Меню

Какие животные повышающие плодородие почвы

Невидимый «мегаполис»: как живые организмы повышают плодородие почвы

Почва — это среда обитания множества организмов, которые в совокупности образуют единую и цельную экосистему. Невидимые человеческим глазом обитатели почвы напрямую влияют на ее биологические, физические и химические свойства. Живые организмы получают в земле питание и убежище, при этом насыщая ее питательными компонентами и повышая плодородие.

Существа, обитающие в почве, называются педобионтами. Самыми многочисленными являются бактерии, грибки, водоросли и одноклеточные организмы, живущие в почвенных водах. Их совокупность — микрофлора — может весить более 20 тонн на гектар площади, а количество организмов в одном кубическом метре почвы достигает 10¹⁴. Микроорганизмы, перерабатывая отмершие растения, обогащают почву органическими веществами; многие из них способны фиксировать азот и делать его доступным для сельскохозяйственных культур.

Также из всего разнообразия живых организмов в почве выделяют нанофауну (простейшие, коловратки, нематоды), микрофауну (клещи и некоторые насекомые), мезофауну (личинки насекомых, многоножки, дождевые черви) и макрофауну (млекопитающие, например кроты).

Тонны организмов присутствуют в почве, но даже в благоприятные для развития периоды многие из них имеют очень низкую активность или даже неактивны. Активность организмов зависит от биотических и абиотических факторов, климатических условий, рН, а также присутствия определенных растений.

Живые организмы в почве способствуют накоплению и разложению органических остатков на простые легкоусвояемые растениями вещества, влияют на минерализацию азота и серы в почве, улучшают структуру земли и ее способность удерживать воду.

Минерализация азота

Микроорганизмы играют решающую роль в процессе преобразования органического азота в доступные для растений соединения — нитраты и аммиак. Несмотря на сложившееся у потребителей мнение о том, что «нитраты — это зло», эти соединения очень важны для роста растений, особенно во время наращивания вегетационной массы перед цветением и образования фруктов или семян.

Азот в почве присутствует преимущественно в виде органических соединений (растительных остатков и гумуса). Он также входит в состав самих микроорганизмов, которые в процессе жизнедеятельности разлагают органику. Бактерии, грибки и актиномицеты усваивают необходимые для жизни и развития минералы, а другие образовавшиеся в процессе вещества становятся доступными для поглощения растениями.

Тут стоит отметить, что в аэробных условиях минерализация азотсодержащих органических веществ протекает с образованием аминокислот, которые, в свою очередь, минерализуются до NH3, Н20 и С02. Если же из-за нехватки кислорода в почве процесс происходит в анаэробных условиях, в ходе минерализации также образуются альдегиды, спирты, кетоны, сероводород, метан и другие токсичные вещества. Они угнетают рост сельскохозяйственных растений и в итоге негативно сказываются на урожайности.

Таким образом, развитие микроорганизмов в почве и успешная минерализации азота возможны только при наличии тепла, при хорошем притоке воздуха, достаточной влажности почвы и присутствии в почве основании для нейтрализации образующейся азотной кислоты.

На кислых подзолистых почвах процесс образования неорганического азота протекает слабее из-за отрицательного влияния кислотности почвы. В этом случае помочь процессу может известкование полей.

Также нитрификацию подавляет сильный недостаток и избыток влаги. Нитраты отличаются большой подвижностью: в условиях избыточного увлажнения эти вещества вымываются из почвы, а при испарении поднимаются с влагой к поверхности почвы. Кроме того, при избытке воды в почве накапливается значительное количество аммиачного азота, содержание которого в этих случаях может доходить до 20 мг и больше на килограмм почвы.

Что идет на пользу микрофлоре почвы?

Почва является самой сложной гетерогенной средой. Взаимодействия между биотическими и абиотическими факторами настолько сложны, что изменение или даже доминирование определенных видов организмов, живущих в почве, выявить и спрогнозировать очень сложно.

Севооборот и тщательное планирование внесения удобрений помогают поддерживать устойчивость почвы и создавать в ней условия, благоприятные для минерализации азота. Применение свежего органического вещества (навоза) обеспечит надлежащее питание, улучшит структуру почвы и помогает удерживать воду.

Хотя в кислых почвах высвобождается больше органических веществ, их преобразование в доступные для растений формы и другие почвенные процессы замедляются. Потому на землях с высокой кислотностью рекомендуется постепенно повышать рН до уровня более 5. При этом нужно помнить, что чрезмерное использование извести и других удобрений может быть агрессивным для микроорганизмов.

Анализы грибов и бактерий в почве

Изучить в лабораторных условиях внутрипочвенные процессы и, в частности, трансформацию азота достаточно сложно. Из всех известных сред обитания микроорганизмов почва является самой нестабильной: в течение вегетационного периода в ней могут значительно меняться влажность, кислотность, содержание кислорода и питательных веществ, численность и видовое разнообразие микроорганизмов.

Тем не менее, с помощью современных технологий можно получить точное представление о почвенных процессах. Так, голландская компания Eurofins Agro — один из мировых лидеров по лабораторным анализам в сельском хозяйстве — исследует потенциальную азотную минерализацию в почве и параметр BFI (наличие грибов и бактерий в почве).

Самой передовой технологией анализа почв является NIRS — спектроскопия ближнего инфракрасного излучения. При NIRS-исследовании на образец оказывается воздействие ближним инфракрасным излучением. Современное оборудование за несколько секунд измеряет, волны какой длины отражаются от исследуемого материала, а какой — поглощаются. Полученный спектр содержит точную информацию о составе образца.

Результаты анализа NIRS калибруются с помощью классического метода определения BFI. Он представляет собой анаэробный инкубационный тест, измеряющий потенциальный минерализуемый азот (PMN). Это доля органического азота, которая при определенных условиях может быть преобразована в доступные для растений формы. Образцы почвы погружаются в воду на неделю, в них создается анаэробная среда. Анаэробные микроорганизмы за это время разлагают все органические остатки и мертвые аэробные организмы, высвобождая минеральный азот. Уровни неорганического азота до и после погружения сравниваются, и в конечном итоге высчитывается BFI.

Источник

Как животные почвы влияют на её плодородие?

В первую очередь те, кто «вспушивают» (разрыхляют) землю. Например кроты роют туннели и таким способом земля насыщается кислородом и влагой. Так же они едят некоторых жителей почвы, которые приносят ей вред. Подобную пользу земле так же приносят: черви (земляные), мыши, суслики и т.д. Ведь благодаря этим существам почва постоянно находится в «движении». Что позволяет ей насыщать своими минералами растения которые мы сажаем.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Читайте также:  Промышленные теплицы для выращивания роз

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

У моего сына в три года был период любви к земляным червям. Он их везде искал, смотрел фильмы и мультики о них, придумывал им какие-то жизненные истории, и все такое. Если вы знаете, что такое увлеченный чем-то ребенок, то уже догадались, что теперь я сама знаю невероятное количество фактов о жизни червей и их соседей по почве.

Свойства почвы, влияющие на ее плодородие

Плодородие почвы — это ее способность «накормить» собой максимальное количество растений. А зависит плодородие, в основном, от содержания в почве:

Сухая плотная почва, лишенная питательных веществ, плодородной быть не может.

Гумус — органическое удобрение авторства самой матери Природы. Он образуется из растительных и животных остатков и нужен для того, чтобы почва была максимально насыщена нужными растениям веществами. Наиболее богаты гумусом чернозёмные почвы, которые и являются самыми плодородными.

Корни растений впитывают растворы, но не сухие вещества, поэтому для них критично наличие воды в почве. Насыщенность ее воздухом позволяет корням свободно расти и способствует лучшему увлажнению.

Кто живет в почве

В почве скрывается множество животных самых разных размеров. Если хорошо покопаться, найти можно самых удивительных существ.

Вот, например, австралийский дождевой червь — ооочень длинный. Брр, очень рада, что племянник откапывал не таких.

Помимо дождевых червей, в почве обитают:

  • кроты;
  • медведки;
  • прочие насекомые и их личинки;
  • нематоды;
  • энхитреиды;
  • некоторые виды клещей.

Влияют на плодородие почвы животные двумя основными способами.

Роющие обитатели в процессе своей активности рыхлят землю, что благоприятно влияет на корни растений — те могут свободно расти и «дышать». Рыхлая почва также лучше увлажняется.

Но животные влияют не только на физические характеристики почвы, но и на ее химический состав, ведь продукты их жизнедеятельности и отмершие части со временем становятся частью гумуса.

Животные могут влиять на плодородность и отрицательно, повреждая корни растений и поедая «полезных» земляных обитателей.

Источник

Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитают: Кроты, Сверчки, Многоножки, Жабы, Лесные Мыши и самый так сказать ,,популярный» обитатель это Дождевой Червь.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Сразу вспомнилось, как я помогаю бабушке в охоте на крота. 🙂 Как же он нас тогда замучил, и только засунув шланг в его норку, удалось избавиться от незваного гостя. В общем, несмотря на пользу этого животного для почвы, для нашего урожая он оказался не таким полезным.

Обитатели почвы

Этот мир практически скрыт от нас, однако это отнюдь не означает, что там невозможна жизнь. Напротив, там существует своеобразный мир населенный массой животных. Существенное отличие заключается в самой почве как среде обитания, которая существенно отличается от воздуха или воды. Одних достаточно легко увидеть, а некоторых едва увидишь через микроскоп! Итак, почва населена следующими живыми существами:

  • беспозвоночные животные;
  • микроорганизмы;
  • грибы;
  • насекомые;
  • позвоночные животные.

Роль животных в плодородии почвы

Что касается вклада в почвообразование, а следовательно, и повышение плодородия, условно можно выделить следующие типы живых организмов исходя из функции:

  • перерабатывающие — принимают участие в разложении, при этом синтезируя новые соединения;
  • перемешивающие — эта группа распределяет переработанное вещество по всему слою;
  • разрыхляющие — перемещаясь в толще, способствуют доступу воздуха и воды.

При попадании в почву органических остатков первыми начинают «работу» бесхлорофильные организмы, которые видоизменяют вещества, делая их доступными для усвоения растениями. Кстати, в почве самая большая концентрация микроорганизмов в мире: только 1 грамм лесной почвы содержит свыше 15 миллионов одноклеточных. Насекомые проделывают массу ходов, тем самым значительно повышая вентиляцию, ряд физических свойств и водоснабжение. Кроме этого, они перерабатывают значительную часть растительных отходов.

Что касается беспозвоночных, то здесь особо следует выделить дождевых червей, которые способствуют скорейшему биологическому круговороту. Позвоночные, в основном, представлены грызунами. Таким образом, не только животные не могут существовать вне почвы, но фактически невозможно ее образование без них, ведь разрушая и преобразовывая органические вещества они не только увеличивают толщину слоя, но и повышают его плодородность.

Источник

Урок окружающего мира по теме «Обитатели почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Обитатели почвы

Тип урока: Комбинированный

Дидактическая цель : Развивать учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Освоение предметных знаний, умений сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений; сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Личностные: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы.

Познавательные : находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач; Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.Понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач.

Методы обучения : словесный, наглядный, проблемный, частично-исследовательский, поисковый,

Формы обучения : парная, групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Средства обучения . Карточки, учебник, ТПО, презентация, проектор

Сегодня у нас урок встреча.

А с кем мы встретимся вы узнаете по ходу урока

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение

Читайте также:  Когда собирать урожай болгарского перца

Личностные: Становление интереса к предмету, положительного отношения к окружающего мира

2. Актуализация знаний учащихся

– Отгадайте загадк у:

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

– Ответьте на вопрос ы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

– Расскажите об опытах с почвой, которые вы делали на прошлом уроке. (Ответы на задание 87: почва, пчела, вода, чернозем, воздух, глина, песок.)

Кроссворд «Состав почвы».

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

– Что такое плодородие?

Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение

Становление интереса к предмету, положительного отношения к окружающего мира

Регулятивные: выполнять учебные действия

3. Постановка целей и задач урока

– Отгадайте загадк у. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче

4. Первичное усвоение новых знан и й

– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь. «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций) . Они подняли страшный галдеж.

– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

б есед а после прослушивания сказки по вопросам :

– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

– Какие живые организмы живут в почве?

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, представленным в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);

находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач.

участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;

высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаясь объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;

5. Первичная проверка понимания

Работа с тексто м (с. 91–92).

– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

Учитель на доске моделирует «многоэтажный дом», обитатели которого живут на разных глубинах, с помощью рисунков, изображаюших животных. В ходе работы дополняет элементами.

Читайте также:  Прибор измеряющий плотность почвы

– Почему почву называют многоэтажным домом? (В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Познавательные : понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач

Коммуникативные : строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач

Регулятивные : выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).

Личностные : появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения окружающего мира

6. Первичное закрепление

– Отгадайте загадк у:

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

Рисунок дополняет модель «Круговорот веществ».

– Как деревья «дружат» с почвой?

– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязанно.

– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Учитель прикрепляет табличку «Круговорот веществ в природе».

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Выво д: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

VI. Закрепление и обобщение.

– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группа м.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание : исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной , который с водой всасывают корни растений ; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ ( животных ) образуется ______ ( перегной ), из которого под действием ______ ( микробов ) образуются ______ ( соли ), растения корнями всасывают из почвы _______ ( воду ) с растворенными в ней _______ ( солями ), животные питаются _______ ( растениями ); из отмерших _______ ( растений и животных ) вновь образуется _______ ( перегной )

Познавательные : Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать

Коммуникативные : строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач

Регулятивные : выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему? (Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

– Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель? (Они обогащают почву различными минеральными солями.)

– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

Познавательные: Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение.

Личностные: Осознание социальных, личностных мотивов изучения материала на уроках окружающего мира

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве.

Познавательные: Анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Коммуникативные: умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за…

Регулятивные: Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Личностные : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Источник

Adblock
detector