География
§ 26. Почва — особое природное тело
1. Знаете ли вы, что такое почва? 2. Где проще увидеть почву — в городе или в сельской местности?
1. Почва, её состав и свойства. Мы наслаждаемся красотой окружающих нас цветущих деревьев, зеленью трав, вкусом и красотой удивительных фруктов и овощей. Глядя на них, никто не задумывается: откуда, благодаря чему всё это выросло и радует нас? Посмотрите под ноги. Всё это нам даёт почва — верхний слой земной коры на суше.
Рис. 149. Обитатели почвы
• Назовите обитателей почвы.
Рис. 150. В. В. Докучаев
Основоположником учения о почвах является русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846—1903). Он доказал, что почва — самостоятельное природное тело. Докучаев изучал почвы России, создал первую в мире классификацию почв.
Незаметная для нас почва — это целый мир живых организмов. Она пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества живых организмов (рис. 149). Особенно много в почве микроскопических организмов — грибов, водорослей, бактерий: в 1 см 3 их насчитываются миллионы.
Современные исследования показали, что почва состоит из песка, глины, воды, минеральных солей, перегноя, в её состав входит также воздух.
Основное свойство почвы — плодородие. Его обеспечивает перегной (гумус) — особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов. Почва обеспечивает растения питательными веществами и водой, а корни — необходимым для дыхания воздухом.
2. Образование почвы. Почва не всегда была на нашей планете. Она возникла на Земле в результате длительных и сложных процессов. Древние горные породы под влиянием воды и перепадов температур разрушались, образуя рыхлый слой из песка, глины и мелких камушков. Со временем его заселили живые организмы. Позже стали появляться растения и животные. Почва образуется очень медленно: за 100 лет её толщина увеличивается на 0,5—2 см.
3. Значение почвы. Почва является основой для развития сельского хозяйства, без неё человечество не могло бы нормально жить и развиваться (рис. 151). К сожалению, ежегодно происходит разрушение и отравление ядовитыми веществами миллионов гектаров почв, что представляет серьёзную опасность для всего живого на Земле. Сохранение почв — одна из важнейших проблем человечества.
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1. Что такое почва? Каковы её особенности?
2. Из чего состоит почва?
3. Назовите главное свойство почвы.
4. Как образуется перегной?
5. Как человек использует почву?
ПОДУМАЙТЕ
1. Какие виды деятельности человека могут повлиять на образование почвы? Приведите примеры.
2. Какие мероприятия по охране почв проводят в вашей местности?
Почва — это особое природное тело, верхний слой Земли. Это среда обитания множества живых организмов. Основное свойство почвы — плодородие, которое определяется наличием в почве перегноя (гумуса). Основоположником учения о почвах является В. В. Докучаев.
Рис. 151. Использование почвы человеком
• С помощью рисунка расскажите, как человек использует почву.
Источник
География
Что такое почва? Каковы её особенности?
Почва — это особое природное тело, верхний слой Земли. Это среда обитания множества живых организмов. Она пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества живых организмов. Особенно много в почве микроскопических организмов — грибов, водорослей, бактерий.
Ещё по теме
Где в Мировом океане чаще всего возникают штормы?
Почему в одних озерах вода пресная, а в других — соленая?
Погода и климат. Перечислите климатообразующие факторы.
Какой по счету планетой от Солнца является Земля? Между какими планетами она расположена?
Опишите погоду сегодняшнего дня.
Погода и климат. Вопрос 10. Попробуйте оценить различные погодные и климатические явления (малоснежную зиму, сильные ветры, ливневые дожди и др.) с разных точек зрения. Например, с точки зрения работников городского, сельского, водного хозяйства, транспорта; с точки зрения жителей города и села.
По карте на форзаце учебника определите географическое положение зон степей и тундр. Почему степи располагаются во внутренних частях Северной Америки и Евразии? Почему тундр нет в Южном полушарии?
Какие изменения рельефа могут произойти в результате землетрясения? По рисунку 77 сравните последствия землетрясений силой 6 баллов и 12 баллов.
Назовите планеты Солнечной системы. Какие из них получают от Солнца больше света и тепла, чем Земля, а какие – меньше?
Сравните состав атмосферы разных планет. Сделайте вывод.
Источник
Урок географии 5 класс «Почва как особое тело»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ открытый урок почва.docx
Урок по теме «Почва — особое природное тело»
Раздел: Природа Земли
Тема урока: Почва — особое природное тело.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: способствовать формированию понятия – почва.
Обучающие: познакомить учащихся с составом почвы, выделить главное свойство почвы – плодородие.
Развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника; развивать мышление, речь; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия;
Воспитывающие: воспитывать правильное отношение к природе; интерес к географии.
Формирование УУД на данном уроке:
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии, методы, приемы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «География. Начальный курс. 5 класс» (Баринова И.И. Плешаков А.А. Сонин Н.И.), презентация урока.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока
(Сл.1) Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок вам сил хватило.
Работайте старательно, слушайте внимательно.
Какое у вас настроение? (слайд 2)
В зависимости от ответов учащихся выводы: Надеюсь, оно таким и останется. Надеюсь, в конце урока у вас будет прекрасное настроение.
Перед вами «Дерево успеха». (слайд 3)Оно пока ещё без листочков. Вам предстоит украсить его листьями. В ходе урока вы будете оценивать свою работу и прикреплять листья на дерево. (слайд 4)
зелёный лист – я работал легко, я все понял , узнал новое .
жёлтый лист – я понял почти всё, но были незначительные затруднения . красный лист – было сложно, я многое не понял, мне было трудно работать.
( сл.5 ) Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: « Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
Отвечают, какое у них настроение.
Дети отвечают на поставленный вопрос
Предлагаю вам соотнести признаки и факторы: сл.6
А. Растения и животные
Б. Осадки, температура и ветер
В. Реки и озера, моря и океаны
Г. Почва, рельеф и горные породы
– Есть на свете чудесная кладовая ( слайд 8 ).Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер . Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
– Конечно, – это почва.
Назовите тему урока: «ПОЧВА» (сл.9)
Как вы думаете, с какими знаниями вы уйдете сегодня с урока? (сл.10) Цели урока:
Познакомиться с понятием «Почва»;
Узнать каков её состав и главное свойство;
Узнать, как образуется почва и каково её значение в жизни человека.
Дети выполняют соотношение
Выявление места и причины затруднения
Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев ( слайд 11 ). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. (Сл.12)
(Сл.13) Если почва – особое природное тело, то верно ли утверждать, что почвы могут болеть, расти и умирать? В чём особенность почвы? Ответьте мне, пожалуйста.
Пытаются ответить на вопрос
проекта выхода из затруднений
( слайд 14 ) Что такое почва? Выберите правильный ответ:
Верхний слой земной коры.
Верхний слой земной коры, где есть песок и глина.
Верхний плодородный слой земной коры .
Верхний слой земной коры, где есть песок, глина, вода и воздух.
Почему именно этот ответ вы выбрали?
Прочитайте, что пишет автор учебника о том, что такое почва (стр.128, пар.26, 1-й абзац)?
Выбирают правильный ответ, объясняют, почему его выбрали.
Работают с текстом параграфа
Реализация построенного проекта
А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? Что обеспечивает это свойство?
Найдите в пар.26 определение гумуса.
– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений (записывают в тетрадь).
Работа в парах: попробуйте самостоятельно назвать состав почвы (первая пара использует наглядное пособие, вторая – текст пар.26, третья – таблицу):
По вашим выводам составим схему и запишем в тетрадь ( сл.15 ).
Значит, (Сл.16) почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.
А сейчас мы немного отдохнем и пойдем с вами в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом ( слайд 17 ). Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан?
– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?
– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву ( слайд 18 ), то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.
– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.
Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных .
Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Как называется этот процесс, кто помнит? (Происходит круговорот веществ).
Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.
Земля заботу любит ( слайд 19 ).
– Поясните ее смысл.
Какова же роль почвы в жизни человека? Для чего она нам нужна?
Источник
Почвы
Что такое почва. Какие бывают почвы.
Что такое почва
Почва — это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва — особое природное тело, основное качество которого — плодородие. Это означает, что почва снабжает растения питательными веществами, а растения развиваются и дают урожай. Основу почвы составляют горные породы (их называют материнскими породами). Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных (особенно червей). С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество — перегной (гумус), от которого и зависит почвенное плодородие.
Помимо гумуса, в почве обязательно должна быть вода для растений и воздух, без которого не может развиваться их корневая система. Поэтому лучшей почвой считается рыхлая, куда легко проникают и влага, и воздух.
Почва — тонкий (обычно от 2—3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.