Праздник урожая: как отмечают главное событие осени в разных странах
Издавна люди радуются наступлению осени: урожай собран, позади — период упорного труда в полях, садах и на виноградниках. Традиции отмечать конец сезона сельскохозяйственных работ сохранились до сих пор. Рассказываем, как проходят праздники урожая в Израиле, Южной Корее, Китае, Германии, Франции, США, Канаде — и вспоминаем, как это событие отмечали славяне (с размахом и не раз!)
Суккот, или Праздник кущей в Израиле начинается на 15-й день нового года по местному календарю и продолжается неделю. В 2020 году он выпадает на 2–9 октября. Суккот — одна из трех главных дат еврейского народа, так что отмечают ее с размахом: люди со всей страны приезжают в Иерусалим, где проходят основные праздничные события.
Название Суккот происходит от слова «сукка» — «куща» или «шалаш»: в таких передвижных жилищах укрывались евреи во время странствия из Египта в Землю обетованную. Отдавая дань истории, израильтяне строят шалаши во дворах, на балконах, террасах — и всю праздничную неделю устраивают там семейные ужины и обеды. Вообще чем больше времени проводишь в куще в Суккот — тем лучше.
Особая традиция Суккота — вознесение лулава, когда поднимают вверх и благословляют букеты из ветвей четырех растений: этрога (цитрона), финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа, когда каждый человек помогает другому и заботитится об окружающих. Растения продают на базарах, которые открываются в преддверии праздника.
Кульминация Суккота наступает на восьмой день, когда израильтяне молятся о будущих дождях — чтобы урожай следующего года был обильным.
Южная Корея: Чхусок, или Хангави
Праздник урожая в Южной Корее отмечают на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю, в 2020-м — 1 октября. В этот день родственники собираются вместе, чтобы вспомнить предков и поблагодарить землю за ее щедрость.
Традиционно Хангави отмечают три дня, но первый и последний занимает дорога: жители Кореи отправляются в родные места, в дома родителей, чтобы всей семьей посетить и привести в порядок могилы ушедших родственников.
На праздничном столе в Чхусок всегда есть рис, горячительные напитки и рисовые хлебцы сонпхён — лепешки из отбитого риса с начинкой из сладких бобов, каштанов и семян кунжута. Сонпхён готовят всей семьёй: считается, что чей хлебец выйдет самым ровным, у того будут красивые дети и добрый партнер.
Также осеннюю пору изобилия и достатка встречают обрядовыми играми, такими как тхальчум — танец в масках. Женщины надевают традиционную одежду ханбок и водят хороводы, распевая народные песни. Ну а после окончания всех церемоний семья вновь собирается за столом и ведет задушевные разговоры за чашечкой рисового вина.
День Лунной лепешки в Китае
В Китае праздник урожая Чжунцюцзе также отмечают на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю — он также известен как день Лунной лепешки. Жители страны собираются за столами, накрытыми на улице, любуются полнолунием и едят маленькие круглые лепешки-пряники. Их запекают в формочках, а на поверхности делают оттиски с цитатами из книг, добрыми пожеланиями или изображениями героев сказок и легенд. Начинка у лунных лепешек самая разная — от орехов и фиников до мяса, рыбы и овощей.
В 2020 году праздник приходится на 18 октября. Несмотря на то, что в каждом уголке Германии есть собственные традиции вознесения благодарности за обильный урожай, соломенная кукла Кирмес — единый символ осеннего праздника для жителей всей страны.
Немцы изготавливают ее за две недели, а в канун праздника закапывают в землю. Официальная часть Кирмеса начинается с выкапывания символа праздника, после чего куклу торжественно провозят по улицам — и водружают на заранее украшенном плодовом дереве. С этого момента начинаются веселые игры, конкурсы, танцы и, конечно, настоящий пир. А после гуляний Кирмес вновь закапывают в землю — на этот раз с осколками битой посуды и остатками угощений с праздничного стола.
Франция: Божоле Нуво
Винный, а потому веселый праздник урожая отмечают в третий четверг ноября. В этот день принято пробовать молодое вино из винограда сорта гаме, который собрали в этом году. Открывают фестиваль традиционно виноделы из городка Божо — родины одноименного вина. Ровно в полночь они выходят на городскую площадь с зажженными факелами из виноградных лоз — и выбивают затычки из установленных там винных бочонков. Праздник начался: теперь каждый житель Франции и гость страны может выпить несколько бокалов божоле, желательно — в разных питейных заведениях.
За несколько дней до праздника виноделы региона Божоле отправляют миллионы бутылок молодого вина не только по Франции, но и в магазины, кафе, винотеки и рестораны по всему миру.
Цена рекорда — $1450
Именно столько в 1993 году выложил посетитель английского паба за первый бокал Beaujolais Nouveau. Этот случай попал в Книгу рекордов Гиннесса
В отличие от многих других праздников урожая, Божоле Нуво изначально придумали как коммерческий фестиваль. Дело в том, что молодое вино значительно уступало по качеству «конкурентам» из Бургундии и Бордо, а потому его плохо покупали. В середине прошлого века находчивые виноделы Божоле нашли выход — и объявили третий четверг ноября праздником вина нового урожая. Как видим, всё получилось.
Северная Америка: День Благодарения
Традиция берет корни в XVII столетии, когда первые английские переселенцы прибыли к берегам Америки. Около половины из сотни пилигримов не пережили суровую зиму. Оставшихся странников весной навестили индейцы скванто и научили земледелию на негостеприимной каменистой почве, а наградой за общие труды стал обильный урожай. Первый губернатор колонистов постановил провести день благодарности богу, а также пригласить на праздник вождя и 90 индейцев, которые помогли чужакам в трудное время. Ужин, разделенный в тот день представителями двух народов, стал первым празднованием Дня Благодарения.
Сейчас в честь него родственники собираются под одной крышей и традиционно благодарят мир и друг друга всё хорошее в жизни. Символы праздничного стола — фаршированная индейка и тыквенный пирог.
День Благодарения в США отмечают в четвертый четверг ноября, а в Канаде — во второй вторник октября.
Славяне: Родогощь и Осенины
Посвященные сбору урожая Родогощь (Таусень) и Осенины — одни из самых древних праздников славян, но, к сожалению, почти забытые. Родогощь обычно приурочивали ко дню осеннего равноденствия — и выпекали медовый пирог размером с человека. За пирогом прятался жрец, который спрашивал у собравшейся толпы, видят ли они его. Когда люди отвечали «да», он желал, чтобы в следующем году урожай был еще богаче. В этот день гадали над чашами с вином, а угощения складывали на стол горкой — так, чтобы к концу пира она «таяла».
Осенины, или спожинки — праздник благодарения матери-земли, процветания и плодородия. Отмечали его трижды за осень — 14, 21 и 27 сентября. Эти даты считали днями обновления огня: люди гасили в очагах старое пламя и зажигали новое, которое должно было согревать их до весны. В Осенины готовили угощение для всей семьи: выпекали пироги из муки нового урожая зерна, варили пиво и, конечно, квас.
Когда-то квас был крепче современного пива. Вы знали?
А о том, что первым письменным упоминанием кваса считается летопись о Крещении Руси? Эти и другие факты из истории традиционного русского напитка читайте в статье «От “обiданiя и пiаньства” до “Oчаковского Fitoenergy”».
Источник
История праздника Жатвы
Ежегодно в конце сентября — начале октября евангельские церкви по всему миру отмечают праздник Жатвы или праздник Урожая. Это один из самых любимых праздников поместной церкви.
В этот день приезжает много гостей. В некоторых регионах церкви даже договариваются между собой, в какое время какая церковь проводит Жатву, чтобы верующие могли побывать на этом празднике в различных общинах. Готовится специальная музыкальная программа. Много детских выступлений. Накануне праздника особо украшается богослужебный зал. На возвышении возле кафедры сооружается пирамида из плодов овощей и фруктов, выращенных в садах и огородах верующих или купленных на рынке. После богослужебного собрания вся поместная церковь собирается на торжественный обед. Их ещё называли жатвенными трапезами. Это трапеза обычно является кульминацией праздника.
Именно с жатвенными трапезами долго боролись атеисты в СССР во времена государственного безбожия, так как эти застолья укрепляли и объединяли поместную церковь. Во время обеда звучат гимны хвалы, стихи, свидетельства, идёт задушевная беседа. Народ Божий свидетельствует, как Бог благословлял их в прошедшем году. Говорится о духовных благословениях: сколько человек обратились ко Христу и начали новую жизнь, сколько человек вступили в завет с Господом и приняли святое водное крещение. Верующие благодарят Бога и за материальные благословения в повседневной жизни: как Господь давал хлеб насущный каждый день, помогал в трудах и заботах, посылал материальные блага.
Жатва — праздник, переживший тысячелетия
История праздника восходит к ветхозаветным временам, когда израильтяне после окончания сбора урожая благодарили Бога за изобилие выращенных плодов. Это был один из основных праздников, установленных Богом для Своего народа. «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою» , — говорится в книге Исход 23:16. По своему содержанию праздник Жатвы близок к иудейским праздникам Шавуот (Опресноков) и Суккот (Кущей), которые отмечаются в конце сельскохозяйственного года и служит напоминанием о странствиях израильтян по пустыне.
Христиане различных конфессий также в той или иной форме отмечают этот праздник. Так, в православной традиции благодарение за урожай совершается в праздники, выпадающие на период с 1 августа по 1 октября, когда завершаются основные сельскохозяйственные работы: в праздник Происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас), Преображения Господнего (Яблочный Спас), Нерукотворного Образа (Хлебный или Ореховый Спас), во время которых празднуется окончание сбора урожая. В католической традиции благодарение за урожай совершается в праздники Преображения Господнего и Успения Девы Марии, когда в храмах освящается мёд, различные плоды и зелень, а также в праздник Рождества Богородицы, когда освящаются семена. Лютеране отмечают День благодарения за урожай в первое воскресенье октября. В церковных общинах евангельских христиан-баптистов праздник Жатвы обычно отмечается в последнее воскресенье сентября — первое воскресенье октября. В этот день многие прихожане по традиции приносят в церковь выращенные ими лучшие плоды. У христианских общин США и Канады этот день соединён с Днём благодарения и считается одним из главных национальных праздников страны, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США.
День благодарения — это то же самое?
Своими корнями этот праздник уходит в глубь американской истории, к самым первым переселенцам из Англии, прибывшим к берегам Америки. День благодарения возник не в Северной Америке. Община английских отцов-пилигримов, основавших Плимутскую колонию, до прибытия в Северную Америку находилась в изгнании в более религиозно терпимых, в отличие от Англии того времени, Нидерландах, где переняла обычай проводить совместные церемонии благодарения у лейденских пуритан. Оказавшись в бедственном экономическом положении в изгнании в Нидерландах, английская община пуритан — будущих основателей Плимутской колонии — решает отправиться в Северную Америку, чтобы обрести лучшую жизнь и при этом располагать религиозной свободой. Они отплывают из Нидерландов сначала в Великобританию, а затем уже из британского порта Плимут 16 сентября 1620 года отправляются в количестве 120 человек на знаменитом ныне судне «Мэйфлауэр» к берегам Северной Америки. Они достигают североамериканского мыса Кейп Код 21 ноября 1620 года. Более половины из примерно сотни прибывших не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней. Выжившие основали колонию и весной с помощью местных индейцев, прежде всего Скванто, который научил их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве, приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 года отцы-пилигримы пригласили вождя и ещё 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Это трапеза, разделённая с индейцами, и стала самым знаменитым празднованием Дня благодарения. Возможно, потому, что в ней приняли участие индейцы. Впоследствии колонисты отмечали хороший урожай празднествами благодарения от случая к случаю.
После завоевания независимости и возникновения единого государства США первый президент страны Джордж Вашингтон предложил отмечать День благодарения как национальный праздник ежегодно 26 ноября.
В 1864 году по окончании Гражданской войны Авраам Линкольн провозгласил последний четверг ноября каждого года Днём благодарения. В 1939 году Ф. Д. Рузвельт заменил эту дату на предпоследний четверг ноября, однако обязательной силы его декларация не имела. Это вызвало раскол среди штатов: 23 штата праздновали День благодарения в предпоследний четверг, а 22 — в последний. Остальные штаты, например Техас, объявили оба дня праздничными.
В 1941 году Конгресс США принял билль, согласно которому День благодарения должен праздноваться в четвёртый четверг ноября. 26 декабря 1941 года Рузвельт подписал этот билль, установив тем самым существующую до настоящего времени схему.
День благодарения полон традиций. Несколько поколений одной семьи собираются в доме старших на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни. Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 году на первом обеде в честь Дня благодарения. Многие блюда стали не только традицией, но и своего рода символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог. Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда, словно рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола но и олицетворяют обилие осенних даров природы. Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, довершают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая. В Нью-Йорке происходит грандиозный парад, организуемый крупнейшим в мире универмагом «Мейси» с 1927 года. Его главная достопримечательность — надувные игрушки огромных размеров (герои мультфильмов, сказок и телепередач), которые проносят от Центрального парка до входа в универмаг — напротив Геральд-сквера (между Шестой авеню и Бродвеем). Накануне парада происходит церемония надувания игрушек. Вечером над проливом Ист-Ривер устраивается фейерверк. Всё это показывают в прямом трансляции по телевидению.
Почему в России Жатва особенная
Однако евангельские христиане, живущие не в США и Канаде, также отмечают специальный день благодарности Богу за урожай. Поэтому второе традиционное название этого праздника — День жатвы. В России этот праздник отмечается осенью, когда все члены поместной церкви приносят в храмы плоды труда: овощи, фрукты, ягоды, хлеб. Духовное значение праздника, помимо благодарности за урожай, часто заключается в подведении итогов своей духовной жизни, а также предвкушении Второго пришествия Христа. Делается это на основании слов Спасителя: «. жатва есть кончина века. » (От Матфея 13:39). Читающие и проповедующие Евангелие проводят очень близкую параллель между Жатвой последнего времени и сегодняшним праздником — Днём благодарения.
В российские церкви евангельских христиан-баптистов этот праздник пришёл в середине XIX столетия, когда началось евангельское пробуждение среди российских немцев-колонистов, проживающих на юге Российской империи. Особенно торжественно его начали отмечать после 1905 года, когда вышел манифест о веротерпимости и поместным церквам можно было беспрепятственно собираться в молитвенных домах. Именно тогда и сформировались замечательные традиции, о которых говорится в начале статьи.
Невзирая на голод, поместные церкви собирались на этот праздник. Во второй половине 20-х годов XX века во время праздников церкви в СССР открывали двери молитвенных домов и приглашали на праздник жатвы друзей, соседей, коллег по работе. Церковные хоры и оркестры ездили друг к другу в гости, нередко во дворах домов молитвы накрывались праздничные столы, и верующие до позднего вечера общались и славили Бога, свидетельствуя всем окружающим о Божьей любви и милости.
После изменения законодательства в 1929 году вся жизнь верующих должна была, по замыслу атеистов, сконцентрироваться внутри молитвенного дома. Жатвенные праздники были запрещены, и власть активно препятствовала общению поместных церквей. Даже посещение проповедниками других церквей преследовалась. Бушевал воинствующий атеизм, и власть пыталась провести в жизнь безбожную пятилетку, уничтожив религию в СССР. Хотя после войны положение верующих в СССР немного улучшилось, и власть разрешила открывать церкви иметь молитвенные дома, всё равно шла упорная борьба с жатвенными праздниками.
В этом празднике атеисты видели большую угрозу себе, так как он символизирует главные принципы жизни евангельской церкви: благовестие, благодарность Богу, единство верующих и полную зависимость от Господа в повседневной жизни. Именно поэтому благодаря героическим усилиям со стороны верующих атеистам так и не удалось искоренить в праздник Жатвы в церквях ЕХБ.
Источник