Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
какие живые организмы способствуют образованию почвы? дождевые черви и многоножки, кроты и мыши, бактерии и грибы
Образование почвы и ее плодородие в основном зависят от растительности, микроорганизмов и почвенной фауны. Отмирающие корни – основной источник поступления в почву органического вещества, из которого образуется перегной, окрашивающий почву в темный цвет до глубины массового распространения в ней корневых систем. Извлекая элементы питания с глубины несколько метров и отмирая, растения вместе с органическим веществом накапливают элементы азотного и минерального питания в верхних горизонтах почвы . При этом травянистые растения извлекают минеральных веществ из почвы больше, чем древесные. Каждой растительной формации соответствует комплекс микроорганизмов разного видового состава, меняющегося с изменением почвообразования. Между почвообразовательным процессом и организмами почвы существует теснейшая связь. Корни растений, как муфтой, одеты живым слоем микробных клеток – бактерий и грибов, полезных и вредных. При подборе соответствующих растений в севообороте можно вести борьбу с нежелательными микроорганизмами почвы . Отмирающая зеленая растительность разлагается бактериями и грибами. Микроорганизмы энергично изменяют не только органическую, но и минеральную часть почвы . Жизнедеятельность их зависит от комплекса почвенных условий, которые могут или способствовать, или задерживать развитие микробов.
Количество микроорганизмов в почве достигает огромных величин. В 1 г целинных почв насчитывается 0,5 – 2, в окультуренных – 2 – 3 и более миллиардов микробов. Вес сухой массы их достигает 0,1-0,3 т/га и более. Больше всего микроорганизмов в поверхностных горизонтах почвы (10 см) . Книзу количество их убывает; на глубине нескольких метров почва относительно стерильна. Наиболее благоприятна для микробиологических процессов температура от 20 до 40о. В хорошо обработанной окультуренной почве микроорганизмов больше, чем в необработанной; их больше в пресных нейтральных и известковых почвах и меньше в засоленных. Черви и личинки перемешивают почву, вынося землю наверх из глубоких слоев и обогащают ее органическим веществом. Почвенная масса, прошедшая через кишечник дождевых червей, обогащается азотом и кальцием, приобретает большую емкость поглощения. Следовательно, дождевые черви улучшают химические и физические свойства почвы, увеличивая пористость, аэрацию и влагоемкость ее. В сильно кислых и щелочных, заболоченных или очень сухих почвах дождевых червей нет.
Наконец, почву населяют позвоночные животные, главным образом грызуны (суслики, байбаки, сурки, хомяки, хорьки, мыши, слепыши, кроты) , образующие местами многочисленные норы. Заполненные норы землероев, имеющие на почвенном разрезе вид овальных пятен разного диаметра, известны под названием котловин. Перерытость почвы чаще отрицательно влияет на ее свойства, увеличивая карбонатность и водопроницаемость до очень большой потери воды на фильтрацию. Глубокая обработка почвы и выравнивание поверхности уменьшают вредное действие землероев.
Источник
Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В почве обитают: Кроты, Сверчки, Многоножки, Жабы, Лесные Мыши и самый так сказать ,,популярный» обитатель это Дождевой Червь.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Сразу вспомнилось, как я помогаю бабушке в охоте на крота. 🙂 Как же он нас тогда замучил, и только засунув шланг в его норку, удалось избавиться от незваного гостя. В общем, несмотря на пользу этого животного для почвы, для нашего урожая он оказался не таким полезным.
Обитатели почвы
Этот мир практически скрыт от нас, однако это отнюдь не означает, что там невозможна жизнь. Напротив, там существует своеобразный мир населенный массой животных. Существенное отличие заключается в самой почве как среде обитания, которая существенно отличается от воздуха или воды. Одних достаточно легко увидеть, а некоторых едва увидишь через микроскоп! Итак, почва населена следующими живыми существами:
- беспозвоночные животные;
- микроорганизмы;
- грибы;
- насекомые;
- позвоночные животные.
Роль животных в плодородии почвы
Что касается вклада в почвообразование, а следовательно, и повышение плодородия, условно можно выделить следующие типы живых организмов исходя из функции:
- перерабатывающие — принимают участие в разложении, при этом синтезируя новые соединения;
- перемешивающие — эта группа распределяет переработанное вещество по всему слою;
- разрыхляющие — перемещаясь в толще, способствуют доступу воздуха и воды.
При попадании в почву органических остатков первыми начинают «работу» бесхлорофильные организмы, которые видоизменяют вещества, делая их доступными для усвоения растениями. Кстати, в почве самая большая концентрация микроорганизмов в мире: только 1 грамм лесной почвы содержит свыше 15 миллионов одноклеточных. Насекомые проделывают массу ходов, тем самым значительно повышая вентиляцию, ряд физических свойств и водоснабжение. Кроме этого, они перерабатывают значительную часть растительных отходов.
Что касается беспозвоночных, то здесь особо следует выделить дождевых червей, которые способствуют скорейшему биологическому круговороту. Позвоночные, в основном, представлены грызунами. Таким образом, не только животные не могут существовать вне почвы, но фактически невозможно ее образование без них, ведь разрушая и преобразовывая органические вещества они не только увеличивают толщину слоя, но и повышают его плодородность.
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник