Меню

Какую почву называют плодородной 4 класс окружающий мир

Земля-кормилица стр. 160 – 163

1. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке мы видим несколько основных видов почв нашей страны. В одних почвах больше перегноя, отмерших и перегнивших частей растений, в других перегноя меньше. Чем больше в почве перегноя, тем более плодородной она является.

По рисунку видно, что самой плодородной оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые почвы и серые лесные почвы.

2. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

Для Московской области характерны серые лесные почвы, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.

Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка почвы.

3. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.

Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.

Будем лепить модель почвы в виде параллелепипеда, квадратного столбика.

Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть почвы, растительность.

Ниже вылепим чёрный кусок почвы — перегной, плодородная часть почвы. Он должен занимать половину нашего столбика.

Ниже будет слой переходный, серого цвета.

А на самом низу столбика покажем жёлтый слой почвы, богатый песком.

4. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.

Пример выступления “Значение почвы для жизни на Земле” для 4 класса

Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по почве каждый день и даже не вспоминаем о том, что без этой почвы не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.

Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней почва.

Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери почву и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.

Проверь себя

1. Приведи примеры различных типов почв.

Есть тундровая почва, подзолистая почва, серая лесная почва, болотистая почва, луговая почва, чернозём.

2. Какая почва самая плодородная?

Самой плодородной почвой является чернозём.

3. Какие почвы в вашем крае?

В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые почвы.

4. Почему нужно бережно относиться к почвам?

Почва даёт жизнь растениям, ведь её основное свойство — плодородность. Если почву не беречь, то её могут смыть вода, раздуть ветер, её могут отравить ядохимикаты, и тогда почва потеряет свою плодородность. А значит на ней ничего не вырастет, а людям и животным нечего будет есть.

5. Как нужно охранять почвы?

Для охраны почву нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать распашки почвы по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью почвы.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю мусор и отходы, выливать на почву помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.

На следующем уроке

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

В России есть природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, субтропических лесов.

В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.

Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели. В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.

Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на само верху обитают различные птицы.

Источник

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир. 4 класс.

Урок 13. Земля-кормилица.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме:

Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.

Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.

Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,

используемая для удобрения почвы.

Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков

Читайте также:  Конский навоз можно ли удобрять грядки

растений в болотистых местах.

Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который

используется для удобрения почвы.

Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.

Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для

борьбы с вредителями и болезнями растений.

Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;

серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для

общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.

«Великан на поляне, или первые уроки экологической этики », с. 147-148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наш урок называется «Земля-кормилица». Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.

  1. Наша страна занимает большую территорию. Она охватывает несколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы уже знаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, её состав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территории нашей страны немалое число типов почв. В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зоне тундра – тундровые почвы. В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны. В лиственных лесах – серые лесные почвы. В зоне степей – почвы чернозёмные. На болотах – болотные. На лугах – луговые почвы. Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.
  2. Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь и защищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, а для того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет. Представляете, как это долго! Почва начала образовываться с той поры, как жизнь появилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдые природные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, который состоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательных веществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которым подходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатков получается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже больше и они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становится больше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинают селиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву. Перегноя на этой почве становится ещё больше. И опять вырастают растения, и опять их поедают животные, умирают и превращаются в перегной. Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы в растения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных, а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы от ветра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смыть её. А ветер просто развеять. Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитные полосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этого устраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные вещества в почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрения бывают органические и минеральные. Органические удобрения – это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают из минеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве. Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных, которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишком много, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относиться к добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых, бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвы образуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.

Мы ответили на наши вопросы и выяснили, почему землю называют «кормилицей». Земля кормит человека. На ней растут овощи, фрукты, ягоды, которыми человек питается. Земля кормит животных – и зверей, и насекомых, и птиц. Земля кормит растения – корни растений уходят в землю и оттуда получают пищу. А вы знаете, какая почва в вашем крае? Как её охраняют? Ответы на эти вопросы вы найдёте в краеведческой литературе.

Читайте также:  Почему ярило почитался у древних славян как бог плодородия согласно славянской мифологии

А в книге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах 147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте, что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Выберите верное высказывание.

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.

В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно

Правильный вариант ответа

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Впишите в предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – _________ почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ____________ почвы.

В лиственных лесах — ______ _______ почвы.

В зоне степей – почвы ________.

На болотах – ________.

На лугах – __________ почвы.

Правильный вариант ответа

В природной зоне тундра – тундровые почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистые почвы.

В лиственных лесах – серые лесные почвы.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе на тему»Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема : «Почва: состав и основное свойство»

Тип урока: урок-исследование («открытие» нового знания)

Формы обучения: исследовательская работа, групповая работа

Предметные: развивать умение ставить простейшие опыты, моделировать схему строения почвы, организовать деятельность по определению состава почвы.

Универсальные учебные действия

Личностные: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, оформление вывода, рассуждение, прогнозируют предстоящую работу ( составляют план), способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы)

Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные : умеют работать в паре, группе, планировать учебное сотрудничество

Метапредметные: самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу

Оборудование: образцы почв, набор для опытов, микроскоп, пульты системы опроса, карточки, презентация ПО « SMART Notebook »

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки

И сегодня я приглашаю вас, ребята, в мир увлекательных открытий. Предлагаю на уроке друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

( звук СМС) – Ой, что это? Ребята, смотрите, нам пришло письмо на электронную почту от Мудрой совы. Давайте послушаем его.

(Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле?)

Вы уже, должно быть, догадались о чём шла речь в письме? Как называется кладовая? (Земля)

Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы)

– Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве)

— Определите тему урока.

Итак, тема нашего урока: Почва – состав и основное свойство.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.

— Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

— С чего начнём? (Узнать что такое почва.)

— Что еще хотели бы узнать о почве? ( Из чего состоит почва) Так, состав почвы.

(Какими свойствами она обладает?)

— А знаете ли Вы, зачем человеку, растениям, животным почва и как он ее использует? — Зачем человеку нужны знания о почве? (Свойство почвы и её значение)

На доске учитель вывешивает план.

Что такое почва?

Основное свойство и значение почвы

Приступим к работе, следуя составленному плану.

— Так, что же такое почва?

— Внимательно рассмотрите образец №1 и №2, сравните их.

Читайте также:  Мел для раскисления почвы весной

— Какого они цвета? Чем отличаются? Сделайте вывод . Какой из образцов можно назвать почвой? Почему? Что же такое почва?(Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.) ВИДЕОФИЛЬМ №1

Ответили на первый пункт плана?

4. Практическая часть

Следующий пункт нашего плана? ( Узнать, что входит в состав почвы)

Практическая работа в группах (4 группы).

— Каждая группа экспертов получила инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы. Соблюдайте технику безопасности при работе. Не забывайте о правилах работы в группе.

1.​ Уважай своего товарища.

2.​ Умей каждого выслушать.

3.​ Не согласен – предлагай!

В каждой группе есть главный научный сотрудник, который следит за работой, распределяет обязанности.

Бросьте комочек почвы в воду

Что произошло в стакане?

Что вы видите на дне стакана?

Вывод: В почве есть песок, глина

Вода в стакане стала мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина.

Возьмите бумажную салфетку

Положите на нее немного почвы

Стряхните почву в лоток.

Что осталось на салфетке? Запишите вывод.

Вывод: В почве есть вода

( Влажное пятно. В почве есть вода.)

Возьмите стакан с водой

Опустите туда комочек почвы

Запишите, что вы видите и сделайте вывод?

Вывод: В почве есть воздух.

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

Возьмите почву. Положите на стёклышко.

Рассмотрите почву под микроскопом. Что заметили?

Что еще входит в состав почвы?

Вывод: останки животных, корни растений, песок

(листья, остатки насекомых, песок, трава)

При ответе детей 4гр.подключаю микроскоп к доске.

1.Прочитайте текст на стр.38 « Какую почву называют плодородной? » 2.Что такое плодородие? Какая почва, по вашему мнению, даст больший урожай?

3. Составьте карту-мультипоток

Выступления детей. Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы. Все ответы дети записывают на листочках и прикрепляют на доске в виде кластера «Состав почвы».

Итак,1 группа 2,3

После 3 группы- физпауза.

Физминутка. – Предлагаю вам встать . Проведём дыхательную гимнастику.

Опыт (Проводит учитель)

— Возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите?

(На стекле образовался белый налет.)

— Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Ответили на второй пункт плана?

Итак, давайте послушаем научных сотрудников 5 группы .

Вывешивают свою карту – схему.

(Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и более. И чем толще он, тем больший урожай собирают).

Основное свойство почвы – это плодородие – способность давать хороший урожай. Плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя-гумуса)

Вывод: В почве есть перегной. А что такое перегной ?( часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.)

— Какие слова прячутся в слове плодородие? (плод и род ) Отсюда и получили слово плодородие — плоды родятся).

Ко 2-му пункту плана прикрепляю карточку -ПЛОДОРОДИЕ

Группа научных сотрудников вернулась из экспедиции . Послушаем какие открытия сделали они. (задания получили ранее)

— Рассмотрите образцы почв. Выступление детей.

1.Чернозёмные почвы образуются в степной зоне. Распространены в центральных областях России. Они распахиваются под зерновые, овощные, технические и плодовые культуры.

2.Подзолистые почвы распространены в России в тайге и на Дальнем Востоке. На них расположены лесные массивы. Широко используются в сельском хозяйстве.

3.Болотные торфяные почвы распространены в северной части лесостепной и таёжной зон. Эти почвы малопродуктивны .Используются в основном, под сенокосы и пастбища. Но при внесении удобрений, извести, налаживании водного режима почвы будут пригодны для сельскохозяйственных работ.

-Наши исследования подходят к логическому завершению

Какой вопрос мы сегодня ставили в начале урока? Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка?

Как ответите на этот вопрос? (Чудесная кладовая существует. Это земля (почва)

5.Включение в систему знаний и повторение

Проверить, как вы усвоили материал урока нам поможет тест

— Включите пульты. Введите свой индивидуальный код. Перейдите к вопросам теста. Все готовы? Не забудьте нажимать на желтую стрелку после ответа на каждый вопрос. Начнем выполнение теста.

1. Почва — верхний плодородный слой земли (…)

2.Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее (…)

3.Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, обёрток от конфет. (…)

4.Основное свойство почвы — плодородие-способность давать хороший урожай (….)

5.Перегной это важная часть почвы, определяющая её плодородие.

-Поднимите руки, кто правильно ответили на вопросы? Молодцы! Кто допустил ошибки? ( будете работать над этой темой на следующем уроке)

7.Подведение итогов. Рефлексия.

— Над какой темой работали? Выполнили ли план нашего урока? Давайте вернёмся к вопросу Мудрой Совы. Как ответите на него? На доске мишень с секторами — оцените свою работу на уроке .

8. Выставление оценок. Домашнее задание

Стр. 37-39, читать, отв. на вопросы. Задание по выбору: ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ

Источник

Adblock
detector