Меню

Какое растение вызывает заболачивание почв

Какое растение вызывает заболачивание почв

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф.

Тесты

620-1. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?
А) плауновидных
Б) хвощевидных
В) моховидных
Г) папортниковидных

620-2. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) папоротниковидных

620-3. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
А) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
Б) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
В) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
Г) они произошли от одноклеточных водорослей

620-4. Какой признак характерен для мхов?
А) придаточные корни развиваются от стебля
Б) споры образуются в коробочке
В) у них отсутствует побег
Г) опыление предшествует оплодотворению

620-5. У мхов из споры развивается
А) коробочка на ножке
Б) семя
В) зелёная нить
Г) заросток

620-6. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
А) корневища с придаточными корнями
Б) клеток с хлоропластами
В) мертвых клеток
Г) ризоидов

620-7. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

А) Голосеменные
Б) Моховидные
В) Покрытосеменные
Г) Папоротниковидные

620-8. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
А) обитающие на суше и размножающиеся семенами
Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
В) все растения влажных мест обитания
Г) все травянистые растения

620-9) Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
А) ризоиды – выросты на стебле
Б) крупные мёртвые клетки
В) коробочки со спорами
Г) клетки тонкой покровной ткани

620-10. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
А) клетки имеют большое и малое ядра
Б) оплодотворение происходит при наличии воды
В) слоевище разделено на ткани и органы
Г) осуществляется половое и бесполое размножение

620-11. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

А) Покрытосеменные
Б) Голосеменные
В) Папоротникообразные
Г) Мохообразные

620-12. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
А) в процессе их развития происходит чередование поколений
Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды
Г) способны к фотосинтезу

620-13. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
А) ризоиды
Б) корни
В) листья
Г) стебли

620-14. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
А) заросток в виде зелёной пластины
Б) предросток в виде зелёных нитей
В) растения с листьями
Г) семена будущего растения

620-15. Из высших растений корней нет у
А) Цветковых
Б) Хвойных
В) Мхов
Г) Папоротников

620-16. Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
А) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
Б) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
В) широко выращиваются человеком для своих нужд
Г) успешно распространяются различными животными

620-17. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как
А) у них нет корней
Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями
В) они образуют органические вещества из неорганических
Г) у них есть воздухоносные клетки

620-18. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
Б) они произошли от водорослей
В) они не имеют корней и размножаются спорами
Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

Читайте также:  От данных глаголов образуйте имена существительные разобрать их по составу подкормить посадить

620-19. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
В) Плауновидные
Г) Моховидные

620-20. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
А) мохообразные
Б) папоротникообразные
В) голосеменные
Г) плауновидные

620-21. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в
А) образовании торфа
Б) отложении каменного угля
В) обогащении атмосферы кислородом
Г) создании органических веществ из неорганических

620-22. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна?
А) коробочка на ножке
Б) зеленое листостебельное растение
В) зеленая нить – предросток
Г) отдельная спора

620-23. Половое поколение преобладает в цикле развития
А) папоротникообразных
Б) цветковых
В) голосеменных
Г) мохообразных

620-24. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

620-25. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег?
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) голосеменных

Источник

Какое растение вызывает заболачивание почв

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бурые водоросли, цианобактерии, красные водоросли, зеленые водоросли.

Занесите ответы в поля для ввода.

Если вариант ответа содержит слово «водоросли», в поле для ответа напишите только цвет.

Три из изображенных на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Каково значение дрожжей в жизни человека?

Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.

В графе укажите номера правильных ответов

Царство Отдел Класс Род Вид

Известно, что рис — влаголюбивое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Рис растёт в Юго-Восточной Азии.

2) Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой.

3) Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад.

4) Рассаду высаживают прямо в воду.

5) Из семян риса производят муку, крупу, крахмал; из соломы — бумагу, картон, плетёные изделия.

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Бактерии — это ________А организмы. При этом форма их может быть очень разнообразной. Различают шарообразные кокки, палочковидные __________Б и изогнутые вибрионы и спириллы. Есть подвижные формы бактерий, они могут иметь __________В.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Источник

Государственное управление в области охраны земельных ресурсов

Лекция 3.2.3. Переувлажнение почв, подтопление и заболачивание земель

1. Переувлажнение почв, подтопление и заболачивание земель

Переувлажнение почв(син. избыточное увлажнение почвы) — состояние почвы в целом или отдельного ее горизонта, при котором влажность почвы (или отдельного горизонта) сохраняется выше наименьшей влагоемкости сравнительно длительный период времени, затрудняя или исключая воздухообмен между почвой и приземным слоем атмосферы. Развитие переувлажнения происходит при положительном водном балансе почвы в целом или отдельного ее горизонта.
Различают две существенно отличающиеся ситуации, сопровождающие переувлажнение почвы. Наиболее часто переувлажнение сопровождается возникновением и развитием анаэробных условий и соответствующих им окислительно-восстановительных процессов в почве. Это приводит к угнетению или гибели многих культурных растений и поселению влаголюбивых сорных видов.
Вторая ситуация связана с переувлажнением почвы в аэробных условиях за счет поступления вод, содержащих большое количество растворенного кислорода. Она встречается сравнительно редко в холодном климате в горах в условиях пониженной микробиологической деятельности и проточности почвенных вод.
Наименьшая влагоемкость (НВ) почвы(син.предельная полевая влагоемкость (ППВ) почвы) — это влажность почвы (или отдельного горизонта), соответствующая максимальному количеству воды, удерживаемому капиллярно-сорбционными силами в порах почвы после предварительного заполнения всего порового пространства водой и свободного гравитационного стекания воды в течение 2–3 дней в условиях исключения испарения с поверхности почвы и потребления воды корнями растений.
Анаэробные условия— это условия в почве, сопровождающиеся отсутствием или затрудненным обменом между атмосферным воздухом приземного слоя и почвенным воздухом в поровом пространстве почвы, а также крайне низким содержанием или отсутствием свободного молекулярного кислорода (O2) в почвенном воздухе и растворенного кислорода в почвенном растворе. Анаэробные условия приводят к развитию окислительно-восстановительных процессов с образованием восстановленных форм железа, марганца, азота, серы. В анаэробных условиях способны жить организмы, получающие энергию за счет окислительно-восстановительных реакций при отсутствии свободного кислорода и наличии легко сбраживаемого органического вещества.
Аэробные условия— это условия в почве, обеспечивающие поступлениемолекулярного кислорода в почвенный воздух в количестве, достаточном для осуществления дыхания живыми организмами, населяющими почву, и корня-ми растений.
Окислительно-восстановительные процессыв почве — это процессы преобразования химических соединений в почве, представляющие собой совокупность протекающих во времени реакций отдачи электронов одними элементами (окисление) и присоединением электронов другими (восстановление), сопровождающиеся изменением степени окисленности участвующих в реакции химических элементов.
Подтопление земель— процесс регионального подъема уровня грунтовыхвод за счет их подпора в местах разгрузки, сопровождаемый возникновением длительного сезонного или постоянного переувлажнения нижней части почвенного профиля почв земельного угодья.
Заболачивание земель— процесс развития сильного длительного сезонногоили постоянного переувлажнения всего почвенного профиля или его верхней части почв земельного угодья. Заболачивание земель сопровождается поселением видов, характерных для болотной растительности (мхов, осок, тростника и др.).
Затопление почв или земель— процесс возникновения и развития слоя свободной воды на поверхности почвы или земельного угодья, сопровождающийся водонасыщением и переувлажнением почвы.
Водонасыщеннойсчитается почва, все поровое пространство которой заполнено водой.
Грунтовые воды — это подземные воды первого от поверхности постоянно существующего водоносного горизонта, залегающего на первом выдержанном по площади водоупорном пласте.
Верховодка— это временное, сезонное скопление подземных вод, не имеющих гидравлической связи с грунтовыми водами.
Водный режим почвы— совокупность процессов и явлений поступленияводы в почву, изменения состояния воды в почве, ее передвижения внутри почвы, потребления воды организмами и удаления ее из почвы, а также изменение всех указанных явлений и процессов во времени.
Для количественного описания водного режима почвы используют физико-математические модели упомянутых выше процессов и для каждого требуемого интервала времени и объема почвы рассчитывают водный баланс.
Естественные почвы избыточного увлажнения распространены в большинстве почвенно-биоклиматических областей Мира.
В тундровой зоне многие почвы испытывают переувлажнение почвенного профиля в течение короткого (от двух недель до двух месяцев) вегетационного периода, когда эти почвы оттаивают. Водонасыщенное или близкое к нему состояние обусловлено несколькими причинами. Первая из них — на глубине от 0,5 до 3 м залегают слои многолетнемерзлых пород (вечная мерзлота) постоянной отрицательной температурой. В этих условиях вода из жидкого состояния переходит в твердое (лед) и не может течь. Поэтому многолетне-мерзлые породы являются абсолютным водоупорным слоем, через который невозможен дренаж вод из расположенного выше водонасыщенного оттаявшего слоя с почвой. Вторая причина — для многих (но не всех) тундровых территорий характерен холодный гумидный климат с отрицательными среднегодовыми температурами воздуха и превышением количества выпадающих осадков над испаряемостью. Он создает положительный баланс влаги в почве за счет поступления осадков в большем количестве, чем их может испариться или быть израсходовано растениями при имеющемся поступлении тепла. Третья причина — почти плоский рельеф с малыми уклонами, характерный для равнинных тундр, который затрудняет естественный поверхностный дренаж территории. По этим причинам во многих тундровых почвах имеются оторфованные или торфяные горизонты и признаки оглеения в разных минеральных горизонтах вплоть до образования собственно глеевых горизонтов. Имеющееся разнообразие почвообразующих пород и прочих экологических условий определяет многообразие тундровых почв избыточного увлажнения: торфяно-глееземы, глееземыкриотурбированные, криоземы глееватые, органо-криометаморфические глееватые, пелоземы гумусовые глееватые, аллювиальные торфяно-глеевые, торфяные олиготрофные почвы, гравелисто-торфяные эутрофные почвы, подбуры глееватые, торфяно-подбуры глеевые, подзолы глееватые, торфяно-подзолы глеевые перегнойно-глеевые криотур-бированные и другие почвы.
В таежно-лесной зоне постоянное избыточное увлажнение характерно для торфяных болотных (низинных и верховых) и дерново-глеевых почв, длительное сезонное переувлажнение — для болотно-подзолистых и аллювиальных пойменных почв, а также кратковременные периоды переувлажнения — для подзолистых почв на суглинистых и глинистых отложениях. Широкому распространению явлений естественного переувлажнения почв таежно-лесной зоны способствует умеренный (бореальный) гумидный климат с коэффициентом увлажнения больше единицы. При 500–600 мм выпадающих годовых осадках, а при поступающем количестве тепла может испариться только 400–450 мм. Это способствует избыточному поступлению воды в ландшафт. Пересеченный рельеф, разнообразие гидрофизических свойств пород и текстурная дифференциация профиля подзолистых и болотно-подзолистых почв в совокупности приводят к существенному пространственному перераспределению воды в ландшафте.
Под широколиственными и хвойно-широколиственными травянистыми лесами на ровных участках или пологих склонах, сложенных породами тяже-лого гранулометрического состава (тяжелыми суглинкамми, глинами), в условиях затрудненного естественного дренажа формируются буроземы глеевые подзолисто-буроземные глеевые почвы. Они распространены в холмистых, предгорных и горных районах Карпат, Кавказа, Крыма, Алтая, Дальнего Востока и других горных регионов среди массивов бурых лесных почв.
Начиная с лесостепи и южнее, почвы избыточного увлажнения приурочены преимущественно к вогнутым элементам мезо- и микро-рельефа, в которых наблюдается сосредоточение поверхностного стока, а также к территориям с неглубоким (менее 3–5 м) залеганием уровня грунтовых вод, связанным обычно с наличием водоупорных горизонтов.
В лесостепи под лиственными переувлажненными лесами или под влажными злаково-разнотравными вторичными лугами формируются серые лесные глееватые и глеевые почвы. В лесостепи и степи под многолетними травянистыми сообществами в условиях постоянного или сезонного переувлажнения развиты лугово-черноземные, луговые, лугово-болотные почвы, почвы засоленного ряда (солоди, лугово-степные и луговые солонцы, гидроморфные солончаки), темные слитые почвы (вертисоли), а также аллювиальные почвы пойм, испытывающие паводковое затопление.
В полупустынях и пустынях также встречаются небольшие участки, обильно увлажняемые поверхностными и грунтовыми водами. На них формируются торфяно-болотные и иловато-болотные почвы.
На побережьях морей в условиях периодического затопления и длительного переувлажнения функционируют маршевые почвы.
Таким образом, переувлажнение приводит к возникновению большого разнообразия естественных почв в зависимости от конкретного сочетания климатических, геоморфологических, гидрогеологических и биоценотических условий их функционирования и проявления различных сопутствующих процессов (образования и аккумуляции торфа, гумуса, миграции, преобразования и накопления соединений железа, алюминия, марганца, солей, твердых частиц и др.).
Каждая территория (ландшафт) имеет определенную предрасположенность или потенциальную опасность развития переувлажнения, обусловленную сочетанием параметров климата, рельефа и водно-физических свойств почв, почвообразующих и подстилающих пород до глубины 3–5 м.
В естественных условиях в силу конкретного сочетания параметров эта потенциальная опасность может не реализоваться. В свою очередь, прямая и косвенная водорегулирующая деятельность человека в агроландшафте изменяет его водный баланс в целом или в отдельных его частях, нарушая естественное равновесие. В результате имеющиеся природные предпосылки строения и функционирования территории в новых условиях перераспределения влаги могут приводить к развитию локального переувлажнения в позициях с наибольшей предрасположенностью к нему, характеризующихся вогнутыми и слабонаклонными поверхностями и/или наличием относительных или абсолютных водоупорных почвенных горизонтов близко к дневной поверхности.
Природными предпосылками развития переувлажнения являются фоновые параметры климата и их многолетние циклы изменения, рельеф и гидро-геологическое строение территории.
Климат является одной из важных природных предпосылок образования переувлажненных почв в разных зонах. В условиях гумидного климата с коэффициентом увлажнения (КУ) больше единицы, характерным для лесной зоны с дерново-подзолистыми почвами, вероятность возникновения периодов переувлажнения большинства почв территории самая высокая. Это сопровождается широким распространением естественных болотных, подзолисто-болотных, луговых, пойменных и прочих переувлажненных почв. В лесостепи с серыми лесными почвами, черноземами оподзоленными, выщелоченными и типичными, для которой характерно чередование лет с повышенным увлажнением (КУ > 1) и более сухих (КУ Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 1. Управление в области охраны земель. Деградация почв и земель. / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 106 с.

Читайте также:  Качественное определение состава почвы

Тема 9. Стр. 82-97.

Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 2. Деградация почв и земель: эрозия, уплотнение, переувлажнение. / Г.Р. Сафина, Федорова В.А.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 114 с.

Темы 1-3. Стр. 4 – 113.

Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 3. Деградация почв и земель. Мелиорация / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 135 с.

Источник

Adblock
detector