Навоз КРС
Если ваше предприятие занимается разведением крупно-рогатого скота, то значит в обязательном порядке у вас образуется отход — навоз КРС.
Это кажется слишком очевидным, но многие предприятия — фермы считают, что от КРС образуется сразу удобрение органическое, минуя стадию образования отхода. Эта позиция рано или поздно приводит к штрафным санкциям.
Навоз КРС — код ФККО
Навоз КРС в Федеральном классификационном каталоге отходов представлен навозом свежим и навозом перепревшим.
Соответственно, если предприятие не реализует навоз свежий, то у него должен образовываться и навоз перепревший.
Наименование отхода | Код ФККО / класс опасности |
---|---|
Навоз крупного рогатого скота свежий | 1 12 110 01 33 4 |
Навоз крупного рогатого скота перепревший | 1 12 110 02 29 5 |
Отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота | 1 12 121 11 20 4 |
Если в коровниках для содержания животных используется подстилка из опилок, следовательно образуется дополнительный отход — отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота.
Состав отхода — навоз КРС
Состав отхода — навоз КРС по литературному источнику:
Правильнее будет определить состав отходов у вашего конкретного предприятия с привлечением аккредитованной лаборатории.
Категория ОНВОС ферм по разведению КРС
Для установления категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) открываем Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 , согласно которого:
при разведении крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) ОНВОС относится ко 2 категории.
пункт 25) раздела II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам
II категории
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»:
если на объекте негативного воздействия на окружающую среду осуществляется деятельность по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более, то указанный объект подлежит федеральному экологическому надзору
Следовательно, если ваша ферма имеет проектную мощность от 400 мест КРС, то она является объектом негативного воздействия на окружающую среду 2 категории и подлежит федеральному экологическому надзору (Росприроднадзор).
Если менее 400 мест КРС, то постановка на учет ОНВОС осуществляется по источникам выбросов.
Утилизация навоза КРС
Утилизация навоза КРС заключается в переводе его из состояния «отход» в состояние «удобрение». Для этого у предприятия должен быть разработан технологический регламент на производство удобрения, разработаны технические условие на производимое удобрение.
Если указанные документы у вас не разработаны, то у вас происходит переход отхода «навоз КРС свежий» в «навоз КРС перепревший», следовательно, использовать отход в качестве удобрения или реализовать отход в качестве удобрения вы уже не можете.
Указанные документы должны быть разработаны в соответствии с НПА и строго соблюдаться.
В соответствии с ФЗ-89:
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.
Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.
Выход навоза КРС
В соответствии с п.2.10 «Сельское хозяйство» Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 г.:
В соответствии с НТП 17-99* Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета (с Изменением № 1):
Расчетное количество навозных стоков, образующихся от одной головы на доильных площадках, составляет 20 л/сут, содержание экскрементов — 2-3% от их среднесуточного выхода.
Хранение навоза КРС
Хранения отхода должно производиться в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.
По указанному СанПиН я скоро напишу отдельную статью.
Добрый день.
Почему написано, что «Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.
Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.»
Есть Разъяснения Минприроды России по вопросу оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом.
Там четко сказано, что «Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.»
Опубликовано на официальном сайте Минприроды Росии : 23 Мая 2016 (17:48)
Ссылка на источник информации: http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143693
Добрый вечер.
1. Федеральный закон выше писем минприроды вообще-то.
Формально, если подходить по букве закона, а именно ФЗ «Об отходах производства и потребления», то использование отхода это утилизация. Почитайте термин утилизация. Дальше навоз свежий — это еще не продукция, продукцией может быть навоз перепревший. И то должен быть регламент, ТУ. Производство удобрения (навоза перепревшего) должно происходить в соответствии с разработанными ТУ и регламентом (у меня на сайте образцы этих документов есть). По данному вопросы у контролирующих органов нет единой позиции, поэтому напишите письмо в ваш контролирующий орган, вам ответят — вы будете знать что вам делать.
В общем я считаю, что отход в виде навоза свежего у вас однозначно образуется. Далее идет использование его для производства товара — удобрения. Использование — это утилизация отхода, значит нужна лицензия. Ну и если использование идет для собственных нужд (т.е. вы удобряете исключительно свои сельхоз. поля, они у вас в собственности), то в соответствии с указанными разъяснениями вам лицензия не нужна. Но паспорт, журнал учета отходов по навозу свежему должны быть в обязательном порядке. Я кстати в свое время получала лицензию на утилизацию навоза. Ничего сложного, по времени долго. Если писать письмо не хочется, можно выяснить позицию вашего надзорного органа так: посмотреть в плане проверок на 19 год по вашему надзорному органу сельхоз организации и позвонить туда, выяснить требования и результаты проверки.
Источник
Отходы животноводства: навоз свиней, помет птичий
Среди вопросов, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, остается до сих пор нерешенным вопрос обращения с отходами. В соответствии с законодательством, навоз свиней и помет птичий с одной стороны считаются отходами производства, а с другой – может быть использовано фермерами как сырье и удобрения.
Поэтому они подпадают под разные формы регулирования. Как же фермерские хозяйства работают с отходами животноводства в современных реалиях? Как переработать куриный помет в условиях птицефабрик?
Навоз и помет как отходы производства
Отходы жизнедеятельности животных в каталоге ФККО отнесены в 1-й блок «Сельское, лесное хозяйство и рыбалка» подтип «Отходы животноводства». Код ФККО – 11200000000.
Более подробно о кодах ФККО для различных видов деятельности можно прочитать здесь.
В зависимости от вида навоза и помета каждой группе отходов присваивается класс опасности отхода.
Так, навоз и помет подразделяется на свежий (только что образовавшийся) и перепревший. Для перепревшего навоза класс опасности снижается, т.к. он разлагается и теряет влагу.
Класс опасности навоза и помета птичьего:
Навоз и помет свежий
навоз крупного рогатого скота свежий
навоз конский свежий
навоз мелкого рогатого скота свежий
навоз пушных зверей свежий
навоз свиней свежий
помет куриный свежий
помет утиный, гусиный свежий
Навоз и помет перепревший
навоз крупного рогатого скота перепревший
навоз конский перепревший
навоз мелкого рогатого скота перепревший
навоз пушных зверей перепревший
навоз свиней перепревший
помет куриный перепревший
помет утиный, гусиный перепревший
Трудности для отрасли
Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, то ответственное юрлицо обязано определить класс опасности и оформить паспорта отходов. Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности также подлежит обязательному лицензированию.
Стоит отметить, что V класс опасности отходов не требует получение лицензии как наименее вредный для окружающей среды.
Ст. 1 Федерально Закона №89 от 24.06.1998 года дает определение деятельности по обращению с отходами. Сюда относится транспортировка, утилизация, перевозка и обработка отходов. В свою очередь, накопление отходов – это размещение отходов на срок не более чем 11 месяцев.
Таким образом, фермеры обязаны приобрести лицензию, если срок хранения навоза и помета составляет более 11 месяцев. Навоз и помет могут накапливаться и хранится в специально обустроенных местах без лицензии сроком до одиннадцати месяцев. Хотя зачастую этот срок недостаточен для сельхозпроизводителей.
В чем же сложность исполнения данного требования на практике?
Например, если сельхоз предприятие имеет оснащенные навозохранилища, но они находятся за пределами основной производственной площадки – данному предприятию придется оформить лицензии на оба объекта. Транспортировка между хранилищами и подготовка отходов – деятельность, также подлежащая лицензированию.
В связи с этим, затраты крупных предприятий и мелких фермерских хозяйств существенно увеличиваются, что влечет за собой рост цен на конечную продукцию и вытеснение малого и среднего бизнеса из сельского хозяйства.
Отходы животноводства как удобрение
Навоз животных и помет птичий может использоваться в хозяйственной деятельности в качестве удобрения. Разработан также специальный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические», в котором даны методические рекомендации по подготовке навоза и помета к использованию как удобрения.
Если фермер решит использовать навоз и помет I-IV класса опасности в качестве удобрения, либо вывезти за пределы оборудованного участка хранения, нужна будет лицензия.
Отходы животноводства должны соответствовать ветеринарным и экологическим нормам, если в планируется их применение как органических удобрений.
Таким образом, на практике животноводческим хозяйствам необходимо:
- Оформить паспорта отходов животноводства
- Разработать проект ПНООЛР
- Лицензировать деятельность для отходов I–IV классов опасности
- Ежегодно сдавать отчет МСП в Росприроднадзор
- Разработать проект ПДВ
- Внести места хранения навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов
В случае выявления проверяющими органами отсутствие лицензий на обращение с навозом и птичьим пометом, на фермерские хозяйства налагаются штрафы. Размер штрафов составляет от 10 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тысяч рублей — на юридическое лицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тысяч рублей и может составлять до 2 млн рублей.
Проблема стоит довольно остро, ведь для небольших и средних фермерских хозяйств, получение лицензии, прохождение государственной экологической экспертизы является непосильным финансовым бременем. Поэтому подавляющее большинство животноводческих хозяйств скрывает хранение навоза и помета птиц и не занимаются про
Источник