Как называли праздник урожая на Руси?
Как на Руси называли праздник урожая? 9 букв, Поле чудес, Первый тур. Сегодня у нас пятница 3 сентября 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Урожай.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.
Как на Руси называли праздник урожая?
Вот задание на первый тур. На Руси после сбора урожая наступал праздник прощания с летом Осенины. Отмечался он в несколько этапов. 14 сентября наступал Семенов день, когда крестьяне начинали работы в избах при огне. 21 сентября был праздник урожая. А как назывался праздник урожая на Руси? (Слово из 9 букв)
Праздник урожая – праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год.
Осенины – серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Осенины – это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины — это встреча осени на Руси. Их праздновали трижды:
Источник
Сбор урожая
Информация про сбор урожая на Руси
Август на Руси исстари назывался «жнивнем». И поскольку с ним приходила главная забота земледельца — сбор урожая и уборка хлебов, с него и начинался отсчет осенних дней. «До Ильина дня дождь — в закрома, после Ильина — из закрома» — торопила ухудшающаяся погода. Маленький горбатенький серп гулял по полям. Низко склонившись, шли с ним женщины; одной рукой захватывали горсть колосьев, другой — подрезали их серпом, потом связывали в снопы. «Хлеб в колоске, не валяйся в холодке».
Хорошее начало, как говорят, половина дела. Чтобы сбор урожая и жатва была скорой, а труд без усталости, зажин поручали вдове достойного поведения или пожилой женщине, хорошей работнице, имевшей «легкую руку». Поздно вечером, чтоб никто не видел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и складывала их крестом. Наутро собирались в поле все жницы. Закончив свой сбор урожая и жать свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным. Ради этого отказывались даже от воскресного отдыха. «На вдовий двор хоть щепку кинь» -поучала молва.
Когда работа сообща, тогда и радость общая. Хлеб нового урожая подавали на «дожинки» по окончании уборки, когда закончился сбор урожая. Веселая эта пора, когда хлеб заполнял закрома, не обходилась без плясок, праздников. Счастливые жницы катались по полю, кувыркались, подпевая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено».
В деревнях собирали «братчину» — общий праздник сбора урожая. Все, что было на полях, появлялось на столах, где хлеб был «всему голова». На «дожинки» готовили любимое и очень сытное блюдо — саламату из первой муки с салом, варили сообща хлебное пиво и квас, пекли множество пирогов.
«Осенью хоть и холодно, да не голодно» — радовалась пословица, и одна за другой появлялась на столах новая снедь. Порядок ее появления зависел от погоды и традиций. Так, 9 августа, в день, который называли «кочанник», когда заканчивался сбор урожая, начинали варить капустные щи.
На август приходились и праздники трех Спасов. Народ, храня благодарность щедрой осени, спасавшей от голода скудных весенних и летних месяцев, дополнял содержание христианских празднеств своими, близкими земледельцам понятиями. «Петровка — голодовка, а Спасовка -лакомка». Первый Спас — 14 августа (1 августа по старому стилю) в средней полосе России называли «медовым». С этого времени начинали подрезать соты, откачивать мед. Второй Спас — 19 августа (6-го по старому стилю) — «яблочный» — собирали садовые и огородные плоды. Третий Спас — 29 августа (16-го по старому стилю) был менее праздничен, но также связан со сбором садовых, огородных и лесных плодов.
Когда заканчивался сбор урожая, в дни Спасов нарядно одетые крестьяне несли в церковь и часовни букеты цветов и первые плоды для освящения. Только после этого подавали их к столу. Здесь же у храмов устраивали общие трапезы, выстраивая ряды лавок и столов. В праздник урожая все должны были быть сыты и счастливы. «Милости просим», — приглашали прохожих, одаривали плодами бедных и неимущих. Обычай этот соблюдался настолько строго, что, если кто-то отказывался поделиться, знаться с ним считалось зазорным.
Сбор урожая был таков что по крупинкам приходилось заготавливать припасы на зиму. «Что в августе соберешь, с тем и зиму проживешь». Когда ягоды полностью созревали, наливались сладким соком, начинались «калинники», «малинники», «брусничники», «рябинники». День, в который можно было выходить на их сбор, определяли на общем сельском сходе. Срок этот никто не нарушал. За порядком следили и специально назначенные люди, и все жители. Сбор урожая этот поручали детворе и молодежи. Наставляли при этом: веток не ломать, всю ягоду не обирать, оставлять птичкам и зверушкам.
Хоть и сладкая работа, да нелегкая, одолевают к тому же насекомые. Народ примечал: «много комаров — много ягод», «много мошек — припасай для грибов лукошко». Заодно и прогнозы о погоде делали. Краткосрочные: «появились опята — лету конец» — и долгосрочные: «уродилось много рябины — к морозной зиме», «пчелы плотно леток закрывают» — этому подтверждение; а если «летают комары поздней осенью, то «к мягкой зиме», «птицы долго не улетают», о том же оповещают. Примечали и по дням: 16 августа по ветру определяли погоду на октябрь, да и на всю зиму, сильный холодный ветер — к морозной зиме, южный, теплый — к мягкой и снежной. Погода 17 августа показывала, каким будет ноябрь, 18-го — декабрь; 23 августа смотрели в полдень на воду: если она тиха, то и осень будет тихой, а зима без вьюг.
Осень всегда торопила сбор урожая. 17 августа — «Авдотья, кривые огурцы». К этому времени увядают плети, пора думать о засолке. 18 августа повсюду, где росли яблоки, надкусывали их в первый раз и загадывали заветное желание, повторяя: «Что задумано — сбудется, что сбудется — не минуется». Там же, где яблоки не росли, отправлялись в лес по грибы, ягоды, орехи. 1 сентября — «Фекла, дергай свеклу». 8-го — «овсянница», заканчивалась уборка овса. Про этот день говорили: «Андриан толокно месит, Наталья — блины печет» (день мучеников Андриана и Натальи). Особенно пышно отмечали этот день в северных губерниях, где готовили много блюд из овсяного толокна. Косари наряжали овсяный сноп в виде чучела, а хозяйки варили из овсяной муки дежень, кисель, пекли блины.
20 сентября — луков день. Запасали этого овоща помногу, так как шел он не только в пищу, но и на лечение: «Лук — от семи недуг», «Лук да баня — все правят».
25 сентября — «змеи прячутся в вертепы» — земля становится холодной. Полагалось к этому времени заканчивать уборку огородных овощей, так как «всяк корешок не растет, только зябнет».
28 сентября — день Моисея Мурина, который считался целителем от пьянства. Есть особая молитва к нему с просьбой о воздержании. Те, кто хотел избавиться от горькой привычки, давали в церкви принародно зарок не брать в рот вина определенный срок и целовали на этом крест.
Со второй половины сентября начинали сбор урожая на зиму капусты. Самый любимый овощ на Руси, недаром шутливо прозвали ее «огородная барыня» и снабдили свитой пословиц, прибауток, загадок. «Хлеб да капуста лихого не пустят». Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами, бочками и бочонками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. По всем дворам слышался в эти дни дробный перестук сечек, поблескивали их острые лезвия. Управлялись за неделю-две. «Чей, чей праздник, а у капусты — дольше всех».
Молодежь ожидала капустницы с нетерпением. Весело они проходили, с разговорами и переборами, с шутками, прибаутками. Девушки принаряжались и старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая. На «капустных вечерках» и с хозяйским сыном знакомство могло завязаться, а там — и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?» Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется в ответ: «В капусте нашли».
Прежде чем приступить к рубке, хозяйки разбирали кочаны на части, так как квашеная капуста разделялась на 3 сорта: серую, полубелую и белую. Серой называли ту, которую рубили из верхних зеленоватых листьев. Если в дело шел весь кочан целиком, получалась полубелая, а лучшей считалась белая, из одних только туго свернутых внутренних листочков. Смотря по урожаю и состоятельности, отдавали предпочтение той или другой. Капуста серая, вкус которой погрубее, использовалась для щей (серые щи), полубелая и белая — в любом блюде. Квашеная капуста с хлебным квасом составляла обычную пищу крестьянства в постные дни.
Для рубки капусты в каждом хозяйстве имелись деревянные корытца, выдолбленные из дуба или липы, а также металлические сечки в виде подковок с ручкой или в виде лопатки. Мастера-кузнецы украшали сечки узорочьем завитков, похожих на свернувшиеся капустные листья: один другого меньше. Хозяйки же соревновались в разнообразии рецептуры. Имелись общие правила, обычаи и приметы, были и свои «секреты». Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше «на молодой месяц», тогда она крепче и вкуснее.
Более всего ценили капусту шинкованную, то есть нарезанную тонкими стружками. Для ее изготовления необходимы длинный острый нож и специальная шинковальная доска, в которой нож крепится вдоль узкой поперечной щели. Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.
Одаривала осень сбор урожая не только плодами и овощами, но и светлыми теплыми днями «бабьего лета». В народе различали их два: «молодое» (с 28 августа по 11 сентября), когда после жатвы можно было распрямить спину, и «старое» (с 15 по 29 сентября), в это время выполнялась нетрудная работа по заготовкам. Замечали, что если на «бабье лето» появлялось много тенетника (летающих паутинок), то это предвещало ясную осень и холодную зиму.
1 октября — «Арина — журавлиный лет». Дети провожали улетающих птиц, крича вслед: «Колесом дорога! Колесом дорога!» — может быть, повернут назад, а с ними возвратятся и тепло, и ясное солнышко. Да нет, морозы подступали. 14 октября (1 -го по старому стилю) — Покров, который «Землю кроет, где листком, а где снежком».
На Покров «до обеда осень, после обеда — зима». В этот день подкармливали скотину пожинальным снопом и ставили до весны во дворы. Закончился сбор урожая, заканчивались крестьянские заботы, подходила к концу осень светлая.
Источник
Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник