Всемирная история
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
— Да что вы мне египетские сказки рассказываете, что я — наших не читал?! — сказал Антошка. — Люди везде и всегда думают одинаково!
— Да? — удивился Источниковед. — Тогда вот тебе «Приключения египетского вельможи Синухета».
Синухет служил царевичу — сыну фараона. Когда умер владыка Египта, царевич поехал в столицу, чтобы трон не заняли его младшие братья. Синухет же случайно подслушал разговор других вельмож о заговоре против его повелителя. Синухет испугался, что кинжалы заговорщиков пронзят не только фараона, но и его самого. Не предупредив господина, он в страхе бежал через пустыню к азиатским племенам. Там он стал богатым человеком, женился на дочери вождя. Но когда приблизилась старость, Синухет испугался ещё больше — ему предстояло умереть и быть похороненным не по египетским обрядам! После долгих душевных мучений Синухет вернулся в Египет, пришёл во дворец своего бывшего господина, ставшего фараоном, и упал перед троном «дробящего лбы». Фараон сказал с усмешкой: «Вот Синухет, он превратился в кочевника! Сын Солнца предлагает ему вернуться!» Синухета подняли, сбрили азиатские космы и бороду, умыли и одели в египетские одежды. Фараон, «полный очарования и внушающий любовь», вернул беглого вельможу на службу и построил ему гробницу.
— Повезло! — удивился Антошка. — Но так рисковать из-за гробницы?!
Какое противоречие смутило Антошку? Какой из этого следует вопрос о взглядах древних египтян? Сравни его с авторским (с. 278).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Объясни значение слов: религия, миф, жрец, храм. (Словарь)
Что и почему обожествляли первобытные охотники (§ 3), земледельцы? (§ 5) От каких сил природы зависела жизнь египтян? (§ 7)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Взгляд на мир из Древнего Египта.
• Каких богов и почему египтяне почитали больше всего?
Египетские мифы гласили. Вначале из океана беспорядка выросла священная Гора, на её вершине расцвёл цветок лотоса, а из него появился бог Ра — Солнце. Каждое утро, словно сокол, поднимается он в небо и плывёт по нему в золотой ладье, освещая землю. Всё живое радуется его приходу. Если же разгневается Ра, то никто не укроется от жара его лучей. Вечером его ладья вплывает в ворота подземного царства. Там Ра, словно рыжая кошка, вступает в схватку со Змеем тьмы, топит его в пучине, и утром Солнце вновь появляется на небосводе.
Все боги вышли из уст Ра и создали людей, чтобы они чтили и кормили их. Первым царём в Египте стал сын Ра — бог Осирис, его сестра Исйда — его женой, а брат Сет в облике осла скитался по пустыням и нагонял в долину сухой песчаный ветер. В злобе Сет убил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту. Смерть воцарилась в мире.
Исида, плача, пошла по Земле, с помощью священного жука Скарабея собрала по кускам тело мужа и похоронила его. Скорбящая Земля огласилась плачем Исиды по Осирису:
Приди скорее ко мне!
Жажду я узреть тебя!
После того как не видела я лица твоего.
Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах.
Услышав плач жены, Осирис воскрес из мёртвых! Он стал царём подземного мира. А у Исиды родился сын Гор — бог Света, который убил Сета и унаследовал царскую власть на Земле.
Богиня Исида и фараон. Египетское изображение
2. Живой бог Египта.
• Зачем египтяне строили храмы? Сделай вывод по проблеме.
Помимо богов и могущественных сил природы, египтяне верили в таинственные силы священных животных, магических предметов (амулетов), духов растений, колодцев, домов. Всех их надо было задабривать, чтобы они помогали людям в их делах. Такие религии учёные называют языческими.
В каждой области-номе стояли храмы — жилища богов. Дорогу к ним охраняли статуи сфинксов — мифических существ с телом льва и головой человека. Через узкие ворота можно было войти в сумрачный зал с горящими факелами, за ним — святилище, куда солнечный свет проникал через отверстие
в своде, высвечивая огромную статую божества. Египтяне верили, что боги вселяются в своё изображение и что, разговаривая со статуей, можно общаться с богом. Чтобы боги выполнили просьбы людей, на алтаре перед статуей резали животных, клали украшения. Только жрецы знали молитвы для обращения к богам и обряды богослужения.
Большой сфинкс. III тыс. до н.э.
Заклание и очищение жертвенного быка. Древнеегипетский рисунок
Жрец в маске Анубиса готовит мумию. Из «Книги мёртвых»
Готовясь к празднику Осириса, жрецы лепили из земли тело бога и опускали в него зёрна — как знак гибели божества. В конце разлива Нила над телом склонялась жрица в облике Исиды. Она рыдала: «Взлети к жизни, о князь бесконечности. Вернись же к нам в прежнем облике твоём!» И из «тела» прорастали зелёные побеги! Под пение гимнов жрецы выносили статую Осириса к толпе торжествующих египтян и обходили храм.
3. «Книга мёртвых».
• Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян?
• Сделай вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине?
Человек, по представлению египтян, состоял из тела, духа и души. После смерти дух и душа выходят из тела. Дух скитается по земле, а душа на лодке Ра спускается в подземный мир, где её ждёт окончательная погибель. Но этого можно избежать, если уберечь тело от тления. Для этого жрецы вынимали внутренние органы умершего, удаляли воду, пропитывали тело специальными смолами и бальзамами. Получалась мумия, которую обматывали полосками ткани. Мумию клали в дом-гробницу, где её находили дух и душа. Части человека вновь встречались, и он, как Осирис, воскресал в подземном мире, где также светит Ра, течёт Нил, цветут поля.
Позднее появилось поверье, что для обретения бессмертия, помимо гробницы и мумии, надо ещё пройти суд царя загробного мира — Осириса. Для этого египтянину клали в гробницу папирусы «Книги мёртвых». Она гласила, что грех (преступление против богов) — «совершать несправедливость против людей, быть жестоким к животным, пытаться узнать то, чего ещё не стало, быть безразличным, видя зло, отнимать у бедняка, отравлять, заставлять рыдать, убивать, приказывать убивать, красть у умерших, обманывать на весах, избегать службы фараону». Эта книга с перечнем магических заклинаний и правильных ответов на вопросы Осириса должна была помочь душе в путешествии в загробный мир.
Саркофаг и сосуды для внутренних органов умершего
Фото мумии Рамзеса III
Саркофаг фараона Тутанхамона
Картина мира древних египтян
• На какие части делили мир египтяне? • Определи, каким богам должны были молиться египтяне ради урожая, за души умерших родителей.
На суде Осириса боги Тот и Анубис клали сердце умершего на одну чашу весов, а на другую — перо богини справедливости Маат. Если сердце опускалось вниз — значит, оно отягощено грехами, совершёнными при жизни. В наказание душу человека пожирало чудовище с пастью крокодила. Если чаша оставалась на месте — значит, человек в земной жизни вёл себя правильно. Осирис разрешал душе вернуться в тело и поселял достойного на «полях блаженства» для вечной жизни. Веря в это, все египтяне, от вельможи до простолюдина, говорили: «Смерть для меня, как аромат цветов, как достигнутый берег страны упоений».
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Языческая религия древних египтян учила правилам жизни в природе и обществе.
Ключевые слова: жрецы.
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ
• Чем религиозные представления египтян отличаются от верований первобытных охотников ледникового периода? (§ 3)
• В своей тетради или текстовом редакторе на компьютере начни заполнять таблицу:
Источник
Презентация на тему: Боги Древнего Египта
БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАВЫПОЛНИЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГЛУМАКОВ В.Н.МБОУ СОШ №18 г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ обл.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУЛюди везде и всегда думают одинаково! Так что древние египтяне думали точно, как мы, не было никаких отличий. А ты знаешь, что египтяне больше всего на свете ценили свои гробницы и ради них были готовы идти на любой риск?Какое противоречие смутило Антошку?Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским.
ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНЕ БОЯЛИСЬ ПОГРЕБЕНИЯ НА ЧУЖБИНЕ?ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ФОРМУЛИРОВКОЙ АВТОРОВ. По этому необходимо выбрать ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
Египтяне верили, что жизнь после смерти будет очень похожа на жизнь земную. Покойному предстоит жить и исполнять свои обязанности.
Что и почему обожествляли первобытные охотники (§3), земледельцы? (§5) От каких сил природы зависела жизнь египтян? (§7)
Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ. ВЗГЛЯД НА МИР ИЗ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА2. ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА3. «КНИГА МЁРТВЫХ»
ВЗГЛЯД НА МИРКаких богов и почему египтяне почитали больше всего?
Повышенный уровень. Используя текст учебника, запиши, чем отличались религиозные представления египтян от верований первобытных охотников.
На какие части делили мир египтяне? Определи, каким богам должны были молиться египтяне ради урожая, за души умерших родителей.
Зачем египтяне строили храмы? Сделай вывод по проблеме.
Заклание и очищение жертвенного быка.Древнеегипетский рисунокЖрец в маске Анубиса готовит мумию. Из «Книги мёртвых»
ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА
Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян?Сделай вывод: почему египтяне боялись умереть на чужбине?
Тот и Анубис взвешивают сердце покойного.Древнеегипетская «Книга мёртвых».
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯНФОРМИРОВАЛА У НИХ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИИ НОРМЫ ЖИЗНИ
Чем религиозные представления египтян отличаются от верований первобытных охотников ледникового периода? (§3)
Насколько совпадают твои (человека XXI века) представления о добре и зле и представления древних египтян?Необходимый уровень. Запиши в таблицу своё мнение и приведи один аргумент в его поддержку.Повышенный уровень. Приведи два-три аргумента в поддержку своего мнения.
Источник
Которым египтяне должны были молиться за души умерших родителей?-и которым молились ради урожая? почему?
Средневековая архитектура Белоруссии носила преимущественно оборонный характер. Города располагались обычно вокруг или вблизи укреплённого замка и часто были окружены кольцом оборонительных сооружений (замки – в Лиде, 14 в. , Новогрудке, 14–16 вв. , Мире, 16 в. , Несвиже, восходит к 16 в.) . Оборонную роль выполняли и мощные массивные здания православных церквей, католических костёлов, «кальвинских зборов» (молитвенных домов) . Под воздействием замковой и крепостной архитектуры сложились особые типы дома-крепости (Гайтюнишки) и церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) , имевших угловые башни с бойницами.
Это было время Правления Витеня и Гедимина
В 1295 году Будивида сменил его сын Витень (1295—1316), а после его смерти второй сын — Гедимин (правил в 1316—1341). Они соединили под своей властью силы всего государства, остановили движение крестоносцев и присоединили многие западно русские княжества, находившихся в упадке после монгольского нашествия, сумев отстоять их у монголо-татар. При Витене была учреждена Литовская митрополия с центром в Новогрудке, включавшая епископства Полоцка и Турова.
Современный вид Башни Гедимина в Вильнюсе
При Гедимине, основателе династии Гедиминовичей, Великое княжество Литовское проявило немалые успехи в военном деле, оно значительно укрепилось экономически и политически, в стране строились православные и католические церкви и храмы. С Московским княжеством у Гедимина был мир; с Польшей он имел напряженные отношения, иногда выливавшиеся в военные походы, не прекращалась вражда с германскими городскими общинами и папой римским. Также известно, что Гедимин находился в отношениях с Золотой Ордой и пользовался татарскими отрядами в войне против крестоносцев.
После смерти в 1323 году галицко-волынских правителей Льва и Андрея Юрьевичей Гедимин ненадолго захватил Волынь и, возможно, Киев, одержав победу в битве на реке Ирпень. В итоге Волынь досталась сыну Гедимина князю Любарту, женатому на дочери Андрея Юрьевича.
Так как в Великом княжестве Литовском не существовало определённого порядка престолонаследия, то в течение пяти лет после смерти Гедимина (1341—1345) государство подверглось опасности распада на самостоятельные земли. Оно разделилось на 8 частей, находившихся в управлении брата Гедимина Война и семи сыновей Гедимина: Монвида, Наримунта, Кориата, Ольгерда, Кейстута, Любарта и Евнутия. Этим хотели воспользоваться крестоносцы, заключившие в 1343 году союз с Польшей и деятельно готовившиеся к походу на Литву
Источник
каким богам молились древние египтяне ради урожая? помогите нужно по истории
Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия,
создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Бог-творец Хнум часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Хнум, как хранитель истоков Нила и податель его разливов, особо почитался на острове Элефантина как бог-демиург.
Считалось, что Хнум создал богов, людей, животных, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до нашей эры) , в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.
Мин, в египетской мифологии бог плодородия,
«производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями.
Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Как бог плодородия, Мин, помимо покровительства рождению людей и размножению скота, также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; был культовым “небесным” властителем Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства, считался также повелителем пустыни и покровителем караванного пути к Красному морю.
в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском.
Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем
Источник