Меню

Календари наблюдений за птицами во время зимней подкормки

Дневник наблюдений «Покормите птиц зимой»
проект

Цель работы: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

Задачи:

1. Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.

2. Провести наблюдения за посещаемостью кормушек от времени суток и погодных условий.

3. Понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.

4. Сделать выводы по наблюдениям.

Скачать:

Вложение Размер
dnevnik_nablyudeniy.docx 284.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69»

«Покормите птиц зимой»

Подготовила: Бикчентаева Ч. Х.

Отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто-то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а так же часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи.

В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушек. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.

Главная цель подкормки – защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев зерноядными птицами.

Другая положительная сторона подкормки — привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового периода остаются в районе подкормки, там же выводят и выкармливают птенцов, обогащая лиственную фауну.

Цель работы: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

1. Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.

2. Провести наблюдения за посещаемостью кормушек от времени суток и погодных условий.

3. Понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.

4. Сделать выводы по наблюдениям.

1. Изготовление кормушек.

2. Наблюдения за птицами, кормящимися на кормушках.

3. Учёт количества птиц, посещающих кормушки.

4. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями.

Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

И не страшна

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Мы хотим поделиться своими наблюдениями за птицами в зимний период времени и описать устройство кормушек и различных приспособлений для подкормки пернатых друзей.

Все наши наблюдения сопровождаются увлекательными рассказами, материалами, зарисовками.

В феврале, нам объявили, что будет проводиться акция «Покормите птиц». Нам очень хотелось помочь нашим маленьким друзьям пережить зиму.

Нами были поставлены следующие задачи: в течение акции ежедневное кормление птиц; наблюдение за их поведением; использование разных кормов; учет количества птиц и их видов; заполнение дневника наблюдений.

Мы завели дневники наблюдений, где фиксируются даты, погодные условия, месторасположение кормушек, состав корма.

Прежде чем проводить наблюдение за птицами, мы изучили соответствующий материал, как правильно привлечь птиц к себе на участок. Кормушки мы развесили на территории детского сада на ветках деревьев, чтобы ее не боялись птицы и кошки не могли их достать. Напротив окон, для того чтобы удобней было наблюдать за птицами не только на прогулке, но и из помещения.

Поначалу, особого интереса у детей и у нас это не вызвало. Есть такая поговорка: «Аппетит приходит во время еды», и у нас интерес к наблюдениям пришел тогда, когда мы стали фотографировать. Самое интересное было, когда с детьми выжидали момент, чтобы сфотографировать. Оказалось что это не так просто, птички никак не хотели попадать в камеру. Первыми посетителями кормушки были воробьи и синички. Это самые шумные птички, всегда подвижные, суетливые и голосистые. Они прилетели один за другим, но в тот же миг улетали. Они оказались очень юркими, быстрыми и ловкими. Как только они успевали хватать еду? Несмотря на это, мы сделали очень много фотографий.

Снимали птиц, которые прилетали на соседний участок. При подкормке птиц мы использовали корма с учетом видов прилетающих птиц; семечки подсолнечника, пшено, овес, просо, хлеб белый, сало.

Мы наблюдали за птицами весь световой день благодаря тому, что почти все кормушки находятся напротив окон,

заботимся о том, чтобы у пернатых всегда была еда.

Птицы не всегда кормятся спокойно, хотя еды предостаточно для всех. Синицы часто прогоняют воробьев, они вытягивают голову, прогибают тело, шипят, как змеи и бросаются в драку. Между собой синицы ссорятся по другому.

Какие птицы прилетали

Хлебные крошки, просо

Пшено, хлеб, овес

Воробьи, голуби, вороны

Пшено, хлеб, овес

Воробьи, голуби, синицы

Хлебные крошки, сало

Воробьи, снегири, голуби, синицы

Хлебные крошки, пшено

Семена подсолнечника, просо

Синицы, воробьи, голуби

Все цели, которые мы ставили перед собой в период наблюдений, были достигнуты. И сделаны следующие выводы:

  1. Кормушка должна быть устроена не позднее ноября с тем, чтобы птицы привыкли к ее местонахождению.
  1. Видовой состав птиц, прилетавших к кормушке: воробьи, синицы, голуби, вороны.
  2. Поведение видов птиц на кормушке: голуби лидерствуют около кормушки, не отстают и воробьи. Если стайка большая могут атаковать кормушку, то кормить голубей надо было под кормушками; синиц возле кормушки увидеть можно было редко; редкими гостями также были и сороки.
  3. Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега.
  4. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее.
  5. Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы – сало. Пшено едят дольше всего.
  6. Кормушку посетили 4 видов птиц: воробьи, синицы, голуби и вороны.
  7. За время действия акции птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Зима в наших краях для оседлых птиц – период выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелкое птичье население. За короткий зимний день птицы просто не в состоянии отыскать и съесть столько корма, сколько им надо. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Как нам кажется, мы должны помочь птахам перезимовать, строя и развешивая кормушки. Проведённая работа оставила массу впечатлений, пополнила и обогатила наш запас знаний о наших маленьких пернатых друзьях. В общем, мы решили не останавливаться на этом и продолжать свою деятельность в этом направлении и дальше, принося хоть какую-то пользу природе нашей малой Родины.

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им, ведь это так увлекательно и интересно. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Памятка «Как подкармливать птиц»
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

— Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку «Геркулес» и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

— Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Так им легче прокормиться в холодное время года.

-Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, — подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

— Самая простая кормушка для синиц — из молочного пакета.

— Если начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона, так как птицы привыкают к кормушкам и ждут от нас помощи. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Но важно помнить несколько основных правил:

— У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

— Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. Она может быть деревянной, пластиковой, металлической и т.д. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока, прорезав в них отверстия.

Кормление птиц и уход за кормушками

Какие преимущества даёт кормушка?
Во-первых, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для более полной оценки видового состава птиц данной местности.

Во-вторых, даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в ее окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет.

Главными правилами кормления зимующих птиц, которые мы старались осуществлять были:

— раскладывать только тот корм, который не только сытен будет для птиц, но и не будет опасен для из здоровья и жизни;

— регулярно раскладывать птицам корм, так как они привыкли к кормушкам;

— чистить кормушки от испорченной еды, плесени, снега.

Корм мы старались насыпать так, чтобы его одновременно могли клевать несколько птиц.

Источник

Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами

Олеся Извекова
Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц — одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно.Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц,педагог осуществляет следующее:

— Начинает подкормку в конце октября — начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

— На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек — из расчета одна на 2 — 3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

— Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ними, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птицв начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну — две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью.Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарьподготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные «галочки» (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием.Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и недели, фиксируются разные особенности поведения птиц, (ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия, на фоне которых птицы посещают место кормления.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей — единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе — в самом начале подкормки (конец октября, в ее разгаре (январь) и в конце марта — дает возможность проследить динамику изменений состава птиц,связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте — зафиксировать в календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

Передача экологических знаний — это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности — показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка,сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации,воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Наблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природы Хочу рассказать об организации наблюдений с детей за гиацинтом. Кашпо с луковицей гиацинта осталось стоять в уголке природы с весны,.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» Организация наблюдений за зимующими птицами Наблюдать за птицами на участке детского сада можно круглый год! Особенно интересны наблюдения за зимующими птицами. Много интересных.

Календарь наблюдений за птицами Дошкольный возраст-благоприятный период для привития детям основ экологической культуры. На данном этапе происходит накапливание конкретных,.

Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период» Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного.

Консультация для воспитателей «Адвент-календарь или календарь ожидания праздника для дошкольников» Часто так бывает, что ожидание праздника интереснее, чем сам праздник. Когда праздник приходится ждать долго, у ребят возникает вопрос:.

Наблюдения за птицами на прогулке. Истории из жизни птиц весной из каждодневных наблюдений (фотоотчёт) Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Организация деятельности детей на прогулке для первой младшей группы «Наблюдение за птицами» Организация деятельности детей на прогулке. 1младшая группа. Тема: «Наблюдение за птицами» Цель: 1. Учить узнавать и называть птиц (ворону,.

Организация и проведение зимней прогулки в средней группе «Волшебница-зима» Цель: Повышение познавательной и двигательной активности детей во время прогулки. Задачи: 1. Формировать навыки выполнения физических упражнений.

Организация зимней прогулки в ДОУ Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что оптимальная двигательная активность и физическое воспитание.

Источник

Читайте также:  Подготовка почвы для посадки цветной капусты
Adblock
detector