Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15 , страница 52
где w— угловая скорость ВОМ, рад/с.
При работе с выключенным ВОМ вся полезная мощность двигателя реализуется на тяговые процессы — NKp.
Коэффициент полезного действия (КПД) трактора показывает степень использования эффективной мощности двигателя на полезную работу. Общий (полный) КПД трактора лоб определяется по формуле
Тяговый (крюковой) КПД трактора цкр определяется по формуле
При работе в наиболее выгодном, оптимальном режиме тяговый КПД гусеничных тракторов (на рыхлой и плотной почве) составляет 0,68. 0,75, колесных со всеми ведущими колесами — 0,60. 0,70, а с двумя ведущими колесами — 0,50. 0,60, так как буксование колесных тракторов больше, чем гусеничных.
Тяговое усилие — это горизонтально приложенная при движении самоходной машины (трактора) составляющая сила, способная преодолеть сопротивления рабочих машин, которые возникают в процессе их работы. Тяговое усилие, которое соответствует номинальной тяговой мощности, называют номинальным расчетным тяговым усилием Ркрноы.
Тяговое усилие, при котором глохнет двигатель, называют максимальным тяговым усилием на данной передаче Ркр тах.
Отношение Ркр тгх/Ркр.н0М = К3 называют коэффициентом запаса тягового усилия, значение которого у современных тракторов составляет 1,05. 1,15.
Расчетное тяговое усилие на крюке трактора Ркр, Н, можно определить по формуле
где v — действительная скорость движения трактора, км/ч.
Тяговые свойства трактора зависят от многих факторов, в том числе от типа ходовой части движителей, свойств почвы и ее механического состава, влажности, плотности и других, влияющих на величину потерь мощности при перемещении и буксовании, а также на силу сцепления трактора с почвой. Например, повышение влажности почвы на 1 % по сравнению с оптимальной влажностью приводит к понижению тяговой мощности колесных тракторов на 1,5. 2,0%, гусеничных — на 0,7. 1,0%.
Тяговое усилие трактора, реализуется в виде касательной силы тяги, которая образуется в результате действия крутящего момента, передаваемого от двигателя на привод ведущих колес трактора.
Касательная сила тяги обеспечивает поступательное движение трактора в результате взаимодействия колеса (гусеницы) с почвой, и в зоне их сцепления (контакта) образуется толкающая, или реальная, движущая сила. Возможное максимальное значение движущей силы Ра зависит не только от мощности двигателя, но и от силы сцепления трактора с почвой. Максимальное значение движущей силы, которую можно использовать в тяговых агрегатах для выполнения полезной работы, достигается если Рп 2 , а при технических расчетах принимается 10 м/с 2 ) по формуле
Значения коэффициента сцепления движителей тракторов с почвой
Характеристика поверхности почвы
Коэффициент сцепления движителей тракторов
Сухой плотный грунт, залежь, сильно уплотненная стерня (суглинистые почвы)
Стерня на суглинках нормальной влажности (суглинки)
Суглинистое поле, подготовленное под посев или свежевспаханное, а также пар и стерня супесей
Источник
Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
Рассмотрим общий случаи движения трактора с колесной формулой 4К2 в агрегате с прнпепной или навесной машиной При неустановившемся лзюсенип на трактор действуют следующие внешние силы: сила тяжести трактора и навесной машины G. сила инерции агрегата Рj тяговое сопротивление агрегатируемой машины Ркр. сопротивление воздуха Рв и реззлтии грунта на двтадггель X1.Y1 и Х2. Y2 (рис. 5л).
Для упрощения чертежа колеса на схеме изображены окруэгостямп радиусы которых равны динамическим радиусам. Будем предполагать, что трактор движется ускоренно на подъем под углом а к горизонтальной плоскости.
Рассмотрим силы, действующие на трактор.
Сила тяжести агрегата G включает собственно эксплуатационный вес трактора и вес агрегатируемон машины В том случае, когда навесная или припепная машина имеет опорные колесз. вес агрегатируемон машины воспринимается ими. а на трактор действует равнодействующая G, равная его эксплуатационному весу G, и приложенная в его центре масс.
Равнодействующую силу G разложим на две составляющие: нормальную сил> — Gcosa и скатывающую силу Gcina. параллельную поверхности пути. Нормальная сила прижимает колеса трактора к опорной поверхности грунтз. обеспечивая тем самым их спепление с грунтом. Скапываются сила при движении трактора на спуске относится к классу актизных. движущих сил. а при движении на подъем она являяетсл силой сопротнвлеия движению.
Ведущий крутящий момент Мвед, подводимый от двигателя, установленного на машине, к оси ведущих колес.
Сила инериии Р возникает при неустановившемся движении трактора где v — скорость трактора. Точка приложения инерционной силы — пентр тяжести агрегата. При замедленном движении трактора сита инерции направлена по ходу движения трактора, относясь по существу к классу движущих сит. а при ускоренном движении эта сита направлена против хода трактора, являясь силон сопротивления движению.
Тяговое сопротивление агрегатнруемой машины в общем случае может быть представлено равнодействующей Р*. расположенной в продольной плоскости под углом •( к поверхности пути.
Для упрощения анализа динамик: колесного трактора перенесем тяговое сопротивление агрегатнруемой машины в точку ее пересечения с плоскостью, нормальной к поверхности пути проведенной через геометрическую ось задних ведуттптх колес и разложим ее на составляющие: Pqi. параллельную поверхности пути и P. -tgv нормальную к ней.
В теории трактора составляющую Р.. общего тягового сопротивления Рг называют силой тяги на урюке (или просто — «крюковая сила»). Отметим, что сила Р. язляяется силой тяги по отношению к агрегатируеммой машине, по отношению же к трактору эта сила является силой сопротивления.
Сопротивление воздуха Рм складывается из лобового сопротивления потоку воздуха, сжимаемого движущимся агрегатом, сопротивления, создаваемого завихрением воздуха вокруг движущегося агрегата, и сопротивления граничному трению воздуха о поверхность агрегата
Сопротивление воздуха оценивается по формуле где к, — приведенный коэффициент сопротивления воздуха. Н с»м 4 ;
S„ -площадь лобовой поверхности агрегата, м»; v — скорость движения, м /с.
Значение приведенного коэффициента сопротивления воздуха принимают разным к, = (0,5.. .O.S) H-cV.
При скоростях движения до 15 км ч сопротивление воздуха незначительно, и им мозно пренебречь. Однако при транспортных работах, когда скорость движения по твердым дорогам у современных колесных тракторов достигает до 35 км ч. это сопротивление почти равно тяговому сопротивлению прицепов, и его следует учитывать.
Площадь лобового сопротивления трактора в первом приближении можно определять по формуле
где В — ширина колеи трактора; Н — высота трактора.
Реакция грунта на движитель трактора. В дальнейшем все силовые и кинематические параметры, относящиеся к колесам переднего моста трактора.будем помечать вместо индекса «п» индексом «1». а соответствующие параметры колес заднего моста — вместо индекса «х» индексом «2». Реакция грунта на направляющие колеса Y„ = Yi направлена по нормали к поверхности пути на расстоянии а: от осн. проведенной через пентр колеса нормально к указанной поверхности. Сила сопротивления качению ведомых колес направлена параллельно поверхности пути и приложена на расстоянии rд1 от центра колеса и равна
игде f, — коэффициент сопротивления качению ведомого колеса: Рп — сила сопротивления качению ведомого колеса.
Толкаютая сила ведущего колеса Л; направлена параллельно поверхности пути и приложена на расстоянии тлг от пентра колеса по нормали к поверхности пути, а нормальная реакция Y; приложена на расстоянии а: от оси. проведенной через пентр колеса нормально к поверхности пути.
Тягобыи баланс. Пренебрегая сопротивлением воздуха, составим уравнение проекции всех сил на ось. параллельную поверхности пути: или
Согласно этому уравнению сила тяги на ведущих колесах трактора в случае неравномерного движения с прицепом на подъеме равна сумме следующих сил:
1)силы сопротивления качению зедомых колес
2)силы тяги на крюке Ркр;
3) составляющей эксплуатационного веса трактора, параллельной поверхности пути и равной Gsina:
4)силы инерции всего трактора Рi.
При равномерном движении трактора в уравнении следует положить силу инерции Рi = 0.
Если учесть, что X1 = Рi1. а касательная сила тяги трактора Рк равна то равенство можно представить в таком виде
где Pf — общая сила сопротивления качению трактора, определяемая соотношением
Таким образом. согласно тяговому балансу, выражаемого уравнением(5.3).касательная сила тяги трактора Р. в рассматриваемом случае неустановившегося движения трактора на подъеме (спуске) представляет собой суммарную силу, состоящую из следующих сил:
5) сопротивления качению трактора вследствие деформации грунта и шин:
6) тягового сопротивления — силы тяги на крюке:
7) составляющей силы тяжести трактора, действующей параллельно поверхности пути;
8) силы инерции трактора.
При движении трактора на горизонтальном участке с постоянной скоростью уравнение тягового баланса приобретает следующий вид:
Согласно приведенной формуле касательная сила тяги трактора определяется значением обшей силы сопротивления движению трактора, определяемой суммой сил Pf и Ркр.
Чтобы определить силу сопротивления качению трактора, надо учесть, что
Из анализа этой формулы следует, что для определения Рf надо знать нормальные реагаии на колеса Y1 и Y2.
Касательная сила тяги Ркч> ведущих колес машины — равнодействующая реакций почвы (дороги), приложенных к ведущим колесам по всем их поверхностям соприкосновения с почвой (дорогой), параллельных заданному вектору скорости движения машины и направленных в сторону этого движения. При движении машины по горизонтальной поверхности касательная сила тяги представляет собой равнодействующую горизонтальных составляющих реакций почвы (дороги), возникающих в пятне контакта с ведущими колесами. Таким образом, касательная сила тяги создается в пятне контакта с почвой (дорогой) каждого ведущего колеса на расстоянии гк от его оси как реакция на часть силы Рок, приложенной на радиусе гох. С этой силой ведущее колесо воздействует на почву (дорогу), образуя ведущий момент Мввд=ЛжГок= (ЛсФ—PfK)rK+ YKaK.
Номинальная касательная сила тягиРкн=
где Nен в кВт; nн в об/мин (см.задание№1);
ίт – общее передаточное число трансмиссии;
ηмг – механический к.п.д. трансмиссии и гусеницы (для колесных тракторов
0,91-0,92, для гусеничных – 0,86-0,88);
rк – радиус качения ведущего колеса (звездочки), м;
Для колесных тракторов на пневматических шинах rк=r0+λh,
где r0 – радиус обода колеса, м; h – высота пневматической шины (равная ее ширине), м; λ – коэффициент усадки шины (для пневматических шин низкого давления 0,75-0,80);
где rнo – радиус начальной окружности ведущей звездочки, м.
Максимальная сила сцепленияFс max = μGc ,кН,
где Gс – сцепной вес трактора, кН; μ – коэффициент сцепления движителя с почвой
Для гусеничного трактора или трактора с четырьмя ведущими колесами:Gc=G cos α,
где G – эксплуатационный вес трактора, кН; α – уклон поля, град
Движущую силу Рд определяют из условия:
Сопротивление качению трактора: Рf = G*f f,где f – коэффициент сопротивления качению трактора
Сопротивление движению трактора на подъем:Рα = G sin α G
, где ί – уклон поля, % (sin α
tg α =
).
Уравнение тягового баланса трактора (без вала отбора мощности, движение установившееся, на подъем; сопротивлением воздуха пренебрегли)
Уравнение тягового баланса в общем случае движения гусеничного трактора по аналогии с уравнением для колесных машин может быть записана в виде:
Технологии междурядной обработки почвы, типы применяемых рабочих органов. Кинематическая схема секции пропашного культиватора. Правила настройки культиваторов на заданный технологический процесс междурядной обработки посевов и посадок пропашных культур.
Междурядная обработка почвы —рыхление поверхностного слоя почвы и подрезание сорняков в междурядьях пропашных культур (свёкла , картофель, кукуруза, хлопчатник, овощные и др.), а также плодово-ягодных и др. насаждений. М. о. п. в период вегетации р-ний проводят для уничтожения сорняков, накопления и сохранения почвенной влаги, улучшеия воздушного режима почвы и питат. режима р-ний, активизации жизнедеятельности полезных почвенных микроорганизмов. М. о. п. — один из элементов интенсивной технологии возделывания с.-х. культур. Одновременно с М. о. п. можно проводить подкормку р-ний, нарезку поливных борозд (в орошаемом земледелии), внесение пестицидов, а при возделывании картофеля в увлажнённых р-нах и его окучивание. При уходе за виноградниками и др. плантациями М. о. п. применяют для закрывания (осенью) и открывания (весной кустов. М. о. п. обычно проводят культиваторами. В ленточных (однострочных, двустрочных и более) посевах проса, гречихи, моркови междурядья обрабатывают в продольном, в квадратных и квадратно-гнездовых посевах — в продольном и поперечном направлениях оставляя с двух сторон рядка защитные полосы, обычно шыр. 5 — 15 см. При возделывании свёклы и нек-рых овощных культур М. о. п. сочетают с нарезкой букетов. Для поддержания почвы в рыхлом и чистом от сорняков состоянии за вегетацию проводят неск. обработок междурядий. Число и глубина М. о. п. зависят от засорённости посевов, биол. особенностей возделываемых культур, степени уплотнения почвы, метеорол. и др. условий. В орошаемом земледелии время и глубина обработок определяются также сроками полива: первая, как правило, — при появлении всходов и неск. глубже, последующие — мельче. На хорошо окультуренных почвах с рыхлым сложением и чистых от сорняков можно сократить число М. о. п., на засорённых полях механич. обработку сочетают с применением гербицидов. Качеств, показатели М. о. п. — своевременность выполнения работы, соблюдение глубины рыхления и её равномерности, степень крошения, отсутствие повреждённых и засыпанных р-ний в рядках, полнота подрезания сорняков и прямолинейность рядков.
При выборе машин для междурядной обработки почвы необходимо учитывать расположение рядов и размещение в них растений, ширину междурядий и степень прямолинейности рядов культур, высоту культур, вид и состояние почвы. При междурядной обработке почвы применяют прицепные или навесные пропашные и универсальные культиваторы с лаповыми, дисковыми или фрезерными рабочими органами.
Источник