Конспект по природоведению на тему: «Что такое почва? Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое почва? Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека.
обучающая: дать учащимся представление о почве, её составе; продемонстрировать свойства почвы, применяя методы исследовательской деятельности;
развивающая: развивать обще — учебные умения учащихся;
воспитательная: воспитывать уважение к земле .
гость урока – Крот, слайды PowerPoint; материалы для проведения опытов (почва; стакан с водой, палочка, бумажная салфетка); динамическое пособие: «Жители почвы» .
1. Организационный момент.
Раз – и на урок прозвенел уже звонок,
Два – все, как один, мы за партами стоим.
Три, четыре – потянулись,
Пять – друг другу улыбнулись.
Покажите посредствами мимики, какое у вас настроение в начале урока.
Надеюсь, хорошее настроение не покинет вас до конца урока.
2 . Актуализация опорных знаний учащихся.
Прежде, чем мы приступим к работе, создадим волшебную атмосферу вокруг себя. А поможет нам в этом старая добрая сказка.
Слайд 1. Что это за сказка?
– Внимание на экран! Что это за сказка? (Репка). Сколько героев сказки пытаются вытащить репку из земли? (Шесть) Почему дед не вырвал репку сам? (Репка выросла очень большая.)
– Чем же кормил дед репку, что она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
– Откуда же репка брала полезные вещества? ( Из земли.)
Что такое земля? (Земля – планета; земля – поверхность суши, на которой растут растения.)
Откройте учебники на с.49.
Найдите текст, выделенный жирным шрифтом. Прочитайте, что такое почва?
Почва — верхний рыхлый слой земли. Именно в ней растут растения. Почва даёт растениям питательные вещества, тепло, воздух и воду.
Запомните это слово! – почва . Оно станет талисманом нашего сегодняшнего урока.
3 . Сообщение темы и цели урока.
– Подумайте, где вы видели почву?
– Что вы знаете о почве?
– У всех ли садоводов и фермеров вырастают крупные овощи, такие, как в сказке «Репка»?
– Хотели бы вы узнать секреты плодородия почвы?
– Сегодня на уроке мы выясним, как образуется почва, из чего состоит, какими свойствами обладает, и на основе полученных знаний попытаемся выяснить, что помогло Деду вырастить репку большой-пребольшой.
3.2. Игровой момент. Введения в урок сказочного персонажа.
Но с этими задачами мы вряд ли справимся без опытного поводыря.
Если бы наш урок был посвящен секретам туч и облаков, мы бы попросили помощи у птиц. Если бы мы хотели разгадать тайны морей и океанов, мы бы обратились к рыбам. Но кто же поможет нам узнать особенности и свойства почвы?
Он работает «шахтером»
В шубе, черной, словно ворон.
Под полями роет норки,
На траве чернеют горки.
Что же за зверек такой
Поселился под землей?
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
4. Восприятие и осознание нового материала.
4.1. Вступительное слово учителя.
Слайд 5. Формы поверхности суши.
– На всех ли поверхностях суши возможна жизнь растений и других живых организмов?
– Есть в мире чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, вместо одного мешка в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок, арбузов. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, конечно, уже догадываетесь, как она называется? (Почва)
4.2. Исследовательская лаборатория: «Состав почвы»
Каковы особенности почвы? Почему только на этой поверхности суши возможна жизнь растений?
Чтобы выяснить это, мы должны знать, из чего состоит почва. Выяснить это нам поможет Крот.
Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто учитель и ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
(При проведение опытов учитель ставит на демонстрационный стол табличку: «Исследовательская лаборатория»)
Слайд 6. Исследовательская лаборатория.
— Возьмём бумажную салфетку. Насыпим на неё немного почвы. Придавим её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой.
— Что вы увидели на бумаге? (Влажное пятно)
— Сделайте вывод! ( В почве есть вода.)
— Возьмём стакан с водой.
— Бросим небольшой комок сухой почвы.
— Что вы заметили?
— Сделайте вывод! ( В почве есть воздух.)
— Возьмём стакан с водой и почвой, взболтаем и дадим отстояться. Что вы видите на поверхности воды? (Перегной)
Запомните новое слово! Перегной — это перегнившие остатки растений и животных. Перегной образуется вследствие гниения опавших листьев, отмерших растений и животных. В перегное содержатся различные питательные вещества , необходимые растениям.
Черный цвет почве придаёт перегной. Чем больше в почве перегноя, тем выше урожай .
— Что видите на дне стакана? ( На дне стакана образовался слой песка и слой глины. )
— Сделайте вывод! (В почве есть песок, глина, перегной)
До темна трудился крот –
Рыл большой подземный ход.
До утра идёт веселье
У крота на новоселье.
На зарядке первый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
– Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
– Но задумаемся: как современный человек относится к почве?
4.3. Просмотр учебного видеофильма: «Почва».
4.4. Первичная проверка понимания учебного материала.
Проверим, как вы запомнили процесс образования почвы! Наш поводырь – Крот – поможет вам составить рассказ о почвообразование. Он подготовил для вас опорные картинки-схемы.
Слайд 11. Образование почвы.
Под воздействием солнца, дождей и ветров, начинается разрушение горных пород: появляются многочисленные трещины и различные по форме обломки, которые со временем стают рыхлыми.
На голых рыхлых скалах первыми поселяются микроорганизмы и низшие растения – лишайники и мхи, которые в результате своей жизнедеятельности образуют перегной, или гумус (от лат. humus — земля, почва) , дающий начало жизни высших травянистых и древесных растений, которые окончательно преобразуют горные породы в почвы.
Немалую роль играют черви, муравьи, полевки, суслики, кроты и др. Перемещаясь в почве, они разрыхляют ее, перемешивают с растительными остатками, тем самым улучшая физические свойства почвы.
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
Слайд 13. Минутка размышлений.
– Кто запомнил, за какой период времени образуется 10 см почвы? (за два тысячелетия)
5. Обобщение и систематизация полученных знаний.
— Объясните и запомните пословицы!
Перегной даёт урожай горой.
На чёрной земле белый хлеб родиться.
— Рассмотрите фото на с. 51 вверху.
— Какие живые организмы живут в почве?
— В почве живут дождевые черви, личинки насекомых, мыши, кроты, хомяки, суслики.
5.2. Работа с динамическим пособием: «Жители почвы».
— Что такое почва?
— Что входит в состав почвы?
— Какое значение имеет почва в жизни природы?
— Для каких животных почва является домом?
Слайд 15. Стихотворение.
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
— Как вы понимаете эти строки?
— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Источник
Какое значение имеет почва для живой природы?
Самое главное свойство почвы — это ее плодородие, а также способность обеспечивать рост и развитие всех видов растений. Данные свойства являются важнейшей ценностью для жизни людей и других живущих организмов.
Стоит отметить, что это палка о двух концах, дело в том, что всего живого бы не было без почвы, но в тоже время эта почва является результатом жизнедеятельности этих организмов. Таким образом почва составляет одну из планетарных оболочек, которая называется педосфера.
Благодаря особой смеси воды, воздуха и различных почвенных элементов, происходят процессы разложения и трансформации различных множественных химических соединений и следовательно появляется возможность предоставлять питание в первую очередь для растений, и косвенно для животных и человека.В то же время не случайно принято считать, что первыми технологиями нашей цивилизации были земледелие и животноводство, где за основу использовались земельные ресурсы.
Почва также противодействует опасным веществам: вредные для здоровья живых существ химические соединения, бактерии, вирусы, радиоактивные вещества. Впоследствии данные вредные вещества накапливаются в почве и постепенно, но не всегда полностью, утилизируются.
Всегда стоит помнить, что запас так называемой прочности и полезности почвы не безграничен, и если он будет постоянно снижаться, то почва не сможет справляться со своими защитными функциями, что мы сегодня и можем наблюдать.
С наилучшими пожеланиями ваш питомник ЛЕСКОПАРК 🌳
Источник
Почва и жизнь на Земле
Почвенный покров Земли кажется нам обычным и вечно существующим в природе. Однако это не так. Природа создавала почву в течение 4,5 миллиардов лет! Основой для образования почвы послужили продукты выветривания горных пород. Выветривание — это сложный процесс, результат совместного действия многих физических, химических и биологических факторов. Видео 37.
Условно это отражено в формуле: Горные породы + Солнце + воздух + вода + живые организмы = почва.
Процесс почвообразования никогда не прекращается, конечно, он идет и в наши дни, но очень медленно. Почва находится в постоянном процессе развития — формирования или разрушения.Длительность процесса образования почвенного покрова Земли обусловлена многими факторами. На образование почвы требуются многие тысячелетия. В то же время нерациональное природопользование, губительное для почвы, может уничтожить ее всего за несколько лет.
Как Вы думаете, следует почву отнести к возобновляемым, или невозобновляемым природным ресурсам? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
Благодаря почвенному покрову Земли обеспечивается жизнь растений, животных и человека. Почва — важнейший компонент всех наземных экологических систем Земли и сама является уникальной экосистемой (см. подробнее темы 2 и 3). Она осуществляет связи живых организмов с литосферой, атмосферой и гидросферой. Почва — это объект изучения отдельной науки — почвоведения. Родоначальник почвоведения — выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев. В Петербурге находится Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, который является одним из крупнейших в мире музеев почвенно-экологического профиля. В музее можно получить ответы на вопросы — Что такое почва? Как она образуется? Что на этой почве растет? Кто в этой почве живет? Музей является хранителем богатейшей коллекции почв из различных природных зон мира.
В настоящее время ученые выделяют около ста типов почв. Почему существуют разные типы почв?
Многобразие почв связано, разумеется, с многообразием условий, в которых они формировались. Особенно большое значение имеют климат и свойства тех пород, из которых образовалась почва.
Рассмотрите рисунок и сравните чернозем, дерново-подзолистые и тундровые подзолистые почвы.
Знаете ли Вы, какие типы почвы характеры для Вашей местности? В почве имеется нескольких слоев, связанных между собой. Видео 38. Среди них различают коренную породу, которая подвергается выветриванию при выходах ее на поверхность, и материнскую, из которой формируется верхний слой почвы. Нижележащий слой называется подпочвой.
Уникальное свойство почвы — плодородие. Именно оно обеспечивает существование жизни на Земле. Плодородие почвы обусловлено содержанием в ней гумусных веществ (гумуса). Гумус — это скопление органических веществ, которые образовались при гниении растительных и других остатков живого. Он придает почве черный цвет и обеспечивает рост и развитие растений (т.е. жизнь на Земле). Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее. Больше всего гумуса содержится в черноземных почвах. Видео 39.
Из чего состоит почва?
Примерно 50% пространства в почве занимает воздух, заполняющий промежутки между твердыми частицами. Около 45% массы почвы приходится на долю минеральных веществ, около 5% — на долю органических веществ. Однако эти сведения о составе почвы не дают настоящего представления о ней.
Мы привыкли думать, что почва мало населена, что основная масса живых организмов находится на ее поверхности. Но это совсем не так! Для многих животных она является средой обитания. Все знают, что в почве живут и дождевые черви, и личинки насекомых, и сами насекомые. Почва служит местом гнездования и строительства жилищ для многих птиц и других животных. Расчеты ученых показывают, что масса живого в почве составляет ? массы живых обитателей лесов и более ? массы живого степной растительности.
Установлено, что чем меньше размеры организмов, тем больше их число в почве. Так, в 1 м 3 почве находится несколько десятков миллионов червей и насекомых. А в 1 грамме почвы содержится более миллиона простейших микроорганизмов. В целом количество почвенных микроорганизмов на Земле ученые оценивают приблизительно в один миллиард тонн! Однако значение живых организмов в почвенных процессах определяется не их массой, а той огромное работой, которую они совершают. Видео 40.
Мы не замечает работу почвенных бактерий, которые непрерывно перерабатывают отмирающие части растений и других организмов. Но если бы она прекратилась, поверхность Земли была бы завалена этими остатками. Трудно представить, что было бы с нашей прекрасной Планетой через какие-нибудь сто лет! А дождевые черви, как известно, питаясь, заглатывают почву. Если в одном гектаре почвы обитает около 140 тысяч дождевых червей, то их масса составляет 500 кг! А это значит, что за один год они пропускают через свой организм около десяти тонн почвенной массы!
В чем заключается биосферная функция почвы?
Важно понимать, что для характеристики почвы недостаточно знать ее состав. Научное знание о почве связано с пониманием того, что она представляет собой сложное природное тело, имеющее определенное строение(структуру). Будем помнить: Почва — это не механическая смесь различных веществ. Почва — это сложнейшая система взаимодействия минеральных, органических веществ и живых организмов.
Благодаря их взаимодействию почва выполняет свои биосферные функции. Но, повторим, оно обеспечивается не только составом, но и строением почвы.
Почва состоит из очень мелких частиц. В пленке воды, обволакивающей почвенные частицы, живут микроскопические организмы. Более крупные поселяются между частицами почвы, как в пещерах. И те, и другие составляют с почвой единое образование. Тем, что живут на поверхности частиц, необходим воздух, а те, что находятся внутри частиц, способны жить без воздуха.
Питание, дыхание и все другие процессы жизнедеятельности живых организмов приводят к множеству изменений в составе почвы. При этом они вовлекают в эти процессы вещества, содержащиеся в воздухе и растворенные в воде, а сами выделяют образовавшиеся в процессе их жизнедеятельности новые вещества.
Таким образом, почва выполняет свою биосферную функцию как конечного звена, обеспечивающего создание всей биомассы Планеты.
Разрушение почвы может происходить как в результате природных процессов, так и под влиянием нерациональных действий человека.
Разрушение почвенного покрова на месте рубки леса
Такие природные процессы, как наступление ледников, извержение вулканов, образование гор, землетрясения, ураганы, смерчи или наводнения, не могут не влиять на состояние земной коры и на процессы почвообразования. Но естественная эрозия почвы(разрушение и снос верхних наиболее плодородных слоев в результате действия воды и ветра) — это медленный непрерывный процесс, одновременно с которым формируется новый почвенный слой. В отличие от естественной,антропогенная эрозия почвы вызвана вмешательством человека в природную среду в хозяйственных целях. Нерациональное использование полей и пастбищ, вырубка леса, осушение водоемов и тому подобное — все это может уничтожить плодородие почвы за очень короткий срок.
Например, первые поселенцы в Америке так нещадно эксплуатировали землю, что за 100 лет погубили 20% пахотных земель. Почва также разрушается вследствие заболачивания, опустынивания.
Горькое свидетельство безоглядной эксплуатации человеком природы — это и пустыни Северной Африки, и Прибалтийские дюны, и эродированные пространства в Австралии, Пакистане, в Индии и Канаде. Только в европейской части нашей страны насчитывается до 2 миллионов оврагов, которые образовались в основном вследствие распашки земли. Ежегодно земельные угодья теряют слой плодородной почвы, на создание которого природа затратила тысячи лет. Почвоведы называют эрозию настоящей трагедией.
Ученые считают, что для сохранения экологической устойчивости территории в каждой природной зоне должно соблюдаться определенное соотношение пашен, пастбищ и лесов. Так, например, в лесостепи, по исследованиям В.В. Докучаева, лесов должно быть 10-18%. Сейчас из-за чрезмерной распашки их осталось значительно меньше.
По современным данным человечество уже утратило за исторический период около 2 млрд. га некогда плодородных земель, превратив их в антропогенные пустыни. Это больше, чем площадь всей современной пашни в мире, составляющей 1,5 млрд. га.В конце ХХ века стало очевидным, что деградация почв приобрела угрожающие размеры и является одной из основных угроз глобального экологического кризиса. Это особенно тревожно, если учесть, что, последним оценкам, в мире насчитывается более одного миллиарда голодающих, то есть каждый шестой житель планеты. А это значит, что сейчас страдают от голода и истощения больше людей, чем когда бы то ни было в истории человечества, в то время как плодородие почв и площадь пригодных для сельского хозяйства земель сокращаются.
Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, очень редко. Нам кажется, что, поскольку почва — это не цветок, не насекомое, не зверь, что с ней может случиться? Так и будет всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных, зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».
Недооценивая роль этого величайшего природного богатства, человечество ставит под угрозу само свое существование.
Охрана почвы от ее разрушения, борьба с уменьшением ее плодородия — важнейшая экологическая проблема, требующая безотлагательного пристального внимания мирового сообщества.
Источник