урок изо 4 класс «Русские народные праздники»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
урок «Русские народные праздники» для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изо 4 класс Русские народные праздники | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству в 4 классе
Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка»
Ход урока. Тема урока : «Народные праздники. Ярмарка».
Цели и задачи урока :
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.
2. Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.
3. Осуществлять межпредметные связи ( технология, музыка, литература)
4. Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Материалы : белые листы бумаги, цветная бумага ,ножницы, клей, фломастеры.
Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки,салфетки…
Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Беседа по теме.
5. Продолжение беседы.
6. Практическая работа.
9. Оценки за урок
Назовите мне тему 1 четверти (Русское искусство, культура русского народа)
Внимательно рассмотрите ваши работы, выполненные в течении 1 четверти и расскажите всё, что вы узнали по этой теме.
А вот о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд, который лежит на ваших столах. Заранее хочу сказать, что сегодня вы будите работать в группах, поэтому от каждого из вас будет зависеть и результат и итог работы ну и конечно дисциплина.
Итак, кто уже справился с работой, и назовёт сегодняшнюю тему урока
Да, действительно ведь русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.
Праздники есть у каждого народа.
Возникали праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.
А вот о каких русских народных праздниках сегодня пойдёт речь, вы узнаете, собрав иллюстрацию в виде пазлов на вашем столе. ( на партах лежат разрезанные картинки праздников «Рождество», «Масленица», «Иван купала», «Праздник урожая»)
(Возле доски стоят таблички с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Иван Купала, Праздник урожая), как только вы соберёте пазлы, возьмите у доски ту табличку, которая соответствует вашей собранной картине, и по словам и словосочетаниям предложенным вам составьте рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.
Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, рождественская звезда, песни- колядки.
Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои, игрища.
Лето, сбор цветов и трав, ночь, прыжки через костры, купание, венки в реке.
Сбор пшеницы, ячменя, проса, праздник, застолье мёд, яблоки, хлеб, каша, пшеничный сноп, ленты, хороводы.
Давайте выслушаем ваши рассказы, я буду начинать а вы продолжать
(На слайде высвечивается та картина, о каком празднике идёт речь)
- Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.
(Дети 1 группы рассказывают о празднике Рождестве.)
- Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!
(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)
3) Горит костёр багряною зарёй,
Горят улыбки на счастливых лицах,
По небесам прекрасный танец свой
Ведёт опять Богиня-Заряница,
И пламенеют в небе облака,
И наполняет лес пичужек пенье,
И вдаль, играя волнами, река
Несёт венки купальские теченьем…
4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню
Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.
По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.
Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)
А что же такое ярмарка на Руси?
Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.
Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).
В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.
В больших городах, а также и в сёлах в этот день и устраивались ярмарки.
Ярмарка — это тоже праздник.
— как вы думаете, люди ждали этот праздник?
Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.
А детвора ждала с ярмарки — гостинец.
Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:
Слайд 8 (ярмарка)
Глянешь налево – лавки с товаром,
Глянешь направо – веселье даром.
Красочная, весёлая ярмарка.
-Какими мы видим людей?
Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя — Петрушки.
Слайд 8 (петрушка)
Петрушка — длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.
На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости.
Давно вас ждут, друзья!
Также публику веселтли и скоморохи. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.
Представьте себя среди кадок с брусникой и красивых плетёных корзин с вкусными пряниками. Ярче солнца – наряд соломенных игрушек, ярче радуги – игрушки-свистульки, почти как у нас на ярмарочной витрине в классе.
— Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.
Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»; «Купчихи»…
Он погружает зрителя в стихию народной жизни. В своих картинах художник не допускал грязь и слякоть, ужасающие мостовые… Он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости. А ведь художник писал эти картины, находясь а инвалидном кресле целых 11 лет! Вот видите как он ценил и любил жизнь и его картины наполнены светом и яркостью. Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.
И. Е. Репин называл Кустодиева «богатырём русской живописи».
-Как вы думаете, почему?
Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно.
Мы похлопаем сейчас
Мы потопаем сейчас
А теперь все дружно, вместе,
отправляемся мы в пляс.
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
мы поклонимся сейчас.
Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.
-Что должно быть в данной композиции?
- Пейзаж (природа, поля, речка).
- Постройки ( избы).
А чего же и кого не хватает?
- Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)
- Люди (мужчины, женщины, скоморохи)
Работать будем коллективно. Сделаем одну общую работу.
Работаем в группах:
1 группа одевает фигурки людей в русские праздничные костюмы (мужские образы) в технике аппликации
2 группа о одевает фигурки людей в русские праздничные костюмы(женские образы) в технике аппликации
3 группа — создают лоток с посудой и игрушками, баранками, платками
4 группа — одевает фигурки людей в костюмы скоморохов также в технике аппликации.
Как только оденете фигурки в костюмы. Что нужно ещё сделать с костюмами? (Украсить орнаментами при помощи фломастеров) и вклеить в наше коллективное панно.
А что такое орнамент?
Но прежде давайте вспомним элементы русского праздничного костюма.
-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)
Когда вы будите вклеивать свои работы, что вы должны вспомнить и соблюдать? (Перспективу) Назовите законы перспективы в композиции.
Практическая работа . (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек)
-Как назовём работу, которую сделали коллективно?
На доску сверху панно вывешивается надпись «Русская ярмарка»
Кластер к слову «Ярмарка»
-Что, по вашему мнению, не удалось?
-Что вы считаете, получилось удачным?
-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).
Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.
В том, как проводится праздник — в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.
Детям раздаются четверостишия и они читают приглашая на ярмарку, которая у них получилась на панно.
Да люди русские.
Други наши верные!
Слушайте все и не говорите,
- Приглашаем всех на ярмарку,
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
- А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите
С песнями веселыми,
- Внимание, внимание, внимание.
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет! (звучит музыка)
Ребята, давайте встанем, поднимем руки ладошками друг к другу, и кому понравилась ваша ярмарка и наш урок, тот похлопает в ладоши.
1. Ой, вы люди, люди добрые,
Да люди русские.
Други наши верные!
Слушайте все и не говорите,
2. Приглашаем всех на ярмарку,
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
3. А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите
С песнями веселыми,
4. Внимание, внимание, внимание.
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!
1) Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.
(Дети 1 группы рассказывают о празднике Рождестве.)
2) Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!
(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)
3) Горит костёр багряною зарёй,
Горят улыбки на счастливых лицах,
По небесам прекрасный танец свой
Ведёт опять Богиня-Заряница,
И пламенеют в небе облака,
И наполняет лес пичужек пенье,
И вдаль, играя волнами, река
Несёт венки купальские теченьем…
4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню
Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.
По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.
Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)
А что же такое ярмарка на Руси?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру «Русские народные праздники в Древней Руси».
Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками — Масленицей, Пасхой, Рождеством.
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме»Народные праздники древних славян»
Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа, в первую очередь, будет .
Урок окружающего мира по теме: Народные праздники.
Урок окружающего мира по теме: Народные праздники» для 3 класса. Начальная школа 21 века.
Урок изобразительного искусства по теме «Народные праздники»
Тип урока: обобщение по теме «Истоки родного искусства»Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; творчеством Б.Кустодиева; русскими народными праздника.
Открытый урок по музыке «Народные праздники»
Открытый урок по музыке «Народные праздники».
Презентация к уроку по теме » Народные праздники в пору осеннего равноденствия» 2 класс
Презентация к уроку по теме » Народные праздники в пору осеннего равноденствия» 2 классУМК «Перспектива".
Конспект урока по музыке «Народные праздники. Троица.»
Цели деятельности учителя: знакомство детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.Планируемые результатыПредметные: расширить и углубить представления учащихся о.
Источник