Меню

Картины собирай урожай для детей

Провожаем осень и собираем урожай вместе с известными художниками

Осень — это не только одно из самых красивых, но и самое плодородное, урожайное время года. Тема сбора урожая, людей за работой в целом и крестьянского труда в частности нашла отражение в фольклоре, литературе и живописи. Журнал Точка ART собрал живописные произведения, создатели которых воспевали труд людей и результат этого труда.

Густав Курбе «Веяльщицы»

В 1850-х годах Густав Курбе, один из крупнейших представителей французского реализма, написал серию картин, изображающих жизнь крестьян Орнана, к которой относятся и «Веяльщицы». В этой серии Курбе изображал самые сложные аспекты сельской жизни, максимально реалистично изображая трудящихся бедняков, вступая в диалог с другим знаменитым французом, барбизонцем Жаном-Франсуа Милле.

Густав Курбе «Веяльщицы», 1854 © Musée des Beaux-Arts, Nantes

В отличие от суровых картин Милле, «Веяльщицы» Курбе более пасторальны. Крестьянки за работой очаровательны в своей простоте; вся картина пронизана ярким светом. Поль Сезанн, будучи поклонником Курбе, был в восторге от картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!».

Жан-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев»

Французский художник Жан-Франсуа Милле — один из основателей барбизонской школы, почти все свое зрелое творчество посвятил теме крестьянства. Он и про себя говорил — «Я крестьянин и ничего больше». «Сборщицы колосьев» — одна из самых известных работа мастера, и кульминация десятилетней работы над крестьянской темой. В ней Милле выразил нечто большее, чем просто живописное изображение давнего, почти забытого обычая, когда женщины из бедных семей собирали обрезки колосьев, оставшиеся после уборки поля. Он очень точно подчеркнул классовый разрыв, ловко используя контраст между светом и тенью, между изобилием и дефицитом: согнутые темные фигуры на переднем плане и теплый пасторальный фон, со стогами сена, телегами и снопами пшеницы — приметами богатого урожая.

Жан-Франсуа Милле «Сборщицы колосьев», 1857 © Muséed’Orsay, Paris

В этой картине Милле использует характерный живописный прием — лица и руки крестьянок, обожженные солнцем, по цвету почти неотличимы от земли, с которой собирают колосья. Своей «документальностью», сосредоточенностью на изображении низших слоев сельского общества, Милле заслужил неодобрение представителей среднего и высшего классов, которые обвиняли художника в желании «оскорбить утонченный вкус публики».

Григорий Мясоедов «Страдная пора. Косцы»

Картина Григория Григорьевича Мясоедова была представлена на 15-й выставке «Передвижников», открывшейся в феврале 1887 года в Петербурге, и прямо с экспозиции была приобретена императором Александром III. В 1886 году Мясоедов, считая себя «достаточно опытным в пейзаже», пришел к идее о создании эпического полотна, не только включающего в себя пейзаж с золотым полем ржи на фоне летнего неба, как это исполнено на картине «Дорога во ржи», написанной художником пятью годами ранее, но и воспевающего труд крестьян, занятых на уборке хлебного урожая

Григорий Мясоедов «Страдная пора. Косцы», 1887 © Государственный Русский музей

Тема крестьянского труда волновала многих русских художников, но никто до Мясоедова не решил ее в таком оптимистическом ключе. Впечатление объединившего людей трудового подъема, яркого летнего дня, буйного цветения природы, шири русских полей создает живую атмосферу деревенской страды. Здесь есть и присущая крестьянину истовость в полевой работе, и величественная красота пейзажа, и выраженная в словно вырастающих из колосьев фигурах крестьян гармония человека и природы.

Читайте также:  Различение почв по их составу

Камиль Писааро «Сборщики яблок в Эраньи сюр-Эпт»

В апреле 1884 года Камиль Писсарро поселился в деревне Эраньи-сюр-Эпт, расположенной между Парижем и Дьеппом. Здесь он прожил последние двадцать лет жизни, здесь написал множество великолепных пейзажей и жанровых сцен. В этот период Писсарро, с одной стороны, очарованный пуантилизмом, с другой — увлеченный идеей просвещения публики, пишет картины, изображающие людей на работе или дома в реалистичной обстановке, пишет в максимально реалистичной манере, не идеализируя их жизнь.

Камиль Писааро «Сборщики яблок в Эраньи сюр-Эпт», 1888 © Dallas Museum of Fine Arts, Dallas, Texas, USA

В «Сборщиках яблок в Эраньи сюр-Эпт», нанося на холст точки красного, синего, зеленого, розового, лавандового, оранжевого и желтого цветов, Писарро создал стилизованную, тщательно сбалансированную сцену сбора яблок во французской провинции. Эти точки, а также маленькие мазки чистого, яркого цвета создают ослепительный эффект яркого полуденного солнца.

Пьер-Огюст Ренуар в 1882 году назвал творчество Писсарро того периода «революционным» в своей попытке изобразить «простого человека». Сам же Писсарро, не используя свое искусство для пропаганды какой-то одной идеи, предполагал, что картины, изображающие скромный быт простого народа, будут интересны его клиентам из высшего сословия.

Эмиль Клаус «Сбор урожая свеклы»

Появление крестьянской темы в творчестве Эмиля Клауса, знаменитого бельгийского пост-импрессиониста и родоначальника люминизма, не случайно: он был двенадцатым ребенком в семье лавочника, и знал эту жизни изнутри. Вопреки воле отца, который хотел видеть сына кондитером, Клаус все же стал живописцем и добился большого признания. В конце XIX века, обосновавшись на родине в Дейнзе, Клаус не оставил активную переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, открывая для себя импрессионизм. Это направление оказалось настолько созвучным художнику, что он полностью поменял свою живописную манеру. К поворотному этапу творчества художника относится и работа «Сбор урожая свеклы».

Эмиль Клаус «Сбор урожая свеклы», 1890 © Musée de Deinzeet du pays de la Lys, Deinze

В это картине Эмиль Клаус, будучи первоклассным пейзажистом и великим наблюдателем природы, мастерски интегрируя в пейзаж фигуры людей. Клаус, как и Курбе и Милле, выступает беспристрастным наблюдателем, не интерпретируя действительность, показывая ее честно и без прикрас: мы видим мерзлую земля, фермеров, собирающих сахарную свеклу, на их лицах запечатлены следы изнурительного труда.

Татьяна Яблонская «Хлеб»

Эта одна из наиболее известных, и одна из самых неоднозначно воспринятых картин Татьяны Яблонской был написана ею летом 1948 года в украинском селе Летава. Здесь художница провела четыре месяца, с июня по сентябрь, сделав около 300 рисунков и этюдов, стараясь «передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда». «Мне хотелось создать большой монументальный образ, хотелось сделать картину очень живой, полной движения, звона и солнечного света. Но в то же время очень устойчивую, сильную и весомую, передающую значительность изображаемого. Я добивалась в композиции неповторимой жизненности и как бы случайности и свежести момента с ясной простотой и закономерностью композиционного замысла», — так говорила Яблонская о своей работе. Картина писалась в первые послевоенные годы, когда страна поднималась после опустошительной войны, но она показывает не столько подвиг людей, сколько «счастье и радость труда».

Читайте также:  Чем поливать яблони урожай

Татьяна Яблонская «Хлеб», 1949 © Государственная Третьяковская галерея

Есть в картине одна любопытная деталь: на мешках с зерном стоит маркировка «Колхоз им. Ленина с. Летава» и дата — 1949 год. Не 1947 год, когда колхоз прославился высокими урожаями, не 1948-й, когда Яблонская работала в Летаве, а 1949-й — год создания картины; а мог бы быть указан любой год. Таким образом, по мнению критиков, Яблонская сняла актуальность конкретной даты, сделав ее «вневременной»: все, происходящее в данный момент времени, было, есть и будет всегда.

Аркадий Пластов «Сбор картофеля»

Аркадий Александрович Пластов без преувеличения был живописным летописцем жизни деревни, причем, не выдуманной деревни, а родной Прислонихи. Здесь был его источник вдохновения — односельчане, дом, природа. Социалистический реализм Пластова — это художественная правда о настоящей жизни настоящего русского крестьянина, с трудностями, трудом, радостями, взрослыми заботами и детскими играми.

Аркадий Пластов «Сбор картофеля», 1956 © Государственный Русский музей

Все творчество Пластова было пронизано неиссякающим восхищением жизнью во всех ее проявлениях. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…», — вспоминал художник.

И даже в тяжелом труде женщин, собирающих картофель, художник видел красоту и восхищался ею: «Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво».

Посмотреть другие тематические подборки журнала:

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Описание картины «Вот какой урожай!»

Чуприна Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Описание картины «Вот какой урожай!»

Цель: формирование умения составлять рассказ по картине.

• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

• Учить рассказывать по образцу о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картине с последовательно развивающимися действиями.

• Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки.

• Воспитывать любовь к чужому труду.

Материалы и оборудование: картина «Вот какой урожай, ткань.

(Картина стоит перед детьми, накрыта тканью.)

В: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте ее. В этой загадке кроется название нашего занятия.

Что весною мы сажаем,

Потом летом поливаем.

Всё, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний! (Урожай)

Д: Урожай!

В: Правильно, дети! (В этот момент снимаю ткань с картины).

Сегодня мы поговорим о картине «Вот какой урожай и поучимся со-ставлять рассказы.

В: Дети, давайте рассмотрим картину «Вот какой урожай

В: Оля, расскажи, что ты видишь на картине?

Д-О: Вижу, как дети собирают урожай.

В: Катя, а что именно они собирают, как можно сказать одним словом?

В: Дети, давайте посмотрим какие овощи собирают ребята.

В: Женя, что лежит в мешке?

Д-Ж: В мешке лежит картошка.

В: Дима, что несут дети в корзинах?

Д-Д: Дети несут в корзинах лук и помидоры.

В: Коля, перечисли, что лежит на грядках?

Читайте также:  Богиня плодородия у восточных славян назывался

Д-К: огурцы, помидоры, капуста, редиска, морковь, свекла.

В: Дети, давайте теперь посмотрим на ребят и дадим им имена. Как мы назовем девочку в синем платье?

В: Как назовем девочку в розовом свитере?

В: Как назовем мальчика?

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

(действия по тексту)

В лунках маленьких не густо,

Рассадили мы капусту.

Лето всё она толстела,

(показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь.

(руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой,

(руки разведены в стороны)

(отталкивающие движения руками)

(Дети садятся на свои места)

В: Дети, теперь слушайте внимательно и следите за мной. Я буду составлять вам рассказ по картине и показывать на картине указкой то, о чем буду говорить.

На картине нарисованы дети, которые собирают урожай.

Алина с русыми волосами, в голубом платье, в белом фартуке с уточкой несет в корзине лук. На ногах у нее белые гольфы и синие сандали. Аня в розовой кофточке, в иней юбке, белых колготках помогает нести Никите в корзине помидоры. На ногах у нее бело-розовые тапочки. Дима в синем комбинезоне, полосатой кофте. На ногах у Димы синие кроссовки. Диме нравится собирать урожай, у него хорошее настроение.

В нижней части картины стоит мешок с картошкой, а рядом с ним ле-жат выкопанные овощи.Дети недавно выкопали: картошку, свеклу, морковь и редис.

В: Оля, попробуй теперь ты рассказать о том, что видишь на картине, ис-пользуя мой образец. Ты поняла, как надо рассказать о картине?

Д-О: Да, поняла. (Идет рассказ)

В: Молодец, Оля, у тебя получился хороший рассказ.

В: Ваня, давай теперь ты.

Д-В: начинает рассказывать.

В: Катя, продолжи теперь ты рассказ.

Д-К: (Дети рассказывают по очереди или вместе по частям.)

В: Молодцы, у всех получились хорошие рассказы.

В: Дети, вам понравилось рассматривать картину?

В: Чем мы сегодня с вами занимались?

В: Дети, давайте с вами сейчас поиграем?

В: А поиграем мы сейчас с вами в интересную игру, которая называется «Собери урожай

В: Дети, вам понравилось играть в эту игру?

В: Все сегодня побыли на месте ребят с картины.

В: Дети, вы сегодня хорошо себя вели, были внимательными и активными. За это я вам дарю эмблему (на ней изображены овощи). Дети, теперь вы можете идти играть.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь». Цель: обогащение и систематизация.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект занятия «Вот какой песочек» в младшей группе Задачи: формировать умение обращаться с песком, развивать ловкость рук. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное.

Конспект занятия по математике в средней группе «Собираем урожай. Грибы» Конспект занятия в средней группе по математике по теме «Собираем урожай. Грибы» Цель: расширять представления детей о грибах, где они.

Конспект занятия по аппликации для старшей группы «Машины везут урожай с полей» Задачи: формировать умение детей передавать свои впечатления о труде взрослых, закреплять умение составлять несложный сюжет (вырезывать.

Источник

Adblock
detector