Меню

Картины про сбор урожая

Жатва на картинах художников

Уборка хлеба – значимое событие в жизни многих народов мира. В различных представлениях оно находит отражение и в мировом, и в отечественном искусстве. Разные художники по-разному, исходя из собственного творческого стиля, национального менталитета, душевного состояния, передают образы этого прекрасного дела.

Сегодня мы предлагаем небольшой экскурс в мир художественного искусства, в котором навечно запечатлен долгожданный момент в жизни крестьян, от которого зависит жизнь на целый год – время сбора урожая. Так об этом времени писал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Пойдут жатва за жатвой: за рожью пшеница, за ячменём овёс, а тут и дёрганье конопли».

Отечественный художник Моисей Спиридонов написал картину «Тракторная жатва в колхозе». В его работе трактор – это символ мирного труда, символ прогресса в советском сельском хозяйстве, в облегчении труда крестьян, в возвращении к общинному землепользованию.

Моисей Спиридонов. «Тракторная жатва в колхозе»

Изображение повседневности крестьянской жизни было одним из любимых направлений датской художницы Анны Анкер. На её картине «Жнецы», написанной в 1905 году, выражено особое состояние крестьян, которые ежедневно выходят на уборку урожая.

Анна Анкер. Жнецы

Одна из самых известных в мире картин «Урожай», принадлежащая нидерландскому живописцу Винсенту Ван Гогу написана в 1888 году в Провансе на Юге Франции. Она передает символические и эмоциональные образы сбора урожая.

Винсент Ван Гог. «Урожай»

В 1891 году Доусон Доусон-Уотсон пишет картину «Время жатвы». Доусон-Уотсон родился в семье художника, был разносторонним творцом и внес значительный вклад в американское движение искусств и ремесел.

Доусон Доусон-Уотсон «Время жатвы»

Светлые образы русской деревни находят отражение в работах Аркадия Пластова. Художник прошлого века (1893-1972), чья биография и творчество яркой страницей вошли в историю мирового искусства, любил изображать простых советских колхозников и их быт. На картине «Жатва» – один из таких моментов: колхозники производят уборку урожая.

Аркадий Пластов. «Жатва»

В дальнейшем мы продолжим публиковать картины, передающие атмосферу благородного сельскохозяйственного труда.

Источник

Провожаем осень и собираем урожай вместе с известными художниками

Осень — это не только одно из самых красивых, но и самое плодородное, урожайное время года. Тема сбора урожая, людей за работой в целом и крестьянского труда в частности нашла отражение в фольклоре, литературе и живописи. Журнал Точка ART собрал живописные произведения, создатели которых воспевали труд людей и результат этого труда.

Густав Курбе «Веяльщицы»

В 1850-х годах Густав Курбе, один из крупнейших представителей французского реализма, написал серию картин, изображающих жизнь крестьян Орнана, к которой относятся и «Веяльщицы». В этой серии Курбе изображал самые сложные аспекты сельской жизни, максимально реалистично изображая трудящихся бедняков, вступая в диалог с другим знаменитым французом, барбизонцем Жаном-Франсуа Милле.

В отличие от суровых картин Милле, «Веяльщицы» Курбе более пасторальны. Крестьянки за работой очаровательны в своей простоте; вся картина пронизана ярким светом. Поль Сезанн, будучи поклонником Курбе, был в восторге от картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!».

Жан-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев»

Французский художник Жан-Франсуа Милле — один из основателей барбизонской школы, почти все свое зрелое творчество посвятил теме крестьянства. Он и про себя говорил — «Я крестьянин и ничего больше». «Сборщицы колосьев» — одна из самых известных работа мастера, и кульминация десятилетней работы над крестьянской темой. В ней Милле выразил нечто большее, чем просто живописное изображение давнего, почти забытого обычая, когда женщины из бедных семей собирали обрезки колосьев, оставшиеся после уборки поля. Он очень точно подчеркнул классовый разрыв, ловко используя контраст между светом и тенью, между изобилием и дефицитом: согнутые темные фигуры на переднем плане и теплый пасторальный фон, со стогами сена, телегами и снопами пшеницы — приметами богатого урожая.

В этой картине Милле использует характерный живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой собирают колосья. Своей «документальностью», сосредоточенностью на изображении низших слоев сельского общества, Милле заслужил неодобрение представителей среднего и высшего классов, которые обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики».

Григорий Мясоедов «Страдная пора. Косцы»

Картина Григория Григорьевича Мясоедова была представлена на 15-й выставке «Передвижников», открывшейся в феврале 1887 года в Петербурге, и прямо с экспозиции была приобретена императором Александром III. В 1886 году Мясоедов, считая себя «достаточно опытным в пейзаже», пришел к идее о создании эпического полотна, не только включающего в себя пейзаж с золотым полем ржи на фоне летнего неба, как это исполнено на картине «Дорога во ржи», написанной художником пятью годами ранее, но и воспевающего труд крестьян, занятых на уборке хлебного урожая

Читайте также:  Хорошее удобрения для антуриумов

Тема крестьянского труда волновала многих русских художников, но никто до Мясоедова не решил ее в таком оптимистическом ключе. Впечатление объединившего людей трудового подъема, яркого летнего дня, буйного цветения природы, шири русских полей создает живую атмосферу деревенской страды. Здесь есть и присущая крестьянину истовость в полевой работе, и величественная красота пейзажа, и выраженная в словно вырастающих из колосьев фигурах крестьян гармония человека и природы.

Камиль Писааро «Сборщики яблок в Эраньи сюр-Эпт»

В апреле 1884 года Камиль Писсарро поселился в деревне Эраньи-сюр-Эпт, расположенной между Парижем и Дьеппом. Здесь он прожил последние двадцать лет жизни, здесь написал множество великолепных пейзажей и жанровых сцен. В этот период Писсарро, с одной стороны, очарованный пуантилизмом, с другой — увлеченный идеей просвещения публики, пишет картины, изображающие людей на работе или дома в реалистичной обстановке, пишет в максимально реалистичной манере, не идеализируя их жизнь.

В «Сборщиках яблок в Эраньи сюр-Эпт», нанося на холст точки красного, синего, зеленого, розового, лавандового, оранжевого и желтого цветов, Писарро создал стилизованную, тщательно сбалансированную сцену сбора яблок во французской провинции. Эти точки, а также маленькие мазки чистого, яркого цвета создают ослепительный эффект яркого полуденного солнца.

Пьер-Огюст Ренуар в 1882 году назвал творчество Писсарро того периода «революционным» в своей попытке изобразить «простого человека». Сам же Писсарро, не используя свое искусство для пропаганды какой-то одной идеи, предполагал, что картины, изображающие скромный быт простого народа, будут интересны его клиентам из высшего сословия.

Эмиль Клаус «Сбор урожая свеклы»

Появление крестьянской темы в творчестве Эмиля Клауса, знаменитого бельгийского пост-импрессиониста и родоначальника люминизма, не случайно: он был двенадцатым ребенком в семье лавочника, и знал эту жизни изнутри. Вопреки воле отца, который хотел видеть сына кондитером, Клаус все же стал живописцем и добился большого признания. В конце XIX века, обосновавшись на родине в Дейнзе, Клаус не оставил активную переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, открывая для себя импрессионизм. Это направление оказалось настолько созвучным художнику, что он полностью поменял свою живописную манеру. К поворотному этапу творчества художника относится и работа «Сбор урожая свеклы».

В это картине Эмиль Клаус, будучи первоклассным пейзажистом и великим наблюдателем природы, мастерски интегрируя в пейзаж фигуры людей. Клаус, как и Курбе и Милле, выступает беспристрастным наблюдателем, не интерпретируя действительность, показывая ее честно и без прикрас: мы видим мерзлую земля, фермеров, собирающих сахарную свеклу, на их лицах запечатлены следы изнурительного труда.

Татьяна Яблонская «Хлеб»

Эта одна из наиболее известных, и одна из самых неоднозначно воспринятых картин Татьяны Яблонской был написана ею летом 1948 года в украинском селе Летава. Здесь художница провела четыре месяца, с июня по сентябрь, сделав около 300 рисунков и этюдов, стараясь «передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда». «Мне хотелось создать большой монументальный образ, хотелось сделать картину очень живой, полной движения, звона и солнечного света. Но в то же время очень устойчивую, сильную и весомую, передающую значительность изображаемого. Я добивалась в композиции неповторимой жизненности и как бы случайности и свежести момента с ясной простотой и закономерностью композиционного замысла», — так говорила Яблонская о своей работе. Картина писалась в первые послевоенные годы, когда страна поднималась после опустошительной войны, но она показывает не столько подвиг людей, сколько «счастье и радость труда».

Есть в картине одна любопытная деталь: на мешках с зерном стоит маркировка «Колхоз им. Ленина с. Летава» и дата — 1949 год. Не 1947 год, когда колхоз прославился высокими урожаями, не 1948-й, когда Яблонская работала в Летаве, а 1949-й — год создания картины; а мог бы быть указан любой год. Таким образом, по мнению критиков, Яблонская сняла актуальность конкретной даты, сделав ее «вневременной»: все, происходящее в данный момент времени, было, есть и будет всегда.

Аркадий Пластов «Сбор картофеля»

Аркадий Александрович Пластов без преувеличения был живописным летописцем жизни деревни, причем, не выдуманной деревни, а родной Прислонихи. Здесь был его источник вдохновения — односельчане, дом, природа. Социалистический реализм Пластова — это художественная правда о настоящей жизни настоящего русского крестьянина, с трудностями, трудом, радостями, взрослыми заботами и детскими играми.

Все творчество Пластова было пронизано неиссякающим восхищением жизнью во всех ее проявлениях. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…», — вспоминал художник.

Читайте также:  Как подкормить пионы чтобы цвели

И даже в тяжелом труде женщин, собирающих картофель, художник видел красоту и восхищался ею: «Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Литература и живопись (109)
  • Памятники Пушкину (16)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

СБОР УРОЖАЯ (ЧАСТЬ 24 — СБОР КАРТОФЕЛЯ. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (III))

***
«Любовь – она, конечно, не картошка,
Её не выроешь в один приём» —
Сказал поэт, орудующий ложкой
С толчёною картошкой за столом.
Я рад, что поднята любовь на щит им:
Любовь – она, конечно, есть любовь,
Но вот картошка требует защиты
От вышеупомянутых пинков.
Я знаю: солью заблестит рубашка,
Пока её до клубня уберём.
Раз выкопаешь – снова перепашка:
Картошку взять нельзя в один приём.
А сколько ж потрудиться надо,
Чтоб посадить и выходить её,
Чтоб в золотую пору листопада
Нам было что копать, была награда
За мастерство и мужество своё!
Да что там клин
Нарой одно лукошко —
и то изменишь ты стихи свои:
любовь – она, конечно, не картошка,
но знайте: нет картошки без любви!

Читайте также:  Качественные удобрения для рассады

Пётр Козлов Картошка. 2002 г.

Юрий Пименов Сажают картофель.

Виктор Сафронов На картофельном поле. 1980-е гг.

Наталья Гудович Натюрморт на траве. 2009 г.

Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.
И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!

Виктория Якимова Картошка цветет. 2005 г.

Виктория Харченко Картошка цветет. 2011 г.

Андрей Вилков Картошка цветёт. 2009 г.

Рожь обмолочена. Уже к сараям
свезли корма. Куда ни погляди –
все люди на картошке, — убирают.
И мы в своём колхозе не сидим.

Мы тоже заняты уборкой. Диво,
а не картошка. На гектарах ста,
как по заказу, прямо уродилась –
ведро картошки с каждого куста

И крупная, в два кулака. Её мы
в автомашины грузим там и тут,
что прямо с поля в Ленинград пойдут,
пойдут в Москву дорогою знакомой.

А день стоит какой! Теплей чем летом!
Пока за взгорок солнце не зашло –
Не отрывался б от гряды! В день этот
минуту даже потерять грешно!

Степан Колесников Сбор картофеля.

Давид Бурлюк Крестьяне, собирающие картофель. 1947 г.

Всеволод Воинов Сбор картофеля (офорт). 1939 г.

Татьяна Сусь Картофельное поле.

***
Нежаркая, тихая просинь,
А плавится лист, как металл.
Ой, осень, ты брянская осень,
Лесов огнецветных накал

Картины! – не сыщешь красивей,
И песни взлетают в зенит.
По всей необъятной России
Картофель по ведрам звенит.

На каждом картофельном поле
Бурты все растут и растут,
На буйной, на ветреной воле
Платки, словно маки, цветут.

Девчата, как зорьки алеют,
А если в глаза им взглянуть –
Увидишь: такие сумеют
И осень на май повернуть

Поверишь: картошку такую,
Что выросла в поле у нас,
Её получить ни в какую
Нельзя без сияния глаз.

Нельзя без мечты своенравной,
Без мысли, летящей вперёд,
И в этом, прекрасном и главном,
Поэзия вечно живёт.

Я видела море и горы,
И кедров седых высоту,
Но здесь, на родимых просторах,
Увидела вдруг красоту

Такую, что словом не скажешь,
И песней о ней не споёшь,
И кистью не выразишь даже,
А только лишь сердцем поймёшь.

Пусть в тучи запряталась просинь,
И ветер, — не ветер, а шквал.
Прекрасна колхозная осень,
Лесов огнецветный накал.

За труд, словно песня, красивый
Сумела ты нас наградить.
По всей необъятной России
Картофель о вёдра звенит.

Валентин Поляков Сбор картофеля. 1953 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Картошка. 1970 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Трудовые будни. 1973-74 гг.

Аркадий Пластов Сбор картофеля. 1956 г.

Леонид Тихомиров Уборка картофеля. 1952 г.

Николай Овчинников Уборка картофеля. 1974 г.

***
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!

Анатолий Жлабович Семья. 1989 г.

Викентий Лукиянов Дружная семья. 2012 г.

Андрей Геращенко Подвал, картошка.

Алекс Гарт Картошка. 2008 г.

Рубрики: Тематические подборки живописи

Метки: сбор урожая картофель

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Adblock
detector