Меню

Какими факторами среды являются рельеф климат почва воздух

Контрольная работа. 1. Какими факторами среды являются рельеф, климат, почва, воздух (антропогенные, биотические, абиотические)?

1. Какими факторами среды являются рельеф, климат, почва, воздух (антропогенные, биотические, абиотические)?

2. Какие факторы среды действуют в биоце­нозе (абиотические, биотические, антропогенные)?

3. Какие факторы среды действуют в био­геоценозе (абиотические, биотические, антропоген­ные)?

4. В какой геологической эре появились на Земле теплокровные животные (палеозойская, мезозойская, кайнозойская)?

5. Почему наступил биологический регресс холод­нокровных животных (недостаток воды, недостаток пищи, похолодание, межвидовая борьба)?

6. Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям (температура, длина дня, взаимоотношения, количество пищи)?

7. Какие запасные вещества откладываются на зиму у животных (белки, жиры, углеводы); у расте­ний (белки, жиры, углеводы)?

8. Каким растением является редис, если в начале и в конце лета он образует корнеплоды, а в середине лета цветет (короткодневное, длиннодневное)?

9. Какой из компонентов биоценоза наиболее под­вержен изменениям (продуценты, консументы, реду­центы)?

10. Что служит ограничивающим фактором в био­ценозе (вода, свет, пища, почва, воздух); в биогео­ценозе (вода, воздух, свет, пища, почва)?

11. Сколько процентов энергии переходит на каж­дый последующий пищевой уровень (1, 10, 100)?

3. Составьте пищевую цепь:

Пшеничного поля ___________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает экология?

2. Что относится к абиотическим факторы?

3. Каково влияние температуры на растение? Как приспособлены растения к перенесению холодной зимы и жар­кого лета?

4. Как влияют низкие температуры на жизнедеятельность холоднокровных (пойкилотермных) животных? Как влияют высокие температуры на жизнедеятельность теплокровных животных?

5. Какое значение в жизни животного имеет вода? Почему вода служит наиболее жестким ограничивающим фактором?

6. Какие приспособления к жизни в безводных пустынях вы­работались у растений и животных?

7. Что такое фотопериодизм?

8. Какие факторы среды называют биотическими?

9. Дайте определение экологической системы.

10. Какие взаимоотношения складываются у организмов между собой?

11. Что такое цепи (сети) питания?

12. Какова общая схема круговорота веществ в экологической системе?

13. Что такое звено (пищевой уровень) в цепи питания?

14. Почему пищевая цепь имеет не более 3—5 звеньев?

15. В чем заключается правило экологической пирамиды?

16. Из каких компонентов складывается биогеоценоз?

17. Что такое продуценты, консументы, редуценты?

18. Какие показатели используют для характеристики био­ценоза?

Источник

Экологические факторы окружающей среды – схема, виды, примеры и адаптация организмов

Экологические факторы — совокупность всех признаков среды (температура, влажность, свет, давление воздуха, свойства почвы, состав воздуха, рельеф, живые организмы и др.), оказывающих воздействие на организм или экологическую систему в целом. Не все факторы одинаковые по своему значению, влияние некоторых из них является незначительным.

Классификация экологических факторов

Все известные экологические признаки среды в зависимости от их происхождения и характера влияния делят на три основные группы:

К абиотическим относятся факторы неорганической и неживой природы, к биотическим — воздействие живой природы (в том числе и человека), к антропогенным — влияние человека на природу как умышленное, так и неосознанное или неконтролируемое. Это разделение является условным, поскольку каждый фактор существует и проявляет себя как результат общего воздействия среды.

Читайте также:  Когда надо скашивать горчицу посаженную для улучшения почвы осенью

Давайте рассмотрим каждый вид экологических факторов среды более подробно.

Абиотические факторы (влияние неживой природы)

Неживая природа оказывает косвенное или прямое воздействие на всех живых существ. Значительные изменения условий окружающей среды (температура, свет, влажность, свойства почв, состав воздуха и т. п.) могут стать для живого организма критическими и даже привести к его гибели. К абиотическим факторам среды относятся:

  • Климатические — осадки, температура, свет, атмосферное давление и другие;
  • Орографические — особенности рельефа, высота над уровнем моря;
  • Эдафические — состав почв, ее физические свойства, плодородие, кислотность (pH), минерализация и другие;
  • Химические — газовый состав атмосферы и воды, содержание солей в воде, почвенный состав и другие химические свойства среды;
  • Гидрографические — плотность воды, ее проточность, скорость течения, световой режим и другие;
  • Пирогенные — воздействие пожаров, возникших по естественным причинам.

Биотические факторы (влияние живой природы)

Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выстраивая различные типы внутривидовых и межвидовых отношений. В зависимости от того, к какому царству относиться живой организм, классификация биотических факторов осуществляется следующим образом:

  • Фитогенные — факторы влияния растений;
  • Зоогенные — факторы воздействие животных;
  • Микогенные — факторы влияние грибов;
  • Микробиогенные — факторы воздействие микроорганизмов.

Антропогенные факторы (влияние человека)

Антропогенные факторы изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное.

  • Косвенное антропогенное воздействие опосредствованное вмешательство человека в живую природу путем трансформации среды обитания (например, климатические изменения, нарушение физического или химического состава атмосферы, воды, почв и т.п.).
  • Прямое антропогенное воздействие проявляется непосредственным влиянием людей на основные компоненты экологической системы (вырубка лесов, охота на животных, сбор растений или грибов и т.п.).
  • Условное антропогенное воздействие влияния факторов живой и неживой природы, которые были нарушены в результате человеческой деятельности.

Адаптация живых организмов к окружающей среде

Чтобы выжить и размножаться, все живые существа должны приспосабливаться к условиям, предоставляемым им средой обитания. Окружающая среда организма включает в себя все, что на него воздействует, а также все, на что воздействует сам организм. Соответствие между живым организмом и окружающей средой в биологии называют адаптацией.

Растения и животные адаптировались к окружающей среде генетически и посредством физиологической, поведенческой или эволюционной гибкости, включая как инстинктивное поведение, так и обучение. Адаптация имеет много измерений в том смысле, что большинство организмов должны одновременно приспосабливаться к многочисленным различным факторам окружающей среды. Адаптация включает в себя совладание не только с физической абиотической средой (свет, темнота, температура, вода, ветер), но и со сложной биотической средой (другие организмы, такие как конкуренты, паразиты, хищники и т.п.). Противоречивые требования этих различных компонентов экосистемы часто требуют, чтобы организм находил компромисс в своих адаптациях для каждого из них.

Читайте также:  Размер механических элементов почвы

Соответствие любому заданному измерению требует определенного количества энергии, которая затем больше не будет доступна для остальных адаптаций. Присутствие хищников, например, может потребовать от животного осторожности, что, в свою очередь, снизит его эффективность кормления и, следовательно, его конкурентоспособность.

Организмы могут сравнительно легко приспособиться к хорошо предсказуемой среде и справляться с ней, даже если она регулярно меняется, при условии, что изменения не слишком экстремальные. Адаптация к непредсказуемой среде обычно труднее; адаптация к чрезвычайно неустойчивой среде может даже оказаться невозможной. Многие организмы развили в стадии покоя, которые позволяют им пережить неблагоприятные периоды, как предсказуемые, так и непредсказуемые. Креветки в пустынях и однолетние растения повсюду являются хорошими примерами. Яйца морских креветок годами сохраняются в соленой корке сухих пустынных озер. Когда редкий пустынный дождь заполняет одно из этих озер, из яиц вылупляются креветки, быстро вырастают и откладывают много новых яиц. Некоторые семена растений, которым уже много десятилетий, все еще жизнеспособны и способны прорасти.

Небольшие изменения в физической среде иногда могут улучшить адаптации организма к окружающей среде, но большие изменения почти всегда негативны. Изменения в экосистеме, снижающие общую адаптацию, в совокупности называются «деградацией окружающей среды». Такие изменения вызывают направленный отбор, приводящий к приспособлению к новой среде, или адаптации. Изменения в биотической среде (например, охотничья эффективность хищника) обычно направлены и, как правило, снижают уровень адаптации.

Источник

Проверочная работа на тему: «Природные сообщества» (экосистема, биогеоценоз) в 6 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Экосистема и Биогеоценоз

Какими факторами среды являются рельеф, климат, почва, воздух (антропогенные, биотические, абиотические)?

Какие факторы среды взаимодействуют в биоценозе (абиотические, биотические, антропогенные)?

Какие факторы среды взаимодействуют в биогеоценозе (абиотические, биотические, антропогенные)?

Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям (температура, длина дня, взаимоотношения, количество пищи)?

Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям (продуценты, консументы, редуценты)?

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

7. Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

Экосистема и Биогеоценоз

Читайте также:  Технология выращивания подсолнечника по подсолнечнику

Какими факторами среды являются рельеф, климат, почва, воздух (антропогенные, биотические, абиотические )?

Какие факторы среды взаимодействуют в биоценозе (абиотические, биотические, антропогенные)?

Какие факторы среды взаимодействуют в биогеоценозе ( абиотические, биотические, антропогенные)?

Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям (температура, длина дня, взаимоотношения, количество пищи)?

Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям ( продуценты, консументы, редуценты)?

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют _____6_____( А). Организмы образуют в них три функциональные группы. _____2_____( Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль ______4____( В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это _______3___ ( Г). Она представлена бактериями и грибами.

7. Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 90 человек из 41 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1125309

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector