Меню

Кластер по теме что такое почва

Конспект по окружающему миру «Что такое почва» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

выявить основные свойства почвы;

установить состав почвы;

узнать о преобладающих почвах родного края;

развивать умение работать со словарями;

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

делать выводы на основе проведённых опытов;

развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;

умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

Источник

Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx

Средняя общеобразовательная школа

имени Махмуд Кашгари

г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан

Урок окружающего мира

«Почва. Её состав и свойства»

учитель начальных классов

школы имени М.Кашгари

Тема: Почва. Её состав и свойства.

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

в группе, находить общее решение.

Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Работа в группах и в парах;

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.

2.Психологический настрой на урок.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с
могу один,
Сможем ты и я!

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )

Читайте также:  Как вносить удобрения при осенней вспашке

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Физминутка (музыкальная пауза)

4.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

5. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )

Это – Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия: ( Слайд 11 )

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )

6. Обобщение и закрепление знаний .

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

Читайте также:  Косное вещество примеры почва

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )

Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )

1.Плодородие почвы зависит от количества:

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )

Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

У меня не всё получилось, но я постараюсь.

Ничего не понятно на уроке.

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

9. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.

7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.

Источник

Конспект урока по окружающему миру по теме «что такое почва». ( 3 класс) с использованием новых образовательных технологий

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Новое Мансуркино
муниципального района Похвистневский Самарской области

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

В 3 классе по теме:

«Что такое почва»

Подготовила учитель начальных .начальных классов ГБОУ СОШ

с. Новое Мансуркино

Иксанова Гузалия Наиловна

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ)

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино Иксанова Гузалия Наиловна

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Вид урока: Урок открытия нового знания

Технологии: игровая, технология критического мышления, групповая деятельность, проблемно-диалогические

,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, метод проектов.

Место урока в учебном плане: урок №-14

Уровень: на базе школы

Дата: 16.10.2015 года

Тема: «Что такое почва »

дать учащимся представление о почве как верхнем плодородном слое земли, познакомить их со строением почвы; выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; рассмотреть процессы образования и разрушения почвы; продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников;

Читайте также:  Выпас скота последствия для почвы

· развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес

· развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения,

· первоначальные умения практического исследования природных объектов.

· воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,

· воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность,

· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

· любовь к природе, родному краю.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс (часть 1), , рабочая тетрадь , электронные микроскопы, блюдечки с почвой, палочки для рыхления почвы, стаканы с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, салфетки, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички, карточки с заданиями, энциклопедии, толковые словари

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет), Электронные образовательные ресурсы «Карта почв»

Технические средства: компьютер, видеопроектор.

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятель-ности.

Приветствие; проверка готовности к уроку; настрой учащихся на урок.

– Вы готовы к уроку? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела. Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение, и мы можем приступить к работе. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».

-Как вы понимаете эти слова?

— Я вам желаю удачи и успеха!

— Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.

Приветствуют учителя, определяют своё настроение.

Мобилизация волевых усилий;

Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника;

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Сегодня на уроке вы будете активно работать в группах. Предлагаю разделиться на

2 группы, называя фрукты:

Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Слайд4

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?

-Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?
— Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.

-Интересно, а что же нас всех кормит?

— Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

-Найдите лексическое значение слова земля из словаря.

Слайд-5

— Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или . о чем?

-Каково её научное название?

— Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию

Итак, тема нашего урока:

Предлагаю учащимся самим сформулировать тему урока, и цели обобщаю ответы детей и ставлю перед ними задачу на урок.

— Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а исследователи, которые изучают состав почвы.. Для того, чтобы провести исследования нам нужно составить план.

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– А знаете ли вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва

– Зачем человеку нужны знания о почве?

– На все эти вопросы мы ответим на уроке. Приступим к работе, следуя составленному плану.

-Так, что же такое почва?

Ученики делятся на 2 группы.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Источник

Adblock
detector