Меню

Ключевые образы 1 части эпитеты пустыня почва степи зелень вихорь дождь песок

А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Стихотворение «Анчар»

«А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика «Анчар» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение “Анчар”

В стихотворении «Анчар» автор излагает мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Стихотворение написано в 1828 году, после ссылки в Михайловское. К этому времени поэт убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально, под таким настроением родился «Анчар», показывающий произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично

История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна. На написание произведения поэта вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше. В своем трактате Фуше рассказал о дереве, которое растет на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев. Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов. Видимо, Пушкин взял за основу эти истории, но наполнил их сугубо личным смыслом

Для справки: лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар – вечнозеленое дерево, которое распространено на Яве. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, ветви и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека. Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел.

Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти

Вместе с тем поэт обращается в стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в социальном плане. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в этом источник зла. К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Но к дереву один человек, наделенный властью, посылает другого человека. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает. Так Пушкин показывает, что несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа

Основная проблема — неограниченная власть правителя. Мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной. Таким образом, зло порождает зло

Род — лирика. Жанр можно определить как лирическое (философское) стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады Лирическое стихотворение малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или лирического героя. В стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения Философское (лирическое) стихотворение, направленное на философское осмысление мира и человека и являющееся проявлением философских взглядов лирического героя Баллада – лиро-эпическое произведение, рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Притча небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме

Композиция = построение Первая часть Вторая часть Зло в природе Зло в обществе Дается описание ядовитого дерева Рассказывается о всесильном владыке Первый образ – зловещая картина пустыни. Среди выжженной земли стоит дерево. Растение полнится ядом, который просачивается даже сквозь стенки ствола. Древо окружает полная тишина. Так поэт символически показывает, что местность лишена жизни (нет движения – значит нет и жизни). Атмосфера вокруг ядовитого творения отдает смертоносностью, тлетворностью. Дождь, который попадает на листья растения, смешивается с ядом, и становится опасным. Земля вокруг тоже пропиталась ядовитыми парами. Второй фрагмент посвящается портрету царя. Правитель долго не думает. Без сомнений в правильности своего решения, император приказывает рабу принести яд с гибельного дерева. Яд – это оружие, необходимое царю, чтобы вести завоевательные войны. Подданный императора знает, что идет на верную гибель, но молча выполняет приказ.

Читайте также:  Бальзам для почвы 1л инструкция

Подберите эпитеты к ключевым образам 1 части стихотворения: Анчар Пустыня Почва Степи День Вихорь Дождь Песок Зелень Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти Пустыня чахлая и скупая Зноем раскаленная Жаждущие Гнева Черный, тлетворный Ядовит Горючий Мертвая Эпитеты, придающие картине характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.

Пушкин ещё в юности усвоил то, что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы. Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование». «Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества», — А.П. Куницын Этим негодованием проникнуто стихотворение «Анчар». Об этом вторая часть стихотворения

Стихотворение раскрыло противоречие своего времени: право одного человека распоряжаться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решить судьбы своих, да и порой чужих граждан. Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Но человека человек послал К анчару властным взглядом : И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом.

Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого — в послушного раба. В обоих все человечество искажено. Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Именно послушание раба, его покорность выполнить волю деспота служит делу деспотизма

Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчёркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в соседние страны: раб «послушно в путь потёк», а князь разбросал «послушливые стелы». Во владыке подчёркнуты властность, равнодушие к судьбе человека, злобность и агрессивность. Зло, которое несёт князь, превосходит природное зло. Анчар губит всё живое в пределах своего обитания, а князь шлёт гибель за границу своих владений, посылает отравленные стрелы не врагам, а соседям

Художественные средства: Эпитеты : раскалённая почва, мёртвая зелень, дерево смерти, жаждущих степей. Метафоры : природа в день гнева породила, корни ядом напитала, туча оросит, послушно в путь потек. Гипербола : один во всей вселенной. Сравнение : Анчар, как грозный часовой; струился хладными ручьями. Антитеза: противопоставление царя и раба Инверсия: “зелень мертвую“, “вихорь черный”. аллитерация: готическая атмосфера, тревожность, напряженность, мрачность текста достигается также с помощью аллитерации; поэт сталкивает слова, в которых присутствуют согласные звуки (особенно акценты расставляются на звуках «п», «ч»).

Стихотворение написано Пушкиным четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк: В пустыне чахлой и скупой, На почве зноем раскаленной, Анчар как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной Повторим!

В стихотворении «Анчар» Пушкин призывает нас хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Анчар»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

О чем говорит нам это название? (Анчар — древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов)

Читайте также:  Сделай сам дома компост

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») — скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». «Природа жаждущих степей. » (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор )

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Читайте также:  Суточный ход температур поверхности почвы

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» — «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия , призыв к её уничтожению.

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

Жанр «Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Размер Это стихотворение написано в двухсложном размере. Четырехстопный ямб. Стихотворение построено по принципу контраста. «В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/, На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/, Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/, Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»

Рифма На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму: «В пустыне чахлой и скупой», «Анчар как грозный часовой»; «На почве зноем раскаленной», «Стоит- один во всей вселенной».

Звукозапись Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р] (очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре) придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные «п» повторяется двадцать три раза ,а звук «ч»-восемнадцать раз

Эпитеты «бедный раб» «вихорь черный» «в пустыне чахлой и скупой» «песок горючий» «жаждущие степи» «непобедимый владыка» «мертвая зелень» «лист дремучий»

Сравнения «анчар , как грозный часовой»

Метафоры «послушно в путь потек» «вихорь набежит» «вихорь мчится прочь» «природа напоила» «на древо смерти набежит» «пот по белому челу струился хладными ручьями» «природа жаждущих степей»

Старославянизмы и архаизмы «хладными» «ввечеру» «вихорь» «послушливые» «древо» «чело»

Всё это — рифма ,метафоры, сравнения, эпитеты , размер — и передают то настроение и ту мысль , которую хотел донести до нас автор.

Источник

Adblock
detector