План-конспект урока окружающего мира в 3 классе «Земля-кормилица» (Школа России)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План – конспект урока
по окружающему миру в 4 «А» классе
«Почва, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека»
раскрыть понятие «Земля-кормилица», через коллективную, индивидуальную работу, используя различные виды деятельности на уроке.
1.Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов;
2.Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю.
Развитие диалогической и монологической речи детей, умения точно отвечать на поставленные вопросы;
развитие умения объяснять лексическое значение слов;
обогащение и уточнение словарного запаса словами: почва, эксперт, почвоведы, тундровые почвы, подзолистые почвы, серые лесные почвы, болотные почвы, луговые почвы, чернозём.
Карточки со словами ( почва, эксперт, почвоведы, тундровые почвы, подзолистые почвы, серые лесные почвы, болотные почвы, луговые почвы, чернозём) , стакан с водой, почва, лопаточка; карточки с проверочной работой (для каждого); распечатанный материал о видах почв (один на парту); кроссворд (один на парту).
I . Организационный момент урока.
Прозвенел звонок – начался урок.
Нам природу надо знать, изучать и охранять.
II. Проверка домашнего задания.
— Вспомнить тему прошлого урока нам помогут загадки.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит. )
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Пироги печёт. (Газ.)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (Нефть.)
Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи… (Железная руда.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (Глина.)
Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь.)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (Торф.)
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые)
Проверим, как хорошо вы усвоили эту тему. У вас на столах лежат карточки, куда нужно вписать названия полезных ископаемых. Даю 3 минуты на выполнение работы.
2. Работа по индивидуальным карточкам.
*Напишите названия полезных ископаемых.
1.Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется. _________________________________
2.Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. ________________________________
3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. ________________________________
4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. ________________________________
*Напишите названия полезных ископаемых.
1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. _________________________________
2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.
3.Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит. _________________________________
4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.
Взаимопроверка. Оцени своего соседа. Поставьте отметку.
-Какие из названых полезных ископаемых добывают в нашей области?
III . Постановка темы и целей урока.
— О тгадайте загадку и выясните тему урока.
И ветер меня обдувает,
И ливень порой поливает,
И норку во мне прорывает
Проворная мышь полевая.
И солнце все крепче и крепче
Меня обнимает и шепчет:
Готовься к страде-урожаю.
-Люди называют землю кормилицей.
— Итак, сегодня тема нашего урока- («Земля кормилица». )
( На доске открывается тема урока.)
-Какой вопрос сразу возникает? ( Почему землю называют кормилицей?)
-Какую цель урока в соответствие с темой мы перед собой поставим?
(Сегодня нам предстоит узнать, выяснить,
почему землю называют кормилицей?)
-Давайте исследовать, узнавать, что есть такое волшебное в земле, почему она всех кормит?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
( работать дружно, помогать друг другу, внимательно слушать, читать учебник, исследовать, рассуждать, думать, делать выводы. )
IV. Открытие новых знаний
-У слова земля есть несколько значений.
— Какие? ( поверхность, суша, планета и почва)
Одно из них — почва. Мы сегодня будем говорить о земле как о почве.
-Давайте вспомним, ребята, что такое почва ?
Почва- верхний плодородный слой земли. (определение на доску)
— Наметим себе план работы по ознакомлению с новым материалом
1. Из чего состоит почва?
2. Какие бывают почвы?
3. Как охранять почвы?
«Из чего состоит почва?»
-Сейчас мы поработаем экспертами, и дадим ответ на первый вопрос. Проведём экспертизу почвы.
— Кто такие эксперты ?( Эксперты — люди, которые рассматривают, испытывают, а затем делают выводы, заключения )(определение на доску)
— Предлагаю провести практическую работу, чтобы сделать вывод, о том, что входит в состав почвы.
Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит?
Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.
Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?
Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.
Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?
Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.
Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?
Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?
Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.
Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?
Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.
Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.
Учащиеся заполняют схему.
— От чего зависит плодородие почвы?( От количества перегноя)
Чем плодороднее почва, тем лучше, богаче урожай.
Молодцы! Ответили мы с вами на первый вопрос? Да.
-А теперь пришло время отдохнуть.
Как весною, в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли, к солнцу потянулись,
Здравствуй, солнце! Это мы!
Вышли только из земли.
Продолжаем. Ищем ответ на второй вопрос: « Какие бывают почвы?»
Изучением почв занимаются учёные- почвоведы (определение на доску)
В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
-Какие природные зоны вы знаете?
— Предположите, как могут называться почвы в названных вами природных зонах.
-Давайте проверим, верны ли были ваши предположения.
Работа по учебнику и с дополнительным материалом
Проверьте себя по тексту учебника на с. 161. ( самостоятельное чтение), прочитайте текст на листах.
В тундре преобладают …( тундровые почвы. )(определения на доску)
Тундровая почва- светлая, почему? (в ней мало перегноя).
В тайге и в смешанных лесах …( подзолистые почвы с ероватого цвета. Они самые распространённые в нашей стране.)
В лиственных лесах- …( серые лесные почвы , в ней много песка).
В степях…( преобладают черноземные почвы.)
Болотная почва — ..(содержит толстый слой торфа.)
Луговая почва -… (в ней достаточно перегноя.)
Какая почва на ваш взгляд самая плодородная? (Чернозём. Потому что в ней много перегноя. )
Чернозём — почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
Вывод: …… Черноземные почвы самые плодородные в мире .
Основное свойство почвы — плодородие.
— А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
— Да, плодородие необходимо сохранять , а как мы сейчас узнаем из учебника с.162-163., а затем ответим на третий наш вопрос
« Как защитить почву?»
— Что необходимо делать для защиты почвы?
1.Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы,
3.правильно распахивать почву,
4.умеренно применять удобрения и ядохимикаты,
5.умеренно орошать почву.
-Мы познакомились с типами почв, их свойствами, обсудили, как защитить почву. А теперь давайте ответим на главный вопрос:
«Почему землю называют кормилицей?»
— Чтобы ответить на этот вопрос послушайте сказку:
Есть на свете чудесная кладовая.
Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
— Ребята, как называется эта кладовая? (Земля).
Что издавна делает земля-матушка? (кормит и людей, и животных, и насекомых и птиц)
Так почему же землю называют кормилицей?
V. Закрепление изученного материала.
1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
2.Одна из составных частей почвы. (Песок.)
3.Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
4.Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?
Какой из этого можно сделать вывод?
-Достигли мы поставленной в начале урока цели?
-Все ли мы решили задачи?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
(Выставление отметок за урок)
Закончим наш урок стихотворением …
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней родились мы с тобою,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
7.Домашнее задание ( на доске)
Задания по выбору:
1. Выполнить задание 3 на стр.161
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.
Спасибо за работу!
План – конспект урока
по окружающему миру в 4 «А» классе
«Почва, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека»
учитель начальных классов
Невольникова Е. Н.
1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
2.Одна из составных частей почвы. (Песок.)
3.Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
4.Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Чернозём- одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На этих почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свёклы и других ценных культур. Чернозёмы преобладают в зоне степей.
Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в них не очень много, они менее плодородные, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счёт внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.
Луговая почва формируется под луговой растительностью. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.
Болотная почва формируется в условиях постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Болотные почвы формируются в лесной зоне. Содержит толстый слой торфа.
Отзыв об открытом уроке окружающего мира в 4-а классе
(учитель Невольникова Е. Н.)
по теме: «Почва, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека» (Земля-кормилица)
Цель данного урока : раскрыть понятие «Земля-кормилица», через коллективную, индивидуальную работу, используя различные виды деятельности на уроке.
Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов;
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю.
Развитие диалогической и монологической речи детей, умения точно отвечать на поставленные вопросы;
развитие умения объяснять лексическое значение слов;
обогащение и уточнение словарного запаса словами: почва, эксперт, почвоведы, тундровые почвы, подзолистые почвы, серые лесные почвы, болотные почвы, луговые почвы, чернозём.
Все спланированные учителем задания и вопросы были подобраны в соответствии с темой урока и способствовали достижению его дидактической цели.
Тема и цель урока была сформулирована детьми самостоятельно.
На уроке учителем были использованы следующие современные образовательные технологии :
игровая технология : был использован кроссворд, загадки.
Здоровьесберегающая технология : на уроке была проведена динамическая пауза – комплекс общеукрепляющих упражнений под музыку, учитель на уроке использовал частую смену видов деятельности, что также способствует меньшей утомляемости детей.
Время на уроке было распределено равномерно и целесообразно, вся спланированная работа была выполнена в полном объеме. Все этапы урока логично вытекали один из другого.
Урок прошел в спокойной рабочей обстановке. Имел место тесный контакт учителя с детьми. Дети четко выполняли инструкции, грамотно отвечали на вопросы, высказывали своё мнение, свои предположения , доказывали свою точку зрения, т.е. дети работали активно.
Источник