763 году написал М. В. Ломоносов. Именно он первым высказал утверждение, что почва формируется благодаря отмиранию живых существ.
Помимо деятельности, которую осуществляют животные в почве и растения на ее поверхности, очень важным фактором формирования плодородного слоя являются горные породы. Именно от их разновидности будет в целом зависеть тип почвы.
В итоге горные породы перерабатываются под влиянием абиотических факторов, а живущие в почве микроорганизмы разлагают животные и растительные останки, превращая органические вещества в минеральные. В результате этого образуется плодородный слой почвы определенного типа. При этом животные, обитающие под землей (например, черви, нематоды, кроты) обеспечивают ее аэрацию, то есть насыщение кислородом. Это достигается путем рыхления и постоянной переработки почвенных частиц.
Животные и растения совместно дают почве органическое вещество. Микроорганизмы, простейшие, одноклеточные грибы и водоросли это вещество перерабатывают и переводят в нужную форму минеральных элементов. Черви, нематоды и другие животные снова пропускают через себя почвенные частицы, формируя тем самым органическое удобрение — биогумус.
Отсюда вывод: почвы формируются из горных пород в результате долгого исторического промежутка времени под влиянием абиотических факторов и при помощи, которую оказывают животные и растения, в них живущие.
Невидимый почвенный мир
Огромную роль не только в формировании почвы, но и в жизни всех остальных живых существ играют мельчайшие существа, образующие целый невидимый почвенный мир. Кто же к ним относится?
Во-первых, одноклеточные водоросли и грибы. Из грибов можно выделить отделы хитридиомицетов, дейтеромицетов и некоторых представителей зигомицетов. Из водорослей следует отметить фитоэдафонов, представляющих собой зеленые и сине-зеленые водоросли. Общая масса этих существ на 1 га почвенного покрова составляет примерно 3100 кг.
Во-вторых, это многочисленные микроорганизмы, бактерии и такие животные в почве, как простейшие. Суммарная масса этих живых систем на 1 га почвы составляет примерно 3100 кг. Основная роль одноклеточных организмов сводится к переработке и разложению органических остатков растительного и животного происхождения.
К самым распространенным из этих организмов относятся:
- коловратки;
- клещи;
- амебы;
- многоножки симфилы;
- протуры;
- коллемболы;
- двухвостки;
- сине-зеленые водоросли;
- зеленые одноклеточные водоросли.
Какие животные живут в почве?
К почвенным обитателям относятся следующие беспозвоночные животные:
- Мелкие рачки (ракообразные) — около 40 кг/га
- Насекомые и их личинки — 1000 кг/га
- Нематоды и круглые черви — 550 кг/га
- Улитки и слизни — 40 кг/га
Такие животные, обитающие в почве, очень важны. Их значение определяется способностью пропускать через себя почвенные комочки и насыщать их органическими веществами, формируя биогумус. Также их роль состоит в разрыхлении почвы, улучшении кислородного насыщения и создании пустот, которые заполняются воздухом и водой, в результате чего повышается плодородие и качество верхнего слоя земли.
Рассмотрим, какие животные обитают в почве. Их можно разделить на два типа:
- постоянные жители;
- временно обитающие.
К постоянным позвоночным млекопитающим жителям, представляющим животный мир почвы, относятся слепыши, слепушонки, цокоры и сумчатые кроты. Их значение сводится к поддержанию цепей питания, так как насыщаются они почвенными насекомыми, улитками, моллюсками, слизнями и так далее. И второе значение — это рытье длинных и извилистых ходов, позволяющих почве увлажняться и обогащаться кислородом.
Временные обитатели, представляющие животный мир почвы, используют ее лишь для недолгого убежища, как правило, в качестве места для откладывания и хранения личинок. К таким животным относятся:
- тушканчики;
- суслики;
- барсуки;
- жуки;
- тараканы;
- другие виды грызунов.
Приспособления почвенных обитателей
Для того чтобы жить в такой непростой среде, как почва, животные должны иметь ряд особенных приспособлений. Ведь по физическим характеристикам эта среда плотная, жесткая и малокислородная. Кроме этого в ней абсолютно нет света, хотя и наблюдается умеренное количество воды. Естественно, что к таким условиям нужно уметь приспособиться.
Поэтому животные, которые живут в почве, с течением времени (в ходе эволюционных процессов) приобрели следующие особенности:
- чрезвычайно мелкие размеры, чтобы заполнять крошечные пространства между частицами почвы и комфортно себя там чувствовать (бактерии, простейшие, микроорганизмы, коловратки, рачки);
- гибкое тело и очень крепкая мускулатура — преимущества для передвижения в почве (кольчатые и круглые черви);
- способность усваивать кислород, растворенный в воде или дышать всей поверхностью тела (бактерии, нематоды);
- жизненный цикл, состоящий из личиночной стадии, во время которой не требуется ни свет, ни влага, ни питание (личинки насекомых, различных жуков);
- более крупные животные имеют приспособления в виде мощных роющих конечностей с крепкими когтями, позволяющими легко прорывать длинные и извилистые ходы под землей (кроты, землеройки, барсуки и так далее);
- у млекопитающих хорошо развито обоняние, но практически отсутствует зрение (кроты, цокоры, слепыши, спепушонки);
- тело обтекаемой формы, плотное, сжатое, с коротким жестким плотно прилегающим мехом.
Все эти приспособления создают настолько комфортные условия, что животные в почве ощущают себя нисколько не хуже тех, что живут в наземно-воздушной среде, а, возможно, даже лучше.
Роль экологических групп почвенных обитателей в природе
Основными экологическими группами почвенных обитателей принято считать:
- Геобионты. Представители данной группы — это животные, для которых почва постоянное место обитания. В ней проходит весь их жизненный цикл в сочетании с основными процессами жизнедеятельности. Примеры: дождевые черви, многохвостки, бесхвостки, двухвостки, бессяжковые.
- Геофилы. К этой группе относятся животные, для которых почва обязательный субстрат во время одной из фаз своего жизненного цикла. Например: куколки насекомых, саранча, многие жуки, комары-долгоносики.
- Геоксены. Экологическая группа животных, для которых почва — временное укрытие, убежище, место откладывания и выведения потомства. Примеры: многие жуки, насекомые, все норные животные.
Совокупность всех животных каждой группы является важным звеном общей цепи питания. Кроме того, их жизнедеятельность обуславливает качество почв, их самообновляемость и плодородие. Поэтому их роль чрезвычайно важна, особенно в современном мире, в котором сельское хозяйство вынуждает почвы беднеть, выщелачиваться и высаливаться под действием химических удобрений, пестицидов и гербицидов. Животные почвы способствуют более быстрому и естественному восстановлению плодородного слоя после тяжелых механических и химических атак со стороны человека.
Связь растений, животных и почв
Не только животные почвы взаимосвязаны между собой, образуя общий биоценоз со своими цепями питания и экологическими нишами. На самом деле все существующие растения, животные и микроорганизмы задействованы в едином круге жизни. Равно, как и все они связаны со всеми средами обитания. Приведем простой пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь.
Травы лугов и полей являются питанием для наземных животных. Те, в свою очередь, служат источником пищи для хищников. Остатки травы и органического вещества, которые выводятся с продуктами жизнедеятельности всех животных, попадают в почву. Здесь за дело принимаются микроорганизмы и насекомые, которые являются детритофагами. Они все остатки разлагают и переводят в минеральные вещества, удобные для всасывания растениями. Таким образом, растения получают необходимые им компоненты для роста и развития.
В самой почве при этом микроорганизмы и насекомые, коловратки, жуки, личинки, черви и так далее становятся пищей друг для друга, а значит, и общей частью всей сети питания.
Таким образом, получается, что животные, обитающие в почве, и растения, живущие на ее поверхности, имеют общие точки пересечения и взаимодействуют друг с другом, формируя единую общую гармонию и силу природы.
Бедные почвы и их обитатели
Бедными называются почвы, которые многократно подвергались воздействию со стороны человека. Строительство, выращивание сельскохозяйственных растений, осушение, мелиорация — все это со временем приводит к обеднению почв. Какие обитатели умеют выживать в таких условиях? К сожалению, не многие. Наиболее выносливыми подземными жителями являются бактерии, некоторые простейшие, насекомые, а также их личинки. Млекопитающие, черви, нематоды, саранча, пауки, ракообразные в таких почвах выживать не могут, поэтому погибают или покидают их.
Также к бедным относятся почвы, в которых низкое содержание органических и минеральных веществ. Например, сыпучие пески. Это особая среда, в которой живут определенные организмы со своими приспособлениями. Или, например, засоленные и сильнокислые почвы тоже содержат в себе только специфических обитателей.
Изучение животных почвы в школе
Школьный курс зоологии не предусматривает изучение животных почвы на отдельном уроке. Чаще всего, это просто краткий обзор в контексте какой-либо темы.
Однако в начальной школе есть такой предмет, как «Окружающий мир». Животные в почве изучаются в рамках программы данного предмета очень подробно. Информация преподносится соответственно возрасту детей. Малышам рассказывают о многообразии, роли в природе и хозяйственной деятельности человека, которую играют животные в почве. 3 класс обучения — самый подходящий для этого возраст. Дети уже достаточно образованы, чтобы усвоить какую-то терминологию, и при этом имеют большую тягу к знаниям, к познанию всего окружающего, изучению природы и ее обитателей.
Главное, делать уроки интересными, нестандартными, а также информативными, и тогда дети будут впитывать знания, словно губки, в том числе и про обитателей почвенной среды.
Примеры животных, обитающих в почвенной среде
Можно привести краткий список, отражающий основных почвенных обитателей. Естественно, сделать его полным не получится, ведь их так много! Однако основных представителей попробуем назвать.
Животные почвы — список:
- коловратки, клещи, бактерии, простейшие, ракообразные;
- пауки, саранча, насекомые, жуки, многоножки, мокрицы, слизни, улитки;
- дождевые черви, нематоды и другие круглые черви;
- кроты, слепыши, слепушонки, цокоры;
- тушканчики, суслики, барсуки, мыши, бурундуки.
Источник
Презентация по предмету «Окружающий мир» «Кто в почве живет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Кто в почве живет?» Your contact information
Программа «Юный исследователь» в детском клубе «MEL» Детский клуб «MEL» расположен в на территории нового жилищного комплекса на севере Санкт-Петербурга. В клубе, кроме игрового и спортивного пространства, находится зоосадик. Для наших родителей и воспитанников проводятся мастер-классы и занятия по экологии, окружающему миру, изобразительному искусству «Наблюдаем, играем, изображаем». Специфика занятий в клубе такова, что на одном занятии могут быть дети разного возраста. В процессе занятия нет пассивных зевающим наблюдателем, каждый ребенок, даже самый младший становится юным исследователем. Наша цель — воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.
Воспитанники нашего зоосадика
Мастер-классы: «Почва и ее обитатели» Чем питаются растения Узнаем где и как обитают живые организмы; Выясним как живые организмы приспособились жить в почвенной среде Узнаем, исследуем, рассуждаем, отображаем
Мы читаем, смотрим фильмы о природе, рассуждаем, играем, лепим и рисуем в уголке
Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. В почве имеются условия для жизни Живые организмы приспособились к жизни в почв В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха. Занятие 1. Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием
В далекие времена поверхность нашей планеты представляла собой голую каменистую пустыню. Шли годы, и со временем, под влиянием разрушительной силы ветра, породы разрушались, превращаясь в мельчайшие частички. Они и стали той основой, на которой стало возможным формирование почвы. Перепады температур создавали в горных породах трещины, ветер и водные потоки уносили остатки. После прямо на скалах стали появляться первые «поселенцы» — растения. Из поколения в поколение растения росли и гибли, перемешиваясь с минералами, и постепенно образовали новое вещество — почву.
Мы знакомимся с почвой. Что у нас под ногами?
Чем питаются растения Гумус – плодородный слой почвы
Почва – среда обитания организмов
Зачем мы моем руки после прогулки? Среди обитателей почвы существуют паразиты, опасные бактерии и организмы Количество организмов в почве огромно. В почве на 1 м2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных обитателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дождевых червей, около 50 млн круглых червей, количество микроорганизмов трудно оценить.
Чем питаются растения
Животные, обитатели почвы, роют ходы, куда попадают вода и воздух, измельчают остатки растений, так они повышают плодородие почвы
Почва дом для ее обитателей Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности: Наличие приспособлений для рытья нор, ходов Маленькие глаза или отсутствие органов зрения. Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.
Занятие 2.Кто в почве живет Дождевые черви является незаменимым участником создания плодородия почвы
Настоящие помощники садовода и овощевода — дождевые черви. Дождевые черви питаются органическими остатками всего того, что попадает в почву и остается от растений (листьями, древесиной, отмершими корнями), микробами, грибами, водорослями, а также минералами самой почвы. Все это червями перерабатывается и выделяется в виде биогумусом.
При создании проходов в почве, маленький червь поднимает вес, в 60 раз превышающий вес его тела. Эти системы трубы обеспечивают проникновение дождевой воды в землю и её хорошую вентиляцию. Они производят большие количества ценного гумуса, естественного удобрения для растений, что улучшает структуру земли. Дождевые черви являются важным источником питания для других животных, таких как ежи и птицы.
Занятие 2. Грибы в лесу Знакомимся с грибами Научимся различать съедобные и ядовитые грибы. Выполним лепку, аппликацию, на тему «Грибы». Проводим конкурс стихов и загадок о грибах.
Грибница состоит из тонких ветвящихся обычно белых нитей – гифов. Из них же состоит и сам гриб. Грибы собираем аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Грибы снабжают растения питательными веществами
«Мухомор красен, да для здоровья опасен».
Занятие 3. Вредители Вредитель лакомится молодой зеленью, клубнями, корешками.
Почвы очень богата и разнообразна микроорганизмами. Всего в одном кубическом сантиметре может встречаться до миллиарда бактерий.
Крошечных хищных круглых червей в почве, называемых нематодами. Они поедают корни растений.
Земляной рак или медведка Медведка – грозный враг растений. Насекомые с мощными крыльями и жёстким панцирем Насекомое с мощными челюстями не останавливают корни деревьев и кустарников: медведка прогрызает всё на своём пути. У медведки прожорливые личинки, большая часть площади почвы на разной глубине будет покрыты норами и подземными ходами.
Всю свою жизнь медведки занимаются активной прокладкой подземных тоннелей, где живут и размножаются. Медведки сильно повреждают и подгрызают корни растений
Проволочник представляет собой небольшую личинку с жестким телом, из нее образуется жук-щелкун
Этот зверёк не только ползает под землёй. Он обустраивает себе дом, который устилает сухой травой. Я, друзья, подземный житель, Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нем. День за днём, за годом год Ход подземный роет крот. Две передних быстрых лапки У крота, как две лопатки.
Вся жизнь крота проходит в подземных ходах, которые он прокладывает в разных пластах почвы. Кроты роют ходы двух видов: жилые — ходы, которые используются для перехода к гнезду, водопою, на кормовые участки; кормовые — ловушки для насекомых, беспозвоночных, которых крот употребляет в пищу.
Крот подземное животное. Селится на территориях с рыхлыми почвами, в основном это леса и поля, в которых и роют свои жилища, ходы для собирания и хранения корма и норы для потомства.
Кроты очень прожорливы — съедают в день столько насекомых, гусениц и личинок, сколько сами весят. На зиму они запасают дождевых червей, оставляют их живыми, но парализуют, откусывая головы. В подземных кротовых ходах может быть собрано от 100 до 1000 дождевых червей.
При рытье тоннелей крот упирается задними конечностями и роет передними, которые попеременно врезаются в почву и двигаются в сторону и назад. Сооружая норы на глубине более 10 см, крот не может уже приподнять головой свод и вынужден выбрасывать выкопанную землю на поверхность. Благодаря этому присутствие жилого хода можно обнаружить по характерным кучам выброшенного грунта — кротовинам.
В поисках пищи кроты разрывают землю, создают ходы и устраивают хранилище для пищи. Прорывая ходы, кроты выталкивают землю на поверхность
Муравьи – подземные жители
Муравьиная ферма в детском клубе Муравейник выглядит как лабиринт Каждое насекомое имеет свои обязанности, которые возлагаются на него сразу после его появления на свет. Взрослая особь сама может выбирать себе роль по своим предпочтениям. муравьи-строители; няньки; работники родильного отсека; транспортировщики; воины; охранники; разведчики; добытчики пищи.
Самая ответственная и ценная профессия среди муравьев – это уход за потомством
Более сильные и агрессивные особи становятся хорошими воинами и охранниками жилища. Насекомые, обладающие навыками ориентирования, становятся разведчиками новых территорий для поиска пищи. Сильные и выносливые члены колонии переносят пищу и грузы по бесчисленным ходам муравейника.
Расскажите: «Кто в почве живет»
Методическая литература «Хворосту воз» Л.Каминский аудио сказка Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» — Карапуз – Дидактика: М.: 2005 https://plodorodie.ru Путешествие в подземный мир — сказка для детей и взрослых http://www.tavika.ru/http://www.tavika.ru/ https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ostera/petka-mikrob/ https://detichaik.ru/skazki/kak-odin-malchik-nauchilsya-myt-ruki.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-945915
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник